Бюджетная система

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Февраля 2013 в 13:49, контрольная работа

Описание работы

Одним из важнейших институтов государства является бюджетная система. Бюджетная система позволяет осуществлять регулирование экономических и социальных процессов в интересах членов общества.
Цель работы – посмотреть, как развивалась бюджетная система Российской Федерации.
Задачи работы – характеристика бюджетной системы на каждом этапе развития.

Содержание

Введение ………………………………………………………………………. 2
Глава Ӏ. Зарождение бюджета и бюджетной системы
История развития бюджета и бюджетной системы царской России….3 - 5
Бюджетная система в СССР……………………………………………. 5 - 7
Глава ӀӀ. Переход к новой бюджетной системе
2.1 Переход бюджетной системы от СССР к России…………………...... 8 - 11
2.2 Современное состояние бюджетной системы в России……………. 11 - 13
Заключение ……………………………………………………………………... 14
Список использованных источников………………………………………...... 15
Приложение ……………………………………………………………………...16

Работа содержит 1 файл

Бюджетная система.docx

— 55.34 Кб (Скачать)

СОДЕРЖАНИЕ

 

Введение ………………………………………………………………………. 2

Глава Ӏ. Зарождение бюджета  и бюджетной системы

    1. История развития бюджета и бюджетной системы царской России….3 - 5
    2. Бюджетная система в СССР……………………………………………. 5 - 7

Глава ӀӀ. Переход к новой  бюджетной системе

2.1 Переход бюджетной системы  от СССР к России…………………...... 8 - 11

2.2 Современное состояние  бюджетной системы в России……………. 11 - 13

Заключение ……………………………………………………………………... 14

Список использованных источников………………………………………...... 15

Приложение ……………………………………………………………………...16

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

Одним из важнейших институтов государства является бюджетная система. Бюджетная система позволяет осуществлять регулирование экономических и социальных процессов в интересах членов общества.

В России создана достаточно развития бюджетная система, основанная на государственном устройстве. Но еще осталось много незавершенных вопросов в структуре бюджетной системы.

Государству необходима сильная  устойчивая бюджетная система, так  как она способствует надежному  функционированию государства, гармоничному развитию экономических и социальных отношений, росту благосостояния, как и государству, так и его граждан.

В работе рассмотрена бюджетная  система с царской России и  до наших дней.

В данной работе была использована литература, авторами, которых являются: Александров, Поляк.

Цель работы – посмотреть, как развивалась бюджетная система Российской Федерации.

Задачи работы – характеристика бюджетной системы на каждом этапе  развития.

Предмет исследования –  история развития бюджета и бюджетной  системы в России.

Объект исследования –  бюджетная система России.

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава Ӏ. Зарождение бюджета и бюджетной системы

 

1.1История развития  бюджета и бюджетной системы  царской России

Годом рождения бюджетной  системы России можно признать 1327 год, когда Иван Калита, великий князь московский (ок. 1296–1340), получил от Орды не только ярлык на великое княжение Владимирское – символ верховной власти на Руси, но и, впервые, право собирать дань с русских княжеств1. Князь оправдал свое историческое прозвище калита, то есть кошель с деньгами, поскольку по некоторым оценкам в казну Орды попадала в среднем лишь одна пятая часть собранной дани. Считается, что этот факт сыграл решающую роль в превращении Москвы в финансовый центр Северо-Восточной Руси того времени.

В царской России составление  государственных смет началось, в  отличии от Западной Европы, достаточно поздно – только в XVII веке. Первая в России смета государственных доходов и расходов была составлена в 1645 г.2, и то исключительно в целях упорядочения финансового хозяйства. Дело в том, что в царской России не существовало каких-либо социальных групп, с которыми властям было бы необходимо бороться3, как например на Западе, где именно борьба за право вводить налоги и определять предметы расходов привела к созданию парламентской формы правления. Поэтому созданное "сверху" дворянское сословие всегда находилось в прямой зависимости от царской власти, и ни о каком ограничении деятельности последней, в том числе финансовой, не могло быть и речи. Помещики, дворяне всегда были опорой царя. Известный всем бунт декабристов – одно из редких исключений из общего правила.

