Основы финансирования системы образования

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Ноября 2012 в 21:49, реферат

Описание работы

Образование - одно из основных и неотъемлемых конституционных прав граждан Российской Федерации. Основы регулирования принципов государственной политики в области образования сформулированы в федеральных законах от 1. января 1996г. №12-Ф3 «Об образовании» от 22 августа 1996 г. №125-Ф3 «О высшем и послевузовском профессиональном образовании.

Работа содержит 1 файл

Образование.doc

— 115.50 Кб (Скачать)

 

Повышение качества образования - актуальная задача современного этапа  социально-экономического развития России. Одним из ключевых вопросов ее решения остается уровень бюджетного финансирования всех ступеней образования. В последнее время усиливается внимание государственной власти к сфере образования: ежегодно увеличиваются бюджетные средства, выделяемые на указанные цели. Данную тенденцию можно проследить по таблице 1, в которой предоставлены исполненные за последние три года расходы федерального бюджета.

Таблица 1. Расходы федерального бюджета на финансирование системы образования в 2008-2011 гг., млн. руб

Наименование  статьи расхода

Год

     
 

2008 факт.

2009 факт.

2010 факт.

2011 план.

 

Образование, всего

 

307 193,98

 

313 636, 83

 

386 436,75

 

495 825,43

В том числе:

       

дошкольное  образование

2 867,69

3 081,17

3 994,97

4 644,61

общее образование

3 538,35

3 712,61

3 987,27

34 953,17

начальное профессиональное образование

11 857,92

12 655,26

12 871,96

3 749,52

среднее профессиональное образование

29 674,08

32 154,78

31 722,35

33 639,37

переподготовка  и повышение квалификации

4 067,20

4 380,51

4 912,12

5 758,85

высшее и  послевузовское профессиональное образование

238 161,16

243 280,25

316 264,25

365 381,28

молодежная  политика и оздоровление детей

327,14

388,3

610,75

829,44

прикладные  научные исследования в области  образования

1 788,29

1 716,56

1 003,87

21 744,69

другие вопросы  в области образования

14 872,14

12 267,41

10 054,21

25 124,50


 

В 2010 году объём  средств федерального бюджета в  сфере образования составил 386,4 млрд. рублей, что на 18,8 % больше по сравнению  с 2009 годом и на 20,5 % больше, чем  в 2008 году. Таким образом, за последние три года наблюдается рост общего объема средств, выделяемых из федерального бюджета на образование, в абсолютном выражении он составил 79242,77 млн. рублей

По сравнению  с 2008 годом на 28,1 % увеличились расходы  федерального бюджета на дошкольное образование, на 29% увеличились расходы на общее образование, на 25 % - на высшее профессиональное образование (с учётом дополнительных объемов в размере 30 млрд. рублей на поддержку ведущих российских университетов). Почти вдвое выросли расходы по статье «молодежная политика и оздоровление детей» и в 2010 году составили 610,75, но все равно их удельный вес в общем объеме расходов остался незначительным.

По некоторым  статьям расходов можно наблюдать  обратную тенденцию - так за три года снижаются расходы на прикладные научные исследования в области образования (снижение составило 43%). Сокращение бюджетных ассигнований в 2010 году на обеспечение других вопросов в области образования составило 47% по отношению к 2008 году, это объясняется завершением реализации основной части федеральных целевых программ в области образования.

Что касается расходов на среднее профессиональное образование, то они не имеют значительной динамики, так в 2010 году по отношению к 2008 году они выросли на 6,84%, но в тоже время снизились на 1,55% по отношению к 2009 г. Это, несмотря на то, что на российском рынке труда наблюдается нехватка квалифицированных специалистов со средним профессиональным образованием.

В итоге стоит  отметить, что на сегодняшний день в структуре расходов федерального бюджета на образования преобладают следующие:

  • высшее и послевузовское профессиональное образование - 82%;
  • среднее профессиональное образование - 8,1%;
  • начальное профессиональное образование - 3,31%.

