Характеристика бюджетной системы Республики Беларусь

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Декабря 2011 в 19:48, контрольная работа

Описание работы

В соответствии с действующим законодательством Республики Беларусь бюджетная система - это регулируемая законодательством совокупность республиканского и местных бюджетов Республики Беларусь, основанная на экономических отношениях и государственном устройстве Республики Беларусь (подп. 1.6 п. 1 ст. 2 БК).

Бюджетное устройство нашего государства, как и других стран, представляет собой организацию бюджетной системы и принципы ее построения.

Содержание

Охарактеризуйте бюджетную систему Республики Беларусь. Раскройте основные принципы бюджетной системы ……………………………………3-6
Определите назначение и виды государственных целевых бюджетных и внебюджетных фондов. Охарактеризуйте порядок составления, рассмотрения и утверждение бюджетов внебюджетных фондов…………………………..7-16
Задача 1……………………………………………….………………..17-18

4. Список использованной литературы…………………………………….19

Работа содержит 1 файл

К.Р. бюджетное право.doc

— 116.50 Кб (Скачать)

   Академия  управления при Президенте Республики Беларусь

   Институт  управленческих кадров
   Факультет управления

   Кафедра административного права

   Специальность «Государственное управление и право» 
 

                   
 
 
 
 

   Контрольная работа

   по  курсу «Бюджетное право и процесс»

   Вариант 1 
 
 
 
 
 

Выполнил:

студент VI курса группы ПРСОГУ-1

 
    
 
 
 
 
Проверил:    
 
 
 
 
 
    
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

   Минск, 2011  

   Содержание:

  1. Охарактеризуйте бюджетную систему Республики Беларусь. Раскройте основные принципы бюджетной системы ……………………………………3-6
  2. Определите назначение и виды государственных целевых бюджетных и внебюджетных фондов. Охарактеризуйте порядок составления, рассмотрения и утверждение бюджетов внебюджетных фондов…………………………..7-16
  3. Задача 1……………………………………………….………………..17-18

   4. Список использованной литературы…………………………………….19 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

   
  1. Охарактеризуйте бюджетную систему  Республики Беларусь. Раскройте основные принципы бюджетной системы

   В соответствии с действующим законодательством  Республики Беларусь бюджетная система - это регулируемая законодательством совокупность республиканского и местных бюджетов Республики Беларусь, основанная на экономических отношениях и государственном устройстве Республики Беларусь (подп. 1.6 п. 1 ст. 2 БК).

   Бюджетное устройство нашего государства, как и других стран, представляет собой организацию бюджетной системы и принципы ее построения.

   Можно рассматривать понятие бюджетной системы в двух смыслах. В узком смысле она представляет собой совокупность всех бюджетов страны, имеющих между собой установленные законом взаимоотношения, и внебюджетных фондов всех уровней. В широком смысле бюджетная система - это основанная на определенных принципах система урегулированных нормами бюджетного права общественных отношений, складывающихся в процессе бюджетной деятельности государства [8, ст. 206].

   В бюджетную систему Республики Беларусь включаются республиканский бюджет и местные бюджеты. При этом местные бюджеты подразделяются на:

  • бюджеты первичного уровня [сельские, поселковые, городские (городов районного подчинения)];
  • бюджеты базового уровня [районные и городские (городов областного подчинения)];

   - бюджеты областного уровня (областные бюджеты бюджет г. Минска) (п. 2 ст. 6 БК).

   Бюджетная система Республики Беларусь имеет  иерархическую систему, которая состоит из вышестоящих и нижестоящих бюджета. Вышестоящий бюджет - республиканский бюджет или бюджет вышестоящей административно-территориальной единицы по отношению к бюджету нижестоящей административно-территориальной единицы. Нижестоящий бюджет - бюджет нижестоящей административно-территориальной единицы по отношению к бюджету вышестоящей административно-территориальной единицы или республиканскому бюджету [8, ст. 208].

