Анализ структуры налоговых доходов бюджета

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Декабря 2011 в 12:03, курсовая работа

Описание работы

В целях преодоления негативных последствий воздействия налогов на развитие экономики возникла объективная необходимость в анализе структуры и динамики налоговых доходов в бюджете страны.
Сегодня остро стоит вопрос о необходимости формирования налоговых доходов.

Содержание

Введение.
Гл.I Роль и значение налогов в экономике
1.1 Генезис налогов
1.2 Экономическая сущность и значение налогов
Гл.II Анализ структуры налоговых доходов бюджета
2.1 Состав и структура доходов в бюджетной системе РФ
2.2 Анализ динамики и структуры налоговых доходов
Гл.III Оптимизационная структура налоговых доходов
3.1 Проблемы формирования налоговых доходов
3.2 Пути совершенствования налоговых доходов
Заключение

Работа содержит 1 файл

Анализ структуры налоговых доходов бюджета.doc

— 309.00 Кб (Скачать)

      Объектом  налогообложения является прибыль, полученная налогоплательщиком.

      В целях определения налоговой  базы по налогу на прибыль, организация  должна уменьшить полученные доходы на величину расходов, за исключением  расходов, не учитываемых в целях  налогообложения прибыли. При это  учитываются только обоснованные и  документально подтвержденные расходы. Обоснованными считаются экономически оправданные затраты в денежной оценке.

      С 1 января 2002 г. в соответствии с введенной  в действие гл.25 НК РФ снижена базовая  ставка налога на прибыль организаций  с 35 до 24%. Понижение общей ставки налога компенсируется отменой целого ряда льгот для различных видов деятельности и субъектов налоговых отношений.

      Налоговые ставки на доходы иностранных организаций  не связанные с деятельностью  в РФ через постоянное представительство, устанавливаются в следующих размерах:

    1. 10% - от использования, содержания и сдачи в аренду судов, самолетов и др. транспортных средств и контейнеров в связи с осуществлением международных перевозок;
    2. 20% - со всех остальных доходов, за исключением доходов по ценным бумагам.

      По  доходам, полученным в виде дивидендов, применяются следующие ставки:

    1. 6% - по доходам в виде дивидендов, полученным от российских организаций российскими организациями и физическими лицами – налоговыми резидентами РФ;
    2. 15% - по доходам, полученным в виде дивидендов от российских организаций иностранными организациями, а также по доходам, полученным в виде дивидендов российскими организациями от иностранных организаций.

      Налог определяется как соответствующая  налоговой ставке процентная доля налоговой  базы по ст.274 НК РФ. Сумма налога по итогам налогового периода определяется налогоплательщиком самостоятельно, за исключением случаев, когда налог удерживается у источника получения дохода. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     2.2 Анализ динамики  и структуры налоговых  доходов

      Формирование  рыночных отношений в России привели  к необходимости серьезного реформирования налоговой системы. При разработке новой налоговой системы использовался  опыт зарубежных стран.

      Благодаря этому, она по видам налогов в  основном соответствует общераспространенным в мировой практике системам налогообложения. Основой налоговой системы явились налоги, ориентированные на модель рыночно экономики (НДС, акцизы, налог на прибыль, подоходный налог с физических лиц, налоги на имущество).

      Однако  фискальная роль отдельных налогов существенно отличается от принятых в мировой практике. Хотя следует отметить, что и в других странах нет единого подхода к формированию доходов бюджета. Налоговая политики любого государства, формирующая бюджетные ресурсы, ориентирована прежде всего на учет конкретной экономической ситуации и стратегических целей регулирования общественного производства.

      Необходимость предварительного ознакомления с подразделением доходов по их видам вызвана тем, что грамотная оценка роли налоговых  и других поступлений в формировании доходов бюджетов возможна лишь при системном подходе, т.е. применительно не только к особенностям структуры доходов по означенным видам, но и к конкретному уровню бюджета (федеральному, региональному или местному). Например, 10% ( здесь может быть и другая цифра) налога на прибыль в структуре доходов федерального, регионального или местного бюджета – разные вещи. С другой стороны, мобилизация 100 тыс.руб. налога на прибыль ( и здесь можно поставить другую сумму) или 100 тыс. руб. местных налогов – также разные вещи. Еще один момент. Мобилизовать определенную сумму налоговых (или неналоговых)  поступлений или обосновать в вышестоящей администрации «крайнюю» необходимость получения финансовой помощи – опять таки разные усилия.

      Исходя  из вышеизложенного, проведем краткий  анализ значимости налоговых поступлений. Обратимся к федеральному уровню бюджетной системы РФ.

