Источники формирования бюджета семьи

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Июля 2013 в 12:33, реферат

Описание работы

Бюджет - это финансовый план, который суммирует доходы и расходы (семьи) за определенный период времени.
Деньги играют огромную роль в семейной жизни. Вопрос о соотношении доходов и расходов встает перед каждой семьей практически с первых дней ее существования. Много разводов и отчуждений между супругами часто происходят именно из-за нехватки денег в семейном бюджете.
Планирование семейного бюджета позволяет значительно улучшить свою жизнь, путем наведения порядка в финансах.

Работа содержит 1 файл

Курсовая.doc

— 555.00 Кб (Скачать)

После перехода нашей страны на путь рыночных преобразований в результате либерализации цен  наблюдается падение жизненного уровня и увеличение числа малообеспеченных семей. Основным критерием малообеспеченности семьи является соотношение величины доходов, получаемых членами семьи, с уровнем минимального потребительского бюджета (МПБ), который представляет собой баланс доходов и расходов, позволяющий определить стоимость жизни тех групп населения, которые располагают минимальными доходами. Этот бюджет выступает неким нормативом, включающим в себя научно обоснованные нормы и нормативы по продуктам питания, основным непродовольственным товарам и услугам; это минимально необходимый уровень потребления материальных благ и услуг, соответствующий минимальному доходу и позволяющий человеку воспроизводить себя не ниже физиологических норм.

Минимальный потребительский  бюджет рассчитывается как для одиноких, так и для семейных с учетом возрастного состава и для  различных социальных групп. Такой  дифференцированный подход позволяет учитывать все факторы формирования доходов и расходов и, следовательно, формировать ставки минимальной заработной платы, пенсий, пособий, стипендий и соответственно определять динамику стоимости жизни работника, которая в различных регионах страны сильно варьирует в зависимости от экономических и природно-климатических условий.

В странах с  рыночной экономикой рассчитывают два  вида минимального потребительского бюджета: 1) бюджет прожиточного минимума; 2) бюджет минимального достатка (социальный минимум). Бюджет прожиточного минимума должен обеспечивать физиологически необходимый уровень потребления. Социальный минимум должен включать более широкий и качественный ассортимент товаров и услуг, обеспечивая семье определенный достаток и более высокий уровень удовлетворения потребностей, включая более ценные продукты питания, товары и услуги.

Исходя из определения  МБП, все население делится на три группы: малообеспеченные, среднеобеспеченные и богатые. Малообеспеченные имеют  доходы ниже прожиточного минимума; это люди, находящиеся за чертой бедности. Среднеобеспеченными считаются люди, доход которых равен или больше минимального достатка. Те семьи, доход которых значительно превышает социальный минимум, относятся к категории богатых.

В начале 1990-х  гг. в России по уровню доходов население  разделилось следующим образом: богатые составляли 2,3% (около 400 тыс. человек); люди среднего достатка — 11,2; малообеспеченные — 86,5%. С 1995 по 1998 г. можно  было наблюдать некоторое увеличение числа среднеобеспеченных семей и семей большого достатка. В то же время конец 1998 г., ознаменовавшийся финансовым кризисом, положил начало росту малообеспеченных семей.

К богатым в  России относят тех людей, в чьих семьях на одного человека в месяц  приходится не менее 40 тыс. руб. (при условии высокого потребительского старта). Отношение доходов 10% семей с самым высоким достатком к доходам 10% семей с самым низким достатком называется децильным, или структурным, коэффициентом. В 2004г. он составлял по стране 14, в частности по Москве – 45.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 3. Выявление проблемы. Недостатки, направления перспективы, предложения

 

3.1.Стандарты бюджетов российских семей

 

К сожалению, в  нашей стране отсутствует система  социальных стандартов, а жизнь уже  настойчиво диктует необходимость скорейшего принятия и внедрения такой системы. Сложность демографической ситуации, высокая численность граждан пожилого возраста, низкая рождаемость обуславливают старение страны. Бедность даже среди работающего населения, усугубление ситуации мировым финансовым кризисом, низкий жизненный уровень пожилых людей и инвалидов определяет многочисленность контингентов населения, требующих социальной защиты.

