Бюджетное право

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Марта 2013 в 18:18, реферат

Описание работы

Государственные и местные (муниципальные) бюджеты являются центральным звеном финансовой системы Российской Федерации, как и любого другого государства. Бюджет — это необходимый атрибут государства и основа его суверенитета. Посредством бюджетов образуются денежные фонды соответствующего государственного или муниципального образования, которые обеспечивают выполнение задач общего для них значения, создают финансовую основу для осуществления функций органов государственной власти и местного самоуправления.1

Содержание

1. Понятие государственного и местного бюджетов 15 мин. 4-9
2. Бюджетная система России 15 мин. 9-13
3. Бюджетная классификация 45 мин. 14-31
3.1 Доходы бюджетов
16-21
3.2 Расходы бюджетов
21-31

Работа содержит 1 файл

реферат.docx

— 34.08 Кб (Скачать)

Реферат

 

На Тему: «Бюджетное право»

 

 

Подготовил: Курсант 123 взвода

 

 Рядовой милиции Оглоблин  В.В.

 

Проверил: преподаватель 

 

 кафедры УАП и АД  ОВД,

 

 капитан милиции Демченко  Н.В.

 

 

Белгород 2008

 

 Примерное распределение  времени:

План реферата  Время  Страницы

 

3 мин  1-3

 

Учебные вопросы: 

 

 

1. Понятие государственного  и местного бюджетов  15 мин.  4-9

2. Бюджетная система России   15 мин.  9-13

3. Бюджетная классификация   45 мин.  14-31

3.1 Доходы бюджетов  

16-21

3.2 Расходы бюджетов  

21-31

 

2 мин.  

 

 

 

Вопрос 1. Понятие государственного и местного бюджетов

 

 

Государственные и местные (муниципальные) бюджеты являются центральным  звеном финансовой системы Российской Федерации, как и любого другого  государства. Бюджет — это необходимый  атрибут государства и основа его суверенитета. Посредством бюджетов образуются денежные фонды соответствующего государственного или муниципального образования, которые обеспечивают выполнение задач общего для них  значения, создают финансовую основу для осуществления функций органов  государственной власти и местного самоуправления.1

 

 

Слово бюджет имеет английское происхождение. Впервые оно было применено в XVI — XVII вв. при утверждении  палатой общин субсидией королей, которая была прообразом современных  бюджетов. Перед окончанием заседания  канцлер казначейства (министр финансов) открывал портфель, в котором хранилась  бумага с соответствующим законопроектом. Это действие условно называлось открытием бюджета, а словом bydjet (в переводе с английского - мешок) обозначался этот портфель. Позже  название портфеля было присвоено самому документу, а с конца XVII в. бюджетом стал называться документ, который  содержал утверждаемые парламентом  план доходов и расходов государства.2

 

С экономической и управленческой точки зрения бюджет — это план государственного хозяйства на предстоящий  период. Плановость объединяет бюджет с другими видами финансовых планов и программ, большая часть которых  создается или на основе бюджета  или одновременно с ним. Бюджет составляется на определенный период. Во многих государствах таким периодом был избран один год, который получил название финансового  года.

 

Финансовым годом называется время, протекающее между открытием  и закрытием государственного счетоводства. В большинстве стран он соответствует  календарному году (страны СНГ, Италия, Франция и др.), а в некоторых  начинается 1 апреля и заканчивается 31 марта (Великобритания, Япония), или  длится с 1 июля до 30 июня (Канада), с 1 октября  по 30 сентября (США), с 1 марта по 28 февраля (Турция). Отличие финансового года от календарного объясняется исторически  сложившейся практикой, сроками  созыва сессий парламентов.

 

В Бюджетном кодексе РФ определено понятие годового бюджета, который составляется на один финансовый год и длится с 1 января по 31 декабря.3

 

С материальной точки зрения бюджет - это централизованный в  масштабах определенного государственного или муниципального образования  денежный фонд, который находится  в распоряжении соответствующих  органов государственной власти или местного самоуправления. Содержание бюджета изменяется ежегодно, меняется его объем, виды доходов, направления  расходов. При этом суть бюджета  состоит в том, что он используется для решения основных государственных (муниципальных) задач.4 В бюджетах концентрируется  основная часть финансовых ресурсов государства. Основная задача бюджета - создание финансовой базы функционирования государства и муниципальных  образований, выполнения ими своих  задач. В то же время и государственный  аппарат, и органы местного самоуправления содержатся за счет средств соответствующего бюджета. Сюда относятся органы представительной и исполнительной власти, правоохранительные органы.

