Исполнение бюджета

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Декабря 2011 в 21:58, курсовая работа

Описание работы

Исполнение бюджета — одна из стадий бюджетного процесса, которая предусматривает обеспечение полного и своевременного поступления всех предусмотренных доходов бюджета и финансирование всех запланированных бюджетных расходов. Эффективное и экономное использование бюджетных ассигнований определяет возможность реализации приоритетных направлений бюджетной политики государства в целом, каждого субъекта РФ и муниципального образования.

Содержание

1. Теоретическая часть 3
1.1 Основы управления исполнением бюджетов 3
1.2 Организация казначейского исполнения федерального бюджета 8
2. Аналитическая часть 13
3. Практическая часть 16
3.1 Исходные данные для составления проекта бюджета района 16
3.2 Доходы бюджета 20
3.3 Расходы бюджета 21
3.4 Проект бюджета 30
3.5 Объяснительная записка к проекту бюджета района 31
Список использованных источников 33

Работа содержит 1 файл

268.doc

— 678.50 Кб (Скачать)

     Содержание 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     1. Теоретическая часть 

     Вариант 8 

     Тема: «Исполнение федерального бюджета в РФ» 

     1.1 Основы управления исполнением бюджетов 

     Исполнение  бюджета — одна из стадий бюджетного процесса, которая предусматривает обеспечение полного и своевременного поступления всех предусмотренных доходов бюджета и финансирование всех запланированных бюджетных расходов. Эффективное и экономное использование бюджетных ассигнований определяет возможность реализации приоритетных направлений бюджетной политики государства в целом, каждого субъекта РФ и муниципального образования.

     Основными целями бюджетной политики в последние  годы были ограничение роста государственного долга, обеспечение достаточного уровня профицита федерального бюджета, снижение налоговой нагрузки при одновременном повышении собираемости налогов, дальнейшая оптимизация межбюджетных отношений, направленная на выравнивание межрегиональных различий, совершенствование структуры расходов федерального бюджета и др. Позитивные тенденции развития российской экономики, появившиеся в посткризисный период, благоприятная внешнеэкономическая конъюнктура, определенная внутренняя социально-экономическая стабильность и начало реализации мер долгосрочной экономической стратегии Правительства РФ позволили в целом обеспечить положительную динамику важнейших макроэкономических параметров. В частности, итоги 2000 г. свидетельствуют о том, что значительно выше прогнозируемых сложились темпы роста объема ВВП, доходов федерального бюджета, положительного сальдо внешней торговли, золотовалютных резервов Банка России, других макроэкономических показателей при стабильном курсе рубля и невысоком уровне инфляции (табл. 1).

     Таблица 1

     Основные  характеристики исполнения федерального бюджета  за 2000 г., млн. руб.

Наименование Бюджет 2000 г. Исполнение 2000 г. % исполнения
ДОХОДЫ 1 103 217,0 1 132 082,6 102,6
РАСХОДЫ (ФИНАНСИРОВАНИЕ) 1 014 169,3 1 051 356,4 103,7
ПРОЦЕНТНЫЕ  РАСХОДЫ 188 721,7 257 852,8 136,6
обслуживание  государственного 63 269,3 54 949,3 86,8
внутреннего долга      
обслуживание  государственного 125 452,4 202 903,5 161,7
внешнего  долга      
НЕПРОЦЕНТНЫЕ РАСХОДЫ 825 474,6 793 503,6 96,1
ДЕФИЦИТ (-), ПРОФИЦИТ (+) 89 020,7 80 726,2 90,7
Источники финансирования дефицита, -89 020,7 -80 726,2 90,7
всего      
Источники внутреннего 28 980,8 38 631,2 133,3
финансирования      
Источники внешнего финансирования -116 670,0 -48 479,4 41,6
Изменение остатков -1 331,5 -70 878,0  
ПЕРВИЧНЫЙ ПРОФИЦИТ 277 742,4 228 579,0  
ВВП 6 700 000,0 7 063 300,0  
Профицит  к ВВП 1,3  
Первичный профицит к ВВП 4,1 4,8  

     Составлено  по данным Министерства финансов РФ (отчет  об исполнении федерального бюджета за 2000 г.). 