      Рис.1 Поступления налоговых доходов  в федеральный бюджет в 2001-2003гг. (в % к ВВП).1 
 
 
 
 
 
 

      Как следует из рис.1 – значительная часть налоговых поступлений  в 2001-2003гг. была обеспечена за счет налога на добавленную стоимость налога на доходы организаций и акцизов.

      В табл.1 представлена структура и  динамика доходов федерального бюджета  РФ в 2001-2004 гг.2

      Таблица2. Структура и динамика доходов федерального бюджета в 2001-2004г.3

Наименование  доходов 2001г. 2002г. 2003г. 2004 г. изменение структуры доходов в 2004 по сравнению с 2003
удельный  вес, % удельный вес, % утвержденная  сумма, млрд. руб. удельный вес, % утвержденная  сумма, млрд. руб. удельный вес, %
Всего доходов

в том  числе:

100,0 100,0 2417,8 100,0 3273,8 100,0  
Налоговые доходы, всего в том числе 93,45 81,21 1892,4 78,3 2612,9 79,8 +1,7
Налог на прибыль организаций 14,47 9,76 179,6 7,43 206,42 7,9 +0,47
НДС 43,27 36,39 946,2 39,13 1246,3 47,7 +8,57
Акцизы 15,76 10,57 231,4 9,56 122,81 4,7 -4,86
Таможенные  пошлины 15,97 15,25 336,0 13,89 671,53 25,7 +11,81
Платежи за природные ресурсы. 3,12 8,64 183,10 7,56 350,13 13,4 +5,84
Прочие налоги и сборы 0,14 0,11 5,40 0,22 6,53 0,25 +0,3
 

      Составлено  по данным федеральных законов о  федеральном бюджете на 2001-2004 гг.

      Доходы  федерального бюджета на 2004 год утверждены  на уровне 3273,84 млрд. руб. исходя из прогнозируемого  объема валового внутреннего продукта в сумме 16130 млрд. руб. и уровня инфляции 10%.

      Анализ  таблицы 2 показывает, что налоговые  доходы занимают лидирующее место в  доходах федерального бюджета, их доля к 2004 году составила более 79,8% , это 1,7% выше показателя предыдущего года.

      Такой небольшой рост объясняется снижением  налоговой нагрузки на экономику, а  также ожиданиями менее благоприятной  внешнеэкономической коньюктуры. Показателем  налогового бремени может служить  доля налоговых доходов консолидированного бюджета в ВВП: в 2004 году она сокращается до 24,2%.

      Основную  долю налоговых доходов федерального бюджета составляют поступления  по косвенным налогам: НДС, акцизы и  таможенные пошлины.

      В структуре косвенных налогов  наиболее существенные поступления  в федеральный бюджет формирует также НДС. Так, на его дол. пришлось в 2002 г. – 36,3%, в 2003 – 39,1%, а в 2004г. – 47,7% всех налоговых доходов федерального бюджета.

      Таким образом, несмотря на снижение ставки налога на добавленную стоимость  его удельный вес в объеме налоговых доходов возрос на 8,5% по сравнению с предыдущим годом и это повышение обусловлено улучшением собираемости налогов и пресечением «теневого» оборота товаров, незаконной предпринимательской деятельности контрабанды.

      Наряду  с НДС в структуре косвенных  налогов в формировании доходов федерального бюджета существенную роль играют акцизы на отдельные виды и группы товаров  ( в 2003 – 9,5%, а в 2004- 4,7%).

      Анализ  таблицы 1 указывает на резкое сокращение акцизов по подакцизным товарам. Это связано с отменой акцизов на природный газ, а также передачей акцизов на алкогольную продукцию с объемной долей свыше 9% в бюджете субъектов Федерации. Конечно, необходимость частичной компенсации отмены налога с продаж не вызывает сомнения, но федеральный бюджет должен разделять тяжесть налоговых реформ с региональными бюджетами. Поэтому, на наш взгляд целесообразно оставить часть акцизов на алкогольную продукцию в федеральном бюджете.

      Но  несмотря на это, увеличение поступлений, в частности, акцизов на этиловый спирт из всех видов сырья и на спиртосодержащую продукцию, производимые на территории России, связаны с повышением ставки акциза, а также сокращением доли нелегально выпускаемой продукции, с ужесточением контроля за деятельностью предприятий отраслей использующих производственные мощности ниже экономически оправданного уровня.1

      В 2004 году существенно возросли в доходах  федерального бюджета как доля, так  и физический объем налогов на внешнюю торговлю.

