Бюджет, его роль в развитии экономики и социальной сфере

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Декабря 2011 в 14:11, курсовая работа

Описание работы

Целью исследования является проведение анализа обоснованности бюджетного

планирования и финансирования государственного бюджета на макро- и микро-

уровнях.

Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд конкретных задач:

- исследовать основные черты и принципы бюджетной системы Российской

Федерации в условиях рыночных отношений;

- разобраться в источниках формирования налоговых и неналоговых поступлений

доходной части бюджетов разных уровней;

- вскрыть возможности оптимизации доходной и расходной частей

государственного бюджета;

- рассмотреть бюджетную классификацию и ее использование при кассовом

исполнении бюджетов через РКЦ банков;

- охарактеризовать отдельные звенья бюджетной системы (бюджеты территорий,

как основную финансовую базу органов местного самоуправления) и вскрыть

проблемы бюджетного федерализма;

Содержание

ВВЕДЕНИЕ..........................3

1. СУЩНОСТЬ И СТРУКТУРА ГОСУДАРСТВЕННОГО БЮДЖЕТА...........................

...........5

1.1 Понятие и особенности бюджета и бюджетной системы в Российской

Федерации.........................5

1.2 Доходы и расходы государственного бюджета, их сбалансированность и

проблемы исполнения..............10

2. ХАРАКТЕРИСТИКА УРОВНЕЙ БЮДЖЕТНОЙ СИСТЕМЫ: роль и значение в экономике

страны.................. 16

2.1 Федеральный бюджет.......................................................16

2.2 Бюджеты субъектов и местные бюджеты................................24

2.3 Внебюджетные фонды.....................29

2.4 Межбюджетные отношения: современная ситуация, проблемы и пути их

решения......................35

3. ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ТЕНДЕНЦИИ ФЕДЕРАЛЬНОГО БЮДЖЕТА РФ НА СОВРЕМЕННОМ

ЭТАПЕ.............39

ЗАКЛЮЧЕНИЕ........................ .48

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ.....................50

Работа содержит 1 файл

КУРСОВАЯ РАБОТА.docx

— 109.36 Кб (Скачать)

размещение населением средств в банковских вкладах  преимущественно в

национальной валюте и на длительные периоды. Отток капитала из страны

существенно сократился. Тем не менее, развитие финансового сектора в стране

отстает от общеэкономической динамики и необходимо срочно принимать

дополнительные  меры по повышению надежности инвестиционных институтов и

банковских учреждений, по обеспечению роста доверия  к ним.

Несмотря на существенное увеличение денежной массы, темпы инфляции в 2003

г., благодаря росту спроса на деньги и сокращению скорости их обращения,

остались на умеренном  уровне, предусмотренном бюджетом.

Вместе с тем  по-прежнему значительная доля прироста экономических показателей

объясняется влиянием факторов сырьевого экспорта. На фоне ряда успешно

развивающихся отраслей в ряде секторов экономики наблюдается  спад объемов

производства. Текущая ситуация в сельском хозяйстве наглядно демонстрирует,

что устойчивый рост производства в этом важнейшем секторе  национальной

экономики пока отнюдь не гарантирован, хотя за последние четыре года

сельское хозяйство  сделало серьезный рывок вперед, производство выросло в

реальном выражении  на 20%, налицо и качественные изменения. Благодаря

рыночным механизмам поддержки агробизнеса на село пошли кредитные ресурсы,

улучшилось качество менеджмента и уже заработала нормальная реакция на

рыночные сигналы, на рыночное воздействие.

Основной задачей, целью большинства проводимых социально-экономических

преобразований  является укрепление среднего класса, растущей год от года

группы самодостаточных  граждан — профессионалов, которые не ждут помощи от

государства, а  способны самостоятельно найти или  создать себе рабочее место и

обеспечить достойную жизнь для себя и своей семьи. Именно они во все времена

и во всех странах  являются той политической опорой, той цементирующей частью

общества, которая  обеспечивает стабильность и устойчивость развивающегося

гражданского общества.

