Ликвидация коммерческих организаций

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Января 2012 в 10:59, реферат

Описание работы

Целью исследования является определение на основе исторического и зарубежного опыта, действующего законодательства и хозяйственной практики отношений, возникающих в ходе ликвидации коммерческих организаций, рассмотрение основных теоретических вопросов, касающихся правопреемства, выявление пробелов в законодательстве и предложение, в рамках возможного, некоторых рекомендаций по совершенствованию действующего законодательства и практики его применения.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………..2
Глава 1.Ликвидация коммерческих организаций………………………………4
Глава 2.Обязанности лица, принявшего решение о ликвидации коммерческой организации……….………………………………….…………………………..8
Глава 3. Порядок ликвидации коммерческих организаций…………………..10
Заключение…………………………………………….…………………………14
Список используемой литературы……………………………………………...16

Работа содержит 1 файл

Документ Microsoft Word.doc

— 89.50 Кб (Скачать)

     После окончания срока для предъявления требований кредиторами ликвидационная комиссия составляет промежуточный  ликвидационный баланс, который содержит сведения о составе имущества ликвидируемого юридического лица, перечне предъявленных кредиторами требований, а также о результатах их рассмотрения.

     Промежуточный ликвидационный баланс утверждается учредителями (участниками) юридического лица или  органом, принявшими решение о ликвидации юридического лица. В случаях, установленных законом, промежуточный ликвидационный баланс утверждается по согласованию с уполномоченным государственным органом (в ред. Федерального закона от 21.03.2002 N 31-ФЗ).

     Если  имеющиеся у ликвидируемого юридического лица (кроме учреждений) денежные средства недостаточны для удовлетворения требований кредиторов, ликвидационная комиссия осуществляет продажу имущества юридического лица с публичных торгов в порядке, установленном для исполнения судебных решений.

     Выплата денежных сумм кредиторам ликвидируемого юридического лица производится ликвидационной комиссией в порядке очередности, установленной статьей 64 настоящего Кодекса, в соответствии с промежуточным  ликвидационным балансом, начиная со дня его утверждения, за исключением кредиторов третьей и четвертой очереди, выплаты которым производятся по истечении месяца со дня утверждения промежуточного ликвидационного баланса.

     После завершения расчетов с кредиторами ликвидационная комиссия составляет ликвидационный баланс, который утверждается учредителями (участниками) юридического лица или органом, принявшими решение о ликвидации юридического лица. В случаях, установленных законом, ликвидационный баланс утверждается по согласованию с уполномоченным государственным органом (пункт в редакции, введенной в действие с 1 июля 2002 года Федеральным законом от 21 марта 2002 года N 31-ФЗ).

     При недостаточности  у ликвидируемого казенного предприятия  имущества, а у ликвидируемого учреждения - денежных средств для удовлетворения требований кредиторов последние вправе обратиться в суд с иском об удовлетворении оставшейся части требований за счет собственника имущества этого предприятия или учреждения.

     Оставшееся после  удовлетворения требований кредиторов имущество юридического лица передается его учредителям (участникам), имеющим вещные права на это имущество или обязательственные права в отношении этого юридического лица, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или учредительными документами юридического лица.

     Ликвидация юридического лица считается завершенной, а юридическое  лицо - прекратившим существование  после внесения об этом записи в  единый государственный реестр юридических  лиц.

     Комментарий к 63 статье ГК РФ достаточно подробно регулирует порядок ликвидации юридического лица после того, как его участники (учредители), уполномоченный орган или суд, принявшие решение о ликвидации, письменно уведомили регистрирующий орган о начале процедуры ликвидации.

     Прежде  всего ликвидационная комиссия публикует в прессе сообщение о ликвидации юридического лица, порядке и сроке заявления претензий кредиторами (последний не может быть менее двух месяцев), выявляет всех кредиторов и письменно уведомляет их о ликвидации, а также принимает меры ко взысканию дебиторской задолженности организации, в том числе в судебном порядке.

     Особое  значение точного определения срока  предъявления требований кредиторами  заключается в том, что его  пропуск дает кредитору право  на удовлетворение только из того имущества, которое останется после удовлетворения требований кредиторов, заявленных в срок.

     По  окончании указанного срока ликвидационная комиссия оценивает состав кредиторской задолженности, принимает решение  об удовлетворении (или отклонении) выявленных требований и составляет промежуточный ликвидационный баланс. При этом обязательным условием составления промежуточного ликвидационного баланса юридического лица является проведение инвентаризации его имущества.

     Промежуточный ликвидационный баланс должен быть утвержден участниками (учредителями) юридического лица или органом, принявшими решение о его ликвидации, а в ряде случаев - дополнительно согласован с уполномоченным государственным органом.

     В соответствии с  промежуточным ликвидационным балансом удовлетворяются законные требования кредиторов ликвидируемого юридического лица.

     Денежные  выплаты кредиторам (за исключением  кредиторов пятой очереди) начинают производиться с момента утверждения  промежуточного ликвидационного баланса, причем сами выплаты производятся в  порядке очередей, установленных статьей 64 ГК РФ, а требования каждой последующей очереди удовлетворяются после полного удовлетворения требований предыдущей. Выплаты кредиторам пятой очереди производятся только по истечении месяца со дня утверждения промежуточного ликвидационного баланса.

     Если  денежных средств организации (кроме  учреждений) недостаточно для расчетов с кредиторами, ликвидационная комиссия продает имеющееся имущество  с публичных торгов в порядке, установленном для исполнения судебных решений. Порядок их проведения регулируется статьей 350, 447-449 ГК РФ и статьями 62-63 Закона об исполнительном производстве.

