Этапы реформирования системы межбюджетных отношений в Российской Федерации

Дата добавления: 27 Ноября 2011 в 16:32
Автор: Пользователь скрыл имя
Тип работы: доклад
Скачать полностью (10.87 Кб)
Работа содержит 1 файл
Скачать  Открыть 

Этапы реформирования системы межбюджетных отношений в Российской Федерации.doc

  —  42.50 Кб

Этапы реформирования системы  межбюджетных отношений  в Российской Федерации 

     В конце 1991 г. начинается первый этап реформирования межбюджетных отношений в России, который продлился до 1994 г. Этот период можно назвать периодом «стихийной» децентрализации прежней бюджетной системы, или этапом «стихийного федерализма». В конце 1991 г. были приняты законы «Об основах налоговой системы в РСФСР» и «Об основах бюджетного устройства и бюджетного процесса в РСФСР», заложившие фундамент многоуровневой бюджетной системы и обеспечивавшие резкое расширение налогово-бюджетной автономии региональных и местных властей. В этот период начался стихийный процесс разделения бюджетных полномочий. На региональный уровень были переданы многие функции и полномочия по социальной защите населения, по поддержке сельского хозяйства, решение инвестиционных проблем и капитальные расходы, за которые ранее отвечало федеральное правительство. В результате резко стали возрастать расходы регионов, возник бюджетный дефицит. В большинстве случаев этот бюджетный дефицит практически полностью покрывался за счет дотаций из федерального бюджета, величина которых определялась в абсолютном выражении. Такой порядок определения финансовой помощи и согласования бюджетов на федеральном уровне, естественно, не стимулировал стремление к сокращению или оптимизации расходной части региональных бюджетов, так как нормативы расходов трудно было контролировать.

     Таким образом, этап «стихийного федерализма» сопровождался обострением вертикальной и горизонтальной несбалансированности бюджетной системы. Но этот этап имел важное значение: достаточно ясно стала проявляться проблема отсутствия единых правил и нормативной базы для формирования региональных бюджетов.

     второй  этап начался в 1994 г. и продлился до 1998 г.

     Главным достижением этого этапа явилось создание в 1994 г. Фонда финансовой поддержки регионов (ФФПР.) При этом были расширены налоговые полномочия региональных и местных органов власти .

     До 1997 г. ФФПР состоял из двух частей, предназначенных для финансирования двух типов регионов – «нуждающихся в поддержке» и «особо нуждающихся в поддержке». «Нуждающимся в поддержке» назывался регион, для которого норма средней бюджетной обеспеченности на одного жителя была ниже средней по стране. «Особо нуждающимся» являлся такой регион, для которого собственные доходы не обеспечивали финансирования текущих затрат. С 1997 г. такое разделение уже не предусматривалось. В 1997 г. была введена новая группировка регионов: полностью расположенные в районах Крайнего Севера, частично относящиеся к районам Крайнего Севера и приравненные к ним местности; все остальные.Чем меньше бюджетные доходы того или иного региона, тем больше у него шансов получения трансферта, и, следовательно, практически исчезают стимулы по увеличению доходной части региональных бюджетов.

     Незавершенность реформы межбюджетных отношений  привела в 1996–1998 гг. к новому витку системного кризиса: усилилась централизация бюджетной системы. Был восстановлен «закрытый» перечень региональных и местных налогов.

     В 1998 г. Правительством РФ была подготовлена и принята «Концепция реформирования межбюджетных отношений в Российской Федерации в 1999–2001 гг.». Именно эта концепция послужила основой нового, третьего этапа реформирования межбюджетных отношений в России.

     Основной целью принятой в 1998 г. «Концепции реформирования межбюджетных отношений в Российской Федерации в 1999–2001 гг.» стал поэтапный переход к принципиально новой методике распределения трансфертов ФФПР, основанной на сопоставлении реальной бюджетной обеспеченности регионов с использованием объективных оценок расходных потребностей и налогового потенциала территорий.

     Выравнивание  бюджетной обеспеченности по текущим  расходам осуществлялось через ФФПР, а также вновь создаваемый  Фонд компенсаций, который был предназначен для полного финансирования расходных обязательств, возложенных на региональные бюджеты федеральными законами «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей», «О ветеранах» и «О социальной защите инвалидов Российской Федерации» и др.

     В целом, результатами реализации Концепции  стали:

     • переход к новой методологии распределения средств ФФПР, предусматривающей эффективное выравнивание бюджетной обеспеченности регионов и создание стимулов для осуществления на региональном уровне более рациональной и ответственной бюджетной политики;

     • инвентаризация расходных обязательств (оцененных на уровне 8 % ВВП) и их постепенное сокращение за счет средств Фонда компенсаций;

     • создание в составе федерального бюджета Фонда регионального развития, повышение «прозрачности» и обоснованности распределения субвенций на реализацию программ развития регионов;

     • создание и функционирование в постоянном режиме принципиально нового механизма выработки и согласования решений по вопросам межбюджетных отношений в РФ, включающей представителей Правительства РФ, Государственной Думы и Совета Федерации.

     В целом, задачи, поставленные Концепцией реформирования межбюджетных отношений  в РФ, были решены. Однако не были решены три глобальные проблемы: разграничение расходов и доходов между уровнями бюджетной системы; урегулирование межбюджетных отношений на субфедеральном уровне; создание нормативно-правовой базы бюджетного процесса на региональном и местном уровнях.

     В августе 2001 г. Правительство РФ приняло новую Программу развития бюджетного федерализма в РФ на период до 2005 г., в которой был намечен новый этап реформирования бюджетной системы. Поэтому с 2001 г. начинается четвертый этап реформирования межбюджетных отношений. Главная цель этого этапа состоит в формировании и развитии бюджетного устройства, позволяющего проводить на региональном и местном уровнях самостоятельную бюджетно-налоговую политику в рамках законодательно установленного разграничения полномочий и ответственности между органами власти разных уровней. Таким образом, сделана попытка поставить  доходы субъектов РФ в прямую зависимость от успешности развития «налогооблагаемой базы» территории (местной экономики): успешности привлечения инвесторов, стимулирования предпринимательской активности и роста малого бизнеса.

Впервые в соответствии с новыми принципами бюджет был сформирован  в 2005 году.

В 2005 году принят закон «О внесении изменений в  отдельные законодательные акты РФ в связи с совершенствованием разграничения полномочий», он ввел институт так называемых добровольных полномочий, которые субъекты могут вводить в одностороннем порядке даже при отсутствии источников финансирования.

В 2006 году принята Концепция повышения эффективности межбюджетных отношений и качества управления государственными и муниципальными финансами в РФ.

Выстроенная модель федеральных отношений оказалась  недостаточно эффективной для решения местных задач социального и экономического развития. 
 

     Вывод: необходимость реформирования межбюджетных отношений заключалась в том, что не было единых правил и нормативной базы для формирования региональных бюджетов.; неправильное распределение трансфертов, неэффективность работы межбюджетных отношений

Описание работы
В конце 1991 г. начинается первый этап реформирования межбюджетных отношений в России, который продлился до 1994 г. Этот период можно назвать периодом «стихийной» децентрализации прежней бюджетной системы, или этапом «стихийного федерализма».
Содержание
содержание отсутствует