Совершенствование системы управления имуществом, входящим в состав казны РФ

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Декабря 2011 в 11:31, дипломная работа

Описание работы

Целью данной работы является формирование Концепции управления федеральной казной Российской Федерации и проведение анализа в сфере учета использования и распоряжения имуществом, составляющим казну Российской Федерации и.
В соответствии с целью дипломного проекта необходимо выполнить ряд задач:
- анализ состава и порядка формирования имущества, составляющего казну Российской Федерации;
- изучение социально-экономической сущности имущества казны и ведения Единого реестра федерального имущества, составляющего казну Российской Федерации;
- изучение реализации Росимуществом полномочий Российской Федерации по использованию и распоряжению имуществом, составляющим казну Российской Федерации;
- анализ зарубежного опыта в сфере управления имуществом, составляющим государственную казну;
- формирование предложений по совершенствованию законодательства правового обеспечения и созданию механизмов управления в части использования и распоряжения федеральным имуществом, составляющим казну Российской Федерации.

Содержание

Введение 3
Глава 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИМУЩЕСТВА, СОСТАВЛЯЮЩЕГО КАЗНУ РФ 5
1.1 Организационная структура и нормативно-правовая база 5
1.2 Состав и порядок формирования и распоряжения объектами имущества, входящего в состав казны РФ 8
1.3 Анализ зарубежного опыта и опыта субъектов РФ 25
Глава 2 СУЩНОСТЬ УПРАВЛЕНИЯ ИМУЩЕСТВОМ, СОСТАВЛЯЮЩИМ КАЗНУ РФ 33
2.1 Цели и задачи организации управления объектами имущества казны 33
2.2 Социально-экономическая сущность института имущества казны 37
2.3 Проблемы, сопутствующие развитию института казны в РФ 58
Глава 3 ПРЕДЛОЖЕНИЯ ПО МЕХАНИЗМАМ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ УПРАВЛЕНИЯ ИМУЩЕСТВОМ, СОСТАВЛЯЮЩИМ КАЗНУ РФ 62
3.1 Основные направления совершенствования законодательства 62
3.2 Совершенствование системы учета, анализа и методов управления государственным имуществом 80
3.3 Концепция управления имуществом, находящимся в составе казны 84
Заключение 92
Список нормативно-правовых актов 94

Работа содержит 1 файл

ДИПЛОМ Совершенствование имущества казны РФ.doc

— 490.50 Кб (Скачать)

     В дипломном проекте выделен ряд проблем, сопутствующих развитию института казны в РФ (Рисунок 3)

     

     

     

     

     

     

     

      Рисунок 3 Проблемы института казны в России

     Рассмотрим  каждый вопрос по отдельности, согласно представленной классификации проблем.

     1. Отсутствует комплексная система федерального законодательства в отношении государственной собственности, что существенно тормозит развитие института казны в России. Противоречивость и пробелы в регулировании режима госсобственности снижают потенциал ее использования, так как только единый собственник в лице государства способен обеспечить эффективность управления в масштабах страны.

     В существующем законодательстве отсутствует  тождественность понятий «казны», используемых в Бюджетном кодексе Российской Федерации и Гражданском кодексе Российской Федерации.

     Законодательством противоречиво установлены правоотношения по распоряжению выморочным имуществом, составляющим казну. Отсутствует федеральный  закон, который должен определять порядок передачи выморочного имущества в собственность Российской Федерации, субъектов Российской Федерации или муниципальных образований. Кроме того, имеются противоречия в правовых нормах о порядке распределения полномочий по учету и реализации выморочного имущества между ФНС России и Росимуществом.

     Не  в полной мере соответствует Федеральному закону «О бухгалтерском учете» ведение  бюджетного учета имущества казны  на балансе федеральных органов  исполнительной власти, являющихся бюджетными учреждениями, установленное приказом Минфина России от 10 февраля 2006 года № 25н.

     Отсутствует нормативно установленный порядок  передачи в собственность Российской Федерации акций организаций, в  счет бюджетного финансирования капитальных  работ негосударственных коммерческих организаций, необходимость утверждение такого порядка определена пунктом «в» пункта 7 постановления Правительства Российской Федерации от 11 октября 2001 года № 714.

