Государственный бюджет и долг

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Января 2012 в 11:08, контрольная работа

Описание работы

Сущность государственного бюджета, его функции и назначение. Основные формы и виды государственного долга, правовое регулирование его обслуживания.

Содержание

1. Государственный бюджет как инструмент экономической политики 2
1.1. Понятие и экономическая сущность государственного бюджета 2
1.2. Государственный бюджет как основной инструмент экономической политики государства 4
2. Государственный и внешний долг и проблемы его обслуживания 7
2.1. Экономическое содержание государственного долга 7
2.2. Формы и виды государственного долга РФ 8
2.3. Управление государственным долгом 9
2.4. Обслуживание государственного долга Российской Федерации 11
Список используемых источников 13

Работа содержит 1 файл

контрольная ГБ и ГД.docx

— 34.78 Кб (Скачать)

СОДЕРЖАНИЕ 
 
 
 

1. Государственный бюджет как инструмент экономической  политики 2

1.1. Понятие и экономическая сущность государственного бюджета 2

1.2. Государственный бюджет как основной инструмент экономической политики государства 4

2. Государственный и внешний долг и проблемы его обслуживания 7

2.1. Экономическое содержание государственного долга 7

2.2. Формы и виды государственного долга РФ 8

2.3. Управление государственным долгом 9

2.4. Обслуживание государственного долга Российской Федерации 11

Список используемых источников 13 

1. Государственный бюджет как инструмент экономической политики

1.1. Понятие и экономическая  сущность государственного  бюджета

 

     Бюджет  как ведущее звено финансовой системы и фактор, определяющий роль в социально-экономическом развитии, требует строго аргументированной  характеристики его сущности.

     Если  содержание термина "финансы" включает в себя такие понятия, как "финансы" - "финансовый план" - "финансовые ресурсы", тогда по аналогии термин "бюджет" будет иметь следующее  содержание: "бюджет" - "бюджетный  план" - "бюджетный фонд"[4,с.65].

     Бюджет  является категорией сложной и многообразной, отражающей движение других категорий, например доходов и расходов бюджета. Доходы бюджета отражают экономические  отношения, возникающие у государства  с хозяйствующими субъектами и населением по поводу изъятия у них части  денежных средств в целях формирования бюджетного фонда. Расходы бюджета  отражают экономические отношения, возникающие в связи с расходованием  бюджетного фонда на определенные цели.

     Сущность  бюджета одинакова во всех странах  мира независимо от различий в общественно-политическом, государственном устройстве.

     Каждое  государство имеет бюджетный  фонд, и если финансы представляют собой совокупность денежных отношений  по поводу образования и использования  многих видов денежных фондов (предприятий  и организаций различных форм собственности, государства, кредитной  системы), то бюджет как экономическая  категория выражает систему императивных денежных отношений, в процессе которых  образуется и используется один фонд - бюджетный. Таким образом, в результате организуемых государством экономических  отношений формируется государственный  централизованный денежный фонд – бюджетный[5,с.38].

     В процессе финансово-экономических  отношений формируется денежный фонд Правительства (Федеральный бюджетный  фонд), органов государственной власти субъектов Российской Федерации (бюджетные  фонды субъектов РФ) и органов  местного самоуправления (муниципальные  бюджетные фонды).

     Бюджетные фонды имеют сложную организационную  структуру. Конкретная величина фонда  зависит от множества факторов и  более всего от уровня развития экономики, масштабов намечаемых структурных  сдвигов в экономике и народном хозяйстве, эффективного управления собственностью, финансовыми и материальными  ресурсами на предприятиях, в учреждениях  и организациях непроизводственной сферы, а также предоставляющих  услуги населению (например, жилищно-коммунального  хозяйства) и т.д., поэтому государственный  бюджет также объективно представляет собой совокупность бюджетных отношений  по формированию и использованию  бюджетного фонда. Однако само по себе множество фондов не представляет системы.

     Исследование  сущности бюджета как центрального звена финансовой системы позволяет  сделать вывод, что существуют различные  мнения о количестве функций, присущих бюджету.

     Большинство экономистов выделяет распределительную (перераспределительную) и контрольную  функции бюджета. Сущностной характеристикой  бюджета является распределение  общественного продукта и национального  дохода в целях мобилизации его  части в бюджетном фонде с  последующим распределением бюджетных  средств на определенные цели. Следовательно, государственному бюджету, как и  всей системе финансов, присущи две  функции - распределительная (перераспределительная) и контрольная.

     Функции бюджета объективны, как объективна сама эта категория. Однако использование  бюджета в качестве инструмента  распределения и контроля возможно только в процессе человеческой деятельности, при этом использование конкретных форм и методов проведения бюджетной политики отражает конкретную нацеленность бюджетных отношений на решение экономических и социальных задач: построение бюджета, планирование, прогнозирование, программирование, аккумулирование доходов в централизованный фонд и их распределение, финансирование средств предприятий, бюджетный анализ, информационное обеспечение и др. (так называемые оказываемые функции субъекта управления). Поэтому нельзя согласиться с авторами многих изданий, которые относят к функциям финансов, а, следовательно, и бюджета прогнозирование, планирование, стимулирование, организацию, инвестирование, регулирование и др.

1.2. Государственный бюджет как основной инструмент экономической политики государства

 

     Бюджет  является важным звеном финансовой системы  страны. Отражая содержание процессов  производства и распределения общественного  продукта и национального дохода, бюджет представляет собой экономическую  форму образования и использования  основного централизованного фонда  денежных средств государства.

