Уровни бюджетной системы РФ

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Июня 2013 в 13:59, курсовая работа

Описание работы

Центральное место в бюджетной системе любого государства занимает государственный бюджет - имеющий силу закона финансовый план государства (роспись доходов и расходов) на текущий (финансовый) год. Новый Бюджетный кодекс Российской Федерации (БК РФ) определяет бюджет как «форму образования и расходования фонда денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государства и местного самоуправления». Таким образом, государственный бюджет, являясь для государства средством аккумулирования финансовых ресурсов, дает государственной власти возможность содержания государственного аппарата, армии, выполнения социальных мероприятий, реализации приоритетных экономических задач, т.е. выполнения государством присущих ему функций.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
1. ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СУЩНОСТЬ И СОДЕРЖАНИЕ БЮДЖЕТНОЙ СИСТЕМЫ РФ
1.1 Бюджет, бюджетная система и бюджетное устройство
1.2 Характеристика уровней бюджетной системы
2. ПАРАМЕТРЫ ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ БЮДЖЕТНОЙ СИСТЕМЫ РФ
2.1 Доходы и расходы государственного бюджета, их сбалансированность и проблемы исполнения
2.2 Бюджетная система РФ в период кризиса и плановые показатели до 2012г.
3. ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ БЮДЖЕТНОЙ СИСТЕМЫ И МЕЖБЮДЖЕТНЫХ ОТНОШЕНИЙ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

Работа содержит 1 файл

Уровни бюджетной системы РФ.rtf

— 4.02 Мб (Скачать)

 

1.2 Характеристика уровней бюджетной системы

 

Федеральный бюджет РФ входит в первый уровень бюджетной системы РФ. Он является основным финансовым планом государства, утверждаемым Федеральным Собранием и имеющим статус федерального закона. Через федеральный бюджет мобилизуются финансовые ресурсы необходимые для последующего их перераспределения и использования для целей государственного регулирования экономического развития страны и реализации социальной политики на территории всей России. При составлении проекта бюджета учитываются не только данные о прогнозируемых размерах доходов бюджета и необходимых государственных расходов, бюджет строится с учетом необходимости осуществления избранной экономической политики.

Рассмотрим федеральные налоги. Федеральные налоги вводятся и устанавливаются федеральными законодательными органами власти (Государственной Думой и Советом Федерации) и взимаются на всей территории страны. [12, с.58]

Налоговые доходы федерального бюджета: налог на прибыль организаций (100%), налог на добавленную стоимость (100%), акцизы на спирт этиловый из пищевого сырья (50%), акцизы на спирт этиловый из всех видов сырья (100%), акцизы на спиртосодержащую продукцию (50%), акцизы на табачную продукцию (100%), акцизы на автомобили легковые и мотоциклы (100%), акцизов по подакцизным товарам и продукции (100%), налог на добычу полезных ископаемых в виде углеводородного сырья (100%), регулярные платежи за добычу полезных ископаемых (роялти) при выполнении соглашений о разделе продукции в виде углеводородного сырья (100%), сборы за пользование объектами водных биологических ресурсов (20%), водный налог (100%), государственная пошлина (за исключением государственной пошлины, подлежащей зачислению в бюджеты субъектов Российской Федерации и местные бюджеты и указанной) (100%).

Ставки федеральных налогов и пропорции зачисления собираемых средств в бюджеты разных уровней устанавливаются законодательными актами и Указами Президента. В условиях трансформирования экономических отношений в России, изменения и уточнения в механизме налогообложения происходят ежегодно и даже чаще.

Неналоговые доходы федерального бюджета: доходы от использования имущества, находящегося в государственной собственности Российской Федерации, доходы от платных услуг, оказываемых федеральными казенными учреждениями, находящимися в ведении органов государственной власти РФ (100%), доходы от продажи имущества (кроме акций и иных форм участия в капитале, государственных запасов драгоценных металлов и драгоценных камней), находящегося в государственной собственности РФ, за исключением имущества федеральных бюджетных и автономных учреждений, имущества федеральных государственных унитарных предприятий (100%), часть прибыли унитарных предприятий, созданных РФ, остающейся после уплаты налогов и иных обязательных платежей, лицензионные сборы (100%), таможенные пошлины и таможенные сборы (100%), плата за использование лесов в части минимального размера арендной платы и минимального размера платы по договору купли-продажи лесных насаждений (100%), плата за пользование водными объектами, находящимися в федеральной собственности (100%), платы за негативное воздействие на окружающую среду (20%), консульские сборы (100%), патентные пошлины (100%), плата за предоставление информации о зарегистрированных правах на недвижимое имущество и сделок с ним, выдачу копий договоров и иных документов, выражающих содержание односторонних сделок, совершенных в простой письменной форме (100%), сборы в счет возмещения фактических расходов, связанных с совершением консульских действий (100%), а также прибыль Центрального банка РФ, остающаяся после уплаты налогов и иных обязательных платежей - по нормативам, установленным федеральными законами, доходы от внешнеэкономической деятельности. [1, с.41]