     2. Переходный период в экономике России характеризуется отсутствием в сфере государственной собственности сформированных организационно-экономических механизмов управления федеральным имуществом. Одним из основных элементов управления государственной собственностью в рыночных условиях должен стать институт государственной казны.

     3. В настоящее время решение задачи эффективного управления имуществом связано в первую очередь с проблемой достоверности и полноты учета объектов имущества, в том числе имущества, составляющего казну Российской Федерации.

     Введение  обязательного бухгалтерского бюджетного учета имущества казны должно исключить случаи бесконтрольного  и безответственного распоряжения объектами имущества казны на различных уровнях власти.

     Сложившаяся в Росимуществе система управления федеральным имуществом не позволяет эффективно использовать объекты имущества казны. Использование объектов имущества казны осуществляется с нарушением действующего законодательства, что приводит к недопоступлению средств в бюджет и коррупции.

     4. Практически половина объектов недвижимого имущества, относящегося к казне, в 2008 году использовалась юридическими и физическими лицами в отсутствие правовых оснований. Средства от использования такого имущества в федеральный бюджет не поступают.

     В безвозмездном пользовании находятся  объекты, которые с максимальной эффективностью могли быть переданы в аренду, в результате чего в  федеральный бюджет ежегодно недопоступают  значительные средства. Использование  имущества, передаваемого по договорам безвозмездного пользования, зачастую осуществляется с нарушением условий договоров и, в случае отнесения объектов к памятникам истории и культуры, охранных обязательств, что приводит к ухудшению технического состояния объектов.

     На  договорных отношениях в аренду передано только 5 % зданий и помещений, относящихся к имуществу казны. В 2008 году по 65 % договоров поступление арендной платы в федеральный бюджет производилось на основании расчетов по методике Мингосимущества России, занижающей рыночную стоимость аренды в 2 и более раза.

     4. Сложилась ситуация, когда государство в лице Росимущества, являясь самым крупным собственником и арендодателем недвижимости, не обеспечивает публичность сведений об имуществе, предлагаемом в аренду, и осуществляет его передачу по ставкам значительно ниже рыночных, что приводит к недопоступлению средств в бюджет и неизбежно порождает коррупцию.

     5. Отсутствие нормативно установленного механизма распоряжения выморочным имуществом приводит к недопоступлению средств в федеральный бюджет и коррупции.

     Достижение  целей и решение задач по управлению государственным имуществом должны решаться с учетом создания института  казны на всех уровнях управления государственным имуществом. Практика решения различных проблем в  сфере отношений собственности путем создания казны на региональном и муниципальном уровнях уже существует. Государственная и муниципальная казна схожи по источникам и по экономическому содержанию возникающих при этом отношений, а также по конечным формам присвоения.

     Институт имущества казны должен стать составной частью социально ориентированной рыночной экономики и базироваться на современной социально-экономической политике государства, усилении его роли в стабилизации и росте экономики, активном участии в поддержании баланса между рыночной эффективностью и социальным блоком задач. Государственные органы, управляющие имуществом казны, должны сформировать механизмы оптимального и эффективного управления, перераспределения, регулирования и контролирования объектов имущества казны с целью развития экономики и решения социальных и финансовых проблем в данных административно-территориальных образованиях, а также укрепления рыночных основ хозяйствования.

Глава 3 ПРЕДЛОЖЕНИЯ ПО МЕХАНИЗМАМ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ УПРАВЛЕНИЯ ИМУЩЕСТВОМ, СОСТАВЛЯЮЩИМ КАЗНУ РФ

    1. Основные направления совершенствования законодательства

     В настоящее время на федеральном  уровне обозначены только генеральные  цели и задачи управления комплексом государственной собственности. На региональном и муниципальном уровнях в большинстве обследованных субъектах существуют нормативные правовые акты, определяющие порядок использования и распоряжения имуществом казны в подавляющем большинстве обследованных субъектах Российской Федерации.

     Анализ  законодательства показал, что на федеральном уровне нормативные правовые акты, в полной мере определяющие единообразный порядок учета, использования и распоряжения имуществом казны (за исключением средств федерального бюджета), отсутствуют.