     В настоящее время основные процедуры  исполнения бюджетов всех уровней бюджетной  системы страны регламентирует БК РФ, введенный в действие с 1 января 2000 г. Принципиально новым стало положение БК РФ об установлении в Российской Федерации казначейской системы исполнения бюджетов (ст. 215). В соответствии с этой статьей на органы исполнительной власти возлагаются организация исполнения и исполнение бюджетов, управление счетами бюджетов и бюджетными средствами. Сами же эти органы являются кассирами всех распорядителей и получателей бюджетных средств и осуществляют платежи за счет бюджетных средств от имени и по поручению бюджетных учреждений.

     Следует отметить, что своевременное законодательство не дает четкого определения понятия  «казначейская система исполнения бюджета». В научной литературе наиболее удачный вариант предложил А.И. Романенков1, который мы приводим с частичными сокращениями: при казначейской системе обязательства бюджетополучателей по принятию к исполнению и последующему осуществлению платежей за предоставленные товары, выполненные работы и оказанные услуги от имени и по поручению их берет на себя и осуществляет казначейство, обеспечивая при этом целевое использование бюджетных средств.

     Бюджеты всех уровней бюджетной системы РФ исполняются на основе принципа единства кассы. Данный принцип предусматривает зачисление всех поступающих доходов бюджета, привлечение и погашение источников финансирования дефицита бюджета и осуществление всех расходов с единого счета бюджета за исключением операций по исполнению федерального бюджета, осуществляемых за пределами Российской Федерации в соответствии с законодательством РФ.

     Согласно  БК РФ исполнение бюджетов по доходам  предусматривает:

     — перечисление и зачисление доходов  на единый счет бюджета;

     — распределение в соответствии с  утвержденным бюджетом регулирующих доходов;

     — возврат излишне уплаченных в  бюджет сумм доходов;

     — учет доходов бюджета и составление  отчетности о доходах соответствующего бюджета.

     Но  расходам исполнение бюджетов осуществляется в пределах фактического наличия бюджетных средств на едином счете соответствующего бюджета. Нормами БК РФ установлен порядок, который предписывает соблюдение обязательных последовательно осуществляемых процедур санкционирования и финансирования расходов. Основными этапами санкционирования и финансирования расходов являются:

     — составление и утверждение бюджетной  росписи:

     — утверждение и доведение уведомлений  о бюджетных ассигнованиях до распорядителей и получателей бюджетных средств, а также утверждение смет доходов и расходов распорядителям бюджетных средств и бюджетным учреждениям;

     — утверждение и доведение уведомлений  о лимитах бюджетных обязательств до распорядителей и получателей бюджетных средств;

     — принятие денежных обязательств получателями бюджетных средств;

     — подтверждение и проверка исполнения денежных обязательств;

     — расходование бюджетных средств (процедура  финансирования). Рассмотрим эти этапы  подробнее.

     Бюджетная роспись представляет собой документ о поквартальном распределении доходов и расходов бюджета и поступлений из источников финансирования дефицита бюджета, устанавливающий распределение бюджетных ассигнований между получателями бюджетных средств и составляемый в соответствии с бюджетной классификацией РФ. Бюджетная роспись составляется главным распорядителем бюджетных средств по распорядителям и получателям бюджетных средств на основе утвержденного бюджета в соответствии с функциональной и экономической классификациями расходов бюджетов РФ с поквартальной разбивкой и представляется в орган исполнительной власти, ответственный за составление бюджета, в течение десяти дней со дня утверждения бюджета. На основании бюджетных росписей главных распорядителей бюджетных средств орган, ответственный за составление проекта соответствующего бюджета, составляет сводную бюджетную роспись в течение 15 дней после утверждения бюджета.

     В течение десяти дней со дня утверждения сводной бюджетной росписи орган, исполняющий бюджет, доводит показатели указанной росписи до всех нижестоящих распорядителей и получателей бюджетных средств. Доведение показателей сводной бюджетной росписи осуществляется в форме уведомлений о бюджетных ассигнованиях на период действия утвержденного бюджета.

     В течение десяти дней со дня получения  уведомления о бюджетных ассигнованиях бюджетное учреждение обязано составить и представить на утверждение вышестоящего распорядителя бюджетных средств смету доходов и расходов по установленной форме.

     Бюджетное обязательство  — это признанная органом, исполняющим бюджет, обязанность совершить расходование средств соответствующего бюджета в течение определенного срока, возникающая в соответствии с законом о бюджете и со сводной бюджетной росписью.

