Государственный бюджет Республики Беларусь

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Апреля 2013 в 01:17, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является углубленное изучение государственного бюджета, его функций, а так же рассмотрение роли бюджета в финансовой системе Республики Беларусь.
Задачами данной работы является:
1) изучить содержание понятия «государственный бюджет»;
2) определить функции государственного бюджета, его структуру;
3) оценить роль государственного бюджета Республики Беларусь в развитии экономики, выявить пути совершенствования бюджетной политики, позволяющей эффективно воздействовать на экономическую активность, на развитие приоритетных отраслей и социальной сферы.

Содержание

Введение……………………………………………………………………………...4
1 Сущность государственного бюджета…...…………………...…………...……..5
1.1 Понятие государственного бюджета, его роль и функции………………..…..5
1.2 Бюджетное устройство стран с рыночной экономикой………..…………..….7
2 Структура государственного бюджета………………………………………….11
2.1 Доходы государственного бюджета и роль налогов в их формировании….11
2.2Расходы государственного бюджета, их планирование и финансирование...12
2.3 Дефицит госбюджета и основные источники его покрытия……………......14
3 Государственный бюджет Республики ………………………………………...19
3.1 Бюджетная система Республики Беларусь: ее структура и принципы построения ……………………………………………..…………………….……..19
3.2 Динамика расходов и доходов государственного бюджета Республики Беларусь………………………………………………………………………..…....20
3.3 Особенности государственного бюджета Республики Беларусь и пути повышения его качественного уровня на современном этапе……………….….27
Заключение………………………………………………………………………….32
Список использованных источников…………………………………………

Работа содержит 1 файл

курсовая.docx

— 88.86 Кб (Скачать)

2) целевой характер использования  бюджетных ассигнований. Строгое  соблюдение этого принципа препятствует  неэффективному использованию бюджетных  ассигнований;

3) предоставление бюджетных  средств в меру выполнения  производственных и других показателей  и с учетом использования ранее  отпущенных средств;

4) безвозвратность и бесплатность  бюджетных ассигнований.

Бюджетное финансирование может  выполняться в двух формах. Первая форма - это финансирование по системе  “нетто-бюджет”. В этом случае бюджетные  средства выделяются на ограниченный круг затрат, предусмотренных утвержденным бюджетом.

Вторая форма - финансирование по системе “брутто-бюджет”. Применяется  для предприятий, учреждений и организаций, полностью состоящих на бюджетном  финансировании. В этом случае бюджетные  ассигнования выделяются как на текущие, так и на капитальные расходы.

Важным элементом бюджетного финансирования являются методы предоставления бюджетных средств. С их помощью  финансовые органы обеспечивают денежными  средствами предусмотренные бюджетом мероприятия, осуществляют переброску средств в целях достижения лучших результатов их использования, регулируют складывающиеся пропорции в распределении  финансовых ресурсов.

При разработке бюджета используют системный анализ, экономические  модели, электронно-вычислительную технику, которая позволяет разрабатывать  многовариантный бюджет.

Основой составления почти  всех бюджетов в настоящее время  является программно-целевой метод. 

 

 

2.3 Бюджетный дефицит и основные источники его покрытия

Одной из основных задач бюджетной  политики государства является регулирование  дефицита госбюджета.

Бюджетный дефицит - это сумма, на которую  ежегодные расходы бюджета превосходят  его доходы. Государственный долг - это сумма задолженности государств своим или иностранным, физическим или юридическим лицам. В зависимости  от этого различают внутренний и внешний государственный долг [1,с.367].

Бюджетный дефицит и государственный  долг тесно взаимосвязаны. Ежегодный  дефицит может покрываться либо за счет роста государственного долга, либо путем эмиссии денег. Даже бездефицитный  государственный бюджет не может  свидетельствовать о здоровье экономики, если у государства большой долг. Поэтому к дефициту государственного бюджета следует подходить очень  внимательно.

Различают следующие виды бюджетных  дефицитов:

  • циклический;
  • структурный;
  • операционный;
  • первичный;
  • квазифискальный.