     По  итогам проведенного анализа законодательства можно констатировать:

     - отсутствие и недостаточность  нормативно-правовой базы по закреплению  прав и реализации полномочий  Российской Федерации в отношении  федерального имущества казны;

     - отсутствие нормативных правовых  актов, в полной мере определяющих единообразный порядок учета, использования и распоряжения имуществом казны;

     - отсутствие нормативных правовых  актов, обеспечивающих управление  имуществом федеральной казны  с целью социально-экономического  развития государства;

     - отсутствие механизмов, обеспечивающих полноту и достоверность учета федерального имущества казны;

     - отсутствие механизма, обосновывающего  распоряжение федеральным имуществом  казны;

     - отсутствие порядка расходования  средств на содержание федерального  имущества казны.

     В современных условиях совершенствование  системы управления федеральным  имуществом должно осуществляться в  направлениях:

     - совершенствования нормативно-правовой  базы управления собственностью;

     - совершенствования механизмов защиты  и сохранения федерального имущества, в том числе развитие системы контроля при управлении федеральным имуществом;

     - развития системы учета федерального  имущества, анализа и методов  управления, повышения обоснованности  и качества принятия управленческих  решений;

     - структурирования федеральной собственности с целью формирования инфраструктуры отраслевого и территориального управления экономикой, а также управления имущественными комплексами в регионах;

     - обеспечения обоснованного процесса  адресной приватизации федерального  имущества на основе четких критериев экономической и социальной целесообразности.

     При этом современное состояние реестров федерального имущества можно охарактеризовать как переходный интеграционный этап от начального накопления и систематизации базовых информационных ресурсов и создания коммуникационной инфраструктуры к целенаправленному построению и промышленному использованию систем Единого реестра собственности Российской Федерации всех типов.

     Существенным  является влияние быстро меняющегося  законодательства всех уровней в области реестрового и учетного дела, электронного документооборота, защиты информации и персональных данных. Возрастают требования к точности, актуальности и достоверности информации в электронных базах данных.

     Следует отметить, что управление государственной казной — новое направление деятельности. По мнению автора проекта, регулирование этого процесса возможно на основе региональных законов о казне. Существующие законы о казне субъектов РФ отражают эти моменты, но с разной степенью детализации.

     Следует отметить, что казна не заменяет собой отраслевые и функциональные подразделения исполнительной власти в части управления имуществом. Цель ее создания, как отмечалось выше, повышение эффективности управления собственностью, вовлечение ее в гражданский оборот, совершенствование системы учета и обеспечения сохранности. Очевидно, что в целевой установке и выработке принципов управления казной должен найти отражение баланс различных интересов и должны быть предусмотрены механизмы учета общественных интересов, которые не могут быть принесены в жертву экономической выгоде.

     Согласно  результатам проведенного анализа, при оценке эффективности управления государственной собственностью на первый план выходит финансовая доходность. Оцениваются неналоговые поступления в бюджет от использования государственно собственности: доходы от сдачи в аренду движимого и недвижимого имущества и др. Однако в настоящее время все большее внимание при отработке форм и методов управления начинает уделяться поиску возможностей для роста комплексной эффективности. В результате возникает потребность в совмещении социальной, экономической и финансовой эффективности развития государственного сектора экономики в условиях рынка. Среди эффектов выделяются следующие: рост неналоговых доходов регионального бюджета; вовлечение незакрепленной государственной собственности в экономический оборот; рост инвестиционной активности и привлекательности региона для капитала; выполнение социальных функций на уровне, обеспечивающем стабильность и развитие региона в целом.

     Эффективность управления казной предполагает:

  • учет и инвентаризацию всех ее объектов;
  • создание нормативной правовой базы функционирования казны;
  • прогнозирование состояния казны на среднесрочную и долгосрочную перспективу;
  • финансовый контроль;
  • формирование бюджетной и налоговой политики, принципов управления государственно собственностью.

     Усовершенствованный учет казны позволит не просто классифицировать имущество, находящееся на территории города, но и будет способствовать наведению порядка в оценке собственности, расходовании государственных средств на ее содержание, в разграничении собственности на землю. Главное же, создается возможность наладить управление движением казны.

Информация о работе Совершенствование системы управления имуществом, входящим в состав казны РФ