Совершенствование система оплаты труда федеральных государственных гражданских служащих

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Апреля 2012 в 14:30, статья

Описание работы

Проводимая в настоящее время в России реформа государственной службы ставит задачу повышения ее эффективности в целом, что означает усовершенствование деятельности отдельных органов власти на федеральном, региональном и муниципальном уровнях, улучшение координации между различными уровнями и органами. В этой связи особую значимость приобретает необходимость реформирования системы оплаты служебной деятельности.

Работа содержит 1 файл

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ СИСТЕМЫ ОПЛАТЫ ТРУДА ФЕДЕРАЛЬНЫХ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ГРАЖДАНСКИХ СЛУЖАЩИХ.doc

— 73.50 Кб (Скачать)

    СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ СИСТЕМЫ ОПЛАТЫ ТРУДА ФЕДЕРАЛЬНЫХ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ГРАЖДАНСКИХ СЛУЖАЩИХ

    Читчян  М.Р.

Научный руководитель:Папулова Т.Н., старший преподаватель кафедры «Финасов и банковского дела»

ГОУ ВПО  «Югорский государственный университет», г. Ханты-Мансийск

    Аннотация :в данной статье рассмотрена действующая  система оплаты труда  государственных  гражданских  служащих, проведен анализ средних  должностных окладов  и иных выплат, предложена новая система  оплаты труда.

    Проводимая  в настоящее время в России реформа государственной службы ставит задачу повышения ее эффективности в целом, что означает усовершенствование деятельности отдельных органов власти на федеральном,  региональном и муниципальном уровнях, улучшение координации между различными уровнями и органами. В этой связи особую значимость приобретает необходимость реформирования системы оплаты служебной деятельности.  К основным проблемам в этой области можно отнести: слабую зависимость уровня оплаты от выполняемых функций,  качества работы и достигнутых результатов, отсутствие увязки с целями,  задачами и результатами деятельности, отсутствие обобщенных показателей эффективности и результативности деятельности государственных гражданских служащих. 

    На  основании данных Приложения 1  Указа  Президента Российской Федерации  «О денежном содержании федеральных государственных гражданских служащих» содержащиеся в Указе должности объединены в соответствующие группы на основании реестра должностей федеральной государственной гражданской службы. Учитывая данный факт,  проведено усреднение средних должностных окладов в пределах одной группы по всем государственным органам [1,2]. Максимальное по модулю отклонение среднего должностного оклада по конкретному органу исполнительной власти от среднего должностного оклада по всем органам исполнительной власти представлено Таблице 1  . 

    Таблица 1 - Максимальное отклонение среднего должностного оклада по конкретному органу исполнительной власти от среднего должностного оклада по всем органам власти (в %)

Группы  должностей по органам исполнительной власти Высшая  Главная Ведущая Старшая Младшая
Администрация Президента РФ 13 6 11 22 -
Управление  делами Президента РФ 7 0,8 2 1 7
Аппарат Правительства РФ 7 1,7 0,08 0,25 -
Федеральные министерства 6 2,4 1 1 7
Федеральные службы, агентства, подведомственные федеральным министерствам 7 1,4 2,6 1 7
Территориальный орган федерального органа исполнительной власти межрегионального уровня - 0,8 2,4 13 11
Территориальный орган федерального органа исполнительной власти в субъекте РФ - 9 10 13 11

    Как видно из таблицы, максимальное отклонение при усреднении составляет не более 13% для всех групп должностей государственных органов, за исключением старшей группы в Администрации Президента РФ (22%). Расчеты средней величины должностного оклада показали,  что они незначительно отличаются для смежных групп должностей.  Это свидетельствует о том,  что не обеспечивается взаимосвязь размера должностного оклада с должностной позицией,  а также снижается мотивация служащего к карьерному росту .

    Анализ  средней величины оклада за классный чин показал,  что данный элемент денежного содержания практически не реализует свою ключевую функцию –  стимулировать рост профессионализма госслужащего.  Средние оклады за классный чин в 2,5-3 раза меньше должностных окладов [1]. 

    Анализ  диапазона средней величины надбавки за особые условия труда свидетельствует о том,  что ее величина и уровень дифференциации являются существенными.  Так для старшей группы выплаты надбавки варьируются в пределах 809 руб. (2427-1618), для ведущей – 1076 руб. (4304- 3228),  главной – 1283  руб. (6413-5130),  высшей – 2793  руб.  (11172-8379). Однако Федеральным законом «О государственной гражданской службе Российской Федерации»  и локальными актами не раскрывается сущность понятия  «особые условия труда», отсутствуют критерии установления размера данной надбавки.  Такое положение приводит к произвольному толкованию работодателем понятия  «особые условия труда»,  снижает компенсирующую и стимулирующую роль надбавки. Анализ остальных выплат выявил, что они также незначительно отличаются для смежных групп должностей.

