Бюджетная система РФ

Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Апреля 2013 в 13:36, курсовая работа

Описание работы

В формировании и развитии экономической структуры современного общества ведущую, определяющую роль играет государственное регулирование, осуществляемое в рамках избранной властью экономической политики. Одним из наиболее важных механизмов, позволяющих государству осуществлять экономическое и социальное регулирование, является финансовая система общества, главное звено которой – бюджетная система. Именно посредством финансовой системы государство воздействует на формирование децентрализованных фондов денежных средств, обеспечивая возможность выполнения возложенных на государственные органы функций.

Содержание

Введение …………………………………………………………………………4

1. Сущность бюджета, бюджетного устройства и бюджетной системы … 7
Понятие бюджетной системы и ее принципы …………………………… 7
Бюджетное устройство и бюджетный процесс …………………………...13

2. Классификация доходов и расходов бюджета бюджетной системы РФ и пути реформирования бюджетной системы Российской Федерации ..18
2.1 Общие положения бюджетных доходов …………………………………..18
2.2 Общие положения бюджетных расходов ………………………………….25
2.3.Основные направления реформирования бюджетной системы Российской Федерации……………………………………………………………………….33

Заключение ……………………………………………………………………..40
Список использованной литературы …………………

Работа содержит 1 файл

основа.doc

— 245.00 Кб (Скачать)

В 2011 году объемы предоставляемых  межбюджетных трансфертов увеличены  по сравнению с уровнем 2010 года на 2,2%.

Дотации бюджетам субъектов  Российской Федерации составили в 2011 году 521,0 млрд. рублей, что на 3,9% превышает уровень 2010 года. Прирост обеспечен за счет увеличения дотаций на поддержку мер по обеспечению сбалансированности бюджетов субъектов Российской Федерации, которые в 2011 году составили 114,3 млрд. рублей с приростом на 19,3 млрд. рублей или 20,3% к уровню 2010 года. Указанные дотации предусмотрены с целью обеспечения текущей сбалансированности региональных бюджетов при возникновении экстренных ситуаций с их исполнением, в том числе для частичной компенсации выпадающих доходов бюджетов субъектов Российской Федерации в связи с централизацией в федеральном бюджете доходов от уплаты налога на добычу полезных ископаемых в виде углеводородного сырья в сумме 31,2 млрд. рублей, дотация бюджету Чеченской Республики в сумме 19,9 млрд. рублей, ассигнования на ликвидацию перекрестного субсидирования в электроэнергетике в сумме 2,9 млрд. рублей. Кроме того, предусмотрен нераспределенный резерв указанных дотаций, средства которого могут быть направлены на поддержку регионов, оказавшихся в объективно сложной ситуации с исполнением бюджета.

С 2012 года при предоставлении финансовой помощи регионам в большей степени смещен акцент на дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности, увеличив их объем, в том числе за счет отказа от предоставления субсидий текущего характера, прежде всего на софинансирование таких полномочий субъектов Российской Федерации, как выплата заработной платы некоторым категориям работников бюджетных учреждений и социальных пособий отдельным категориям граждан. Такой подход в большей степени отвечает требованиям выравнивания возможностей регионов по реализации конституционных прав граждан и исключает ситуацию, когда финансово самодостаточные регионы получают из федерального бюджета финансовую помощь на осуществление собственных полномочий.

Субсидии из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации являются инструментом решения  общегосударственных задач на региональном уровне и способствуют повышению эффективности использования бюджетных ресурсов. Однако, учитывая ограниченные возможности федерального бюджета, предусматривалось сокращение перечня и объемов финансовой помощи, предоставляемой в данной форме, тем более что их количество являлось чрезмерным - 69 видов в 2011 году.

Необходим также в  целом тщательный анализ эффективности  и целесообразности предоставления всех субвенций из федерального бюджета. 
Субвенции бюджетам субъектов Российской Федерации в 2011 году составили 244,5 млрд. рублей, что на 4,9% превышает уровень 2010 года, что связано, прежде всего, с индексацией социальных выплат.

Действующая система  разграничения полномочий между  Российской Федерацией, субъектами Российской Федерации и муниципальными образованиями требует дальнейшего совершенствования в целях повышения эффективности осуществления соответствующих полномочий.

