Принципы и особенности приватизации жилых помещений в РФ

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Сентября 2012 в 08:24, доклад

Описание работы

Под приватизацией жилых помещений в РФ понимается бесплатная передача в собственность граждан РФ на добровольной основе занимаемых ими жилых помещений в государственном и муниципальном жилищном фонде, а для граждан РФ, забронировавших занимаемые жилые помещения, - по месту бронирования жилых помещений. Такое определение дает Закон РФ от 04.07.1991 №1541-1 «О приватизации жилищного фонда в РФ» (Закон).
Настоящий Закон устанавливает основные принципы осуществления приватизации государственного и муниципального жилищного фонда социального использования на территории РФ, определяет правовые, социальные и экономические основы преобразования отношений собственности на жилище.

Работа содержит 1 файл

семинар 2.doc

— 96.50 Кб (Скачать)

ПРИНЦИПЫ И  ОСОБЕННОСТИ ПРИВАТИЗАЦИИ ЖИЛЫХ  ПОМЕЩЕНИЙ В РФ  


 
Под приватизацией жилых помещений  в РФ понимается бесплатная передача в собственность граждан РФ на добровольной основе занимаемых ими  жилых помещений в государственном  и муниципальном жилищном фонде, а для граждан РФ, забронировавших занимаемые жилые помещения, - по месту бронирования жилых помещений. Такое определение дает Закон РФ от 04.07.1991 №1541-1 «О приватизации жилищного фонда в РФ» (Закон). 
 
Настоящий Закон устанавливает основные принципы осуществления приватизации государственного и муниципального жилищного фонда социального использования на территории РФ, определяет правовые, социальные и экономические основы преобразования отношений собственности на жилище.

Основные принципы приватизации жилья в РФ

 
1. В соответствии со статьей 11 Закона каждый гражданин имеет право на приобретение в собственность бесплатно, в порядке приватизации, жилого помещения в государственном и муниципальном жилищном фонде социального использования, но не более, чем один раз. 
 
При этом несовершеннолетние, ставшие собственниками занимаемого жилого помещения в порядке его приватизации, сохраняют право на однократную бесплатную приватизацию жилого помещения после достижения ими совершеннолетия. 
 
2. Приватизация занимаемых гражданами жилых помещений в домах, требующих капитального ремонта, осуществляется в соответствии с Законом, а бывшие наймодатели сохраняют обязанность производить капитальный ремонт дома в соответствии с нормами содержания, эксплуатации и ремонта жилищного фонда (статья 16 Закона). 
 
3. Органы государственной власти или органы местного самоуправления, предприятия, учреждения вправе выкупать у граждан с их согласия жилые помещения, принадлежащие им на праве собственности, с целью более рационального их перераспределения (статья 17 Закона). 
 
4. При переходе государственных или муниципальных предприятий, учреждений в иную форму собственности либо при их ликвидации жилищный фонд, находящийся в хозяйственном ведении или оперативном управлении, должен быть передан правопреемникам этих предприятий, учреждений, если они определены.  
 
В противном случае предприятия или учреждения переходят в ведение органов местного самоуправления в установленном порядке. При этом все жилищные права граждан, в том числе права на приватизацию жилых помещений, сохраняются. 
 
Обратите внимание! Перечисленные выше принципы утрачивают силу с 1 марта 2010 года в соответствии с Федеральным законом от 29.12.2004 №189-ФЗ (Закон 189-ФЗ).

 

Особенности приватизации

 
Согласно статье 2 Закона приватизировать жилые помещения в государственном и муниципальном жилищном фонде, включая жилищный фонд, находящийся в хозяйственном ведении предприятий или оперативном управлении учреждений (ведомственный фонд), на условиях социального найма, вправе граждане РФ. При этом соответствующее право реализуется с учетом согласия:

  • всех совместно проживающих совершеннолетних членов семьи;
  • несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет.

 
Жилые помещения передаются в общую  собственность либо в собственность  одного из совместно проживающих лиц, в том числе несовершеннолетних. 
 
Согласно статье 3.1 Закона в случае смерти одного из участников совместной собственности на жилое помещение, определяются доли участников общей собственности на данное жилое помещение, в том числе доля умершего. При этом указанные доли в праве общей собственности на данное жилое помещение признаются равными. Иными словами, при определении доли жилья, приходящегося на одного из собственников, необходимо разделить общую площадь помещения на число собственников. 
 
Согласно статье 4 Закона не подлежат приватизации жилые помещения:

  • предоставленные гражданам по договорам социального найма после 1 марта 2005 года;
  • находящиеся в аварийном состоянии;
  • в общежитиях;
  • в домах закрытых военных городков;
  • служебные жилые помещения, за исключением жилищного фонда совхозов и других сельскохозяйственных предприятий, к ним приравненных;
  • стационарных учреждений социальной защиты населения, находящихся в сельской местности.

 
Однако положение статьи 4, в силу которого не подлежат бесплатной приватизации жилые помещения, предоставленные гражданам по договорам социального найма после 1 марта 2005 года, признано не соответствующим статье 19 Конституции РФ Постановлением Конституционного Суда РФ от 15.06.2006 №6-П, гарантирующей равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств и запрещающей любые формы ограничения прав граждан по признакам социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности. 
 
В соответствии с частью 3 статьи 79 Федерального конституционного закона от 21.07.1994 №1-ФКЗ акты или их отдельные положения, признанные неконституционными, утрачивают силу. 
 