Любые программные  меры Правительства, будь то развитие малого бизнеса или

реформа местного самоуправления, совершенствование  системы образования или

здравоохранения, — все они благоприятствуют преумножению рядов среднего

класса. Этим людям  должна быть предоставлена свобода реального

экономического  выбора — вести свой бизнес, работать по найму, пользоваться

социальными услугами, оказываемыми либо в частном, либо в государственном

секторе, инвестировать  свои накопления в государственные бумаги или в акции

частных компаний. Только раскрепощение их инициативы на основе такого

свободного выбора может обеспечить решение тех амбициозных задач, которые

Президент РФ поставил перед страной.

Достигнутые результаты позволили заложить в закон «О федеральном бюджете на

2004 год» значительный  рост расходов в реальном выражении по большинству

ключевых направлений  государственной политики.

Радикальные меры запланированы и на 2005 г., когда  предполагается снизить

среднюю ставку единого социального налога на 5% эффективной ставки, что

равнозначно снижению налоговой нагрузки еще на 0,5 процента ВВП. Именно

такая разумная налоговая политика, а не бюджетные вливания в экономику,

обеспечит наиболее эффективную поддержку национальной экономики.

Отличительной особенностью нынешнего этапа налоговой реформы является то,

что он проводится полностью за счет федерального бюджета. Потери

региональных бюджетов при отмене налога с продаж составят 62 млрд. руб., а

сумма от передаваемых налогов с федерального уровня на уровень субъектов

Федерации составит 69 млрд. руб., в результате доля территориальных  бюджетов

в консолидированном  бюджете страны, с учетом этих налоговых новаций

увеличится, возрастет с 41 до 44%. А доля субъектов Федерации в общих

расходах с учетом федеральной помощи, предоставляемой  бюджетам регионов,

повысится до 52%

За счет централизации  неравномерных доходов из добывающих регионов, с учетом

регионов-доноров, обеспечиваются более равномерные доходы субъектов

Федерации в целом. Эти доходы теперь составят до 44% доходов  региональных

бюджетов в консолидированном  бюджете страны. Доходы федерального бюджета

сокращаются на 0,6% ВВП, с 18,5 до 17,9%, непроцентные расходы сокращаются

на 1%, с 13,3 до 12,3% ВВП. Общий прирост непроцентных расходов ограничен 304

млрд. руб., то есть на 15% относительно уровня 2003 г. Это  позволит

сконцентрировать расходы на приоритетных направлениях.

Важная задача, которую поставил перед нами Президент, — это повышение

устойчивости экономики, федерального бюджета к воздействию

внешнеэкономической конъюнктуры. Это также непосредственно связано с

экономическим ростом.

Состояние государственных  финансов влияет на множество факторов и условий

экономического роста — темпы инфляции, валютный курс, доступность заемных

ресурсов для  экономики по более низким процентным ставкам. Страна, бюджет

которой чрезмерно  зависит от нестабильных и трудно прогнозируемых внешних

рынков, не может  рассчитывать на устойчивое экономическое  развитие. В связи с

этим был создан Стабилизационный фонд в составе федерального бюджета

Российской Федерации.

Сегодня на 35% доходы федерального бюджета формируются за счет доходов от

нефти, нефтепродуктов и газа. Только нефть обеспечивает 13% доходной

бюджетной системы  страны, а для (федерального бюджета  даже еще выше — 18%.

Изменение цены на нефть на 1 доллар означает изменение  доходов

консолидированного  бюджета на 59 миллиардов, из них на 45 — для федерального

бюджета. То есть, если цена на нефть снизится до 15-16 дол., как это было в

середине 90-х годов, то для исполнения такого бюджета, как  в 2004 г., не

хватит 200 млрд. руб. Поэтому необходимо сохранять и  накапливать

Стабилизационный фонд для предотвращения таких ситуаций. Когда в 1998 г.

цена на нефть  упала до 12 дол. за баррель в среднем, страна столкнулась с

проблемой девальвации  и дефолта. Стабилизационный фонд навсегда обезопасит

от таких ситуаций.

