Анализ состояния и прогноз развития бюджетной системы Российской Федерации

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Ноября 2011 в 13:57, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является провести анализ бюджетной системы РФ и определить основные направления ее дальнейшего развития.
Для достижения поставленной в курсовой работе цели решались следующие задачи:
1.Изучение структуры бюджетной системы РФ;
2.Анализ бюджетной системы РФ;
3.Изучение прогноза развития бюджетной системы в РФ.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1 ОСНОВЫ БЮДЖЕТНОЙ СИСТЕМЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 5
1.1.Характеристики бюджетной системы Российской Федерации 5
1.2.Исполнение бюджета 8
1.3.Контроль за исполнением бюджета 12
ГЛАВА 2 РЕТРОСПЕКТИВНЫЙ АНАЛИЗ РАЗВИТИЯ БЮДЖЕТНОЙ СИСТЕМЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 16
2.1.Анализ федерального закона «О федеральном бюджете на 2008 год и на период до 2010 года» 16
2.2. Исполнение федерального бюджета в 2007 году 23
Заключение 25
Список используемой литературы 27

Работа содержит 1 файл

Курсовая 2.doc

— 1.50 Мб (Скачать)

Санкт-Петербургский  колледж управления и экономики 
«Александровский лицей»

КУРСОВАЯ  РАБОТА

по дисциплине: «Бюджетная система РФ» 

Тема: «Анализ состояния и прогноз развития бюджетной системы РФ» 

             080106 «Финансы (по отраслям)»   

Руководитель            

                              подпись         

       Студентки                    Группа   

                      

Работа  выполнена с оценкой     4    
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Санкт-Петербург

     2011

 

Оглавление 

 

     ВВЕДЕНИЕ

     Бюджет  – это форма образования и  распределения фонда денежных средств, предназначенных для обеспечения  задач и функций государства  и органов местного самоуправления.

     Бюджетная система – это совокупность бюджетов государства, административно – территориальных образований, самостоятельных в бюджетах отношении государственных учреждений и фондов, основанная на экономических отношениях, государственном устройстве и правовых нормах.

     Актуальность  темы курсовой работы заключается в том, что от того, как характеризуется бюджет, зависит экономическое и политическое положение нашей страны, а прогноз развития позволит предусмотреть возможные перспективы и пути совершенствования бюджетной системы Российской Федерации.

     Целью курсовой работы является провести анализ бюджетной системы РФ и определить основные направления ее дальнейшего развития.

     Для достижения поставленной в курсовой работе цели решались следующие задачи:

  1. Изучение структуры бюджетной системы РФ;
  2. Анализ бюджетной системы РФ;
  3. Изучение прогноза развития бюджетной системы в РФ.

     Объектом  курсового исследования является бюджетная  система Российской Федерации.

     Предмет исследования - развитие бюджетной системы Российской Федерации.

     Курсовая  работа написана при использовании  Бюджетного кодекса РФ, нормативно-правовым актам РФ, литературы по Бюджетной системе РФ, а так же изданием периодической печати. Для выполнения анализа в практической части были использованы материалы, полученные из Интернета. Библиографический список представлен в конце курсовой работы.

     Работа  по своей структуре состоит из введения, двух глав и заключения. Во введении обозначены актуальность и цель работы, а так же задачи, объект и предмет исследования. В первой главе курсовой работы рассматриваются основы бюджетной системы, состав бюджетной системы, исполнение бюджетной системы и контроль за исполнением бюджетной системы. Во второй части данной работы проведён ретроспективный анализ развития бюджетной системы РФ. В заключение сделаны выводы и подведены итоги.

 

     ГЛАВА 1 ОСНОВЫ БЮДЖЕТНОЙ  СИСТЕМЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

     1.1.Характеристики бюджетной системы Российской Федерации

     Бюджетная система - это совокупность бюджетов государства, административно-территориальных образований, самостоятельных в бюджетном отношении государственных учреждений и фондов, основанная на экономических отношениях, государственном устройстве и юридических нормах1. Бюджетная система является главным звеном финансовой системы государства.

     Основы  бюджетного устройства определяются формой государственного устройства страны, действующими в ней основными законодательными актами, ролью бюджета в общественном воспроизводстве и социальных процессах.

     От  формы государственного и административного  устройства страны зависит также построение бюджетной системы.

     За  более чем тысячелетнюю историю России ее бюджетная система прошла путь от княжеской казны и системы унитарного государства до системы, основанной на федеральном государственном устройстве.

       

       

     Рисунок 1. Состав бюджетной системы

     В соответствии с Конституцией РФ (статьи 71 и 132) и Бюджетным кодексом РФ (статья 10) бюджетная система Российской Федерации состоит из трех уровней:

     I уровень - Федеральный бюджет

     Федеральный бюджет – основной финансовый план государства, утверждаемый Федеральным  Собранием в виде федерального закона. Через федеральный бюджет осуществляется процесс распределения и перераспределения ВВП и созданного национального дохода страны между отраслями народного хозяйства, регионами и слоями населения. На федеральный бюджет возложено финансирование общегосударственных органов власти и управления, мероприятий, связанных с обеспечением обороноспособности государства, развитием науки, подготовки высококвалифицированных специалистов.

     II уровень - Бюджеты субъектов РФ

     Бюджет субъекта РФ (региональный бюджет) – это форма образования и расходования денежных средств, предназначенных для обеспечения задач и функций, отнесенных к предметам ведения субъекта РФ.

     Бюджет  субъекта РФ и свод бюджетов муниципальных  образований, находящихся на его  территории, составляют консолидированный бюджет субъекта РФ.