Таким образом, неспешное  – в течении столетий – упорядочение государственных финансов привело к учреждению 8 сентября 1802 г. Министерства финансов России и сети финансовых органов на местах: в губерниях – казенных палат, в уездах – казначейств, аналогов современных финансовых управлений в регионах и муниципалитетах, соответственно. На министра финансов было возложено ежегодное составление детальной росписи государственных расходов. В 1811 г. произошло утверждение более подробных правил по их составлению – это так называемый финансовый план Сперанского. Однако, составлявшаяся на основе этих правил государственная смета имела серьезные недостатки, главным из которых было то, что она представляла собой механическое соединение смет отдельных ведомств, причем не полное, поскольку отдельные доходы и расходы не вносились в нее. Не было единства кассы, существовали разные методики составления смет разных ведомств.

Что любопытно, не всегда структурное  подразделение органа власти осуществляло именно те расходы, которые проистекали  из его названия. Например, с 1649 г. и  в течении длительного времени благоустройство населенных пунктов было возложено на полицию.

Только с начала 1863 г. в  России был введен, в общих чертах сохранившийся до сих пор, набор  принципов составления государственной  росписи доходов и расходов –  так называемые принципы построения бюджетов. Этот набор принципов был  закреплен “Сметными правилами”, высочайше утвержденными 22 мая 1862 года. Таким образом, говоря с некоторой  долей юмора, отечественные финансисты могут отмечать эту дату как день рождения федерального бюджета.

    1. Бюджетная система в СССР

После Февральской революции 1917 г. бюджетная система пришла в  расстройство. При Временном правительстве  доходы и расходы производились  на основании отдельных кредитов (иностранных займов).

С победой Октябрьской  революции 1917 г. для финансирования неотложных нужд Советское правительство  прибегало к контрибуциям с имущих слоев населения. В январе 1918 г. правительство составило первый советский бюджет на период с января по июль 1918 г., который был утвержден Советом Народных Комиссаров, что послужило началом системы полугодовых бюджетов.

Конституция 1918 г. установила федеральное устройство РСФСР и  заложила основы бюджетного устройства государства. В основу бюджетной  системы были положены принципы централизации  всех финансовых средств и единства государственного бюджета по доходам  и расходам. Территориальные бюджеты формировались за счет:

• поступлений от налогов, устанавливаемых губернскими, уездными, городскими и волостными Советами;

• надбавок в размере  до 40% к государственному подоходному  налогу;

• доходов от местных  предприятий и имущества;

• ссуд и пособий из государственного бюджета.

К концу 1920 г. денежные бюджеты  стали отмирать. В июле 1920 г. ВЦИК принял постановление о слиянии  государственного и территориального бюджетов. С окончанием Гражданской  войны и переходом к НЭПу в 1921 г. ВЦИК восстановил бюджеты в  своих правах.

С образованием в 1922 г. СССР и принятием в 1924 г. Конституции  СССР были внесены изменения в  бюджетную систему с образованием государственного бюджета СССР. В  его состав вошли государственные  бюджеты союзных республик. Законодательно был закреплен принцип подведомственности при формировании государственного и территориальных бюджетов, согласно которому все предприятия и организации  распределялись между различными уровнями бюджетной

системы и вносили отчисления в соответствующий бюджет.

В ходе налоговой реформы 1930—1932 гг. было внесено изменение  в формирование доходов территориальных  бюджетов. В частности, в территориальные  бюджеты передавалась часть государственных  доходов с налога с оборота  и с поступлений от реализации государственных займов.

Принятие в 1936 г. Конституции  СССР усилило централизацию управления народным хозяйством и окончательно сформировало бюджетную систему СССР. В соответствии с Постановлением СНК СССР от 1938 г. в состав государственного бюджета СССР были включены местные бюджеты и

бюджет государственного социального страхования. Бюджетная система СССР состояла из Союзного бюджета (государственного бюджета), государственных бюджетов 15 союзных республик и бюджета государственного социального страхования. В Союзном бюджете сосредотачивалось 50~55% общего объема ресурсов государственного

бюджета, в бюджетах союзных республик сосредотачивалось 45-50%, из которых 35% находилось в распоряжении республиканских бюджетов и 15% в местных бюджетах, что позволяло всем уровням власти решать свои задачи в сфере социально-экономического развития территорий и выполнять возложенные на них функции. Для сравнения, в федеральном бюджете РФ в

разные годы сосредотачивалось  от 50 до 70% общего объема ресурсов бюджета.

Государственный бюджет СССР и территориальные бюджеты в неизменном виде (приложение 1) оставались вплоть до распада СССР в 1991 г.

Государственный бюджет СССР был прочным, устойчивым и бездефицитным.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава ӀӀ. Переход  к новой бюджетной системе

 

2.1 Переход бюджетной  системы от СССР к России

Экономические и политические реформы, проводимые в России с начала 90-х годов, не могли не затронуть  сферу государственных финансов, и в первую очередь бюджетную  систему РФ, которая в 1991 году сильно изменилась. До этого государственный  бюджет России включался в государственный  бюджет СССР, в котором отражались все бюджеты на территории страны.

