Анализ Федерального бюджета в 2000-2001 годах

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Февраля 2012 в 11:18, реферат

Описание работы

В течение длительного времени в прошлом считалось, что государство
через налогово-бюджетную политику определяет, в какой пропорции объем
производства страны должен быть распределен между коллективным и частным
потреблением, а также каким образом бремя платежей за коллективные блага
следует разделить среди населения. Только после разработки кейнсианской
макроэкономической теории была обнаружена неожиданная закономерность:
налогово-бюджетная политика правительства оказывает большое воздействие на
краткосрочную динамику выпуска, занятости и цен.

Содержание

Глава 1. Теоретические основы бюджетных отношений 4
1.1. Понятие, принципы построения и значение бюджета 4
1.2. Основные характеристики бюджета 7
Глава 2. Анализ Федерального бюджета в 2000-2001 годах 12
2.1. Цели и задачи бюджетной политики 12
2.2. Анализ доходов и расходов бюджета в 2000 и 2001 гг. Прогнозы на
будущее 13
Заключение 26

Литература 27

Работа содержит 1 файл

бюджет 2.docx

— 46.08 Кб (Скачать)

    В 2000 году несколько улучшилось  финансовое  состояние  предприятий  и

организаций и  нормализовались  производимые  ими  платежи  и  расчеты,  что

способствовало  сокращению  количества убыточных  предприятий  и  организаций.

Сальдированный  финансовый результат  (прибыль  минус  убыток)  хозяйствующих

субъектов основных отраслей промышленности в   январе  -  ноябре  2000  года

увеличился в 1,8 раза по сравнению с соответствующим  периодом 1999  года.

     Реальные  располагаемые денежные доходы  населения увеличились в  январе

- декабре 2000 года  по сравнению с 1999 годом на 9,1 %,  общая численность

безработных сократилась  на 17,9  процента.

    Темпы роста  цен  производителей  промышленной  продукции  (131,6  %  в

декабре 2000 года к декабрю 1999 года) существенно опережают темпы роста

потребительских цен. Рост  цен   производителей  промышленной  продукции,  а

также произошедшее с августа 2000 года  увеличение  железнодорожных  тарифов

и повышение тарифов  на электроэнергию  стимулировали   инфляцию  издержек  в

отраслях производственного сектора и оказали негативное  влияние на  рост

потребительских   цен.   Увеличение    издержек    снижает    инвестиционную

привлекательность  основных отраслей промышленности,  ограничивая  потенц

иал

экономического  роста на  ближайшую перспективу.

    Сложившаяся  динамика макроэкономических показателей   свидетельствует  о

существенном   отклонении   важнейших   бюджетообразующих   показателей   от

использованных  в расчетах к   проекту  федерального  закона  "О  федеральном

бюджете на 2000 год".

    Утвержденные статьей 1 Федерального закона "О федеральном бюджете на

2000 год" объемы  доходов и  расходов  федерального  бюджета  рассчитывались

исходя из валового  внутреннего   продукта  в  сумме  5350,0  млрд.  рублей,

уровня инфляции - 18,0 %, цены на нефть - 16,4 доллара  США  за  1  баррель.

Объем  валового  внутреннего  продукта  в  2000  году  превысил  принятый  в

расчетах на 1596,5 млрд. рублей, уровень инфляции - на 2,2 %,  средняя цена

на нефть - в 1,7 раза.

    В   целом   положительная   динамика   макроэкономических   показателей

способствовала  расширению налогооблагаемой базы  и  увеличению  платежей  в

федеральный  бюджет.  За  счет   превышения  в   2000   году   уровня   ряда

макроэкономических  показателей над  учтенными  в расчетах   к федеральному

бюджету  были  получены  существенные  дополнительные  доходы   федерального

бюджета, что позволило  практически  в  течение  всего  2000  года  исполнять

федеральный бюджет с  профицитом.

