Проблемы снижения темпа инфляции в России

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Марта 2013 в 14:09, лекция

Описание работы

Проблема снижения темпа инфляции является наиболее актуальной в Российской экономике. Несмотря на улучшение макроэкономических показателей, необходимость дальнейшего снижения темпа инфляции, который значительно выше, чем в ряде зарубежных стран, все же остается. Многие специалисты, ученые и практики, выделяют следующие проблемы снижения темпа инфляции в России и предлагают пути их решения

Работа содержит 1 файл

Проблемы снижения темпа инфляции в России.docx

— 32.81 Кб (Скачать)

Инфляция  считается опасной болезнью рыночной экономики не только потому, что она быстро распространяет поле своей разрушительной деятельности и самоуглубляется. Ее очень трудно устранить, даже если исчезают вызвавшие ее причины. Адаптивные инфляционные ожидания сдерживают выход страны из инфляционных тисков, т. к. они вызывают ажиотажный спрос, а он поднимает планку товарных  цен .  

Уровни  и типы  инфляции 

В теории и практике различают несколько  уровней   инфляции , которые  можно  квалифицировать следующим образом (табл. 1.1)

Таблица 1.1

 

Изменение   цен  за год в% до

Индекс  инфляции  за год (разы)

Название  уровня   инфляции 

 

1

1.01

низкая

 

10

1.1

ползучая

 

100

2

галопирующая

 

1 000

11

гиперинфляция

 

10 000 и более

101

суперинфляция

 
       

Небольшая  инфляция  считается допустимой и даже полезной, потому что способствует росту активности владельцев денег, побуждая их вкладывать в прибыльные мероприятия, поскольку деньги, находящиеся без движения, быстро теряют в  цене .

Остановимся на рассмотрении наиболее часто возникающих и действующих  в экономике  уровнях  инфляции .

1. Ползучая  инфляция 

Это  инфляция , темпы роста  цен  в условиях которой не превышают 10% в год. Такую  инфляцию современная экономическая теория рассматривает как благо для экономического развития, а государство - как субъект проведения эффективной экономической политики. Ползущая  инфляция  позволяет корректировать цены  в соответствии с изменяющимися условиями производства и спроса.

2. Галопирующая  инфляция 

Для нее характерен темп роста  цен  от 20% до 200% в год.

Это уже серьезное напряжение для  экономики, хотя большинство сделок и контрактов учитывает такой  рост цен .

3. Гиперинфляция

Для гиперинфляции характерен неограниченный рост количества денег обращения  и  уровня   цен . Современный рекорд принадлежит Никарагуа: во время гражданской войны среднегодовой рост  цен  в этой стране достиг 33 000%.

В условиях гиперинфляции наносится  огромный ущерб населению: целые  слои населения лишаются богатств в результате обесценивания денег, урон наносится даже состоятельным слоям общества. Разрушается национальное хозяйство. Само производство и социальный порядок дезорганизуются. Должники требуют с кредиторов уплаты по обязательствам в обесцененных деньгах. Наступает расцвет спекуляции. Население стремиться как  можно  быстрее истратить получаемые деньги, пока  цены  не подскочили. И именно подобные действия подстегивают  цены  дальше.

Все эти три типа относятся к  так называемой открытой  инфляции .

Существуют также подавленная  инфляция , при которой рост  цен  может и не наблюдаться, а обесценивание денег может выражаться в различного рода дефицитах.

Именно такая ситуация сложилась  в странах бывшего СССР, где  инфляция  в условиях командно-административной системы находилась в подавленном состоянии и проявлялась в дефицитах и прогрессирующем снижении качества продукции. Ситуация кардинально изменилась при переходе страны на рыночные рельсы и произошедшими в этой связи процессами.

Основные подходы антиинфляционной политики

Оценивая характер антиинфляционной политики в ней  можно   выделить  два подхода:

1. Первый подход предусматривает  активную бюджетную политику, т.е.  активное маневрирование государственными  расходами и налогами в целях  воздействия на платежеспособный  спрос.

При инфляционном спросе государство  может уменьшить его путем  ограничения своих расходов и  повышения налогов. Однако такие  действия могут привести к застою и различным кризисным явлениям в экономике, увеличению безработицы.

В условиях спада спроса бюджетная  политика может использоваться для  его расширения, осуществляются программы  государственных капиталовложений и других государственных расходов, понижающих налоги. Налоги снижают  в первую очередь для получателя средних и низких доходов.

Однако стимулирование спроса бюджетными средствами может усилить  инфляцию , к тому же большие бюджетные дефициты не позволяют маневрировать расходами и налогами.