Важным этапом в реорганизации бюджетной системы страны стал принятый в1991 году Закон РСФСР «Об основах бюджетного устройства и бюджетного процесса в РСФСР». В Законе устанавливались принципы построения бюджетной системы, основы формирования доходов и расходов.

Важное значение для развития бюджетов субъектов РФ имел Закон об основах бюджетных прав и прав по формированию и использованию внебюджетных фондов, принятый в 1993 г.

Конституция Российской Федерации 1993 г. Закрепляет федеративное устройство нашего государства, которое основано на государственной целостности, единстве системы государственной власти, разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации.

Субъектами Российской Федерации  являются республики в составе Российской Федерации, края, области, автономные округа, автономная область, города Москва и Санкт-Петербург.

В соответствии с Конституцией РФ разграничены предметы ведения и  полномочия между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Федерации, в том числе в области бюджета. Каждый субъект Федерации имеет свой бюджет, средства которого предназначены для обеспечения задач и функций, отнесенных к предметам его ведения. В статье 15 Бюджетного кодекса он назван региональным бюджетом. Административно-территориальные (муниципальные) образования, составляющие территорию субъекта Федерации согласно Конституции РФ, имеют свои бюджеты. Бюджет субъекта Федерации (региональный бюджет) и свод бюджетов муниципальных образований (местных бюджетов) составляют консолидированный бюджет субъекта Федерации. В свою очередь свод региональных и местных бюджетов составляют территориальные бюджеты.

В соответствии с Конституцией РФ (статьи 71 и 132) и Бюджетным кодексом РФ (статья 10) бюджетная система Российской Федерации состоит из трех уровней:

• федерального бюджета  и бюджетов государственных внебюджетных фондов;

• бюджетов субъектов Российской Федерации (региональных бюджетов) и  бюджетов территориальных государственных  внебюджетных фондов;

• местных бюджетов.

Бюджетная система Российской Федерации включает: федеральный  бюджет, 21 республиканский бюджет республик  в составе РФ, 55 краевых и областных  бюджетов и бюджета городов Москвы и Санкт-Петербурга, один областной  бюджет автономной области, 10 окружных бюджетов, автономных округов и около 29тысяч местных бюджетов (районные, городские, поселковые и сельские бюджета). Схема консолидированного бюджета Российской Федерации (приложение 2).

 Принципы функционирования бюджетной системы Российской Федерации следующие:

• единство бюджетной системы;

• разграничение доходов  и расходов между уровнями бюджетной  системы;

• самостоятельность бюджетов разных уровней;

• полнота отражения доходов  и расходов бюджетов, бюджетов государственных  внебюджетных фондов;

• сбалансированность бюджета;

• эффективность и экономность  использования бюджетных средств;

• общее покрытие расходов бюджета;

• гласность;

• достоверность бюджета;

• адресность и целевой  характер использования бюджетных  средств.

Также в Российской Федерации  были приняты ряд федеральных законов:

1. В соответствии с  Законом «Об основах бюджетного  устройства и бюджетного процесса в РСФСР» от 10 октября 1991 г. субъектам Федерации не устанавливаются размеры доходов и расходов, они имеют право самостоятельно определять направления использования бюджетных средств.

2. Закон РФ «Об основах  налоговой системы в Российской  Федерации»от 27 декабря 1991 г. разделил все налоги на федеральные, региональные и местные, закрепив их за соответствующими бюджетами.

3. Важным этапом в развитии финансово-бюджетного федерализма стал Закон РФ «Об основах бюджетных прав и прав по формулированию и использованию внебюджетных фондов представительных и исполнительных органов государственной власти республик в составе Российской Федерации, автономной области, автономных округов, краев, областей, городов Москвы и Санкт-Петербурга, органов местного самоуправления» от 15 апреля 1993 г., в котором впервые в истории бюджета России был зафиксирован важнейший принцип формирования местных бюджетов, основанный на расчете минимального бюджет а , т. е. объема доходов местного бюджета, покрывающего гарантируемые соответствующими вышестоящими органами власти минимально необходимые расходы. В свою очередь, минимальные расходы местных бюджетов должны рассчитываться на основе минимальных социальных и финансовых норм, т. е. показателей минимально необходимой обеспеченности населения важнейшими жилищно-бытовыми, социально-культурными и другими услугами.

Информация о работе Бюджетная система