     В бюджете ежегодно централизуется часть  денежных доходов предприятий и  населения. Аккумулированные средства распределяются и используются на финансирование затрат по осуществлению функций  государства. За счет бюджетных средств  удовлетворяются общегосударственные  потребности, финансируются отдельные  сферы деятельности - оборона, управление, охрана общественного порядка и  безопасности государства, фундаментальная  науки и др. Кроме того за счет бюджета удовлетворяются и коллективные потребности путем финансирования затрат на образование, здравоохранение  культуру и искусство.

     Государственный бюджет активно воздействует на экономику  в целом, так как он выступает в качестве бюджета всего национального хозяйства. Большую роль играет государственный бюджет в сфере материального производства выступая в качестве стимулятора его роста. Средства бюджета используются для обеспечения как индивидуального (в рамках отдельных предприятий), так и общественного (в масштабе всего национального хозяйства) кругооборота фондов. Бюджетное финансирование капитальных вложений и оборотных средств на действующих и вновь вводимых предприятиях, обеспечение других расходов позволяет бюджету включаться в индивидуальный кругооборот фондов на отдельных предприятиях, способствуя его бесперебойности и равномерности[4,с.65].

     Бюджетные ассигнования в производственной сфере  являются основным источником ее функционирования и дальнейшего развития. Основная часть учреждений и организаций  этой сферы не имеет собственных  источников доходов и находится  на бюджетном финансировании.

     Расходы государства на просвещение и  здравоохранение, социальное страхование  и социальное обеспечение, науку, культуру и искусство являются той финансовой базой, без которой невозможно проведение социально-культурных мероприятий  общегосударственного масштаба. Большое  значение имеет бюджет в формировании рациональной структуры отраслей непроизводственной сферы.

     Обеспечивая финансовыми ресурсами функционирование непроизводственной сферы, государство  через бюджет может формировать  окончательные размеры фонда  потребления, влиять на территориальные  пропорции в его использовании.

     Бюджетная политика является ядром экономической  политики государства и отражает все его финансовые взаимоотношения  с общественными институтами  и гражданами. При планировании бюджетной  политики государство должно исходить из необходимости обеспечения финансовой и социальной стабильности.

     Бюджетная политика государства регулирует финансовые потоки между секторами национальной экономики, формирует государственные фонды денежных ресурсов и обеспечивает решения социально-экономических задач по предоставлению коллективных и индивидуальных благ в виде товаров и услуг за счет ресурсов бюджетной системы и государственных внебюджетных фондов. Регулирующим и контролирующим инструментом ее является бюджетный дефицит (профицит). Это сложная финансово-экономическая категория, в которой отражаются и проявляются пропорции бюджетной системы, взаимосвязи между потоками доходов государства и потребностями в государственном финансировании, обеспечивающем эффективную реализацию всех функций государства (регулирующую и управленческую, оборонную, социальную, инвестиционную, внешнеэкономическую). Она является также результатом и критерием эффективности взаимодействия государства с производственной и социальной сферами, банковской системой, финансовым рынком, внешним рынком[6,с.153].

     Главными  требованиями, предъявляемыми к бюджетной  политике можно назвать:

     1. Реалистичность.

     2. Федеральный бюджет должен олицетворять  ответственность государства за  безусловное выполнение взятых  на себя бюджетных обязательств.

     3. Федеральный бюджет должен быть  действенным инструментом политики  финансового оздоровления экономики,  не допустить роста инфляционных  ожиданий.

     4. Необходимо акцентировать внимание  на увеличении доходов, причем  не за счет роста налогового  бремени, а за счет более  решительного осуществления мер  по легализации частнопредпринимательской  инициативы.

     5. Цели бюджетной политики должны  быть максимально детализированы.

2. Государственный  и внешний долг  и проблемы его  обслуживания

2.1. Экономическое содержание  государственного  долга

 

     В научной литературе государственный  долг определяется сложившейся к данной дате суммой дефицита федерального бюджета за вычетом положительного сальдо (профицита) этого бюджета. На практике, госдолгом считаются долговые обязательства России перед физическими и юридическими лицами, иностранными государствами, международными организациями и иными субъектами международного права, включая обязательства по государственным гарантиям, предоставленным РФ [1,с.97].

     В Бюджетном кодексе даны следующие  определения: внешний долг - обязательства, возникающие в иностранной валюте; внутренний долг - обязательства, возникающие в валюте России. Следующая формулировка в большей степени соответствует принятым в международной практике определениям внешнего долга: "Государственными внешними заимствованиями Российской Федерации являются привлекаемые из иностранных источников (иностранных государств, их юридических лиц и международных организаций) кредиты (займы), по которым возникают государственные финансовые обязательства Российской Федерации как заемщика финансовых средств или гаранта погашения таких кредитов (займов) другими заемщиками. Государственные внешние заимствования Российской Федерации формируют государственный внешний долг РФ".

     При определении всего (внутреннего  и внешнего) госдолга используется следующая терминология. Капитальный долг - это сумма выпущенных и непогашенных государством долговых обязательств и гарантированных им обязательств других лиц, включая начисленные проценты по этим обязательствам. Основной долг - это номинальная стоимость всех долговых обязательств государства и гарантированных им заимствований. [2,с.26]

Информация о работе Государственный бюджет и долг