 

Данная структура  расходов федерального бюджета обусловлена тем, что в сфере образования полномочия распределены между различными уровнями государственной власти и органами местного самоуправления. За федеральными органами государственной власти в сфере образования закреплены полномочия по предоставлению профессионального образования, главным образом, высшего и послевузовского профессионального образования.

Несмотря на все разговоры о переизбытке  студентов вузов и «навесе» высшего  образования, в предыдущие годы шло перераспределение бюджетных ресурсов в пользу высшего образования. Вторым бенефициаром (Лицо, в пользу которого осуществляется доверительное управление)  в чью пользу шло перераспределение бюджетных средств, было дошкольное образование, реальное бюджетное финансирование которого выросло в 2008-2010гг. на 27,3%. При этом численность детей в дошкольных учреждениях выросла за этот период на 4,8%.

Наиболее же пострадало в условиях экономического кризиса общее (школьное) образование, а также начальное и среднее профессиональное образование. В реальном выражении бюджетные расходы на общее образование сократились на 5,6% за 2009-2010 гг. При этом наиболее сильным падение было именно в 2010 году - на 4,8%.

В начальном  профессиональном образовании (НПО) динамика бюджетных расходов отражала два процесса: во-первых, это изменение собственно расходов на НПО, во-вторых, это интеграция учреждений начального и среднего профессионального образования.

Падение бюджетных  расходов на НПО в номинальном  выражении произошло только в 2010 г. и составило 7,6%, в реальном выражении оно началось в 2009 г. и превысило за два года 22,1%. Но часть указанного снижения расходов на НПО, особенно в 2010 г., должна быть отнесена на ускорение реструктуризации сегмента невузовского профессионального образования, интеграцию, как было отмечено, государственных и муниципальных учреждений НПО и СПО (среднее профессиональное образование) с целью обеспечить в период экономического кризиса повышение эффективности бюджетных расходов.

В системе СПО  бюджетное финансирование в период кризиса также демонстрировало стабилизацию в номинальном выражении и падение - в реальном, составившее почти 9%.

В целом система  НПО-СПО, если рассматривать ее как  единое целое, серьезно пострадала в  кризис, ее бюджетное финансирование в реальном выражении сократилось на 10,0%.

 

Таблица 2. Бюджетные расходы на образование в расчете на одного обучающегося, тыс. рублей

Уровни  образования / год

2005

2006

2007

2008

2009

2010

Дошкольное  образование

19,12

26,89

34,94

34,77

38,52

47,6

Общее образование

23,6

33,2

41,6

40,9

42,8

46,9

Начальное профессиональное образование

30,8

37

46,5

48,3

50,4

52,9

Среднее профессиональное образование

55,44

66,6

83,7

86,94

90,72

95,22

Высшее и  послевузовское профессиональное образование

232,85

279,72

351,54

365,15

381,02

399,92


 

По  данным из таблицы 2 видно, что за 5 лет  произошло увеличение бюджетных  расходов на образование в расчете  на одного обучающегося более чем  в 8,5 раза на общее образование и  в 6,6 раза - на начальное профессиональное образование. В то же время в2007 и 2008 гг. произошел рост инфляции на 11,9 и 13,3% соответственно. В 2009-2010 гг. инфляция составила уже 8,8% ежегодно. И если учесть темпы инфляции за эти годы, то рост бюджетных расходов окажется менее значительным.

Следует заметить, что, по мнению экономистов, в России затраты государства в год на обучение одного обучающегося в 2,5 раза ниже, чем в странах ЕС.

В то же время  следует обратить внимание на показатели таблицы 3, в которых прослеживается динамика сокращения образовательных  учреждений по России, что связано в первую очередь со снижением численности обучающихся.

 

 

 

 

 

 

Таблица 3. Численность образовательных учреждений в Российской Федерации 2009-2010гг.

Вид образовательных учреждений / год

2010г.

