Государственный долг субъекта РФ (на примере Республики Башкортостан)

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Октября 2012 в 11:38, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является изучение государственного долга субъекта РФ в современных условиях и анализ управления им.
Достижение этой общей цели обеспечивается решением следующих конкретных задач:
1.Рассмотреть новую экономическую категорию - "государственный долг субъекта Российской Федерации", выявить ее основные формы и характеристики.
2. Оценить текущее состояние управления государственным долгом на примере республики Башкортостан, прежде всего, его эффективность, а также действенность мер, предпринимаемых органами исполнительной власти субъекта Российской Федерации в данном направлении, рассмотреть обслуживание и погашение долговых обязательств.
3. Выявить возможности эффективного управления государственным долгом региональными органами исполнительной власти, способствующие повышению уровня жизни населения и общему улучшению социально-экономического состояния субъектов Российской Федерации.

Содержание

Введение
1. Государственный долг субъекта Российской Федерации как объект управления
Сущность, формы и структура государственного долга субъектов Российской Федерации, его основные характеристики
Особенности управления государственным долгом в российских регионах
2. Управление государственным долгом на примере республики Башкортостан
2.1 Экономические особенности Республики
2.2 Система управления государственным долгом Республики
2.3 Параметры состояния государственного долга Республики
2.4 Основные направления бюджетной политики в сфере управления государственным долгом республики Башкортостан
Заключение
Список использованных источников

Работа содержит 1 файл

финансы.docx

— 378.74 Кб (Скачать)

 

НЕГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ  УЧРЕЖДЕНИЕ  
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ 
<<МОСКОВСКИЙ НАЛОГОВЫЙ ИНСТИТУТ>> 
 
Кафедра налогового администрирования и бухгалтерского учёта 
Дисциплина Финансы, денежное обращение и кредит

КУРСОВАЯ 
на тему:  
Государственный долг субъекта РФ (на примере Республики Башкортостан)

 

 

Выполнила 
Попиречная Дойна Ивановна 
заочное отделение 
ВВН-4 
Специальность налоги и налогообложение 
 
Руководитель

К.Э.Н Доцент 
Завгородняя Виктория Владимировна 
 
<<   >>      2012г.

 

 

 

 

 

 

 

Москва 2012

 

Содержание

Введение

1. Государственный долг субъекта  Российской Федерации как объект  управления

    1. Сущность, формы и структура государственного долга субъектов Российской Федерации, его основные характеристики
    2. Особенности управления государственным долгом в российских регионах

2. Управление государственным долгом на примере республики Башкортостан

2.1 Экономические  особенности Республики

2.2 Система управления  государственным долгом Республики

2.3 Параметры  состояния государственного долга  Республики

2.4 Основные направления  бюджетной политики в сфере  управления государственным долгом  республики Башкортостан 

Заключение

Список использованных источников

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Одной из главных целей, определенных в Конституции Российской Федерации (статья 7), является построение социального  государства, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную  жизнь и свободное развитие человека. Достижение этой цели должно обеспечиваться, в первую очередь, действиями всех органов  государственной власти, в том  числе и на уровне субъектов Российской Федерации, в основу которых, прежде всего, должен быть положен принцип  ответственности перед собственным  народом. Это в равной степени  относится и к действиям региональных администраций в финансовой сфере, в том числе и в отношении  вопросов управления государственным  долгом. Недостаточность финансовых ресурсов для выполнения своих социальных обязательства, характерная в настоящее  время для большинства субъектов  Российской Федерации, тем не менее, не должна оправдывать бездумные  действия властей, приводящие к резкому  увеличению государственного долга, расплачиваться за который придется уже следующим  поколениям граждан. Приоритетной должна стать такая политика, когда привлекаемые заемные средства будут направляться не на решение текущих проблем, а на реализацию стратегических целей развития региона (строительство объектов инфраструктуры и социальной сферы, поддержание экономического потенциала), главным результатом которых будет являться существенное повышение качества жизни населения.

Целью данной работы является изучение государственного долга субъекта РФ в современных условиях и анализ управления им.

Достижение этой общей цели обеспечивается решением следующих конкретных задач:

1.Рассмотреть новую экономическую категорию - "государственный долг субъекта Российской Федерации", выявить ее основные формы и характеристики.

2. Оценить текущее состояние  управления государственным долгом  на примере республики Башкортостан, прежде всего, его эффективность,  а также действенность мер,  предпринимаемых органами исполнительной  власти субъекта Российской Федерации  в данном направлении, рассмотреть обслуживание и погашение долговых обязательств.

3. Выявить возможности эффективного  управления государственным долгом  региональными органами исполнительной  власти, способствующие повышению  уровня жизни населения и общему  улучшению социально-экономического  состояния субъектов Российской  Федерации.

Объект исследования - механизм управления государственным долгом субъекта Российской Федерации в современных условиях.

Предмет исследования - экономические, организационные и управленческие отношения, возникающие в процессе управления государственным долгом субъекта Российской Федерации.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Государственный долг субъекта Российской Федерации - совокупность долговых обязательств субъекта Российской Федерации

Государственный долг субъекта Российской Федерации полностью и без  условий обеспечивается всем находящимся  в собственности субъекта Российской Федерации имуществом, составляющим казну субъекта Российской Федерации.