    По состоянию   на  1  января  2000  года  остатки   средств  федерального

бюджета на счетах в банках  составляли  66282,8  млн.  рублей.  В  январе  -

декабре 2000 года в доходы  федерального бюджета поступило 1115906,3  млн.

рублей. Осуществлены заимствования  в  объеме   251782,6  млн.  рублей.  Все

поступления,  включая  входящие  остатки,  заимствования,  поступления    от

продажи имущества, реализации государственных запасов  драгоценных  металлов

и  драгоценных  камней,  составили  1509447,3  млн.  рублей.  За  счет  этих

средств исполнены  расходы   федерального  бюджета  в  объеме  956131,1  млн.

рублей, погашена основная сумма  государственного долга  в  объеме  408422,3

млн. рублей, осуществлены расходы  на  пополнение   государственных  запасов

драгоценных металлов и драгоценных камней в сумме 8762,8  млн.   рублей.  По

состоянию на 1 января 2001 года  остатки  средств  федерального  бюджета  на

счетах  в   банках  составили  136131,2  млн.  рублей,   или   14,2   %   от

произведенных расходов за январь - декабрь  2000 года.

    Федеральным  законом "О внесении изменений  и  дополнений  в  Федеральный

закон  "О   федеральном  бюджете  на  2000  год"  в   связи   с   получением

дополнительных  доходов"  доходы   федерального  бюджета  по   сравнению   с

первоначально утвержденными увеличены на 306061,1  млн. рублей,  или в 1,4

раза, из них: по налоговым  доходам - на 274873,6  млн.  рублей,  неналоговым

доходам - на 1882,9 млн. рублей, по доходам целевых бюджетных  фондов  -  на

29214,5 млн. рублей.

     По  оперативным данным  Счетной   палаты  Российской  Федерации,  доходы

федерального бюджета  в январе - декабре 2000 года составили 1109857,7  млн.

рублей.

    С   учетом  отчислений  в  Федеральный   фонд   Министерства   Российской

Федерации по налогам  и   сборам  и  Федеральной  службы  налоговой  полиции

Российской Федерации  и в Фонд  контрольно-ревизионных  органов  Министерства

финансов Российской  Федерации  доходы   федерального  бюджета  в  январе  -

декабре  2000  года  составили  1115906,3  млн.  рублей,  или  100,6  %   от

утвержденного объема.

    В январе - декабре 2000 года  налоги  и   иные  платежи,  контролируемые

Министерством   Российской  Федерации  по  налогам  и  сборам,  поступили  в

федеральный бюджет в сумме 629374,8  млн. рублей, что  составляет 56,4  %  от

общего объема доходов федерального бюджета,  контролируемые  Государственным

таможенным комитетом  Российской Федерации - в сумме   358804,5  млн.  рублей

(32,2 %), контролируемые Министерством имущественных отношений   Российской

Федерации - в сумме 19114,1 млн. рублей (1,7 процента).[7]

    Теперь  о расходах Федерального бюджета  в 2000 г.

    На уровне  ниже среднего исполнены расходы  по разделам: "Мобилизационная

подготовка  экономики" (84,3  %),  "Культура,  искусство  и  кинематография"

(86,3 %), "Средства  массовой  информации" (87,9 %), "Образование" (88,3  %),

"Здравоохранение   и  физическая  культура"   (88,6    %),   "Промышленность,

энергетика  и  строительство"  (90,7  %),   "Предупреждение   и   ликвидация

чрезвычайных  ситуаций"  (93,7  %),  "Утилизация  и  ликвидация  вооружений,

включая  выполнение   международных  договоров"  (94,1   процента).   Не   в

соответствии  с бюджетными  назначениями   исполнены расходы по   разделу

"Международная   деятельность"   (49,4   %   от   утвержденного     годового

показателя).

       По   подразделам   федерального    бюджета,    имеющим    социальную

направленность, расходы  произведены на недостаточном уровне.  Так,  расходы

на государственные  пособия гражданам,  имеющим детей, (по  подразделу  1807)

составили 9,2 % от годовых  бюджетных назначений, на  молодежную  политику  -

79,3 процента.