В целях укрепления доходной базы региональных и местных бюджетов планируются изменения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах, которые будут направлены на совершенствование порядка взимания федеральных, региональных и местных налогов, зачисляемых в консолидированные бюджеты субъектов Российской Федерации, а также отмене установленных федеральным законодательством льгот и изъятий из объектов налогообложения по региональным и местным налогам. Предполагаемые изменения налогового законодательства в этом направлении приведут к увеличению поступлений доходов от налога на имущество организаций и земельного налога в консолидированные бюджеты субъектов Российской Федерации.

В целях финансовой поддержки  субъектов Российской Федерации  в 2011 году дополнительно предусмотрены бюджетные кредиты из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации в объеме 113,6 млрд. рублей.

Экономический кризис продемонстрировал  зависимость доходной части бюджетов многих субъектов Российской Федерации от динамики общеэкономической конъюнктуры.

В этой связи субъекты Российской Федерации должны формировать  фонды финансовых резервов - Резервные фонды субъектов Российской Федерации. С целью стимулирования органов государственной власти субъектов Российской Федерации к формированию таких фондов, субъектам Российской Федерации будет запрещено размещение бюджетных средств на банковские депозиты, за исключением средств Резервных фондов субъектов Российской Федерации.

Приоритетом бюджетной  политики Российской Федерации в  сфере взаимодействия с субъектами Российской Федерации и муниципальными образованиями остается необходимость внедрения передовых технологий в практику управления бюджетным процессом, обеспечивающих эффективное и качественное предоставление бюджетных услуг.

С этой целью необходимо предусмотреть бюджетные ассигнования на поддержку региональных программ повышения эффективности бюджетных расходов. Поддержка вышеуказанных преобразований на региональном уровне будет способствовать повышению финансовой устойчивости субъектов Российской Федерации и входящих в их состав муниципальных образований, а также повышению эффективности бюджетных расходов.

В рамках системы оценки качества управления бюджетным процессом  в субъектах Российской Федерации  необходима разработка и включение  в бюджетное законодательство действенных  мер воздействия к субъектам  Российской Федерации, демонстрирующим ненадлежащее качество управления, а также меры поощрения к субъектам Российской Федерации, получающим высокую оценку.

В частности, субъектам  Российской Федерации, демонстрирующим  ненадлежащее качество управления, может быть предписана обязательная разработка программ повышения эффективности бюджетных расходов.

Кроме того, в целях  повышения ответственности региональных властей за эффективное использование  финансовой помощи, обеспечение безусловного и качественного выполнения закрепленных за ними обязательств предлагается заключение соглашений с субъектами Российской Федерации, предусматривающих меры по ненаращиванию кредиторской задолженности, ограничению необоснованного роста расходных обязательств, включая расходы на содержание органов государственной власти субъектов Российской Федерации.

Реализация предложенных мер будет способствовать повышению  эффективности системы межбюджетных отношений и качества управления региональными и местными бюджетами, обеспечению их сбалансированности.

Наряду с этим решается и ряд общественно-политических задач, присущих современному этапу развития общества и  связанных с принципами публичного управления:

– участие граждан в бюджетном процессе;

– организация открытых взаимоотношений граждан и государства для достижения общественных целей;

– привлечение граждан к планированию задач, соответствующих общественным потребностям;

– повышение экономической грамотности населения, формирование коллективного понимания очередности государственных задач.

Развитие конструктивного  диалога государства и его  граждан, внедрение новых форм общественных отношений – настоятельное требование времени.

 

 

Заключение 

 

Одним из важнейших институтов государства является бюджетная  система. Построение бюджетной системы подчинено определенным принципам, которые установлены Бюджетным кодексом РФ. Он же закрепляет структуру доходов и расходов бюджетов различных уровней.

Рассмотрев бюджетную  систему и бюджетное устройство, можно сделать некоторые выводы.

Основные функции управления государством возложены на центральные органы власти. Для выполнения ими их обязанностей, для финансового обеспечения общегосударственных мероприятий формируется централизованный финансовый фонд – Федеральный бюджет.