     После погашения кредиторской задолженности  ликвидационная комиссия составляет окончательный ликвидационный баланс, который утверждается аналогично утверждению промежуточного баланса. Затем оставшееся имущество распределяется между участниками юридического лица, если иное не следует из законодательства или учредительных документов организации.

     Все документы, оформляющие ликвидацию, передаются регистрирующему органу, который на их основе вносит соответствующую  запись в единый государственный  реестр юридических лиц. С этого  момента деятельность организации  считается прекращенной (статья 22 Закона о регистрации).

     Существует ряд  особенностей ликвидации казенных предприятий  и учреждений, обусловленных субсидиарной ответственностью по их долгам собственника их имущества. Так, при недостаточности  имущества у ликвидируемого казенного предприятия или денежных средств у ликвидируемого учреждения для удовлетворения требований кредиторов последние имеют право предъявить иски к собственнику имущества указанных организаций и потребовать от него удовлетворить оставшуюся часть требований за его счет. 

 

Заключение 

     Ликвидация  юридического лица, также как и  его возникновение, ведет к серьезным  правовым последствиям, ибо при ликвидации организации исчезает субъект права.

     Изучение  действующего законодательства о ликвидации юридических лиц и практики его применения арбитражными судами показывает, что решение основополагающих вопросов о ликвидации коммерческих организаций обладает несомненной актуальностью. Противоречия в законодательстве, регулирующем прекращение деятельности юридических лиц, во многом являются причиной недостатков в работе органов (лиц), участвующих в ликвидации коммерческой организации. В процессе осуществления ликвидации организации нередко возникают вопросы, в решении которых в практике нет единства.

     В настоящий период в России идет интенсивный процесс создания коммерческих юридических лиц, однако существует необходимость и в ликвидации таких организаций по различным основаниям.

     Сказанное определяет необходимость, и важность всесторонней теоретической разработки ряда проблем, имеющих значение для дальнейшего развития законодательства о ликвидации коммерческих организаций и для улучшения практики применения закона.

     Так, имеются существенные расхождения  в мнениях по поводу самого понятия  ликвидации коммерческих организаций. Различные суждения высказываются в литературе о последствиях ликвидации организации, спорным остается как вопрос о признаках ликвидации, так и о критериях разграничения двух видов прекращения коммерческих организаций - ликвидации и реорганизации.

     Несмотря  на некоторое уменьшение числа разрешенных арбитражными судами дел о создании, реорганизации и ликвидации организаций в 2010 году, они, по прежнему, составляют довольно значительную часть от общего числа.

     Гражданский кодекс Российской Федерации, посвящая вопросам ликвидации организаций пять статей и несколько статей применительно к ликвидации хозяйственных товариществ и обществ, содержит только общие положения, относящиеся к исследуемой проблеме. Хотя законодательство о ликвидации юридических лиц (соответственно, и коммерческих организаций) в настоящее время, по сравнению с ранее действовавшим законодательством, полнее регулирует ликвидацию организаций, однако в нем имеются существенные пробелы и неточности. Так, недостаточно четко и подробно урегулирована на законодательном уровне процедура ликвидации, в связи с чем в судебной практике неоднозначно решаются вопросы, возникающие на различных этапах осуществления ликвидации

     В настоящей работе исследуется проблема ликвидации юридических лиц - коммерческих организаций. Необходимо отметить, что в зависимости от организационно-правовой формы коммерческих организаций различен и процесс осуществления их ликвидации. Поэтому в настоящей диссертации учтены особенности ликвидации отдельных форм коммерческих организаций. В связи с определенной спецификой некоторых коммерческих организаций, например, банков и других кредитных организаций, их ликвидация осуществляется несколько иначе, чем других юридических лиц. Отдельные особенности при ликвидации таких организаций по мере изложения материала будут учитываться в данной работе.

     Несостоятельность (банкротство) коммерческих организаций  также является основанием для их ликвидации. Ликвидация при банкротстве  имеет значительную специфику. 
 
 
 

     Список  используемой литературы 

  1. Конституция Российской Федерации. Принята всенародным голосованием 12декабря 1993года // Российская газета. 1993. 25декабря.
  2. Гражданский кодекс Российской Федерации с комментариями, часть первая от30ноября 1994г.№51-ФЗ (ред. от22.07.2008) // Собрание законодательства Российской Федерации.1994. №32.Ст.3301.
  3. Федеральный закон от08.08.2001№129-ФЗ (ред. от23.07.2008, сизм. от27.10.2008) "О государственной регистрации юридических лиц индивидуальных предпринимателей" // Собрание законодательства РФ.2001. №33(часть I). Ст.3431.
  4. Федеральный закон от 8 августа 2001г. 129-ФЗ О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей // Собрание законодательства РФ. 2001. 33 (часть 1). Ст. 3431.
  5. Федеральный закон от 26 октября 2002г. 127-ФЗ О несостоятельности (банкротстве) // Собрание законодательства РФ. 2002. 43. Ст. 4190.
  6. Витрянский В.В. Реорганизация и ликвидация юридических забота об интересах кредиторов // Законодательство и экономика. 2005. 3-4. С.98.
  7. Гражданское право. В 2-х томах. Т.1. / Под ред. Е.А. Суханова. М., 2006 С. 75.
  8. Жане А.А. Ликвидация юридического лица // Право и экономика. 2006. 4. С. 44.
  9. Трофимов К.Т. Реорганизация и ликвидация коммерческих организаций // Дисс.: канд. юрид. наук. М., 2005. С. 14.

Информация о работе Ликвидация коммерческих организаций