   С понятием бюджетной системы также  связано понятие «консолидированный бюджет», который определяется как свод бюджетов на соответствующей  территории  без  учета  межбюджетных трансфертов между этими бюджетами (п. 1 ст. 7 Б К).

   Существует  четыре вида консолидированных бюджетов:

  • консолидированный бюджет района;
  • консолидированный бюджет;
  • консолидированный бюджет Республики Беларусь;
  • консолидированный бюджет сектора государственного управления Республики Беларусь [8, ст. 208].

   Консолидированные бюджеты не подлежат утверждению в законодательном порядке, а являются лишь информационной базой для корректировки бюджетно-финансовой политики соответствующей местной территории.

   Принципы  бюджетной системы, на основе которых она функционирует, закреплены в ст. 8 БК.

   Принцип единства означает, что единство бюджетной системы Республики Беларусь обеспечивается единой правовой базой, единой денежной системой, единым регулированием бюджетных отношений, единой бюджетной классификацией Республики Беларусь, единством порядка исполнения бюджетов и ведения бухгалтерского учета и отчетности.

   Принцип полноты отражения  доходов и расходов бюджетов означает, что все доходы и расходы бюджетов, определенные законодательством, подлежат отражению в бюджетах в обязательном порядке и полном объеме.

   Принцип сбалансированности бюджетов означает, что объем предусмотренных бюджетом расходов должен соответствовать суммарному объему доходов бюджета и поступлений из источников финансирования его дефицита.

   Принцип гласности означает открытость для общества и средств массовой информации процедур рассмотрения и принятия закона о республиканском бюджете на очередной финансовый год, решений местных Советов депутатов о бюджете на очередной финансовый год. а также опубликование в установленном порядке в средствах массовой информации утвержденных бюджетов и отчетов об их исполнении, полноту представления информации о ходе исполнения бюджетов (кроме сведений, отнесенных к государственным секретам).

   Принцип самостоятельности  бюджетов обеспечивается наличием у бюджетов всех уровней бюджетной системы Республики Беларусь собственных доходов и источников финансирования дефицита бюджета, а также правом соответствующих государственных органов в порядке, установленном законодательством, определять направления расходов, самостоятельно составлять, рассматривать, утверждать и исполнять бюджет.

   Принцип эффективности использования  бюджетных средств  означает, что при составлении, рассмотрении, утверждении и исполнении бюджетов все участники бюджетного процесса должны исходить из необходимости достижения заданных целей с использованием минимального объема бюджетных средств или достижения максимального результата с использованием определенного бюджетом объема средств.

   Принцип общего (совокупного) покрытия расходов бюджетов означает, что все расходы бюджета должны обеспечиваться общей суммой доходов бюджета и поступлений из источников финансирования его дефицита. Расходы бюджета не могут быть увязаны с определенными доходами бюджета и источниками финансирования дефицита бюджета, за исключением: расходов государственных целевых бюджетных фондов: целевых средств, полученных из бюджетов других уровней бюджетной системы Республики Беларусь: государственных займов: добровольных взносов средств фондов предупредительных (превентивных) мероприятий; средств бюджета в соответствии с международными договорами Республики Беларусь: средств бюджета за пределами территории Республики Беларусь; иных случаев, предусмотренных Президентом Республики Беларусь и (или) законами, если иное не установлено Президентом Республики Беларусь.

   Принцип достоверности бюджетов означает, что бюджеты формируются на основе обоснованных прогнозных макроэкономических показателей социально-экономического развития Республики Беларусь, соответствующей административно-территориальной единицы Республики Беларусь.

   Принцип адресности и целевого назначения бюджетных средств означает, что бюджетные средства выделяются в распоряжение конкретных получателей бюджетных средств с направлением их на финансирование конкретных целей.

   Принцип ответственности  участников бюджетного процесса заключается в том, что каждый участник бюджетного процесса несет ответственность за свои действия (бездействие) на каждой стадии бюджетного процесса [8, ст. 211].