2. Второй подход - это гибкое  денежно-кредитное регулирование,  которое осуществляется формально  неподконтрольным правительству  Центральным банком страны. Банк  изменяет количество денег в  обращении и ставку ссудного  процента. Денежно-кредитная политика  используется как средство для  кратковременного воздействия на  экономику. Иными словами, государство  должно проводить антиинфляционные  мероприятия для ограничения  спроса, поскольку стимулирование  экономического роста и искусственное  поддержание заработной платы  путем снижения естественного  уровня  безработицы ведет к потере контроля над инфляцией .

С точки зрения интересов общества, борьба с  инфляцией  может привести к значительным потерям в народном хозяйстве. По некоторым подсчетам, для снижения  инфляции  на 1% безработица должна быть в течение года на 2% выше своего естественного  уровня , при этом реальный Валовый Национальный Продукт (ВНП) уменьшается на 4% по сравнению с потенциальным.

Начиная с 60-х годов правительства  многих стран проводят политику  цен  и доходов, которая по существу сводится к ограничению роста заработной платы. Поскольку эта политика означает административную, а не рыночную стратегию борьбы с  инфляцией , она не всегда достигает намеченной цели.

Антиинфляционная политика

Правительство каждой страны, находящейся  в кризисе, должно проводить антиинфляционную политику. Методы борьбы с  инфляцией  могут быть прямые и косвенные.

1). Косвенные методы

1. Регулирование общей массы  денег через управление ими  центральным банком;

2. Регулирование ссудного и учетного  процесса коммерческих банков  через управление ими центральным  банком;

3. Обязательные резервы коммерческих  банков, операции центрального банка  на открытом рынке ценных бумаг.

2). Прямые методы

1. Прямое и непосредственное  регулирование государством кредитов  и тем самым - денежной массы;

2. Государственное регулирование  цен ;

3. Государственное (по соглашению  с профсоюзами) регулирование  заработной платы;

4. Государственное регулирование  внешней торговли, ввоза и вывоза  капитала и валютного курса.

3). Первоочередные антиинфляционные  методы

Сбивать темпы  инфляции  - значит, сокращать разницу между денежной и товарной массой в хозяйстве. Для этого подходят все те методы, которые ведут экономику к равновесию. К первоочередным мерам относятся следующие:

1. Обеспечение страны в достатке  продовольствием. Для налаживания  продовольственного дела в стране  следует оказать государственную  финансовую помощь сельскохозяйственным  предприятиям всех видов собственности  и провести мягкую реформу  колхозов и совхозов:

а) установление порядка выдачи кредитов сельскозяйственным предприятиям под векселя с погашением их за счет будущего урожая;

б) установление государственных закупочных  цен , а также  цен  на потребляемые в сельскохозяйственном производстве ресурсы на  уровне , обеспечивающем рентабельную работу товаропроизводителей и создания системы контрактной торговли промышленными товарами в обмен на сельскохозяйственную продукцию.

2. Воссоздание разрушенного инвестиционного  поля народного хозяйства, без  чего функционирование экономики  становится невозможным.

3. Налаживание снабженческо-сбытовых  связей между предприятиями. Хозяйственные  связи предприятий в рыночном  режиме наиболее эффективны в  основном через систему крупных  оптовых купцов-синдикатов.

4. Взамен налога на добавленную стоимость, стимулирующего в современных условиях хозяйствования в России рост  инфляции  и крайне трудно поддающегося контролю налоговых инспекций, определить основным платежом в бюджет налог на прибыль, дифференцировав его ставки в зависимости от роста рентабельности и роста объемов производства, что будет нацеливать производителей на рост массы, а не только нормы прибыли.

5. На время кризиса необходимо  централизовать банковскую систему  России, имея в виду обязательное  исполнение коммерческими и инвестиционными  банками директив центрального  банка по приоритетности и  льготности кредитования регионов, отраслей, предприятий, соблюдения нормативных сроков документооборота.

6. Для стабилизации потребительского  рынка целесообразно:

а) создать систему стимулирования развития мелкого бизнеса в сфере  производства и услуг;

б) создать условия для повсеместного  распространения параллельно с  существующей системой торговли потребительских  кооперативов на предприятиях, в учреждениях  и по месту жительства для закупки  и реализации продовольственных  и промышленных товаров членам кооператива (по наличному и безналичному расчету) по бесприбыльным розничным  ценам ;

7. В течение кризисного периода  следует также проводить рациональную  государственную политику защиты  внутреннего рынка и строгого  контроля частной экспортной  деятельности.


Информация о работе Проблемы снижения темпа инфляции в России