То же относится и к положению статьи 4, запрещающему приватизацию находящегося в сельской местности жилищного фонда стационарных учреждений социальной защиты населения, - в той мере, в какой оно распространяется на жилищный фонд, находящийся вне территорий соответствующих учреждений социальной защиты населения. Как аналогичное положениям, ранее признанным Конституционным Судом РФ не соответствующими Конституции РФ, рассматриваемое положение не может применяться судами, другими органами и должностными лицами (Определение Конституционного Суда РФ от 10.12.2002 №316-О). 
 
Рассматриваемая статья 4 Закона утрачивает силу с 1 марта 2010 года (Закон 189-ФЗ).


ПОРЯДОК ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ПРИВАТИЗАЦИИ ЖИЛЬЯ В РФ

 

Создание  условий для осуществления  права граждан  на свободный выбор  способа удовлетворения потребностей в жилище, а также улучшения  использования и  сохранности жилищного  фонда является целью  Закон РФ от 04.07.1991 №1541-1 «О приватизации жилищного фонда в РФ» (Закон). 
 
Вступление в права собственности на жилище дает гражданам возможность эффективно вкладывать свои средства, осуществлять накопление недвижимой собственности, выступать с ней на рынке недвижимости, свободно владеть, пользоваться и распоряжаться своим жилищем. 
 
Принципы и особенности приватизации жилья в РФ мы рассмотрели в одноименной статье
«Принципы и особенности приватизации жилых помещений в РФ». В настоящей статье мы разъясним порядок приватизации, а также порядок передачи жилья в собственность несовершеннолетним детям, оставшимся без попечения родителей.

Порядок приватизации

 
Согласно статье 6 Закона передача жилых  помещений в собствен
ность граждан осуществляется уполномоченными собственниками указанных жилых помещений:

  • органами государственной власти;
  • органами местного самоуправления;
  • государственными или муниципальными унитарными предприятиями, за которыми закреплен жилищный фонд на праве хозяйственного ведения;
  • государственными или муниципальными учреждениями, казенными предприятиями, в оперативное управление которых передан жилищный фонд.

 
Передача жилых  помещений в собственность  граждан оформляется  договором передачи, заключаемы
м органами государственной власти или органами местного самоуправления поселений, предприятием, учреждением с гражданином, получающим жилое помещение в собственность в порядке, установленном законодательством.  
 
При этом нотариального удостоверения договора передачи не требуется и государственная пошлина не взимается (статья 7 Закона). 
 
В договор передачи жилого помещения в собственность включаются:

  • несовершеннолетние, имеющие право пользования данным жилым помещением и проживающие совместно с лицами, которым это жилое помещение передается в общую с несовершеннолетними собственность;
  • несовершеннолетние, проживающие отдельно от указанных лиц, но не утратившие право пользования данным жилым помещением.

 
Право собственности  на приобретенное  жилое помещение  во
зникает с момента государственной регистрации права в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним. 
 
Решение вопроса о приватизации жилых помещений должно приниматься по заявлениям граждан в двухмесячный срок со дня подачи документов. Должностные лица, виновные в нарушении данного срока, привлекаются к ответственности в установленном порядке. 
 
Кроме того, согласно статье 9.1 Закона граждане, приватизировавшие жилые помещения, являющиеся для них единственным местом постоянного проживания, вправе передать принадлежащие им на праве собственности и свободные от обязательств жилые помещения в государственную или муниципальную собственность. Соответствующие органы исполнительной власти, органы местного самоуправления или уполномоченные ими лица, в свою очередь, обязаны принять их в собственность и заключить договоры социального найма этих жилых помещений с этими гражданами.

Передача  жилья в собственность  несовершеннолетним, оставшимся без попечения  родителей

 
В соответствии со статьей 
2 Закона жилые помещения передаются в общую собственность либо в собственность одного из совместно проживающих лиц, в том числе несовершеннолетних. 
 
Если в жилом помещении проживают исключительно несовершеннолетние, то жилое помещение передается им в собственность:

  • если возраст несовершеннолетних до 14 лет: по заявлению родителей (усыновителей), опекунов с предварительного разрешения органов опеки и попечительства либо по инициативе указанных органов;
  • если возраст несовершеннолетних от 14 до 18 лет: по их заявлению с согласия родителей (усыновителей), попечителей и органов опеки и попечительства.

 
В случае смерти родителей (или  иных случаях утраты их попечения) и когда  в жилом помещении  остались проживать  исключительно несовершеннолетние дети в отношении
данных детей должен быть оформлен договор передачи жилого помещения в собственность детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей.  
 
Договор заключается органами опеки и попечительства, руководителями учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, опекунов (попечителей), приемных родителей или иных законных представителей несовершеннолетних в течение трех месяцев с момента утраты попечения родителей. 
 
При этом договоры передачи жилых помещений в собственность несовершеннолетним оформляются:

  • по заявлениям их законных представителей с предварительного разрешения органов опеки и попечительства или при необходимости по инициативе таких органов, если несовершеннолетние не достигли 14-тилеьнего возраста;
  • несовершеннолетними самостоятельно, если они достигли 14-тилетнего возраста и с учетом согласия их законных представителей и органов опеки и попечительства.

Информация о работе Принципы и особенности приватизации жилых помещений в РФ