Разобщенность общества по доходам, существующая в  нашей стране (более 13% населения России находится за чертой бедности, с доходами ниже прожиточного минимума, в том числе в Южном федеральном округе доля бедного населения – 20,3%, наибольшая доля в Дальневосточном – 29,8%, наименьшая в Уральском – 11,6%), - это признак необходимости государственной защиты, в первую очередь, пожилых людей, семей с детьми, инвалидов.

У нас существует семейная бедность, когда на иждивении  мало зарабатывающего человека находятся  дети и старики. Эта бедность самая  страшная, поскольку производит нищету. Дети в семье, помимо радости,- это еще и серьезные расходы. Известно, что появление ребенка приводит к снижению доходов семьи, так как один из родителей вынужден оставить работу. Каждый раз, когда женщина собирается рожать, она думает о том, в каких условиях будет жить ее ребенок, ведь каждый последующий ребенок усугубляет и без того тяжелое положение семьи. В России 41 млн. семей, и лишь половина из них – 21 млн. имеют детей. Всего 3,5%семей – многодетные, а 48% - бездетные7. Доходы современных российских семей представлены в таблице. (см. табл. 3.1; рис 3.1)

Также сюда нужно  отнести и проблемы, которые сопровождают семьи с детьми инвалидами. В 2007 году зарегистрировано 533,9 тыс. детей-инвалидов. Это означает, что порядка полумиллиона граждан занимаются уходом за такими детьми и, как правило, дополнительно ко всему, это до полумиллиона малообеспеченных семей. Без помощи государства таким семьям не справиться.

В последние  годы немало сделано для поддержки  семей, имеющих детей. На федеральном  уровне увеличены размеры пособий по уходу за ребенком до полутора лет для работающих и неработающих матерей. Введена компенсация части родительской платы за содержание ребенка в дошкольном учреждении, увеличен стандартный налоговый вычет налогоплательщикам, на содержании которых находится ребенок (дети). Усилена поддержка семей, имеющих детей, путем индексации пособий по беременности и родам. С 2009 года выплачивается материнский капитал, в части распоряжения средствами на погашение основного долга и уплату процентов по кредитам или займам, взятым на строительство или приобретение жилья, в том числе ипотечным. Молодые семьи также получают содействие в приобретении жилья.

Эти меры уже  дают позитивные результаты, но чтобы  они были закреплены, люди должны быть уверены – только этим государство не ограничится, у него есть долгосрочная программа, и завтра, в связи с критическими обстоятельствами, оно не изменит и не прекратит вовсе социальную поддержку.

Эта проблема может  быть решена созданием эффективной  системы социального сопровождения – это и есть система социальных стандартов, реальная и конкретная, учитывающая все аспекты жизнедеятельности человека: уровень доходов, структуру потребления и настоящее состояние экономического положения страны.

Стандарты поддержки  семьи, материнства, отцовства, детства, уровня жизни семьи с детьми должны быть направлены на создание условий для роста безопасного рождения детей, сокращения детской и материнской смертности, полноценного воспитания детей и подростков, обеспечения достойного уровня жизни детям-сиротам, инвалидам, семьям, попавшим в трудную жизненную ситуацию.

В основу стандартов должен быть заложен комплексный  подход к решению проблем каждой семьи и детей. В данной работе должны участвовать все субъекты профилактики не только семейного неблагополучия, но и благополучных семей, уровень жизни которых не высок.

Выработка стандартов должна отвечать установленным законодательно нормативам и нормам. Они должны быть гарантированы по всей стране, с учетом территориальных особенностей (климатических, экологических, стратегических), и способствовать содействию развития механизмов социальной адаптации и социальной поддержки населения для снижения социального неравенства. Институты, обеспечивающие решение данных задач, должны быть направлены на гармонизацию действий рынков, государства, семьи и социальных сетей по повышению уровня и качества жизни населения, созданию в России общества равных возможностей.

Для этого, в  свою очередь, потребуется модернизация и развитие сектора социальных услуг, адресных программ для бедных и льготных категорий населения. Необходимо обеспечить формирование системы социальной поддержки и адаптации, отвечающей потребностям современного общества, реализующей помимо социальной защиты функции социального развития и создающей доступные механизмы «социального лифта» для всех, в том числе социально уязвимых категорий населения.

Степень эффективности  вложения в семью напрямую будет  зависеть от того, насколько меры ее поддержки будут учитывать конкретные потребности каждой семьи: с одним или двумя детьми, многодетной, неполной или полной, с ребенком-инвалидом или не имеющей детей. Каждая из таких семей нуждается во вполне конкретной поддержке и услугах.