    Вместе  с тем  важно отметить, что среднемесячная начисленная заработная плата  (без выплат социального характера)  работников в целом по России в 2011 году составила 22277 руб., величина же среднемесячной   начисленной оплаты труда гражданских служащих в федеральных государственных органах   была на 181% выше среднемесячной начисленной заработной платы и составила 62,6 тыс. рублей. Среднемесячная начисленная заработная плата гражданских служащих на региональном уровне в январе-сентябре 2011г. составила 28,5 тыс.рублей (105,0% к январю-сентябрю 2010г.), муниципальных служащих - 25,9 тыс.рублей (107,4% к январю-сентябрю 2010г.).Также размер среднемесячной оплаты труда работников федеральной государственной гражданской службы   исполнительной власти на  50,3% ниже  среднемесячной оплаты труда работников федеральных органов законодательной власти и на 57,7%  - органов судебной власти [3].

      Однако уровень оплаты труда государственных гражданских служащих по сравнению с работниками частного сектора в 1,5 - 2,7 раза ниже для следующих профессиональных групп:  экономисты,  юристы,  финансисты.  То есть,  функция денежного содержания  «формировать престиж профессии на рынке труда, социальный статус служащего»  реализуется не в полной мере

    Таким образом,  поскольку,  как показано выше,  действующая система оплаты труда госслужащих не обеспечивает реализацию большинства базовых целевых функций,  она нуждается в совершенствовании. 

    Одним из направлений реформирования системы  оплаты труда и премирования государственных  гражданских служащих является усиление зависимости уровня оплаты труда  от эффективности и результативности деятельности сотрудников и соответствующих органов .

    Приведенный ниже рисунок определяет основные этапы построения системы оплаты труда и премирования в соответствии с особым порядком.

 Рисунок 1 - Переход к особому порядку оплаты труда и премирования государственных гражданских служащих

   

 

 

 

 
 

    Для государственных служащих, выполнение компетенций которых тесно связано  с эффективностью и результативностью  деятельности органа исполнительной власти, необходимо установить особый порядок оплаты труда. Данную категорию гражданских служащих можно определить как группу ответственных лиц. В общих чертах определить государственных гражданских служащих, принимающих решения, можно с помощью рисунка 2:

Рисунок 2 - Порядок определения ответственных лиц  

 

 

    Предлагаемые показатели эффективности и результативности профессиональной служебной деятельности ответственных лиц (ОЛ) разделены на следующие группы:

  1. Показатели результативности, характеризующие повседневную деятельность ОЛ (показатели деятельности ОЛ). Данные показатели должны разрабатываться кадровой службой органа власти на основе анализа должностных функций государственного служащего.
  2. Показатели, позволяющие оценить управленческую деятельность государственного служащего, оказывающую влияние на широкий круг лиц или организаций (показатели управления ОЛ). Основой для разработки могут служить положения должностного регламента государственного служащего.
  3. Показатели, связанные с показателями результативности органа власти, заложенными в административном регламенте органа власти (показатели оказываемого влияния ОЛ).

    Следует также отметить, что систему показателей  можно дополнить методами экспертного  анализа, позволяющими получить общую  оценку государственного органа или  ответственного лица, особенно это  касается показателей оказываемого влияния.

    Пример  оформления оценки показателей деятельности приведен в табл. 3.

Таблица 3-Показатели деятельности

    Должностные обязанности  Требуемый уровень  Уровень выполнения Оценка 
    1. Работа с обращениями граждан  Ответ дан на не менее 90% обращений Дан ответ на 97% обращений  Выполнен
    2.

    Утвержденные  показатели результативности для ответственных  лиц следует закреплять в приложении к служебному контракту.

    Внедрение предложенных путей реформирования систем оценки и оплаты труда государственных служащих позволит повысить эффективность функционирования всей системы государственной службы, что является одним из важнейших параметров функционирования всего государства в целом. 

Список  литературы:

  1. Указ Президента РФ от 25 июля 2006 г. № 763 “О денежном содержании федеральных государственных гражданских служащих” – Режим доступа: http://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/89828/
  2. Указ Президента Российской Федерации «О реестре должностей федеральной государственной гражданской службы» от 31 декабря 2005 г., № 1574 – Режим доступа: http://base.garant.ru/189039/
  3. Федеральная служба государственной статистики – Режим доступа:  http://www.gks.ru

Информация о работе Совершенствование система оплаты труда федеральных государственных гражданских служащих