 Долговые обязательства субъекта Российской Федерации могут существовать в форме:

Кредитных соглашений и договоров;  
государственных займов субъекта Российской Федерации, осуществляемых путем выпуска ценных бумаг субъекта Российской Федерации;

договоров и соглашений о получении  субъектом Российской Федерации  бюджетных кредитов от бюджетов других уровней бюджетной системы Российской Федерации;

договоров о предоставлении государственных  гарантий субъекта Российской Федерации;

соглашений и договоров, в том  числе международных, заключенных  от имени субъекта Российской Федерации, о пролонгации и реструктуризации долговых обязательств субъектов Российской Федерации прошлых лет.

Долговые обязательства субъекта Российской Федерации не могут существовать в иных формах, за исключением предусмотренных  настоящим пунктом.

В объем государственного долга  субъектов Российской Федерации  включаются: основная номинальная сумма  долга по государственным ценным бумагам субъектов Российской Федерации; объем основного долга по кредитам, полученным субъектам Российской Федерации; объем основного долга по бюджетным  кредитам, полученным субъектом Российской Федерации от бюджетов других уровней;  
объем обязательств по государственным гарантиям. Долговые обязательства субъекта Российской Федерации погашаются в сроки, которые определяются условиями заимствований и не могут превышать 30 лет. Формы и виды государственных ценных бумаг, выпускаемых от имени субъекта Российской Федерации, условия их выпуска и обращения определяются соответствующими органами государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с настоящим Кодексом и федеральным законом об особенностях эмиссии и обращения государственных и муниципальных ценных бумаг. Законодательные (представительные) органы субъекта Российской Федерации и органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации используют все полномочия по формированию доходов бюджета субъекта Российской Федерации для погашения своих долговых обязательств и обслуживания долга. В п. 1 комментируемой статьи БК РФ дано определение понятия "государственный долг субъекта Российской Федерации". Это понятие определяется той же формулой и так же широко, каким образом определяется понятие "государственный долг Российской Федерации". Различия между данными категориями состоят в принадлежности средств: в соответствии со ст. 97 БК РФ средства поступают в федеральный бюджет, в соответствии с п. 1 комментируемой статьи - в бюджет субъекта РФ, а также в лице заемщика: по ст. 97 БК РФ - это уполномоченные федеральные органы государственной власти, по п. 1 комментируемой статьи - это органы государственной власти субъектов РФ. В соответствии с п. 2 комментируемой статьи БК РФ исполнение долговых обязательств субъектов РФ обеспечивается всем составом имущества, принадлежащим субъекту РФ - должнику на праве собственности. Порядок обеспечения такой же, какой установлен для обеспечения исполнения государственного долга РФ в ст. 97 БК РФ. Единственное отличие состоит в том, что в п. 2 комментируемой статьи законодатель допускает формулировку "полностью и без условий", что предполагает ужесточение порядка обращения взыскания на имущество субъекта РФ в случае неисполнения принятых долговых обязательств. Порядок обращения взыскания также регулируется общими правилами ст. 237 ГК РФ. В п. 3 комментируемой статьи БК РФ приведены пять основных форм существования долговых обязательств субъекта РФ. Указанные формы аналогичны формам существования долговых обязательств РФ, предусмотренным в ст. 98 БК РФ. Отличие состоит в том, что законодатель прямо оговаривает, что приведенный перечень форм существования долговых обязательств субъектов РФ является исчерпывающим (подп. 2 п. 3 комментируемой статьи БК РФ). В п. 4 комментируемой статьи БК РФ раскрывается состав государственного долга субъекта РФ, включающий в себя четыре показателя, аналогичные показателям государственного внутреннего долга РФ. Важно отметить, что законодатель не проводит разграничение понятий "государственный внутренний долг субъекта Российской Федерации" и "государственный внешний долг субъекта Российской Федерации", и это несмотря на то, что одной из форм существования долговых обязательств субъектов РФ являются международные соглашения (договоры), заключенные о пролонгации и реструктуризации долговых обязательств субъекта РФ. В п. 5 комментируемой статьи БК РФ прямо не указано, что по сроку действия (исполнения) все долговые обязательства субъекта РФ подразделяются на краткосрочные, среднесрочные и долгосрочные. Однако данный вывод вытекает из существа бюджетного законодательства. Кроме того, законодатель также указывает максимальный срок исполнения долговых обязательств субъекта РФ, равный 30 годам. Одной из форм существования долговых обязательств субъекта РФ являются государственные займы, а именно выпуск ценных бумаг субъекта РФ. Согласно п. 6 комментируемой статьи БК РФ формы и виды таких ценных бумаг подчиняются общим правилам, установленным в ст. 114 БК РФ, в гл. 7 ГК РФ, в Законе о рынке ценных бумаг, Законе об особенностях эмиссии и обращения государственных и муниципальных ценных бумаг. Кроме того, формы, виды, условия эмиссии и обращения ценных бумаг, выпущенных субъектом РФ, детально регулируются специальными законами, иными нормативными актами, принятыми на уровне субъекта РФ.  
Проведение мероприятий и операций, направленных на погашение долговых обязательств субъекта РФ, в соответствии с п. 7 комментируемой статьи БК РФ, поручено специально созданным уполномоченным органам государственной власти субъекта РФ. Полномочия таких органов аналогичны полномочиям федеральных органов, предусмотренным в ст. 97 БК РФ. Бюджетный кодекс Российской Федерации устанавливает, что государственный долг субъекта Российской Федерации представляет собой совокупность его долговых обязательств.