Данные свидетельствуют, что 84, 3% всех доходов федерального бюджета составляют налоговые доходы. Большую долю в структуре налоговых доходов составляет налог на добавленную стоимость, неналоговые доходы составляют лишь 7% от общей суммы доходов. Необходимо отметить, что ряд федеральных налогов являются регулирующими, т. е. часть из них направляется в бюджеты субъектов Федерации и местные бюджеты.

Бюджеты субъектов Российской Федерации входят во второй уровень бюджетной системы. Это форма образования и расходования денежных средств, предназначенных для обеспечения задач и функций, отнесенных к предметам ведения субъекта РФ. Бюджеты субъектов РФ - один из главных каналов доведения до населения конечных результатов производства. Из этих бюджетов в значительной мере финансируется развитие отраслей производственной сферы, в первую очередь местной, легкой и пищевой промышленности, коммунального хозяйства, развитие транспорта и связи. Важное значение имеют бюджеты субъектов в осуществлении общегосударственных и социальных задач, в первую очередь в распределении государственных средств на содержание и развитие социальной инфраструктуры общества. [7, с.24]

Налоговые доходы бюджетов субъектов Российской Федерации: налог на имущество организаций (100%), налог на игорный бизнес (100%), транспортный налог (100%).

В бюджеты субъектов Российской Федерации подлежат зачислению налоговые доходы от следующих федеральных налогов и сборов, в том числе предусмотренных специальными налоговыми режимами: налог на прибыль организаций по ставке, установленной для зачисления указанного налога в бюджеты субъектов РФ (100%), налог на прибыль организаций при выполнении соглашений о разделе продукции и не предусматривающих специальных налоговых ставок для зачисления указанного налога в федеральный бюджет и бюджеты субъектов РФ (80%), налог на доходы физических лиц (70%), налог на доходы физических лиц, уплачиваемого иностранными гражданами в виде фиксированного авансового платежа при осуществлении ими на территории РФ трудовой деятельности на основании патента (100%), акцизы на спирт этиловый из пищевого сырья (50%), акцизов на спиртосодержащую продукцию (50%), акцизы на алкогольную продукцию (100%), акцизы на пиво (100%), налог на добычу общераспространенных полезных ископаемых (100%), регулярные платежи за добычу полезных ископаемых (роялти) при выполнении соглашений о разделе продукции в виде углеводородного сырья (5%), сборы за пользование объектами водных биологических ресурсов (80%), сборы за пользование объектами животного мира (100%), и т.д.

К неналоговым доходам бюджетов субъектов Российской Федерации относятся: доходы от использования имущества, находящегося в государственной собственности субъектов РФ (100%), доходы от продажи имущества (кроме акций и иных форм участия в капитале), находящегося в государственной собственности субъектов (100%), доходы от платных услуг, оказываемых казенными учреждениями субъектов РФ, части прибыли унитарных предприятий, созданных субъектами РФ, остающейся после уплаты налогов и иных обязательных платежей в бюджет, платы за негативное воздействие на окружающую среду (40%), плата за использование лесов (100%), декларационный платеж (100%), доходы от передачи в аренду земельных участков (20%), доходы от продажи земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена и которые расположены в границах городских округов (20%), и т.д. [1, с.45]

Местные бюджеты составляют третий уровень бюджетной системы Российской Федерации. Бюджет муниципального образования (местный бюджет) - форма образования и расходования денежных средств, предназначенных для обеспечения задач и функций, отнесенных к предметам ведения местного самоуправления. На местные органы власти возложена важная задача по осуществлению социальной политики государства. Финансирование мероприятий по социальному обслуживанию населения в значительной части проводится за счет местных бюджетов. [11, с.54]

Налоговыми доходами бюджетов поселений являются: земельный налог (100%), налог на имущество физических лиц (100%).

