Принципы построения Бюджетной системы РФ

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Октября 2012 в 09:08, контрольная работа

Описание работы

Целью данной контрольной работы является изучения принципов построения бюджетной системы.
Актуальность темы заключается в первостепенной важности бюджета для функционирования национальной экономики, в его сложности и многогранности.

Содержание

Введение 3
Глава 1. Сущность бюджета. Бюджетная система Российской Федерации 4
Глава 2. Принципы построения Бюджетной системы РФ 8
Глава 3. Функции и роль Бюджетной системы 13
Заключение 15
Список используемой литературы 17

Работа содержит 1 файл

принципы построения Бюджетной системы рф.docx

— 37.73 Кб (Скачать)

Взаимодействие бюджетов всех уровней обеспечивается единством  правовой базы, форм бюджетной документации, денежной системы, принципов организации  бюджетного процесса, гарантирующими единый порядок применения санкций  за нарушения бюджетного законодательства Российской Федерации, единый порядок  финансирования расходов бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации, ведения бухгалтерского учета средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации  и местных бюджетов. Единство бюджетной системы обеспечивается управлением государственным бюджетом и реализуется через единую социально-экономическую, включая бюджетную, налоговую и фискальную политику государства.

В современных условиях единство бюджета нарушается путем выделения  из бюджета специальных фондов, целевых  программ и т.п.

Принцип разграничения доходов  и расходов между уровнями бюджетной  системы означает закрепление соответствующих  видов доходов (полностью или  частично) и полномочий по осуществлению  расходов за органами государственной  власти Российской Федерации, ее субъектов, органами местного самоуправления.

Принцип самостоятельности  бюджетов означает:

  • право законодательных органов государственной власти и органов местного самоуправления на соответствующем уровне бюджетной системы самостоятельно осуществлять бюджетный процесс;
  • наличие собственных источников доходов бюджетов каждого уровня;
  • законодательное закрепление регулирующих доходов бюджетов, полномочий по формированию доходов соответствующих бюджетов;
  • право органов государственной власти и органов местного самоуправления самостоятельно в соответствии с законодательством определять направления расходования средств и источники финансирования дефицитов соответствующих бюджетов;
  • недопустимость изъятия доходов, дополнительно полученных при исполнении законов (решений) о бюджете, сумм превышения доходов над расходами бюджетов и сумм экономии по расходам бюджетов;
  • недопустимость компенсации за счет бюджетов других уровней потерь в доходах и дополнительных расходов, возникших в ходе исполнения законов (решений) о бюджете, за исключением случаев, связанных с изменением законодательства.

Принцип полноты учета  бюджетных доходов и расходов бюджетов, бюджетов государственных  внебюджетных фондов означает, что  все доходы и расходы бюджетов, бюджетов внебюджетных фондов и иные определенные законом обязательные поступления, подлежат отражению в  бюджетах, бюджетах внебюджетных фондов в обязательном порядке и в  полном объеме.

Все государственные и  муниципальные расходы подлежат финансированию за счет бюджетных средств, средств внебюджетных фондов, аккумулированных в бюджетной системе Российской Федерации. Налоговые кредиты, отсрочки и рассрочки по уплате налогов  и иных обязательных платежей полностью  учитываются отдельно по доходам  и расходам бюджетов, бюджетов государственных  внебюджетных фондов, за исключением  отсрочек и рассрочек по уплате налогов  и иных обязательных платежей, предоставляемых  в пределах текущего финансового  года.

Различают бюджеты брутто и нетто. В бюджет брутто включаются все валовые доходы и расходы  государства, а в бюджет нетто - только чистые расходы и доходы. Расходы  на государственные предприятия  включаются в бюджет брутто, а в  бюджете нетто отражается только разница между доходами и расходами.

Принцип сбалансированности бюджета предполагает, что объем  предусмотренных бюджетом расходов должен соответствовать суммарному объему доходов бюджета и поступлений  из источников финансирования его дефицита. При составлении, утверждении и  исполнении бюджета уполномоченные органы должны исходить из необходимости  минимизации размеров дефицита бюджета. Доходы бюджета и поступления  от источников финансирования его дефицита не могут быть увязаны с определенными  расходами бюджета, за исключением  доходов целевых бюджетных фондов, а также в случае централизации  средств из бюджетов других уровней  бюджетной системы Российской Федерации.

