Правовой статус и полномочия Министерства финансов РФ

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Января 2012 в 21:59, курсовая работа

Описание работы

В последние годы произошли коренные изменения в социальной, политической и экономической жизни страны, которые, несомненно, затронули многие важнейшие социальные институты общества, в том числе и такие, как институт финансового контроля.
Анализ сложившийся ситуации на сегодняшний день и рассмотрение действующих законодательных и нормативных актов в России позволяет сделать вывод об особенной актуальности темы в представленном реферате.

Содержание

Введение …
Структура Министерства финансов РФ …
Основные задачи, функции и права Минфина …
Полномочия Минфина в осуществлении финансового контроля …
Заключение ...
Список используемой литературы …

Работа содержит 1 файл

РеФЕРАт1.doc

— 105.00 Кб (Скачать)

2. на  основании и во исполнение  Конституции Российской Федерации,  федеральных конституционных законов,  федеральных законов, актов Президента  Российской Федерации и Правительства Российской Федерации Министерство принимает следующие нормативные правовые акты:

  • - порядок формирования отчетности об исполнении федерального бюджета, бюджетов государственных внебюджетных фондов, бюджетов бюджетной системы Российской Федерации и консолидированного бюджета Российской Федерации;
  • - порядок ведения сводной бюджетной росписи федерального бюджета;
  • - порядок применения бюджетной классификации Российской Федерации;
  • - форму налоговых деклараций, расчетов по налогам и порядок заполнения налоговых деклараций;
  • - форма таможенного приходного ордера, на основании которого производится уплата таможенных пошлин, налогов физическими лицами при перемещении товаров для личных, семейных, домашних и иных не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности нужд при декларировании товаров;
  • - форму акта о результатах совместной выверки расходования денежных средств плательщика, внесенных на счет таможенного органа;
  • - акты, определяющие случаи, когда уплата таможенных платежей может обеспечиваться договором страхования;
  • - акты, устанавливающие максимальные суммы одной банковской гарантии и максимальные суммы всех одновременно действующих банковских гарантий, выданных одним банком или одной организацией, для принятия банковских гарантий таможенными органами в целях обеспечения уплаты таможенных платежей;
  • - порядок и условия включения страховых организаций в реестр страховых организаций, договоры страхования которых могут приниматься в качестве обеспечения уплаты таможенных платежей;
  • - форму требования об уплате таможенных платежей;
  • - форму решения о взыскании в бесспорном порядке таможенных платежей за счет денежных средств, находящихся на счетах плательщика в банках;
  • - порядок контроля таможенной стоимости товаров и транспортных средств совместно с Министерством экономического развития и торговли Российской Федерации;
  • - порядок ведения государственной долговой книги Российской Федерации и передачи Министерству финансов Российской Федерации информации из государственной долговой книги субъекта Российской Федерации и муниципальной долговой книги

   Министерство  финансов РФ занимает важнейшее место  в системе финансового контроля, оно не только разрабатывает финансовую политику страны, но и контролирует ее осуществление.

   Минфин  осуществляет финансовый контроль за:

    - целевым использованием федерального бюджета и средств государственных внебюджетных и целевых бюджетных фондов;

    - поступлением доходов от имущества, находящегося в федеральной собственности;

    - доходами от проведения лотерей, зарегистрированных в РФ;

    - обеспечением платежеспособности страховщиков;

    - формированием и сохранностью Государственного фонда драгоценных металлов и драгоценных камней в РФ;

    - использованием и хранением драгоценных камней организациями и совершением сделок с ними;

    - расходами, связанными с государственным внутренним и внешним долгом;

    - качеством аудиторских проверок.9

    В связи с этим Минфин России вправе проводить комплексные ревизии и тематические проверки поступления и расходования средств федерального бюджета, внебюджетных фондов и других федеральных средств, проводить документальные ревизии и проверки финансово-хозяйственной деятельности по заданиям правоохранительных органов.

    Для выполнения контрольных полномочий Минфин России имеет право запрашивать  необходимые материалы по бюджетным  и внебюджетным фондам и применять  меры воздействия по результатам контроля – при установлении фактов нецелевого использования взыскивать их с наложением штрафа; ограничивать, приостанавливать и прекращать финансирование организаций в случае нарушения финансовой дисциплины. Вместе с тем, Минфин уполномочен предоставлять отсрочки и рассрочки по налоговым платежам в федеральный бюджет.

   Следует при этом отметить, что контрольные  полномочия Минфина Российской Федерации  распространяются на финансовые средства только федерального уровня. В тех  случаях, когда проверяется деятельность исполнительных органов власти субъектов  Федерации, его контрольные функции не должны выходить за эти рамки. Такой подход обусловлен принципом самостоятельности бюджетного устройства в Российской Федерации, самостоятельности финансовой деятельности субъектов Федерации и органов местного самоуправления в установленных законодательством пределах, их ответственностью за формирование и использование своих финансовых ресурсов.

   Однако, принимая во внимание принятый в 1998г. Бюджетный  кодекс, отметим, что на Минфин возложено  осуществление финансового контроля за исполнением бюджетов субъектов российской Федерации и местных бюджетов, если субъект Российской Федерации получает помощь в объеме свыше 50% расходов его консолидированного бюджета. Назначается ревизия и исполнение бюджета субъекта Федерации переходит под контроль Минфина и в случаях, когда субъект не в состоянии обеспечить обслуживание и погашение своих долговых обязательств.

