Внебюджетные фонды

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Декабря 2011 в 19:03, реферат

Описание работы

Центральным элементов финансовой системы страны является государственный бюджет. Бюджет служит для аккумуляции финансовых ресурсов и их использования на выполнение основных функций государства. Таким образом, бюджет является инструментом экономической и социальной политики, служит для перераспределения части валового внутреннего продукта страны с учетом общественных интересов.
Вопрос об определении понятия “государственный бюджет” является дискуссионным, в теории и на практике существуют различные подходы к ответу на него. Под бюджетом может пониматься “система императивных денежных отношений, в процессе которых образуется и используется бюджетный фонд”.

Работа содержит 1 файл

семинар 2.docx

— 44.60 Кб (Скачать)

институционализация общественных предпочтений. В демократических государствах принятию закона о бюджете обязательно предшествует его рассмотрение в парламенте. На этом этапе в составленный правительством законопроект вносятся корректировки с учетом мнений депутатов, представляющих интересы своих избирателей. Таким образом, структура бюджета отражает общественные предпочтения в отношении государственной политики. Посредством механизмов представительной демократии эти предпочтения воплощаются в конкретных цифрах доходных или расходных статей.

4. регулирующая функция. В условиях рыночной экономики основным инструментом государственного регулирования является финансовая система, центральным звеном которой является бюджет. Любые значимые решения в области экономической политики должны иметь финансовое обеспечение, поэтому они подкрепляются соответствующими бюджетными расходами.

Осуществляя расходы на здравоохранение, образование, социальное обеспечение, государство  регулирует социальное развитие и уровень  жизни населения страны. С помощью  расходов на поддержку отдельных  отраслей экономике обеспечивается производство общественно-значимых товаров  и услуг, которое с точки зрения рынка может быть неэффективным. Бюджет является инструментом региональной политики, поскольку за счет средств регионов-доноров осуществляется поддержке депрессивных и кризисных территорий, имеющих недостаточный экономический потенциал или испытывающих последствия чрезвычайных ситуаций.

Влияние бюджета не ограничивается государственным сектором экономики и выходит далеко за его пределы. Регулирующее влияние оказывают не только бюджетные расходы, но и налоги, стимулирующие или сдерживающие развитие отдельных отраслей или сфер деятельности.

Названные функции бюджета носят объективный характер и имеют место в любой стране мира, независимо от уровня развития демократических институтов и характера государственной экономической политики. Некоторые из них могут противоречить друг другу. Например, для успешной реализации контрольной и информационной функции бюджет должен быть стабильным, а регулирующая функция, наоборот, предполагает его изменение в зависимости от текущих условий социально-экономического развития. Выбор между стабильностью или гибкостью бюджета определяется задачами политики государства, сложившимися традициями и общественными предпочтениями, а также рядом других факторов.

Необходимые свойства бюджета

Для того, чтобы бюджетная система могла эффективно выполнять возложенные на нее функции, необходимо выполнение ряда обязательных требований, важнейшим из которых является прозрачность бюджета. Оно означает информационную открытость бюджетной системы не только для государственных органов, но и для общества в целом; полноту отражения доходов и расходов бюджета, открытость методики расчета отдельных его статей; точность, достоверность и оперативность отчетов об исполнении бюджета; четкое определение процедур его составления, утверждения и исполнения; наличие эффективных механизмов контроля на всех этапах бюджетного процесса.

Для повышения  прозрачности бюджетного процесса необходима четкая регламентация всех его этапов и полномочий его участников. Законодательство определяет функции отдельных органов государственной власти, участвующих в разработке и исполнении бюджета, порядок их взаимодействия на различных этапах бюджетного процесса и ряд других моментов.

Открытость  бюджетных материалов позволяет  гражданам и организациям получить представление о направлениях социально-экономической  политики государства не только на очередной год, но и на более длительную перспективу. Поэтому важнейшие  документы, сопровождающие бюджетный процесс, должны обязательно публиковаться в средствах массовой информации. Это касается не только утвержденного текста закона о бюджете на очередной год, но и других материалов: оценок текущего состояния экономики страны и прогнозов ее развития, концепции государственной политики, отчетов обисполнении бюджета и т.д.

С прозрачностью бюджета тесно связано требование его полнотыБюджет должен охватывать все финансовые потоки государственных учреждений. Различный виды доходов должны зачисляться на единый бюджетный счет, с которого финансируются все предусмотренные расходы. Если это требование не соблюдается, бюджет не может в полной мере выполнять свои функции, в первую очередь информирования и контроля.