Бюджеты, входящие в бюджетную систему Российской Федерации, самостоятельны и не включаются друг в друга, то есть бюджеты субъектов Российской Федерации не включаются в федеральный бюджет, а местные бюджеты не включаются в региональные бюджеты. В рыночной экономике, в условиях сузившихся возможностей государства оказывать влияние на экономические процессы в стране, значительно возрастает роль бюджетной системы как одного из важнейших инструментов государственного регулирования экономики. Именно бюджет, показывая размеры необходимых государству финансовых ресурсов и реально имеющихся резервов, определяет налоговый климат страны, именно бюджет, фиксируя конкретные направления расходования средств, процентное соотношение расходов по отраслям и территориям, является конкретным выражением экономической политики государства. Через бюджет происходит перераспределение национального дохода и внутреннего валового продукта. Бюджет выступает инструментом регулирования и стимулирования экономики, инвестиционной активности, повышения эффективности производства, именно через бюджет осуществляется социальная политика.

Таким образом, бюджет, объединяя в себе основные финансовые категории, является ведущим звеном финансовой системы любого государства.

 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

 

  1. Российская Федерация. Гос. Дума. Бюджетный кодекс Российской Федерации: Федеральный закон N145-ФЗ от 31.07.1998.
  2. Российская Федерация. Гос. Дума. О федеральном бюджете на 2010 год и на плановый период 2011 и 2012 годов: Федеральный закон № 308-ФЗ от 0212.2009.
  3. Александров И.М. Бюджетная система РФ: Учебник. – 2-е изд. – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и Ко», 2007. – 486 с.
  4. Бурханова И.В. Бюджетная система Российской Федерации. Конспект лекций. – М.: Эксмо, 2008. – 267 с.
  5. Бюджетная система РФ: Учебник / Под ред. М.В. Романовского, О.В. Врублевской. – М.: Юрайт, 2007. – 312 с.
  6. Бюджетная система России: учебник для студентов вузов, обучающимся по экономическим специальностям/ Под ред. Г.Б. Поляка. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2007. – 703 с. – (Серия «Золотой фонд российских учебников»).
  7. Бюджетное право: учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по направлениям «Юриспруденция» и «Экономика» / Под ред. Г.Б. Поляка, П.И. Кононова. – 5-е изд., перераб. и доп. – М.: ЮНИТИ-ДАНА: Закон и право, 2008. – 271 с.
  8. Годин А.М., Подпорина И.В. Бюджет и бюджетная система РФ: Учеб. пособие. – М.: Изд.дом “Дашков и Ко”, 2008. – 347 с.
  9. Комментарий к Бюджетному кодексу Российской Федерации (вводный)/ М.В. Романовский и др.; Под ред. М.В. Романовского и О.В. Врублевской - М.: Юрайт, 2007. – 681 с.
  10. Региональная экономика. - Учебник / Под ред. В.Н. Видяпина, М.В. Степанова. М.: ИНФРА-М, 2008. – 212 с.
  11. Ряскова М.В. Бюджетная политика как инструмент государственного регулирования. - М.: ТЕИС, 2006. – 251 с.
  12. Федосов В.А. Бюджетная система Российской Федерации. – СПб.: Питер, 2009. – 314 с.
  13. Финансы. Учебник для вузов. / Под ред. Л.А. Дробозиной - М., Юнити,- 2007. – 308 с.
  14. Финансы: Учебник для вузов / Под ред. М.В. Романовского, О.В. Врублевской, - М.: Перспектива; Юрайт, 2007. – 287 с.
  15. Христенко В.Б. Межбюджетные отношения и управление региональными финансами: опыт, проблемы, перспективы. – М.: Дело, 2006. – 307 с.
  16. Щеголева Н.Г., Леонова Т.А. Бюджетная система Российской Федерации. – М.: Маркет ДС Корпорейшн, 2008. – 327 с.
  17. Яндиев М.И. Теория финансов. Трансформация финансовых органов власти. - Учеб. пособие. - М.: ТЕИС, 2008. – 274 с.
  18. www.budgetrf.ru  - сайт посвященный бюджету РФ
  19. www.minfin.ru – сайт министерства финансов РФ
  20. www.expert.ru – электронная версия журнала «Эксперт»

 

ПРИЛОЖЕНИЕ




Информация о работе Бюджетная система РФ