   Финансовый  контроль осуществляют все структурные  подразделения Министерства финансов РФ соответственно их компетенции. Однако Минфин имеет в совей структуре и специальные подразделения, предназначены именно для проведения финансового контроля: Департамент государственного финансового контроля и аудита, Департамент страхового надзора. В его ведении находятся Федеральное казначейство, Пробирная палата и др. органы.

   Департамент государственного финансового  контроля и аудита создан на основании постановления Правительства РФ на базе нескольких упраздненных структурных подразделений Минфина России, в том числе контрольно-ревизионного управления и Департамента организации аудиторской деятельности.

   В задачи этого Департамента входит контроль за:

    - исполнением федерального бюджета и бюджетов федеральных внебюджетных фондов, 

    - организацией денежного обращения,

    - использованием кредитных ресурсов,

    - состоянием государственного внутреннего и внешнего долга, государственных резервов,

    - предоставлением налоговых льгот и преимуществ.

     Департамент государственного контроля и аудита организует и проводит самостоятельно и с привлечением территориальных КРУ ревизии и проверки; контролирует использование федеральных средств, в том числе в иностранной валюте; организует контроль за качеством проведения аудиторами и аудиторскими организациями аудиторских проверок.

     В случае установления нарушений использования федеральных средств, израсходованных незаконно или не по целевому назначению средства, а также доходы от их использования, по предписанию Департамента, подлежат возмещению в течение одного месяца после выявления нарушений. 

   Территориальные контрольно-ревизионные органы осуществляю последующий финансовый контроль на территории соответствующего субъекта РФ10. В частности, они:

      - контролируют целевое использование средств федерального бюджета и государственных внебюджетных фондов;

    - проводят документальные ревизии и проверки финансово-хозяйственной деятельности организаций любых форм собственности по мотивированным постановлениям правоохранительных органов;

    - в ряде случаев на договорной основе проводят ревизии и проверки поступления и расходования средств бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов;

    - контролируют своевременное устранение нарушений в финансово-хозяйственной деятельности проверенных управлением организаций, а также возмещение ими причиненного ущерба и т.д.

     Территориальные контрольно-ревизионные органы Минфина России имеют право:

    - проверять в ревизуемых организациях денежные, бухгалтерские и другие документы;

    - получать от должностных лиц ревизуемых организаций объяснения;

    - получать от органов государственной власти и местного самоуправления, а также организаций данные, необходимые для осуществления своих функций;

    - направлять предложения о приостановлении и прекращении финансирования ревизуемых организаций при выявлении фактов нецелевого использования бюджетных средств, а также непредставления ими бухгалтерских документов, связанных с использованием этих средств;

    - ставить вопрос об отстранении от работы должностных лиц, виновных в нарушениях, передавать материалы проверок и ревизий в правоохранительные органы и т.д.

   Органы  федерального казначейства, находящиеся в подчинении Минфина, наряду с другими функциями осуществляют и контроль, направленный на исполнении федерального бюджета и использование средств государственных внебюджетных фондов.

   В этих целях Главное управление федерального казначейства:

    - организует контроль за поступлением  и использованием внебюджетных средств;

    - организует и осуществляет сводный учет операций по движению средств федерального бюджета и государственных внебюджетных фондов;

    - организует и осуществляет сбор и анализ информации о состоянии федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ и государственных внебюджетных фондов.

     Органы  федерального казначейства по субъектам  РФ, по городам, районам в городах:

    - контролируют своевременность совершения операций со средствами федерального бюджета и государственных внебюджетных фондов, а также целевое направление использования указанных средств;

    - передают правоохранительным органам материалы по фактам нарушений, за которые предусмотрена уголовная ответственность и др.

     В целях осуществления контроля финансовое казначейство наделено следующими правами:

    - проверять денежные документы, регистры бухгалтерского учета, отчеты, планы, сметы и иные документы, связанные с зачислением, переначислением и использованием средств федерального бюджета;

    - получать от финансово-кредитных учреждений справки о состоянии счетов предприятий и учреждений, использующих средства федерального бюджета и государственных внебюджетных фондов;

    - приостанавливать операции по счетам организаций, использующих средства федерального бюджета и государственных внебюджетных фондов;

    - изымать на основе письменного постановления должностного лица органа казначейства документы, свидетельствующие о нарушениях бюджетной дисциплины;

    - накладывать на кредитные организации штраф в случае несвоевременного исполнения ими платежных документов на перечисление средств в федеральный бюджет;

    - взыскивать в бесспорном порядке денежные средства используемые не по целевому назначению.

     Функции органов Государственного страхового надзора также ограничены особой сферой -страховой деятельностью. Они осуществляются в целях обеспечения соблюдения требований законодательства РФ о страховании, развития страховых услуг, защиты прав и интересов участников страховых отношений.11

   Важное  место в их функциях занимает предварительный контроль, осуществляемый ими в процессе выдачи лицензий на осуществление страховой деятельности. По результатам текущего и последующего контроля они вправе приостановить, ограничить действие лицензии или отозвать ее.  
 

Информация о работе Правовой статус и полномочия Министерства финансов РФ