В 2004 г. Стабилизационный фонд пополнится на сумму в 83,4 млрд. руб. Общий

прогноз цены на нефть  — 22 доллара за баррель, в расчете  бюджета была

заложена цена — 20 дол. за баррель. Разница между 20 и 22 поступит в

Стабилизационный фонд. Кроме того, в Стабилизационный фонд предполагается

зачислить частично или полностью остатки средств федерального бюджета, в том

числе средства финансового  резерва, на конец 2003 г.

Само наличие  Стабилизационного фонда способствует повышению суверенного

рейтинга, снижению процентных ставок заимствований частным  сектором в

Российской Федерации, что оборачивается выигрышем  для всей экономики.

В 2004 г. ожидается  около 2400 млрд. руб. инвестиций за счет всех

источников: предприятий, кредитов, государственного бюджета. Важная задача —

сохранить прирост  этих инвестиций в тех темпах, которые  обеспечивались в 2003

г.

Уровень инфляции в 2004 г. должен снизиться до 10%, (в 2000 г.- 20%). В 2006

г. инфляция составит 5,5%, а к 2008 г. можно прийти к уровню, не

превышающему 3%, т.е. Россия будет жить как цивилизованные страны, цены не

будут расти, как  сейчас, включая тарифы естественных монополий.

В ближайшие три  года нужно также провести реструктуризацию бюджетного

сектора. Это включает существенное увеличение эффективности за счет

изменения форм бюджетных  учреждений, планирования результатов их

деятельности.

Преодоление бедности — задача, которую поставил президент, — достигается

результатами проводимой экономической политики. За последние четыре года

реальные доходы населения — это доходы за вычетом инфляции — возросли на

40% и в 2004 г.  возрастут еще на 8%. Число граждан,  проживающих ниже черты

бедности, за последние три года сокращено с 27% до 20,5%. Этот процесс

продолжится и  в 2004 г.

В 2004 г. бюджеты  субъектов Российской Федерации увеличатся на 451 млрд.

руб., что означает прирост в среднем на 27%. При этом из 451 млрд. руб.

прироста доходов 108 млрд. руб. будут направлены на самые  необходимые

расходы: 90 млрд. руб. — на прирост заработной платы  и 18 млрд. руб. — на

индексацию всех необходимых расходов, связанных  с медикаментами,

продовольствием, коммунальными услугами и прочим. В результате в Российской

Федерации только в 15-20 субъектах может сложиться  дефицит по выплате

заработной платы, в связи с чем Правительство предусмотрело соответствующие

резервы в федеральном бюджете, которые позволят решить и эту проблему.

Общий уровень  заработной платы в бюджетном секторе в 2004 г. составит 65% от

уровня средней заработной платы в промышленности (в 2000 г. — 50%, в 2003 г. —

60%). Также продолжится  рост расходов на социальную  политику, на целый ряд

социальных программ. В частности, на социальную помощь — на 20,9%, социальное

обеспечение службы занятости — на 15%.[10]

Среди важнейших  приоритетов, которые назвал Президент, — обеспечение

национальной обороны  и безопасности. Здесь также обеспечивается приоритетный

прирост расходов на национальную оборону — на 19%, что выше уровня

инфляции. Третий год подряд, включая и 2004 г., объем  оборонного заказа

наращивается на 1 млрд. дол. Это позволит обеспечить соответствующие закупки

техники, ремонт подводных  лодок, самолетов и т.д. Этих средств вполне

достаточно для  того, чтобы обеспечить надежность всех механизмов,

применяемых в  Вооруженных Силах. Сегодня ставится также задача увеличения

прозрачности расходов силовых структур.

Продолжается сокращение государственного долга. В 2004 г. он снизится до 3%

ВВП, что, конечно, существенно снижает риски неплатежей, дефолтов и недоверие

к российскому  бизнесу. Как результат — одно из ведущих международных

рейтинговых агентств поставило Россию в десятку самых  привлекательных

инвестиционных  стран мира — на восьмое место.

Бюджет 2004 г. является бюджетом продолжающегося экономического роста,

повышения конкурентоспособности  национальной экономики, уровня жизни

Информация о работе Бюджет, его роль в развитии экономики и социальной сфере