В бюджеты поселений зачисляются налоговые доходы от следующих федеральных налогов и сборов: налог на доходы физических лиц (10%), единый сельскохозяйственный налог (35%), государственная пошлина за совершение нотариальных действий должностными лицами органов местного самоуправления поселения, за выдачу специального разрешения на движение по автомобильной дороге транспортного средства, осуществляющего перевозки опасных, тяжеловесных и (или) крупногабаритных грузов (100%).

Налоговыми доходами муниципальных районов являются: земельный налог, взимаемого на межселенных территориях (100%), налог на имущество физических лиц, взимаемого на межселенных территориях (100%).

В бюджеты муниципальных районов подлежат зачислению налоговые доходы от следующих федеральных налогов и сборов: налог на доходы физических лиц (20%), налог на доходы физических лиц, взимаемого на межселенных территориях (30%), единый налог на вмененный доход для отдельных видов деятельности (100%), единый сельскохозяйственный налог (35%), единый сельскохозяйственный налог, взимаемый на межселенных территориях (70%), государственная пошлина (подлежащей зачислению по месту государственной регистрации, совершения юридически значимых действий или выдачи документов) (100%), по делам, рассматриваемым судами общей юрисдикции, мировыми судьями (за исключением Верховного Суда Российской Федерации), и т.д.

Налоговыми доходами бюджетов городских округов являются: земельный налог (100%), налог на имущество физических лиц (100%).

В бюджеты городских округов зачисляются налоговые доходы от следующих федеральных налогов и сборов: налог на доходы физических лиц (30%), единый налог на вмененный доход для отдельных видов деятельности (100%), единый сельскохозяйственный налог (70%), государственная пошлина.

Неналоговыми доходами местных бюджетов является: доходы от использования имущества, находящегося в муниципальной собственности (100%), доходы от продажи имущества (кроме акций и иных форм участия в капитале), находящегося в муниципальной собственности (100%), доходы от платных услуг, оказываемых муниципальными казенными учреждениями, части прибыли муниципальных унитарных предприятий, остающейся после уплаты налогов и иных обязательных платежей. [1, с.51]

Таким образом, бюджетная система Российской Федерации чрезвычайно сложна, как сложны и все ее составляющие: федеральный бюджет, бюджеты субъектов Федерации и местные бюджеты. Федеральный бюджет балансирует доходы и расходы государства в целом, осуществляет необходимое распределение доходов между социальными группами, между регионами. Территориальные же бюджеты способствуют осуществлению конкретных программ на местах. И то, и другое жизненно важно для функционирования экономики страны и успешного ее развития. Оптимальное функционирование бюджетного механизма возможно лишь при двух основополагающих условиях: правильного построения межбюджетных отношений между бюджетами различных уровней и четкого, справедливого баланса его доходов и расходов. Именно тогда возможно говорить о стабильной, быстрорастущей экономике и эффективной бюджетной политике.

 

2. ПАРАМЕТРЫ ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ БЮДЖЕТНОЙ СИСТЕМЫ РФ

 

2.1 Доходы и расходы государственного бюджета, их сбалансированность и проблемы исполнения

 

Доходы бюджета представляют собой денежные средства, поступающие в безвозмездном и безвозвратном порядке в соответствии с законодательством в распоряжение органов государственной власти соответствующего уровня.

Основным порядком в распределении доходов между бюджетами разных уровней является закрепление доходов за тем или иным бюджетом. Доходы могут быть закреплены за бюджетом на постоянной или долговременной основе, что повышает бюджетную самостоятельность субъектов РФ и органов местного самоуправления.

 

Таблица 1 - Доходы бюджетной системы Российской Федерации за 2008, 2009, 2010 годы

 

Федеральный бюджет

Бюджет субъектов федерации и местных бюджетов

2008г.

2009г.

2010г.

2008г.

2009г.

2010г.