Циклический дефицит (излишек) государственного бюджета является результатом действия встроенных стабилизаторов экономики. "Встроенный" (автоматический) стабилизатор - экономический механизм, позволяющий  снизить амплитуду циклических  колебаний уровней занятости  и выпуска, не прибегая к частым изменениям экономической политики. В качестве таких стабилизаторов в индустриальных странах обычно выступают прогрессивная  система налогообложения, система  государственных трансфертов (в  том числе страхование по безработице) и система участия в прибылях. Создание эффективных систем прогрессивного налогообложения и страхования  занятости является первоочередной задачей для переходных экономик, где объективные сложности стабилизационной политики сочетаются с отсутствием  адекватных налоговых, кредитно-денежных и других механизмов макроэкономического  управления.

Структурный дефицит (излишек) государственного бюджета - разность между расходами  и доходами бюджета в условиях полной занятости. Циклический дефицит  нередко оценивается как разность между фактической величиной  бюджетного дефицита и структурным  дефицитом.

Оценки структурного дефицита используются, в основном, в индустриальных странах, где размеры бюджетных дефицитов  определяются в большей степени  циклическими колебаниями, а не дискреционными мерами правительства.

Операционный дефицит - общий дефицит  государственного бюджета за вычетом  инфляционной части процентных платежей по обслуживанию государственного долга.

Обслуживание задолженности (т.е. выплата  процентов по ней и постепенное  погашение основной суммы долга - его амортизация) является важной статьей государственных расходов.

Первичный дефицит (излишек) государственного бюджета - разность между величиной  общего дефицита и всей суммой выплат по долгу. Наличие первичного дефицита является фактором увеличения долгового  бремени.

Квазифискальный (квазибюджетный) дефицит - существующий наряду с измеряемым (официальным) скрытый дефицит государственного бюджета, обусловленный квазифискальной (квазибюджетной) деятельностью государства.

Квазифискальные операции включают, например, следующие:

- финансирование государственными  предприятиями избыточной занятости  в государственном секторе и  выплата ими заработной платы  по ставкам выше рыночных за  счет банковских ссуд или путем  накопления взаимной задолженности;

- накопление в коммерческих  банках, отделившихся на начальных  стадиях экономических реформ  от Центрального Банка, большого  портфеля недействующих ссуд - т.н. "плохих долгов" (просроченных  долговых обязательств госпредприятий, льготных кредитов домашним хозяйствам, фирмам и т.д.). Эти кредиты,  в конце концов, выплачиваются,  в основном, за счет льготных  кредитов Национального банка;

- отдельные операции, связанные  с государственным долгом, а также  финансирование Центральным Банком  убытков от мероприятий по  стабилизации обменного курса  валюты, беспроцентных и льготных  кредитов правительству (например, на закупки пшеницы, риса, кофе  и т.д.); кредиты рефинансирования  коммерческим банкам на обслуживание "плохих долгов", а также  рефинансирование Центральным Банком  сельскохозяйственных, промышленных  и жилищных программ правительства  по льготным ставкам и т.д.).

Существует три основных способа  финансирования дефицита госбюджета:

- монетизация бюджетного дефицита;

- внешнее долговое финансирование;

- внутреннее долговое финансирование.

В переходных экономиках монетизация  дефицита государственного бюджета  обычно используется в тех случаях, когда имеется значительный внешний  долг, и это исключает льготное финансирование из иностранных источников, а возможности внутреннего долгового  финансирования также практически  исчерпаны, что часто является главной  причиной высоких внутренних процентных ставок. Этот способ финансирования целесообразен, если официальные валютные резервы  ЦБ истощены, в силу чего урегулирование платежного баланса остается первостепенной задачей, причем предполагается, что  экономика выдержит высокую инфляцию.

В случае монетизации дефицита (то есть внутреннего банковского финансирования) нередко возникает сеньораж - доход  государства от печатания денег. Сеньораж является следствием превышения темпа роста денежной массы над  темпом роста реального ВВП, что  приводит к повышению среднего уровня цен. В результате все экономические  агенты платят своеобразный инфляционный налог, и часть их доходов перераспределяется в пользу государства через возросшие  цены.

В условиях повышения уровня инфляции возникает так называемый "эффект Танзи" - сознательное затягивание  налогоплательщиками сроков внесения налоговых отчислений в государственный  бюджет, что характерно для многих переходных экономик. Нарастание инфляционного  напряжения создает экономические  стимулы для "откладывания" уплаты налогов, так как за время "затяжки" происходит обесценение денег, в  результате которого выигрывает налогоплательщик. В итоге дефицит государственного бюджета и общая неустойчивость финансовой системы могут возрасти [1,с.341].