     Лимит бюджетных обязательств — объем бюджетных обязательств, определяемый и утверждаемый для распорядителя и получателя бюджетных средств органом, исполняющим бюджет, на период, не превышающий три месяца. Он утверждается органом, исполняющим бюджет, на основе проектов распределения, утвержденных главными распорядителями бюджетных средств и не может отличаться от объема бюджетных ассигнований в расчете на квартал. Орган, исполняющий бюджет, вправе отсрочить предоставление лимита бюджетных обязательств распорядителям и получателям бюджетных средств на период до трех месяцев. При этом отсроченные бюджетные обязательства не могут превышать 10% бюджетных ассигнований, установленных на квартал, в котором производится отсрочка бюджетных обязательств.

     Получатели  бюджетных средств имеют право  принимать денежные обязательства по осуществлению расходов и платежей путем составления платежных и иных документов, необходимых для совершения расходов и платежей, в пределах доведенных до них лимитов бюджетных обязательств и сметы доходов и расходов. Орган, исполняющий бюджет, совершает расходование бюджетных средств после проверки соответствия составленных платежных и иных документов, необходимых для осуществления расходов, утвержденным сметам доходов и расходов бюджетных учреждений и доведенным лимитам бюджетных обязательств. Подтверждение исполнения денежных обязательств осуществляется в срок не позднее трех дней с момента представления платежных документов, при этом орган, исполняющий бюджет, производит разрешительную надпись.

     Орган, исполняющий бюджет, может отказаться подтвердить бюджетные обязательства в следующих случаях:

     — при несоответствии принятых денежных обязательств требованиям БК РФ;

     — при несоответствии принятых денежных обязательств закону (решению) о бюджете, доведенным бюджетным ассигнованиям и лимитам бюджетных обязательств;

     — при несоответствии принятых бюджетных  обязательств утвержденной смете доходов и расходов бюджетного учреждения;

     — при блокировке расходов.

     Расходование  бюджетных средств осуществляется путем списания денежных средств с лицевого счета бюджетополучателя в размере подтвержденного бюджетного обязательства в пользу физических и юридических лиц.

     Изменение бюджетных ассигнований по сравнению  с доведенными в уведомлении  о бюджетных ассигнованиях до каждого получателя бюджетных средств может быть произведено вследствие:

     — введения режима сокращения расходов бюджета;

     — исполнения бюджета по доходам, сверхутвержденных  законом (решением) о бюджете;

     — перемещения бюджетных ассигнований главным распорядителем бюджетных  средств в пределах их полномочий.

     Сокращение  расходов бюджета. Снижение в процессе исполнения бюджета объема доходов бюджета или поступлений из источников финансирования дефицита бюджета приводит к неполному по сравнению с утвержденным бюджетом финансированию расходов. Если такое снижение составляет не более чем 10% годовых назначений, то орган исполнительной власти соответствующего уровня вправе принять решение о введении режима сокращения расходов бюджета и ввести указанный режим. Если же объемы доходов и поступлений из источников финансирования бюджета снижаются более чем на 10% годовых назначений, то орган исполнительной власти представляет законодательному (представительному) органу проект закона о внесении изменений и дополнений в закон о бюджете.

     Блокировка  расходов бюджета означает сокращение лимитов бюджетных обязательств по сравнению с бюджетными ассигнованиями либо отказ в подтверждении принятых бюджетных обязательств, если бюджетные ассигнования в соответствии с законом (решением) о бюджете выделялись главному распорядителю бюджетных средств на выполнение определенных условий, однако к моменту составления лимитов бюджетных обязательств или подтверждения принятых бюджетных обязательств эти условия оказались невыполненными. Блокировка расходов бюджета осуществляется также при выявлении органом, исполняющим бюджет, и органами государственного финансового контроля фактов нецелевого использования бюджетных средств. Расходы бюджета блокируются по решению руководителя финансового органа на любом этапе исполнения бюджета.

     Доходы, фактически полученные при исполнении бюджета сверхутвержденных законом (решением) о бюджете, направляются органом, исполняющим бюджет, на уменьшение размера дефицита бюджета и выплаты, сокращающие долговые обязательства бюджета, без внесения изменений и дополнений в закон (решение) о бюджете. При этом уполномоченный исполнительный орган подготавливает и утверждает дополнительную бюджетную роспись. В случае необходимости направить дополнительные доходы на цели, отличные от указанных выше, либо в случае превышения ожидаемых фактических доходов над утвержденными годовыми назначениями более чем на 10% финансирование расходов бюджета сверх ассигнований, утвержденных законом (решением) о бюджете, осуществляется после внесения изменений и дополнений в закон (решение) о бюджете2.

Информация о работе Исполнение бюджета