Январь

691 297 178 626,64

771 980 940 451,59

737 562 864 900,49

387 993 980 120,68

292 520 347 234,30

355 500 594 541,20

Февраль

631 201 300 124,13

448 284 584 631,45

570 771 818 360,35

727 169 883 172,56

346 894 183 174,56

334 262 303 743,52

Март

610 167 908 107,89

512 424 696 926,97

646 550 791 847,90

413 097 670 146,33

579 234 974 804,01

701 219 788 446,11

Апрель

1 091 843 122 920,57

488 754 478 101,64

663 387 822 566,82

465 855 461 370,32

675 538 493 482,42

786 794 450 773,58

Май

675 641 658 401,73

419 978 605 415,44

577 397 021 266,13

466 054 582 234,05

413 488 811 548,35

481 116 512 714,88

Июнь

670 572 564 513,50

530 735 742 013,54

802 194 749 007,55

420 606 123 958,80

402 163 446 589,76

496 830 908 074,62

Июль

1 306 086 735 080,84

633 620 297 778,42

660 571 888 410,49

796 221 303 922,20

686 110 365 292,47

652 746 078 292,23

Август

727 691 384 129,25

840 004 958 769,88

642 027 489 597,57

445 329 306 900,90

505 548 549 191,88

560 503 468 611,76

Сентябрь

751 215 100 107,08

468 639 185 560,57

708 163 928 045,89

446 822 819 257,67

417 962 067 808,01

443 765 325 837,57

Октябрь

937 062 992 202,57

673 207 528 791,63

712 910 730 066,24

636 949 804 899,57

498 419 839 866,90

567 947 825 287,80

Ноябрь

570 574 744 748,11

658 279 096 501,54

710 130 165 522,32

369 263 646 935,26

447 166 836 583,57

528 467 985 203,27

Декабрь

610 754 515 319,14

890 862 841 360,68

872 165 756 727,13

621 001 063 599,40

659 155 674 705,29

627 814 149 543,99

Итого:

9 274 109 204 281,45

7 336 772 956 303,35

8 303 835 026 318,88

6 196 365 646 517,74

5 924 203 590 281,52

6 536 969 391 070,53


 

Как мы видим из таблицы 1 доходы федерального бюджета за 2008г. составили 9274109204281,45 руб., что на 1937336247978,10 руб. (26,41%) превысило доходную часть федерального бюджета 2009г. и на 970274177962,57 руб. (11,68%) доходную часть федерального бюджета 2010г. От сюда можно сделать вывод что мировой финансовый кризис, который не обошел и Российскую Федерацию в 2009г. пагубно сказался как на уровне жизни нашего народа, так и на уровне жизни страны в целом. Последствиями кризиса стали: безработица, инфляция, падение ВВП, неплатежеспособность организаций и как следствие падение экономических показателей России.

Российские эксперты считают, что последствия этого кризиса будут сказываться на экономических показателях России вплоть до 2012г. Мы видим, что доходы федерального бюджета уже в 2010г. поднялись на 96706207015,53 руб. (13,18%) по отношению к предыдущему году, что говорит уже о том, что Российская Федерация уже преодолела кризисную ситуацию и экономические показали доходов бюджета начинают расти.

У консолидированного бюджета субъектов Российской Федерации доходы за 2009г. меньше чем в 2008г. на 272162056236,22 руб. (4,59%), зато доходная часть за 2010г. превысила показатели за 2009г. на 612765800789,01 руб. (10,34%), и показатели за 2008г. на 340603744552,79 руб. (5,50%).

Расходы бюджета представляют собой денежные средства, направляемые на финансовое обеспечение задач и функций государства и местного самоуправления.

Состав расходов бюджетной системы определяется задачами и функциями государства. В зависимости от уровня бюджетов он может иметь некоторые различия. Однако анализ российского бюджетного законодательства позволяет выделить следующие основные направления расходов, характерные для бюджетной системы в целом:

- расходы на финансирование народного хозяйства;

- расходы на финансирование социально-культурных мероприятий;

- расходы на финансирование государственных и муниципальных программ и инвестиций;

- расходы на финансирование фундаментальных научно-технических исследований, государственных и муниципальных научно-технических программ;

- расходы на оборону;

- расходы на содержание органов государственной и муниципальной власти, правоохранительных органов, судов, прокуратуры;

- расходы на внешнеэкономическую деятельность;

- расходы, связанные с выплатой разного рода пособий и компенсаций гражданам;

- расходы по выплате дотаций, субвенций и т.д.

Конкретные направления и размеры расходов бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов определяются соответствующими органами государственной или местной власти и закрепляются в правовых актах о бюджете на конкретный год.

Информация о работе Уровни бюджетной системы РФ