Сущность, виды, доходы, расходы государственного бюджета

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Октября 2011 в 11:00, курсовая работа

Описание работы

Государственный бюджет как явление в истории человеческого общества появился сравнительно недавно - в эпоху капитализма (феодализм не знал единого документу, который объединял бы все доходы и расходы государства). Его появление связано с отделением государственных финансов от финансов монарха, ограничением власти последнего, переходом к демократическим основам управления государственной и общественной жизнью. Бюджет во всех странах мира служит основой государственных финансов и основным фондом денежного средства государства.

Содержание

Введение

Сущность государственного бюджета
Виды государственного бюджета
Доходы бюджета
Расходы бюджета
Суть бюджетного дефицита и профицита
Государственный бюджет на 2009-2010год
Заключение

Список литературы

Работа содержит 1 файл

Курсовик.docx

— 75.18 Кб (Скачать)
 

                                  Содержание

     Введение

  1. Сущность государственного бюджета
  2. Виды государственного бюджета
  3. Доходы бюджета
  4. Расходы бюджета
  5. Суть бюджетного дефицита и профицита
  6. Государственный бюджет на 2009-2010год

    Заключение

    Список литературы 
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     

                              Введение

     Государственный бюджет – важнейший финансовый документ страны, определяющий многие параметры  ее развития на предстоящий год и  среднесрочную перспективу, поэтому  разработке его показателей уделяется  особое внимание на всех уровнях власти и на всех этапах прохождения расчетов.

     Государственный бюджет как явление в истории  человеческого общества появился сравнительно недавно - в эпоху капитализма (феодализм  не знал единого документу, который  объединял бы все доходы и расходы  государства). Его появление связано  с отделением государственных финансов от финансов монарха, ограничением власти последнего, переходом к демократическим  основам управления государственной  и общественной жизнью. Бюджет во всех странах мира служит основой государственных  финансов и основным фондом денежного  средства государства.

     По  материальному содержанию бюджет - это сам централизованный фонд денежных средств государства. В юридическом  аспекте государственный бюджет выступает в форме закона, который  принимается высочайшим органом  законодательной власти страны.

     Политическое  значение бюджета многогранное, и  в частности, оно состоит в  том как законодательный орган  утверждает объемы доходов и расходов бюджета на плановый год, а тем  самым народные представители реализуют  волю народа.

     Бюджетный кодекс Российской Федерации (БК РФ) определяет бюджет как «форму образования и  расходования фонда денежных средств, предназначенных для финансового  обеспечения задач и функций  государства и местного самоуправления».

     Таким образом, государственный бюджет, являясь  для государства средством аккумулирования  финансовых ресурсов, дает государственной  власти возможность содержания государственного аппарата, армии, выполнения социальных мероприятий, реализации приоритетных экономических задач, т.е. выполнения государством присущих ему функций.

     В самом общем виде государственный  бюджет можно определить как финансовый счет, в котором представлена сумма  доходов и расходов государства  за определенный период (обычно за год).

     Кроме того, государственный бюджет можно  рассматривать на стадии его окончательного утверждения законодательной властью  как сумму ожидаемых налоговых  поступлений и предполагаемых государственных  расходов.

      1. Сущность государственного бюджета                                

     Государственный бюджет является механизмом, который  позволяет государству проводить  социальную и экономическую политику в нашей стране.

     Через государственный бюджет осуществляется влияние на образование и использование  централизованных и децентрализованных фондов денежных средств.

     Бюджет  – это система образования  и расходования денежных средств, которые  предназначены для финансирования обеспечения задач и функций  государства и местного самоуправления.

     С помощью государственного бюджета  государственные власти получают денежные ресурсы для содержания армии, государственного аппарата и т. д.

     Государственный бюджет – это финансовый план государства, с помощью которого органы власти получают реальную экономическую возможность  осуществлять властные полномочия.

     В то же время бюджет является категорией, которая свойственна различным  отношениям. С зарождением и формированием  государства связано возникновение  и развитие бюджета. Для государства  бюджет – это инструмент обеспечения  непосредственно своей деятельности, и в то же время он является важным элементом для проведения социальной и экономической политики.

     Задачи  бюджета:

     1) перераспределение ВВП;

     2) финансовое обеспечение бюджетной  сферы и осуществление социальной  политики государства;

     3) государственное регулирование  и стимулирование экономики;

     4) контроль за образованием и  использованием централизованных  фондов денежных средств.

     Через формирование и использование централизованных фондов денежных средств на уровнях  государственной и территориальной  власти проявляется распределительная  функция бюджета.

     Государство с помощью государственного бюджета  регулирует хозяйственную жизнь  страны, экономические отношения, направляя  средства бюджета на развитие и восстановление отраслей, регионов. И в связи  с этим государство может ускорять или сдерживать темпы производства, усиливать или ослаблять рост капиталов и сбережений, изменять структуру спроса и предложения.

     Перераспределение ВВП через бюджет имеет две  стадии.

     1. Образование доходов бюджета.

     В процессе образования доходов бюджета  происходит изъятие части ВВП  в пользу государства. В связи  с этим возникают финансовые взаимоотношения  государства с налогоплательщиками.