     Через региональные бюджеты государство  активно проводит экономическую  политику. На основе предоставления органам  власти средств для увеличения их бюджетов осуществляется финансирование промышленности, сельского хозяйства, строительства и содержания дорог, охраны окружающей среды.

     С помощью региональных бюджетов государство  осуществляет выравнивание уровней  экономического и социального развития территорий, которые в результате исторических, географических и др. условий отстали в своем экономическом и социальном развитии от др. районов страны. Для преодоления такой проблемы разрабатываются региональные программы, финансируемые из региональных бюджетов.

     В соответствии с Бюджетным кодексом РФ доходы региональных бюджетов формируются за счет собственных и регулирующих доходов.

     В свою очередь состав бюджетов субъектов  РФ состоит из 21 республики в составе  РФ, 6 краев, 49 областей, бюджета автономной еврейской области и бюджета  городов Москва и Санкт-Петербург.

     III уровень - местные бюджеты2.

     Экономическая сущность местных бюджетов проявляется  в их значении. Они выполняют следующие  функции:

  • формирование денежных фондов;
  • распределение и использование этих фондов между отраслями народного хозяйства;
  • контроль за финансово-хозяйственной деятельностью предприятий, организаций и учреждений, подведомственных этим органам власти.

     Важное  значение имеют местные бюджеты  в осуществлении общегосударственных  экономических и социальных задач  – в первую очередь в распределении государственных средств на содержание и развитие социальной инфраструктуры общества.

     В основе распределения общегосударственных  денежных ресурсов между звеньями бюджетной  системы заложены принципы самостоятельности  местных бюджетов, их государственной финансовой поддержки. Исходя из этих принципов, доходы местных бюджетов формируются за счет собственных и регулирующих источников доходов.

     Состав  местных бюджетов:

  1. Бюджеты муниципальных районов.
  2. Бюджеты городских округов.
  3. Бюджеты городских и сельских поселений.
  4. Бюджеты внутригородских муниципальных образований городов Москвы и Санкт-Петербурга.

     Бюджеты, входящие в бюджетную систему Российской Федерации, самостоятельны и не включаются друг в друга, т. е. бюджеты субъектов Российской Федерации не включаются в федеральный бюджет, а местные бюджеты не включаются в региональные бюджеты.

     Федеральный бюджет и бюджеты государственных  внебюджетных фондов3 разрабатываются и утверждаются в форме федеральных законов, бюджеты субъектов РФ и бюджеты территориальных государственных внебюджетных фондов разрабатываются и утверждаются в форме законов субъектов РФ, местные бюджеты разрабатываются и утверждаются в форме правовых актов представительных органов местного самоуправления либо в порядке, установленном уставами муниципальных образований.

     Консолидированный бюджет представляет собой свод всех уровней бюджетной системы Российской Федерации на соответствующей территории. Консолидированный бюджет, объединяя  все бюджетные показатели какой-либо территории, выполняет, в основном, информационную функцию.

     В отличие от законодательно утверждаемых бюджетов субъектов федерации и  федерального бюджета, консолидированный  бюджет не является законом.

     Консолидированный бюджет РФ включает в себя федеральный  бюджет РФ и консолидированные бюджеты субъектов РФ. В то же время консолидированные бюджеты субъектов РФ состоят из собственно бюджета субъекта РФ и бюджетов муниципальных образований, находящихся на территории данного субъекта РФ.

     1.2.Исполнение бюджета

     Исполнение  бюджета - это важнейший этап бюджетного процесса, действия по мобилизации и использованию бюджетных средств, в процессе исполнения которых участвуют органы исполнительной власти, финансовые и налоговые органы, кредитные учреждения, юридические и физические лица-плательщики налогов в бюджет, получатели бюджетных средств.

     В Российской Федерации устанавливается  казначейское исполнение бюджетов. На органы исполнительной власти возлагаются  организация исполнения бюджетов, управления счетами бюджетов и бюджетными средствами.

     При казначейском исполнении федерального бюджета регистрация о поступлении, регулирование объемов и сроков принятия бюджетных обязательств, совершение разрешительной надписи на право осуществления расходов в рамках выделенных лимитов бюджетных обязательств, осуществление платежей от имени получателей средств федерального бюджета возлагаются на Федеральное Казначейство.

     Исполнение  федерального бюджета осуществляется на основе отражения всех операций и средств федерального бюджета  в системе балансовых счетов Федерального казначейства. В процессе исполнения федерального бюджета запрещается осуществление операций, минуя систему балансовых счетов Федерального казначейства.

     Федеральному  казначейству принадлежит право  открытия и закрытия счетов федерального бюджета, определения их режима. Единый счет Федерального казначейства находится в Банке России. В целях управления средствами федерального бюджета, государственным долгом и совершения платежей Федеральному казначейству предоставлено право открывать и закрывать иные счета федерального бюджета. Счета Федерального казначейства в Банке России и кредитных организациях ведутся на основании договоров, заключаемых в соответствии с гражданским законодательством РФ. Открытие и закрытие счетов федерального бюджета, изменение их режима без решения Федерального казначейства не допускаются.

     Исполнение  федерального бюджета по доходам  включает:

  • перечисление и зачисление доходов федерального бюджета на единый счет Федерального казначейства;
  • распределение в соответствии с утвержденным федеральным бюджетом федеральных регулирующих налогов;
  • возврат излишне уплаченных сумм доходов;
  • учет доходов федерального бюджета и отчетность о доходах федерального бюджета в соответствии с Бюджетной классификацией РФ.

Информация о работе Анализ состояния и прогноз развития бюджетной системы Российской Федерации