В % к 2009г.

2009г.

в % к 2008г.

Государственные и муниципальные общеобразовательные учреждения

48809

95,7

50977

95,2

Государственные и муниципальные образовательные  учреждения среднего профессионального  образования

2586

100,9

2564

101,1

Негосударственные образовательные учреждения среднего профессионального образования

264

87,4

302

121,3

Государственные и муниципальные образовательные  учреждения высшего профессионального  образования

653

98,6

662

100,3

Негосударственные образовательные учреждения высшего  профессионального образования

462

102,2

452

95,4


 

Таким образом, можно сделать вывод о том, при росте бюджетных расходов на образование общее количество образовательных учреждений в Российской Федерации сокращается, данная тенденция  в итоге сказывается на увеличении объема бюджетных средств, которые финансируются на обеспечение деятельности каждого образовательного учреждения.

 

1.3 Основные проблемы бюджетного  финансирования образования

Следствием постоянного  и серьезного недофинансирования сферы  образования становится снижение уровня материально-технического обеспечения учреждений, низкий уровень оплаты преподавательского состава и уменьшение из-за этого числа квалифицированных преподавателей. Все это ведет к снижению качества обучения подрастающего поколения. В итоге это приводит к научно-техническому отставанию нашей страны, экономическим потерям, социальной напряженности в обществе. В этих условиях одной из важнейших задач государства является существенное изменение ситуации в сфере образования.

Недостаточное финансирование отрицательно влияет на потенциал всей образовательной системы. Это одна из причин оттока наиболее квалифицированных кадров из системы образования, а также старения преподавательского состава: у 64% школьных учителей стаж работы превышает 25 лет.

Имеются и другие следствия недостаточных расходов на образование: библиотеки находятся в неудовлетворительном состоянии; оборудование по техническим вузам изношено на 70-75%; более 36% школ требует капитального ремонта. Наряду с этим имеет место тенденция отъезда наиболее талантливой молодежи за рубеж. Так, например, после стажировок и практик до 10% студентов российских вузов остаются за рубежом, еще 37% по разным опросам желают эмигрировать.

Существенное недофинансирование образования во многом объясняется  следующими факторами.

Во-первых, сохранение до сих пор административного принципа финансирования образования по всей вертикали бюджетов, при котором вышестоящие финансовые органы доводят до нижестоящих лимиты финансирования, не считаясь с их потребностями, а исходя из затрат прошлых лет. Недостаточно учитывается также рост цен, существенно повышающий потребность в финансировании.

Во-вторых, при разграничении бюджетов по трем уровням прямое и непосредственное воздействие государства на объем и структуру бюджетных ассигнований ограничено. Так, например, сегодня на федеральном уровне за государством сохраняются только следующие полномочия по организации оплаты труда в сфере образования:

- установление минимальной  заработной платы;

- регулирование оплаты  труда относительно других бюджетных отраслей;

- территориальное и  налоговое регулирование заработной  платы.

Такие же минимальные  гарантии сохраняются за федеральным  центром в области стипендиального  обеспечения и питания учащихся. Финансирование остальных статей и  дополнительных расходов по вышеуказанным статьям переходит на региональный и муниципальный уровень.

В-третьих, для эффективного оперативного управления финансовыми ресурсами образовательному учреждению необходимы гарантии своевременного их получения в полном объеме. Такие гарантии призваны, в частности, обеспечить современные методы планирования потребности в бюджетных ассигнованиях.

Однако даже при нынешнем недостаточном финансировании у  российской системы образования  есть резервы, которые можно использовать для повышения ее эффективности. По мнению отечественных аналитиков, они кроются в возможностях осуществления структурных реформ, предусматривающих пересмотр принципов нормирования финансирования образования, рационализацию бюджетных расходов и оптимизацию внебюджетного финансирования. Действующее сегодня бюджетное законодательство позволяет реализацию указанных направлений реформирования.

Информация о работе Основы финансирования системы образования