Анализ бюджета

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Декабря 2011 в 07:13, контрольная работа

Описание работы

1 вопрос. В ходе бюджетного года и по окончании его годового цикла центральные и территориальные финансовые органы постоянно проводят аналитическую работу по результатам составления и исполнения бюджета.
2 вопрос. Для проведения анализа бюджета используются определенные методы и инструментарий.

Работа содержит 1 файл

Анализ бюджета.doc

— 48.00 Кб (Скачать)

Анализ бюджета

1 вопрос. В ходе бюджетного года и по окончании его годового цикла центральные и территориальные финансовые органы постоянно проводят аналитическую работу по результатам составления и исполнения бюджета.

Цели бюджетного анализа:

• оценка конечных результатов составления и исполнения бюджета;

• обоснование  финансово-бюджетной политики правительства и администраций территорий;

• обоснование  параметров показателей при формировании бюджетов;

• выявление  факторов и причин, оказавших влияние  на невыполнение плановых показателей бюджета;

• обоснование  принятия и проверка выполнения постановлений и решений органов власти в сфере управления;

• выявление  резервов при составлении и исполнении бюджета;

• обеспечение  полного, своевременного и стабильного выполнения плана мобилизации в бюджет доходов;

• обеспечение  полного и своевременного выполнения плана финансирования мероприятий, предусмотренных в              бюджете;

• выявление  недостатков в деятельности получателей  бюджетных средств, приводящих к нерациональному, нецелевому и неэффективному использованию бюджетных ассигнований;

• определение  экономической и социальной эффективности бюджетных расходов;

• выявление  недостатков в работе финансовых органов в ходе составления и  исполнения бюджета и подготовка предложений по их устранению;

• совершенствование  бюджетного процесса и межбюджетных отношений.

Кроме перечисленных  выше общих для всех бюджетов задач, анализ территориальных бюджетов позволяет:

• определить уровень  финансовой самодостаточности территории, состояние базы ее собственных доходов;

• определить уровень  устойчивости территориального бюджета;

• выявить факторы, воздействующие на финансовое положение территории, и степень влияния этих факторов на территориальный бюджет;

• определить приемлемость и справедливость с точки зрения населения проводимой местной администрацией бюджетной политики.

Следует отметить, что в современной практике работы финансовых органов применяется главным образом анализ исполнения бюджетных показателей. Вопросы же, связанные с анализом состояния бюджетов, их устойчивости, еще недостаточно разработаны. В то же время в условиях кризисного состояния экономики в стране и в регионах, повышения роли территориальных органов власти и территориальных бюджетов в решении экономических и социальных задач проблемы устойчивости территориальных бюджетов, а следовательно, и анализ этих проблем очень актуальны.

2 вопрос. Для проведения анализа бюджета используются определенные методы и инструментарий.

Наиболее простой  метод — сравнение, когда бюджетные показатели отчетного периода сравниваются либо с плановыми, либо с показателями за предыдущий период (базисными). При сравнении показателей за предыдущий период необходимо добиться их сопоставимости, т. е. показатели следует пересчитать с учетом однородности составных элементов, инфляционных процессов в экономике, методов оценки и др.

Следующий метод  — группировки, когда показатели группируются и сводятся в таблицы. Это позволяет проводить аналитические расчеты, обнаружить тенденции развития отдельных явлений и их взаимосвязи, факторы, влияющие на изменение показателей.

Метод цепных постановок, или элиминирования, заключается  в замене отдельного отчетного показателя базисным. При этом все остальные  показатели остаются неизменными. Этот метод позволяет определить влияние отдельных факторов на совокупный бюджетный показатель.

В качестве инструментария для бюджетного анализа могут  использоваться бюджетные коэффициенты — относительные показатели финансового  состояния территории, которые выражают отношения одних абсолютных бюджетных показателей к другим.

Бюджетные коэффициенты могут использоваться для сравнения показателей финансового состояния конкретной территории с аналогичными показателями других территорий, для выявления динамики развития показателей и тенденций изменения финансового состояния территории.

Анализ бюджета  должен вестись раздельно по доходам  и расходам.

Для бюджетного анализа могут использоваться:

1) горизонтальный  анализ, в ходе которого сравниваются текущие показатели бюджета с показателями за прошлый период, а также плановые показатели с фактическими;

2) вертикальный  анализ, в результате которого  определяется структура бюджета,  доля отдельных бюджетных показателей  в итоговом показателе и их  влияние на общие результаты;

3) трендовый  анализ, который проводится в  целях выявления тенденций изменения  динамики бюджетных показателей.  В ходе этого анализа сравниваются  плановые или отчетные показатели  за ряд лет. На основе ретроспективного  анализа возможно прогнозирование бюджетных показателей на будущее;

4) факторный  анализ, суть которого заключается  в выявлении влияния отдельных  факторов на бюджетные показатели (например, влияние на величину  показателей расходов на социально-культурные мероприятия таких факторов, как численность контингента бюджетных учреждений, период функционирования этих учреждений, уровень цен, индексы инфляции и т. д.);

В ходе аналитической  работы могут использоваться абсолютные показатели доходной и расходной частей бюджета, относительные показатели — бюджетные коэффициенты (бюджетной автономии, обеспеченности собственными доходами, соотношения собственных и регулирующих доходов и др.); выявляться тенденции развития бюджетных показателей, количественные и качественные стороны влияния отдельных факторов на процесс формирования и исполнения бюджета.