   Соблюдение  перечисленных легально-организационных принципов бюджетной системы позволит правильно организовать бюджетный процесс и обеспечить исполнение всех функций бюджетов в рамках эффективного экономического развития страны. 
 
 
 
 
 

   
  1. Определите  назначение и виды государственных  целевых бюджетных  и внебюджетных фондов. Охарактеризуйте порядок составления, рассмотрения и утверждение бюджетных внебюджетных фондов

   В настоящее время в Республике Беларусь система государственных целевых денежных фондов представлена, как совокупность следующих фондов:

  • специальных фондов, аккумулированных в бюджетах 
    различных уровней (бюджетные фонды);
  • образуемые за пределами бюджетной системы (внебюджетные фонды) [8, ст. 268].

   Подп. 1.29 п. 1 ст. 2 БК под государственным целевым бюджетным фондом понимает совокупность денежных средств, формируемую в составе республиканского бюджета, местных бюджетов за счет определенных доходов и (или) средств республиканского бюджета, местных бюджетов и иных источников, используемую на определенные цели, в том числе в соответствии с бюджетными программами, утвержденными в установленном порядке.

   В Республике Беларусь перечень государственных  целевых бюджетных фондов ежегодно устанавливается законом о республиканском бюджете на очередной финансовый год.

   Виды  целевых бюджетных фондов:

   республиканский фонд поддержки производителей 
сельскохозяйственной продукции, продовольствия и аграрной науки;

  • республиканский дорожный фонд;
  • фонд охраны природы;
  • фонд национального развития;
  • фонд организации сбора (заготовки) и использования 
    отходов в качестве вторичного сырья;
  • фонд универсального обслуживания (резерв универсального обслуживания):
  • инновационные фонды [8, ст. 269].

   Сбор  в республиканский  фонд поддержки производителей сельскохозяйственной продукции, продовольствия и аграрной науки взимается с организаций по ставке 1 процент от выручки, полученной от реализации продукции, товаров (работ, услуг) (банками и небанковскими кредитно-финансовыми организациями, за исключением Национального банка Республики Беларусь. - от дохода за вычетом расходов по уплате процентов, комиссионных и прочих банковских расходов: организациями независимо от организационно-правовой формы, осуществляющими торговую, заготовительную деятельность и деятельность по предоставлению услуг общественного питания. - от валового дохода; страховыми организациями - от прибыли).

   Суммы исчисленного сбора в республиканский  фонд поддержки производителей сельскохозяйственной продукции, продовольствия и аграрной науки учитываются при формировании отпускных цен (тарифов) на продукцию, товары (работы, услуги).

   Финансирование  затрат, связанных с содержанием, ремонтом и развитием (строительством, реконструкцией) автомобильных дорог на территории Республики Беларусь осуществляется за счет средств соответствующих государственных целевых фондов - дорожных фондов, которые подразделяются на: республиканский дорожный фонд и местные дорожные фонды.

   Средства  дорожных фондов образуются за счет:

   налога на приобретение автомобильных транспортных средств;

   - сбора   за   проезд   автомобильных   транспортных средств иностранных государств по автомобильным дорогам общего пользования Республики Беларусь:

   - платы за проезд тяжеловесных и крупногабаритных автомобильных транспортных средств по автомобильным дорогам общего пользования Республики Беларусь:

   - платы за проезд по платным автомобильным дорогам и мостам [8, ст. 271].

   Плательщиками налога на приобретение автомобильных транспортных средств являются организации, определенные п. 2 ст. 13 НК и физические лица (за исключением граждан, приобретающих легковые автомобили и прицепные устройства к ним в частную собственность), приобретающие автомобильные транспортные средства, подлежащие обязательной регистрации в органах Государственной автомобильной инспекции Министерства внутренних дел Республики Беларусь.

Информация о работе Характеристика бюджетной системы Республики Беларусь