Принцип эффективности и  экономности использования бюджетных  средств означает, что при составлении  и исполнении бюджетов уполномоченные органы и получатели бюджетных средств  должны исходить из необходимости достижения заданных результатов с использованием наименьшего объема средств или достижения наилучшего результата с использованием определенного бюджетом объема средств.

Принцип общего (совокупного) покрытия расходов означает, что все  расходы бюджета должны покрываться  общей суммой доходов бюджета  и поступлений из источников финансирования его дефицита. Доходы и поступления  не могут увязываться с определенными  расходами бюджета, за исключением  доходов целевых бюджетных фондов, средств целевых иностранных  кредитов, а также в случае централизации  средств из бюджетов других уровней  бюджетной системы Российской Федерации.

Принцип гласности означает:

  • обязательное опубликование в открытой печати утвержденных бюджетов и отчетов об их исполнении, полноту информации о ходе исполнения бюджетов, доступность иных сведений;
  • обязательную открытость для общества и средств массовой информации процедур рассмотрения и принятия решений по проектам бюджетов, в том числе по вопросам, вызывающим разногласия внутри законодательного (представительного) органа или между исполнительным и законодательным (представительными) органами государственной власти.

Секретные статьи могут утверждаться только в составе федерального бюджета. На практике этот принцип реализуется  формально: бюджет публикуется и  утверждается в укрупненных цифрах, что искажает его действительную сущность.

Принцип достоверности бюджета, т.е. его реальности, предполагает, что  все суммы доходов и расходов должны быть обоснованны и правильны.

Для современных бюджетов характерны затушевывание направлений  расходов и сокрытие реального участия  различных слоев общества в формировании доходной части бюджета, т.е. принцип  реальности бюджета не соблюдается  в настоящее время ни в одной  стране (и Россия не исключение), хотя бюджеты большинства стран пропагандируются как реальные.

Принцип адресности и целевого характера бюджетных средств  означает, что бюджетные средства выделяются в распоряжение конкретных бюджетополучателей с обозначением направления их на финансирование конкретных целей.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 3. ФУНКЦИИ  И РОЛЬ БЮДЖЕТНОЙ СИСТЕМЫ

Как неоднократно показывалось выше, бюджетная система государства  является чрезвычайно важной категорией финансов и инструментом финансовой политики.

Этому способствуют выполняемые  ею функции:

экономическая (обеспечивает финансирование важнейших народнохозяйственных объектов субсидирование предприятий и производств, имеющих большое значение). Во многом роль бюджетной системы определяется конкретной экономической ситуацией (например, банковский кризис в Южной Корее, когда крупнейшим неплатежеспособным банкам было решено выделить $7 млрд.; США в годы Второй Мировой войны - необходимо было увеличение выпуска военной продукции - были госкапвложения, возведение за счет госинъекции атомной промышленности; еще пример - индустриализация).

важный инструмент межотраслевого и межтерриториального распределения  ресурсов.

С помощью налогов и  субсидий ограничиваются одни отрасли, а субсидируются другие и во многих странах мира бюджет - главный инструмент поддержки развития слабых районов);

социальная (государство обеспечивает бесплатное образование, лечение - частичное или полное финансирование из бюджета).

Даже сейчас при сокращении расходов, бюджет - главный инструмент поддержки малоимущих граждан, через  подоходный налог идет выравнивание населения. В западных странах доля социальных расходов (здравоохранение, образование, помощь малоимущим) - почти 60% от бюджета в США. То есть бюджет - главный рычаг выравнивания в социальном смысле);

политическая (финансирование армии, правоохранительных органов). До середины XIX века военные расходы  были основным элементом расходов (XVIII век - Россия - 90%);

НТП (финансирование фундаментальных  наук, государственных научно-технических  проектов);

финансирование государственных  органов власти.

Необходимо заметить, что  понятия приоритетной функции бюджетной  системы не существует - каждое государство  самостоятельно выбирает доминирующие статью расходов исходя из конкретной экономико-политической ситуации. Однако в любом случае конкретное решение  ни оказывает влияния на роль бюджетной  системы в стране.

Наиболее яркий показатель роли бюджета - отношение доходов (расходов) госбюджета к величине ВВП.

На общемировом уровне этот показатель имеет тенденцию  к возрастанию. Например, Германия в 1972 г. - 24%, сейчас - 29% (после объединения  ФРГ и ГДР значение показателя резко подскочило - это связано, прежде всего, с издержками процесса интеграции национальной экономики и обслуживанием  внутригосударственной миграции населения).

Называются многие причины  роста этого показателя в мировом  масштабе.