 

С юридической точки зрения бюджет - это основной финансовый план государства или муниципального образования, утверждаемый соответствующим  представительным органом государственной  власти или местного самоуправления. Данный финансовый план закрепляет юридические  права и обязанности участников бюджетных отношений.

 

С политической точки зрения бюджет — это план управления на будущий период, программа управления, предложенная исполнительной властью  на одобрение парламента. В парламентарных государствах вотирование бюджета  служит выражением доверия правительству  со стороны большинства членов парламента, отклонение — есть наиболее резкое выражение недоверия парламента кабинету. Большинство бюджетных  правил, поэтому носят характер чисто  политический.

 

Законодательство дает различные  юридические характеристики бюджета, как с позиций финансового  права, так и с позиций гражданского права.

 

Согласно Бюджетному кодексу  РФ бюджет — это форма образования  и расходования фонда денежных средств, предназначенных для финансового  обеспечения задач и функций  государства и местного самоуправления.5

 

Согласно Гражданскому кодексу  РФ средства государственного бюджета  и иное государственное имущество, не закрепленное за государственными предприятиями и учреждениями, составляют соответственно государственную казну  РФ или субъекта РФ.6 Итак, средства государственного бюджета являются частью государственной казны.

 

Средства местного бюджета  отнесены к объектам муниципальной  собственности и соответственно — составной части муниципальной  казны.7

 

Таким образом Гражданский  кодекс однозначно определил собственника бюджетных средств. Им является не тот  или иной орган государственной  власти или местного самоуправления, а сами названные государственные  или муниципальные образования (Российская Федерация, субъекты РФ, города, районы и т.п.). Соответствующие органы власти и управления осуществляют в пределах своей компетенции распоряжение этой собственностью. Конституция РФ относит вопросы разграничения  государственной собственности, куда входят и бюджетные средства, к  совместному ведению Российской Федерации и ее субъектов.8

 

Основными направлениями  расходования бюджетных средств  являются:9

 

 

Государственное управление и местное самоуправление;

 

 

Судебная власть;

 

 

Международная деятельность;

 

 

Национальная оборона;

 

 

Правоохранительная деятельность и обеспечение безопасности государства;

 

 

Фундаментальные исследования и содействие научно - техническому прогрессу;

 

 

Промышленность, энергетика и строительство;

 

 

Сельское хозяйство и  рыболовство;

 

 

Охрана окружающей природной  среды и природных ресурсов, гидрометеорология, картография и геодезия;

 

 

Транспорт, связь и информатика;

 

 

Предупреждение и ликвидация последствий чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий;

 

 

Образование;

 

 

Культура, искусство и  кинематография;

 

 

Средства массовой информации;

 

 

Здравоохранение и физическая культура;

 

 

Социальная политика;

 

 

Обслуживание государственного и муниципального долга;

 

 

Пополнение государственных  запасов и резервов;

 

 

Финансовая помощь другим бюджетам бюджетной системы;

 

 

Дорожное хозяйство;

 

 

Прочие расходы.

 

Подобная структура расходов закреплена законодательно.10 Кроме  того, с помощью бюджета реализуются  государственные (разных уровней) и  местные программы. Так в Федеральном  законе «О федеральном бюджете на 2004 год» предусмотрено 54 целевые программы.11

 

Все вышеперечисленные задачи имеют общее значение для соответствующей  территории, позволяют решать социально-экономические  проблемы, способствовать развитию страны, обеспечивать ее безопасность и обороноспособность. Бюджет – это механизм в распоряжении государства, с помощью которого оно влияет на экономику. Местные бюджеты служат финансовой основой развития местного самоуправления. Кроме того, бюджет способствует также развитию международных связей России, в частности укреплению ее взаимоотношений с государствами СНГ.

 

Государственные бюджеты (на уровнях РФ и субъектов Федерации) и местные бюджеты утверждаются соответствующими представительными  органами власти. Федеральный бюджет и бюджеты субъектов РФ разрабатываются  и утверждаются в форме соответствующих  законов, а местные бюджеты —  в форме правовых актов представительных органов местного самоуправления, как  правило — решений.12

 

В соответствии с законодательством  составляется также консолидированный  бюджет - свод бюджетов всех уровней  на соответствующей территории, используемый для расчетов и анализа.13 Составляются консолидированные бюджеты субъектов  Российской Федерации (совокупность бюджета  субъекта РФ и свода бюджетов муниципальных  образований) и консолидированный  бюджет Российской Федерации, объединяющий федеральный бюджет и свод бюджетов субъектов РФ. В результате в консолидированном  бюджете РФ учитываются все бюджеты, от федерального до местных, действующие  на территории страны. Поскольку по действующему законодательству все  бюджеты существуют как самостоятельные, обособленные денежные фонды, то необходим  единый документ, позволяющий оценить  экономическое состояние страны, рассчитать уровень доходов населения. Эти бюджеты также используются для формирования взаимоотношений  с выше- и нижестоящими органами власти.