Пока нет  четкого представления о таких  потребностях, нет стандартов, которые бы стали ориентиром для развития социальной сферы, для выработки конкретных мер государственной поддержки различных типов семей. Должны быть, как можно скорее разработаны и ресурсно-обеспечены такие социальные стандарты и нормы, которые создадут условия не только для существования, но и для развития и самореализации каждого члена семьи, каждого человек.

 

3.2. Польза проведения  Правительством РФ эффективной социальной политики

 

Содержание  стабилизационного этапа политики доходов, следующего за антикризисным, должно включать неуклонный рост реальных доходов, резкое уменьшение бедности, обеспечение доступности товаров и услуг по сбалансированным с типичными доходами ценам.

Учитывая ограниченные ресурсы государства, целесообразно  поощрять любую активность населения в целях обеспечения собственного материального благополучия, ставя выгодные условия, льготы и гарантии для личных вложений в образование детей, в содержание престарелых иждивенцев, повышение своей квалификации, в персонифицированную медицину, различные пенсионные, страховые фонды, покупку жилья, предоставлять по выбору налоговые льготы вместо детских пособий и т.п. Курс на рост доходов и цены рабочей силы приведет к уменьшению вмешательства государства в распределительные отношения с населением.

В данный период увеличится доля платных социальных услуг (образования, здравоохранения, социального страхования, жилья и т.п.). Но для этого нужен рост личных доходов и особенно рост цены рабочей силы. Необходимо добиться адекватности минимальной заработной платы прожиточному минимуму, иначе говоря, воспроизводственным издержкам на рабочую силу, включая иждивенца, а также существенно повысить долю заработной платы в ВВП (до 50-60%) на основе более справедливого механизма распределения дохода предприятия между предпринимателем и трудовым коллективом, что и будет практической реализацией идеи трипартизма в России.

Сейчас, как  известно, правительство сосредоточило  свои усилия на пересмотре системы  социальных гарантий и льгот гражданам. Определенное упорядочение и снижение гарантий неизбежно из-за дефицита бюджета. Но опыт Центральной и Восточной Европы показал, что действовать подобным образом следует только одновременно с оживлением экономики, когда расширяются границы самообеспечения экономически активного населения. В противном случае - неизбежны серьезное падение уровня жизни, обнищание населения, социальные конфликты.

В настоящее  время тенденция к увеличению среднеобеспеченных семей возобновилась  и продолжает возрастать, сформировался  фундамент так называемого среднего класса. Но не следует забывать, что основным налогоплательщиком, определяющим в значительной степени размеры государственного и муниципального бюджетов, является средний класс.

Преобладание  в нашей стране малообеспеченных семей сказывается на экономическом развитии страны. Снижение платежеспособного спроса населения ведет не только к сокращению производства, но и стимулирует производство низкосортных и низкокачественных товаров, так как они имеют низкую цену и доступны семьям с низким достатком, что также сказывается на уровне развития экономики страны. А это в свою очередь сокращает возможность экспорта в другие страны, что тоже напрямую связано с благосостоянием всего государства. Снижение платежеспособного спроса населения усугубляет и проблему безработицы, пополняя тем самым категорию малообеспеченных семей. Сокращение доходной части семейного бюджета ведет к сокращению и расходной его части, предназначенной для накопления денежных средств, что сокращает возможность поступления инвестиций в экономику страны. Рост числа малообеспеченных семей не только сокращает базу налогообложения, но и увеличивает расходную часть бюджета страны: растет сумма трансфертных платежей в целом или, наоборот, сокращается сумма пособий на единицу нуждающихся.

Cнижение жизненного уровня населения пагубно отражается и на процессе воспроизводства рабочей силы общества: уменьшается число рождаемых, представляющих потенциальную производительную силу общества. И вместе с тем сокращается возможность обеспечить высокий образовательный и профессиональный уровень этой потенциальной рабочей силы.

Поэтому государство  не должно игнорировать вопросы, связанные  с жизнедеятельностью семьи, которая  играет огромную роль в экономическом  развитии страны. В этом плане большое  значение имеет проведение Правительством РФ эффективной социальной политики, результатом которой могло бы стать формирование в нашей стране мощного среднего класса как основы нашего государства.

Информация о работе Источники формирования бюджета семьи