Инструментом  обеспечения прозрачности и полноты бюджета является бюджетная классификация. Под бюджетной классификацией понимается законодательно установленная группировка доходов и расходов бюджета, источников покрытия его дефицита, видов внутреннего и внешнего долга, используемая для составления и исполнения бюджетов всех уровней и обеспечивающая сопоставимость их показателей. Это своего рода универсальный язык описания бюджетаБюджетная классификация позволяет систематизировать информации о состоянии бюджетной системы, она утверждается федеральным законом и является единой для всех уровней бюджетной системы. По мере появления новых видов доходов или направлений расходов государственных средств классификация должна пересматриваться.

В различных  странах масштабы и границы бюджетного сектора существенно отличаются. Более того, они могут меняться с течением времени, например при  проведении политики национализации или приватизации отдельных секторов экономики. Но для каждого периода они должны быть известны и законодательно закреплены. Государственная политики должна рассматриваться налогоплательщиками как легитимная, а это предполагает четкое понимание того, на какие цели и в каком объеме расходуются средства бюджета 

  1. Сущность  и содержание бюджетной  системы═ Российской Федерации, направления ее реформирования.

     Бюджетная система государства √ это совокупность всех видов бюджетов.

     Бюджетный кодекс РФ определяет бюджетную систему РФ как основанную на экономических отношениях и гос устройстве РФ, регулируемую нормами права совокупность федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ, местных бюджетов и бюджетов гос внебюджетных фондов.

     Взаимосвязь между отдельными звеньями, организацию  и принципы построения бюджетной  системы принято называть бюджетным устройством.

     В иерархически упорядоченной бюджетной  системе РФ можно выделить следующие  уровни:

     1) Федеральный бюджет  и бюджеты гос внебюджетных фондов

     2) Бюджеты субъектов  РФ и бюджеты  гос территориальных внебюджетных фондов, в т.ч.:

         - республиканские  бюджеты

         - бюджеты  автономных областей и округов

         - областные  и краевые бюджеты

         - бюджеты  городов федерального значения  Москвы и Санкт-Петербурга

     3) Местные бюджеты, в т.ч.:

         - бюджеты  муниципальных районов

         - бюджеты  городских округов

         - бюджеты  внутригородских муниципальных  образований, городов федерального  значения

         - бюджеты  городских и сельских поселений

    4/ Организационно-правовые  основы построения  бюджетной системы  РФ

     В основе бюджетной системы РФ лежит бюджетное законодательство, в составе которого представлены бюджетный кодекс РФ и принимаемые в соответствии с ним федеральные законы, законы субъектов РФ и нормативно-правовые акты представительных органов местного самоуправления.

     Структура бюджетного законодательства РФ:

     Бюджетный кодекс РФ →

     →1.Законы, принятые на соответствующий год:

         - ФЗ ╚о федеральном бюджете╩

          - законы субъектов РФ о бюджете  субъектов РФ

         - правовые  акты органов местного самоуправления  о местных бюджетах

     →2.Законы, регулирующие бюджетные отношения:

         - федеральные  законы

         - законы  субъектов РФ

         - правовые  акты органов местного самоуправления.

     Бюджетный кодекс РФ √ это свод законов о функционировании и развитии бюджетной системы РФ. Обеспечивает финансовое регулирование бюджетных правоотношений. Устанавливает общие принципы бюджетного законодательства, правовые основы функционирования бюджетов различных уровней, правовое положение субъектов бюджетных отношений, порядок регулирования межбюджетных отношений. Определяет основы бюджетного процесса, основания и виды ответственности за нарушение законодательства.

    6/ Принципы построения  бюджетной системы  Российской Федерации.

     Бюджетным кодексом РФ глава 5 законодательно закреплено, что бюджетная система РФ основана на следующих принципах:

     1)единство  бюджетной системы РФ

     2)самостоятельность  бюджета

     3)полнота  отражения доходов и расходов  бюджета и бюджетов гос внебюджетных фондов

     4)сбалансированность  бюджета

     5)эффективность  и экономность использования  бюджетных средств

     6)общее  (совокупное) покрытие бюджетов

     7)достоверность  бюджета

     8)адресность и целевой характер бюджетных средств и др.

    7/ Бюджетные полномочия  органов государственной  власти и органов  местного самоуправления.

     Органы  гос власти субъектов РФ и органы местного самоуправления принимают нормативно-правовые акты, регулирующие бюджетные правоотношения в пределах своей компетенции.

     К бюджетным правоотношениям относятся:

     1.отношения,  возникающие между субъектами  бюджетных правоотношений в процессе  формирования доходов и осуществления  расходов бюджетов всех уровней  бюджетной системы РФ и гос внебюджетных фондов, осуществления гос и муниципальных заимствований, регулирования гос и муниципального долга;

     2.отношения,  возникающие между субъектами  бюджетных правоотношений в процессе  составления и рассмотрения проектов  бюджетов всех уровней бюджетной  системы РФ, контроля за их исполнением.

Информация о работе Внебюджетные фонды