 

 

Вопрос 2. Бюджетная система  России

 

 

Все бюджеты Российской Федерации  объединяются в единый комплекс, который  называется бюджетной системой. Бюджетный  кодекс РФ включает в бюджетную систему  кроме бюджетов государственные  внебюджетные фонды.14 Государственные  внебюджетные фонды, как и бюджеты, утверждаются законодательными органами власти. Денежные средства фондов имеют  целевое направление расходования.

 

Бюджетное устройство страны зависит, в первую очередь, от ее государственного устройства. Поэтому у каждого  государства свое бюджетное устройство. Для унитарного государства характерна двухуровневая бюджетная система. Для федеративного государства  свойственно наличие трех уровней  бюджетной системы: федерального, субъектов  федерации и местного.

 

Бюджетная система России состоит из трех уровней (рис. 1):15

 

 

Федерального бюджета  и бюджетов государственных внебюджетных фондов (Пенсионного фонда, Фонда  социального страхования, Федерального фонда обязательного медицинского страхования).

 

 

Бюджетов субъектов Российской Федерации и бюджетов территориальных  государственных внебюджетных фондов (Территориальных фондов обязательного  медицинского страхования).

 

 

Местные бюджеты - бюджеты  муниципальных районов, городских  округов, бюджеты внутригородских  муниципальных образований городов  федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга, а также бюджеты городских  и сельских поселений.

 

 Рис. 1. Состав бюджетной  системы Российской Федерации.

 

Последний уровень – бюджеты  муниципальных образований, разделен Бюджетным кодексом РФ на два подуровня, каждый из которых является самостоятельным. Подобное государственное деление  устанавливается новым законодательством  о местном самоуправлении, которое  вступает в силу с 1 января 2006 года.16 Бюджеты городских и сельских поселений входят, как составная  часть в консолидированные бюджеты  муниципальных районов. Однако говорить о том, что система имеет четырехуровневый характер, не позволяет то, что она  не будет однородной. В отдельных  частях Российской Федерации, например городах Москве и Санкт-Петербурге четвертая составляющая отсутствует. Данное положение будет видимо касаться и некоторых городов. Таким образом, можно констатировать, что бюджеты  городских и сельских поселений, после реформы местного самоуправления, станут еще одним звеном в системе  муниципальных бюджетов.

 

Бюджеты всех уровней служат финансовой базой самостоятельности  государственных и муниципальных  образований. Они используются в  деятельности соответствующих органов  государственной власти или местного самоуправления, для исполнения ими  своих функций.

 

Кроме разграничения уровней  бюджетной системы Бюджетный  кодекс РФ дает четкое определение  федеральному бюджету, бюджетам субъектов  Федерации, местным бюджетам, консолидированным  бюджетам разных уровней, государственным  внебюджетным и целевым бюджетным  фондам:

 

Федеральный бюджет - форма  образования и расходования денежных средств в расчете на финансовый год, предназначенных для исполнения расходных обязательств Российской Федерации.

 

Федеральный бюджет и свод бюджетов других уровней бюджетной  системы Российской Федерации (без  учета межбюджетных трансфертов  между этими бюджетами и за исключением бюджетов государственных  внебюджетных фондов и территориальных  государственных внебюджетных фондов) образуют консолидированный бюджет Российской Федерации.17

 

Бюджет субъекта Российской Федерации (региональный бюджет) - форма  образования и расходования денежных средств в расчете на финансовый год, предназначенных для исполнения расходных обязательств соответствующего субъекта Российской Федерации.

 

Бюджет субъекта Российской Федерации и свод бюджетов муниципальных  образований, входящих в состав субъекта Российской Федерации (без учета  межбюджетных трансфертов между  этими бюджетами), образуют консолидированный  бюджет субъекта Российской Федерации.18

 

Бюджет муниципального образования (местный бюджет) - форма образования  и расходования денежных средств  в расчете на финансовый год, предназначенных  для исполнения расходных обязательств соответствующего муниципального образования.19

Информация о работе Бюджетное право