     В  течение 2000 года не выделялись  средства  федерального  бюджета   на

государственную  поддержку развития фермерства, на централизованные  закупки

некоторых видов  медицинских  препаратов (гормонов роста для  лечения  детей,

больных    гипофизарным    нанизмом,     онкогематологических    препаратов,

иммунодепрессантов  для лечения больных, перенесших   операции  по  пересадке

органов).

     Несмотря  на принимаемые Правительством  Российской  Федерации  меры  по

погашению  кредиторской задолженности Минобороны России  перед  поставщиками

продукции (работ,  услуг), сумма этой задолженности  остается значительной  и

по состоянию  на 1 декабря 2000 года  составила 49,4 млрд. рублей.

     В  январе - декабре 2000 года финансовая  помощь  субъектам  Российской

Федерации оказана в сумме 101380,7 млн. рублей,  или 104,2  %  от  годовых

бюджетных назначений.

      Расходы  произведены  по  всем  видам  финансовой   помощи,   включая

дополнительную   финансовую  помощь   из   федерального   бюджета   бюджетам

Республики Коми и Красноярского  края  на  северный  завоз,  государственную

финансовую  поддержку  прибрежных  регионов,   финансирование  расходов   на

содержание объектов  жилищного  фонда  и  социальной  сферы,   переданных  в

ведение органов  местного самоуправления до 1 января 2000 года.

     В  2000 году перечислено субъектам  Российской Федерации бюджетных   ссуд

на сумму 12078,0   млн.  рублей.  По  состоянию  на  31  декабря  2000  года

произведены взаимные  расчеты  по   задолженности  федерального  бюджета  по

средствам, причитающимся  субъектам Российской   Федерации,  и  задолженности

субъектов Российской Федерации по  бюджетным  ссудам  (кредитам)   на  сумму

3375,3 млн. рублей.

     Остаток  непогашенных бюджетных ссуд  по состоянию на 1 января 2000 года

составлял 6275,6 млн.  рублей,  на  31  декабря  2000  года  -  4962,0  млн.

рублей.  Наибольшую  сумму  задолженности  перед   федеральным  бюджетом  по

ссудам имеют  Красноярский край (498,1  млн.  рублей),  Кемеровская   область

(958,1 млн. рублей) и Орловская область (614,5 млн.  рублей).

      11.6.  На  финансирование  государственных   капитальных  вложений  из

22430,1 млн. рублей,  предусмотренных федеральным бюджетом  на  2000  год,  в

январе - декабре 2000 года направлено  19120,6 млн. рублей, или  85,2  %  от

утвержденного годового показателя.

     Финансирование  федеральных  целевых  программ  осуществлено  в  сумме

57775,0 млн. рублей, или  95,2 % от объема средств,  предусмотренных на год.

     Из  средств, выделенных на финансирование  федеральных целевых программ,

государственные  инвестиции составили 17,9 %, расходы  на  НИОКР  -  15,1  %,

текущие расходы  на прочие нужды -  67,0 процента.

     Из  Фонда регионального развития  на финансирование федеральных  программ

развития регионов  в январе -  декабре  2000  года  перечислены  средства  в

сумме 2124,6 млн. рублей, или 95,9 % от  объема, установленного  федеральным

бюджетом на 2000 год. Финансирование открыто по всем  42 программам.

    Сложившаяся   конъюнктура  мировых  цен   на  ряд   товаров   российского

экспорта, а также  недостаточная степень точности прогнозируемых  параметров

основных   макроэкономических    показателей,   учтенных   в   расчетах    к

федеральному бюджету  на  2000  год,  привели  к  получению  уже   в  первой

половине года  значительных  объемов  дополнительных  доходов.  Это  создало

условия для  их  расходования  в  течение  второго  полугодия  2000  года  с

нарушением  требований   бюджетного    законодательства   и   способствовало

увеличению остатков средств федерального бюджета на  счетах Минфина  России,

Информация о работе Анализ Федерального бюджета в 2000-2001 годах