Важная причина - это перераспределение  акцентов в мировой политике и  экономике: распад СССР, стремительный  экономический рост азиатских стран (в особенности Китая), ускорение  Европейской интеграции, противодействие  США возрастающему влиянию на мировое лидерство последних  двух причин.

Это влечет за собой повышение  роли (доли) государства в распределительном (и перераспределительном) процессе, хотя и при господстве рыночной экономики. В России этот показатель - 39% (650 трлн. /1659 трлн), США - 36%. В Нидерландах же в 1989 году только по центральным органам власти - 54%. Однако, необходимо сделать соответствующую поправку - по данным Госкомстата 28% от ВВП идет на накопление, а это обновление основных и оборотных фондов.

Таким образом, можно сделать  вывод - роль бюджетной системы, в  особенности расходной части  бюджета, невероятно важна не только в странах с плановой экономикой (по моему все-таки осталась одна такая страна - это северный Вьетнам).

Развитые капиталистические  страны уделяют бюджетной системе  большое внимание как чрезвычайно  мощному механизму распределения (и перераспределения) национального  богатства. Посредством БС государство  может устанавливать приоритеты развития даже не экономики, а общества в целом.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

За последние несколько  лет анализ экономики России позволяет  подтвердить действенность и  в российских условиях важнейших  составляющих успешной бюджетной политики, определенных на основе международного опыта. Это - базирующаяся на реалистичном уровне государственных обязательств политика жесткого ограничения государственных  расходов, обеспечивающая низкий уровень (или полное отсутствие) бюджетного дефицита, способствующая поддержанию  на кредитном рынке низких процентных ставок, увеличению финансирования частного сектора. Такая политика содействует  достижению устойчивых темпов экономического роста, снижению безработицы, следовательно, и повышению уровня народного  благосостояния. Являясь основным финансовым планом государства, главным средством  аккумулирования финансовых средств, государственный бюджет, дает политической власти реальную возможность осуществления  властных полномочий, дает государству  реальную экономическую и политическую власть. С одной стороны, бюджет, являясь всего лишь комплексом документов, разрабатываемых одной ветвью власти и утверждаемых другой, выполняет  довольно утилитарную функцию - фиксирует  избранный государством стиль осуществления  управления страной. Бюджет по отношению  к осуществляемой властью экономической  политике является производным продуктом, он полностью зависит от избранного варианта развития общества и самостоятельной  роли не играет.

Однако именно бюджет, показывая  размеры необходимых государству  финансовых ресурсов и имеющихся  резервов, определяет налоговый климат страны, именно бюджет, фиксируя конкретные направления расходования средств, процентное соотношение расходов по отраслям и территориям, является конкретным выражением экономической политики государства. Через бюджет происходит перераспределение национального  дохода и внутреннего валового продукта. Бюджет выступает инструментом регулирования  и стимулирования экономики, инвестиционной активности, повышения эффективности  производства, именно через бюджет осуществляется социальная политика.

Бюджет, является ведущим  звеном финансовой системы любого государства  и играет как важную экономическую, так и политическую роль в любом  современном обществе. Объединяя  в себе основные финансовые категории .

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

 

1. Бюджетный кодекс Российской Федерации.

2. Бюджетная система Российской Федерации // Под ред. М.В. Романовского. - М.: ЮНИТИ, 2004. c.270

3. Гавричина Е.Л., Кашаев А.Н. Государство и право. Учебное пособие. - М., 2007. С.214

4. Годин А.М., Подпорина И.В. Бюджет и бюджетная система Российской Федерации: Учебное пособие. - М.: Издательско-торговая корпорация "Дашков и К°", 2008. - 340 с.

5. Дробозина Л. А Финансы, денежное обращение, кредит. Учебное пособие. М: Финансы ЮНИТИ, 2008. с.154

6. Максимова Н. С Бюджетная система Российской Федерации. Учебное пособие, Москва, 2008 г. С.145

7. Поляк Г.Б. Бюджетная система России: Учебник для вузов. - М.: ЮНИТИ, 2002. с.178

8. История экономики: учебник / под. ред. проф. Н.П. Зудилина. - С-Пб. ЭКО-Пресс, 2006. c.147

9. Черник Д. Г, Дадашев А. З Финансовая система России: Учебное пособие. - М.: ИНФРА - М, 1997. - 248с.

10. www.minfin.ru - официальный сайт Министерства Финансов

 


Информация о работе Принципы построения Бюджетной системы РФ