        Так, удельный вес таможенных  пошлин в налоговых доходах  федерального бюджета возрос с 13,89% в 2003 году до 25,7% в 2004г. (См. табл. 1). Этот рост  в основном  обусловлен значительным ростом мировых цен на нефть. Повышение поступлений , в частности, ввозных ( импортных) таможенных пошлин осуществляется путем улучшения налогового администрирования и замещения необлагаемого ввоза облагаемым.

      В доходах федерального бюджета не наблюдается тенденция существенного  повышения доли прямых налогов, и, прежде всего, налога на прибыль организаций. Такая же тенденция характерна и  для консолидированного бюджета РФ. Это связано как со снижением налоговой ставки (1января 2002 года базовая ставка снижена с 30 до 24%), так и широким применением многочисленных схем минимизации этого налога.

      Данные  таблицы 2 показывают рост на 26.8 млрд.руб. доходов федерального бюджета от налога на прибыль организаций. Такой рост обусловлен снижением нелегального вывода капитала и возвращением части н репатриированной ранее валютной выручки.

      Однако, основной причиной роста поступлений  налога на прибыль за 9 месяцев 2004 года по сравнению с аналогичным периодом прошлого года стало улучшение результатов финансово-хозяйственной деятельности организаций, а также снижение удельного веса убыточных предприятий в 2003 году и в истекшем периоде 2004 года.

      Рис.2 Поступление налога прибыль в консолидированный бюджет Российской Федерации в 2002-2004 годах. 1 
 
 
 
 
 
 
 

      Так, по данным Росстата, в 2003 году сальдированный финансовый результат организаций  основных отраслей экономики составил +1342,8 млрд. руб., что на 42,6% больше, чем в 2002 году. За первое полугодие 2004 года сальдированный финансовый результат организаций основных отраслей экономики равнялся +922,2 млрд. руб., что на 44,4% больше, чем за соответствующий период 2003 года. Помесячные поступления налога на прибыль организаций в консолидированный бюджет в 2002-2004 годах характеризуется вышеприведенными данными ( см. Рис.2).

      Определенную  роль в формировании доходов федерального бюджета играют платежи за пользование  природными ресурсами, хотя в 2003 году наблюдалась тенденция их снижения. Так в 2003 году удельный вес платежей за пользование природными ресурсами в налоговых доходах федерального бюджета составил лишь 7,56%, тогда как в 2002г.8,64% (см. таб.2).

      Однако  по данным таблицы 2 мы видим значительное повышение удельного веса платежей за пользование природными ресурсами на +5,84% в 2004 году по сравнению с предыдущим годом.

      На  положительную динамику основных экономических  показателей значительное влияние  оказали благоприятная коньюктура мировых цен на нефть ( в течении года цена на нефть колебалась в пределах 23-28 долларов США за 1 баррель) и продукты ее переработки, газ, металлы, продукцию лесной и деревообрабатывающей промышленности, оживление производства в отраслях, занятых производством импортозаменяющей продукции, прежде всего в легкой промышленности.

      Социально-экономическое  развитие зависит от внешних и  внутренних факторов. К внешним относят: динамику мировых цен на нефть, темпы  роста  мировой экономики, объем  выплат по внешнему долгу и др. показатели. К внутренним условиям, не зависящим от политики государства, по крайней мере в краткосрочной перспективе, относят: демографическую ситуацию, высокую капиталоемкость и др. Ряд показателей находятся под воздействием экономической политики Правительства РФ: инфляция, реальный курс рубля, тарифы на продукцию естественных монополий, налогообложение и др.

      В абсолютном выражении, по результатам  анализа, произошел рост практически  по всем основным видам налогов. Данный рост был вызван по нашему мнению такими факторами, как: расширение налогооблагаемой базы из-за увеличения производства валового внутреннего продукта, инфляция, усиление контрольной деятельности налоговых органов.

      Несомненно, все это оказывает положительное  влияние на формирование бюджета  страны.

      В чем состоит вклад бюджета в обеспечении экономического роста? Прежде всего, в создании для него благоприятных условий за счет проведения структурных реформ, обеспечения макроэкономической стабильности и повышения эффективности государственного управления.

      Исходя из этого, можно отметить главную особенность бюджета прошлого года – его ориентация на сохранение сбалансированности бюджетной системы в условиях существенного снижения налоговой нагрузки на экономику.

      Таким образом, от научного обоснования налоговой  политики государства, структуры налогов, порядка их исчисления и взимания, организации контроля за полной и своевременной мобилизацией налоговых поступлений зависит по сути дела, более 80% объема федерального бюджета – основной государственной казны.1

Информация о работе Анализ структуры налоговых доходов бюджета