Монетизация дефицита государственного бюджета может не сопровождаться непосредственно эмиссией наличности, а осуществляться в других формах - например, в виде расширения кредитов Центрального Банка государственным  предприятиям по льготным ставкам или  в форме отсроченных платежей.

Альтернативные возможности внешнего льготного финансирования бюджетного дефицита (например, получение безвозмездных  субсидий из-за рубежа или льготных займов по низким ставкам с длительными  сроками погашения) являются наиболее привлекательными, так как в этом случае дефицит не только не оказывает  негативного воздействия на экономику, но и может оказаться весьма полезным, если такое финансирование связано  с производительным использованием ресурсов.

Нередко, однако, возможности льготного  финансирования в переходных экономиках либо ограничены из-за значительной внешней  задолженности, либо используются правительствами  преимущественно в непроизводительных целях - на потребительские дотации, выплаты пенсий, увеличение государственного аппарата и т.д. Такие дополнительные бюджетные расходы не могут быть быстро сокращены в случае прекращения  их внешнего субсидирования на фоне отсутствия гарантированных внутренних источников покрытия, что усиливает общее  напряжение в бюджетно-налоговой  сфере.

Внешнее финансирование бюджетного дефицита оказывается менее инфляционным, чем его монетизация, так как  предложение товаров на внутреннем рынке увеличивается в той  мере, в какой внешние займы  способствуют расширению импорта.

При этом, чем более открытой является переходная экономика и чем более  жестким - ее валютный курс, тем в  меньшей степени внешнее долговое финансирование окажется инфляционным, но тем сильнее будет его воздействие  на платежный баланс.

Привлечение средств из иностранных  источников для финансирования бюджетного дефицита может оказаться относительно привлекательным вариантом для  переходных экономик в тех случаях, когда [1,с.387]:

  • удается организовать концессионное финансирование;
  • на внутреннем рынке ощущается дефицит капитала при высокой внутренней норме прибыли;
  • торговый баланс относительно благополучен при наличии благоприятных перспектив расширения рынка;
  • первоначальные размеры внешнего долга незначительны;
  • первоочередной задачей макроэкономической политики является снижение вероятной инфляции.

Внутреннее долговое финансирование бюджетного дефицита нередко рассматривается  как антиинфляционная альтернатива монетизации. Однако этот способ финансирования не устраняет угрозы роста инфляции, а только откладывает этот рост.

Если облигации государственного займа размещаются среди населения  и коммерческих банков, то инфляционное напряжение окажется слабее, чем при  их размещении в ЦБ. Однако последний  может скупить эти облигации  на вторичном рынке ценных бумаг  и тем самым расширить свои квазифискальные операции, способствующие росту инфляционного давления.

В случае обязательного (принудительного) размещения государственных облигаций  во внебюджетных фондах (пенсионных, страховых  и т.д.) под низкие (и даже отрицательные) процентные ставки, внутреннее долговое финансирование бюджетного дефицита превращается, по существу, в механизм дополнительного  налогообложения. Более того, при  высоком уровне процентных ставок и  значительных размерах дефицита государственного бюджета со временем неизбежно происходит резкое увеличение доли государственного внутреннего долга в ВВП, особенно при низких темпах экономического роста.

Рост бремени внутреннего долга  увеличивает и долю государственных  расходов на его обслуживание, что  приводит к самовозрастанию и  бюджетного дефицита, и государственной  задолженности. Это серьезно ограничивает возможности снижения напряженности  в бюджетно-налоговой сфере и  стабилизации уровня инфляции. В целом, в переходных экономиках внутреннее долговое финансирование бюджетного дефицита связано с относительно умеренными издержками только в тех случаях, когда:

  • сложно контролировать предоставление кредитов частному сектору;
  • внутреннее предложение относительно эластично;
  • внешнее долговое финансирование относительно дорого или ограничено из-за значительного бремени внешней задолженности, тогда как существующая внутренняя задолженность незначительна;
  • сопровождающая переходный период инфляция достигла высоких темпов или представляется абсолютно неизбежной.

Информация о работе Государственный бюджет Республики Беларусь