     Доходы  бюджета преследуют единственную цель, заключающуюся в формировании доходной части бюджетов разных уровней. Им свойственны  обезличенность и денежная форма. Доходы бюджета могут носить налоговый  и неналоговый характер. Источники  налоговых доходов: прибыль, заработная плата, ссудный процент, рента, добавленная  стоимость, накопления и др.

     Неналоговые доходы бюджетов образуются в результате экономической деятельности государства  или при перераспределении уже  полученных государством доходов по уровням бюджетной системы.

     2. Использование (расход) бюджетных  средств.

     Расходы бюджета – это денежные средства, которые направляются на финансовое обеспечение задач и функций  государства и местного самоуправления.

     Бюджетополучатели – это организации производственной и непроизводственной сферы, которые  могут получать и распределять средства бюджета; они финансируются через  бюджетные расходы.

     В основном расходы бюджета носят  безвозвратный характер.

     За  счет расходов бюджета происходит перераспределение  средств бюджета по уровням бюджетной  системы через дотации, бюджетные  ссуды, субвенции и др.

     Структура расходов бюджета устанавливается  в бюджетном плане и зависит, как и доходы бюджета, от экономической  и иной ситуации в стране.

     Контрольная функция бюджета действует вместе с распределительной и дает возможность  осуществления обязательного государственного контроля за поступлением и использованием бюджетных средств.

     .

              2.Виды государственного бюджета

     Федеральный бюджет является первым уровнем бюджетной  системы РФ.

     Федеральный бюджет – это основной финансовый план государства, который утверждается Федеральным Собранием в виде федерального закона. Федеральный бюджет – это основное средство перераспределения  национального дохода и валового внутреннего продукта. Через Федеральный  бюджет мобилизуются финансовые ресурсы, которые нужны для регулирования  экономического и социального развития нашей страны и реализации ее политики. Его функцией является финансирование общегосударственных органов власти и управления, мероприятий, которые связаны с развитием научной деятельности в стране, обеспечением обороноспособности государства, подготовки высококвалифицированных специалистов для РФ.

     Средства  федерального бюджета – это основной источник для финансирования перестройки  экономики, развития прибыльных и перспективных  направлений в сфере производства, освоения новых комплексов для производства.

     В развитии искусства, средств массовой информации, культуры и других сфер человеческой деятельности федеральный  бюджет играет основную роль.

     Федеральный бюджет наделен неналоговыми и налоговыми доходами, поступлениями от целевых  бюджетных фондов.

     Статьей доходов федерального бюджета являются налоговые доходы, к которым относятся:

     1) федеральные налоги и сборы,  перечень и ставки указаны  в налоговом законодательстве  РФ, а пропорции их перераспределения  в различных уровнях бюджетной  системы РФ утверждаются Федеральным  законом о федеральном бюджете  на определенный финансовый год;

     2) государственная пошлина в соответствии  с законодательством РФ;

     3) таможенные пошлины, таможенные  сборы и т. д.

     К налоговым доходам также относятся:

     1) доходы от пользования имуществом, которое находится в собственности  у государства;

     2) доходы от платных услуг, которые  оказывают бюджетные учреждения;

     3) доходы от реализации имущества,  которое находится в собственности  у государства;

     4) доходы от внешнеэкономической  деятельности;

     5) доходы от реализации государственных  запасов и резервов;

     6) прибыль Банка России – по  нормативам, установленным федеральными  законами;

     7) часть прибыли унитарных предприятий,  которая остается после уплаты  налогов и других обязательных  платежей. Основным источником доходов  федерального бюджета (около 76 %) являются налоговые доходы. В  федеральный бюджет поступают  такие виды налогов, как: налог  на добавленную стоимость и  акцизы, составляющие около 40 % от  общего дохода бюджета, налог  на прибыль (около 10 %), налоги  на внешнюю торговлю и внешнеэкономические  операции (около 8 %) (основное место  в их числе занимают импортные  пошлины). Остальную часть образуют  подоходный налог с физических  лиц, налог на имущество, платежи  за пользование природными ресурсами.

     Неналоговые доходы составляют около 12 %. Это доходы от государственной собственности, от внешнеэкономической деятельности, от продажи имущества, которое принадлежит  государству, от продажи запасов  государства.

     Поступления от целевых бюджетных фондов –  это около 11 % (Федеральный экологический  фонд, Федеральный дорожный фонд и  т. д.).

     В соответствии с законодательством  РФ, из федерального бюджета финансируются  следующие расходы:

     1) обеспечение деятельности Президента  РФ, Центральной избирательной комиссии  РФ, Федерального Собрания РФ, Счетной  палаты РФ, федеральных органов  исполнительной власти и их  территориальных органов;

     2) национальная оборона и обеспечение  безопасности государства, осуществление  конверсии оборонных отраслей  промышленности;

     3) функционирование федеральной судебной  системы;

     4) осуществление международной деятельности  в общефедеральных интересах;

     5) фундаментальные исследования и  содействие научно-техническому  прогрессу;

     6) государственная поддержка транспорта: железнодорожного, воздушного и  морского;

     7) государственная поддержка атомной  энергетики;

Информация о работе Сущность, виды, доходы, расходы государственного бюджета