3 вопрос. В качестве примера бюджетного анализа приведем метод анализа устойчивости территориального бюджета.

Уровень устойчивости территориального бюджета может определяться объемом средств, необходимых для обеспечения минимальных, детерминированных бюджетных расходов. Минимальные бюджетные расходы — понятие, неоднократно отраженное в законодательных актах Российской Федерации. Это средства, предусмотренные в бюджете для финансирования конституционно гарантированных мероприятий по жизнеобеспечению населения. Это бюджетные средства, направляемые на содержание учреждений, предприятий и организаций, состоящих на бюджете и предоставляющих бесплатные или на льготных условиях услуги и товары населению.

Устойчивость  бюджета характеризуется четырьмя типами его состояния:

1) абсолютно  устойчивым;

2) нормальным;

3) неустойчивым;

4) кризисным.

Нами предлагаются следующие методы определения степени  устойчивости территориальных бюджетов.

1) Абсолютно  устойчивое состояние бюджета  возможно при условии, если

Рм < Дс + Др ,

где Рм — минимальные  расходы бюджета;

Дс — собственные  доходы бюджета;

Др — регулирующие доходы бюджета.

2) Нормальное  состояние

Рм = Дс + Др.

3) Неустойчивое  состояние                                                               

 Рм = Дс + Др + ДД ,

где ДД — дополнительно  привлеченные финансовые ресурсы (свободные  остатки бюджетных средств, внебюджетные средства и др.).

4) Кризисное  состояние:

Рм > Дс + Др

Возможны и  следующие количественные критерии для определения степени устойчивости бюджета.

1) Абсолютно  устойчивое состояние бюджета  возможно при следующих условиях:

Дс : Д = 60-70%,

Др : Д  =30-40%,

З : Р= 10-15%,

где Д — общая  сумма бюджетных доходов;

Р — общая  сумма бюджетных расходов;

З — бюджетная  задолженность (в % к планируемым  расходам бюджета).

2) Нормальное  состояние бюджета:

Дс : Д = 40-50%,

Др : Д  =50-60%,

З : Р= 30-35%,

3) Неустойчивое  состояние:

Дс : Д = 5-10%,

Др : Д  =90-95%,

З : Р= 40-50%,

Для анализа  бюджета в качестве инструментария могут использоваться бюджетные коэффициенты. Они позволяют сравнивать характеристики бюджета за различные периоды времени, сравнивать показатели бюджета конкретной территории с аналогичными показателями бюджетов других территорий. Такие коэффициенты могут быть использованы в качестве нормативов (критериев) состояния бюджета. Эти критерии могут разрабатываться на базе наиболее успешно составленных и исполненных бюджетов, на базе групп бюджетов, сформированных по территориальному признаку, и т.д.

Для анализа  бюджета предлагаем использовать следующие  бюджетные коэффициенты:

1) Коэффициент  соотношения регулирующих и собственных  бюджетных доходов:                                                               

 Кр.с = Др : Дс

2) Коэффициент  автономии:                                                               

 Ка = Дс : Д  .

3) Коэффициент  обеспеченности минимальных расходов  собственными доходами:

Ко.р = Дс : Рм

4) Коэффициент  бюджетного покрытия:

Кб.п =Д : Рм

5) Коэффициент  бюджетной задолженности 

 Кб.з = З:  Р.

6) Коэффициент  бюджетной результативности региона:

Кб.р = Дт : Ч, 

где Дт — территориальные  бюджетные доходы,

Ч — среднегодовая  численность населения региона.

7) Коэффициент  бюджетной обеспеченности населения

Кб.о = Р : Ч.

С помощью этих инструментов достигается объективизация в оценке состояния территориальных  бюджетов, выявляются факторы, влияющие на это состояние.

В свою очередь  знание этих факторов и меры их влияния  на бюджет позволяют определить причины негативных явлений в бюджетной сфере и более качественно готовить мероприятия по их устранению.

4 вопрос. Бюджетный анализ может проводиться по результатам как составления, так и исполнения бюджета.

Анализ составления  бюджета включает следующие направления исследований:

• анализ финансового  состояния отраслей сферы материального производства;

• анализ ожидаемого исполнения бюджета текущего года;

• анализ показателей  сводного финансового баланса;

• анализ доходной части проекта бюджета по источникам доходов;

• анализ расходной  части проекта бюджета по направлениям использования бюджетных средств.

Анализ исполнения бюджета включает:

• анализ выполнения показателей поступления доходов  по отдельным источникам и отраслям хозяйства;

• анализ исполнения плана расходов по направлениям финансирования и отраслям производственной и непроизводственной сферы;

• анализ исполнения долговых бюджетных обязательств;

• анализ кассового  исполнения бюджета.

Проведение комплексного анализа бюджета позволяет получить необходимую информацию представительным и исполнительным органам власти для принятия решений при формировании и осуществлении финансовой политики, выявления резервов в мобилизации средств в бюджет, повышения эффективности их использования, усиления контроля за их освоением. 

Информация о работе Анализ бюджета