Государственный долг субъекта Российской Федерации полностью и без условий обеспечивается всем находящимся в собственности субъекта Российской Федерации имуществом, составляющим казну субъекта Российской Федерации. Долговые обязательства возникают у субъекта Российской Федерации по двум каналам: 1) в результате заключения договоров государственного заимствования; 2) в результате предоставления гарантий по обязательствам третьих лиц. Отсюда вытекают и формы долговых обязательств.

При государственных заимствованиях долговые обязательства субъекта Российской Федерации могут существовать в форме:

1) кредитных соглашений и договоров;

2)государственных займов субъекта Российской Федерации, осуществляемых путем выпуска ценных бумаг субъекта Российской Федерации;

3) договоров и соглашений о получении субъектом Российской Федерации бюджетных ссуд и бюджетных кредитов от бюджетов других уровней бюджетной системы Российской Федерации.

При предоставлении государственных гарантий формой долгового обязательства выступает договор о предоставлении государственных гарантий субъекта Российской Федерации. Кроме того долговые обязательства субъекта Российской Федерации могут приобрести форму соглашений и договоров, в том числе международных, заключенных от имени субъекта Российской Федерации, о пролонгации и реструктуризации долговых обязательств субъектов Российской Федерации прошлых лет. Бюджетный кодекс Российской Федерации особо подчеркивает, что долговые обязательства субъекта Российской Федерации не могут существовать в иных формах, за исключением перечисленных (п. 3 ст. 99

Бюджетного кодекса Российской Федерации).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.1 Сущность, формы и структура государственного долга субъектов Российской Федерации, его основные характеристики

 

Бюджетный кодекс Российской Федерации  устанавливает, что государственный  долг субъекта Российской Федерации  представляет собой совокупность его  долговых обязательств.

Государственный долг субъекта Российской Федерации полностью и без  условий обеспечивается всем находящимся  в собственности субъекта Российской Федерации имуществом, составляющим казну субъекта Российской Федерации.

Долговые обязательства возникают  у субъекта Российской Федерации  по двум каналам:

1) в результате заключения договоров  государственного заимствования;

2) в результате предоставления  гарантий по обязательствам третьих  лиц. Отсюда вытекают и формы долговых обязательств.

При государственных заимствованиях долговые обязательства субъекта Российской Федерации могут существовать в  форме:

1) кредитных соглашений и договоров;

2) государственных займов субъекта  Российской Федерации, осуществляемых  путем выпуска ценных бумаг  субъекта Российской Федерации;

3) договоров и соглашений о  получении субъектом Российской  Федерации бюджетных ссуд и  бюджетных кредитов от бюджетов  других уровней бюджетной системы  Российской Федерации.

При предоставлении государственных  гарантий формой долгового обязательства  выступает договор о предоставлении государственных гарантий субъекта Российской Федерации.

Кроме того, долговые обязательства  субъекта Российской Федерации могут  приобрести форму соглашений и договоров, в том числе международных, заключенных от имени субъекта Российской Федерации, о пролонгации и реструктуризации долговых обязательств субъектов Российской Федерации прошлых лет.

Бюджетный кодекс Российской Федерации  особо подчеркивает, что долговые обязательства субъекта Российской Федерации не могут существовать в иных формах, за исключением перечисленных (п.3 ст.99 Бюджетного кодекса Российской Федерации).

В объем государственного долга  субъектов Российской Федерации  включаются:

1) в части государственных заимствований  субъекта Российской Федерации:

основная номинальная сумма  долга по государственным ценным бумагам субъектов Российской Федерации;

объем основного долга по кредитам, полученным субъектом Российской Федерации;

объем основного долга по бюджетным  ссудам и бюджетным кредитам, полученным субъектом Российской Федерации  от бюджетов других уровней.

Поскольку Бюджетный кодекс Российской Федерации говорит лишь об "основном долге" по государственным заимствованиям, то в состав государственного долга  субъекта Российской Федерации не входят следующие долговые обязательства: а) суммы начисленных по займам, но не выплаченных процентов; б) суммы  комиссионных вознаграждений, связанных  с размещением и погашением займов; в) суммы пени, начисленных за просрочку  возврата государственного займа, а  также штрафов, начисленных за ненадлежащее исполнение субъектом Российской Федерации  своих обязательств по государственному займу.

Тем не менее, не возникает сомнения, что данные виды долговых обязательств, хотя и не включаются в состав государственного долга субъекта Российской Федерации, подлежат исполнению в процессе исполнения бюджета данного субъекта;

Информация о работе Государственный долг субъекта РФ (на примере Республики Башкортостан)