Бюджетная система и ее обеспечение

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Декабря 2011 в 13:28, реферат

Описание работы

Бюджетно-налоговая (фискальная) политика - меры прави¬тельства по
изменению государственных расходов, налогообло¬жения и состояния
государственного бюджета, направленные на обеспечение полной занятости и
производство неинфляционного ВНП. Размер доходной части бюджета, как известно, в значительной мере зависит от двух величин – совокупного объема и структуры налогового бремени, а также величины налоговой базы, которая в свою очередь определяется количеством, размерами и эффективностью функционирования платежеспособных экономических агентов.

Работа содержит 1 файл

Социально.doc

— 73.50 Кб (Скачать)
 
 
 

Основные  направления бюджетно-налоговой  политики. 
 

  Бюджетно-налоговая (фискальная) политика - меры правительства по

изменению государственных  расходов, налогообложения и состояния

государственного  бюджета, направленные на обеспечение  полной занятости и

производство неинфляционного ВНП. Размер доходной части бюджета, как известно, в значительной мере зависит от двух величин – совокупного объема и структуры налогового бремени, а также величины налоговой базы, которая в свою очередь определяется количеством, размерами и эффективностью функционирования платежеспособных экономических агентов.

В настоящее  время экономика находится в  удобной для налогово-бюджетного реформирования точке, поскольку благоприятная  внешнеэкономическая конъюнктура  цен на энергоносители и еще не исчерпанный до конца потенциал заниженного валютного курса обеспечивают достаточную свободу маневра для необходимых изменений.

Равновесный бюджет – редкое явление в мировой  практике, поскольку его дефицит, как и профицит, зависят не только от государственной политики в области расходов и налогообложения, но и уровня хозяйственной активности. Достижение бюджетного равновесия возможно только в отдельные моменты. Точка пересечения бюджетных доходов и расходов представляет собой некий центр, вокруг которого в определенном диапазоне осуществляется колебание их разницы. Анализируя уровень бюджетного дефицита (профицита) с целью выработки рациональной налогово-бюджетной стратегии, нужно учитывать степень активности хозяйствующих субъектов, а также этап цикла, который проходит экономика.

Так, эмиссионное  финансирование приводит к росту  инфляции, заимствование на внутреннем и внешнем финансовых рынках – к накапливанию государственного долга и увеличению доли бюджетных средств, направляемых на его погашение и обслуживание.

Покрытие бюджетного дефицита за счет внутренних неинфляционных источников (займов у населения и  финансовых структур) может какое-то время давать положительный стабилизирующий  эффект для экономики, но имеет скрытые  недостатки (например, сужение границ внутреннего спроса), приводящие в перспективе к разрушительным последствиям. Длительное применение этого механизма вызывает переориентацию денежных потоков на финансовые рынки краткосрочных государственных обязательств, а, следовательно, обескровливание реального сектора, снижение привлекательности кредитов для экономики и рост ссудного процента.

В настоящее  время большинство стран пытается так или иначе сбалансировать свои бюджеты при одновременном  росте доли государственных расходов в ВВП. При этом незначительный бюджетный дефицит по-прежнему рассматривается в качестве фактора экономического роста.

Вопросы выработки  системы мер по бюджетно-налоговому регулированию традиционно являются предметом острых дискуссий практически  для любой страны. Наиболее эффективной и перспективной мерой считаются снижение общего уровня налогообложения и стимулирование расширения налоговой базы. Однако эта мера, столь популярная у населения, не всегда находит понимание и поддержку со стороны правительств. Ее принятие, как правило, означает некоторое сокращение государственных расходов, что трудно осуществимо в современных условиях, поскольку на правительствах лежит груз социальных обязательств.

Альтернативный  путь – увеличение государственных расходов за счет контролируемой денежной эмиссии, которую необходимо направлять на финансирование высокотехнологичных “прорывных” инвестиционных проектов, способных дать экономике новые импульсы к росту. Теоретически еще одним способом может стать рост налогового бремени при неизменном уровне государственных расходов, но в этом случае жизнеспособной остается только та часть экономики, которая уходит из-под пресса. Бюджет же получает в виде налогов меньшую величину, чем та, которая собиралась бы при более низком и щадящем уровне налогообложения.

Сокращение бюджетного дефицита ведет к последующему снижению процентных ставок, создает лучшие условия для привлечения капитала в экономику, а установление налогового бремени на более низком уровне стимулирует  рост как потребления, так и инвестиций.

Сегодня важно  оперативно использовать сложившиеся  внешнеэкономические условия для  закрепления успеха и перевода экономики  в режим устойчивого роста. Для  этого необходимы следующие меры:

• либеральная  налоговая реформа, направленная на последовательное снижение налогового бремени для производителя;

• обеспечение  действительно равных возможностей для ведения предпринимательской  деятельности;

• формирование правового поля, гарантирующего защиту производителя и упрощенный порядок  взаимодействия с административными органами государственного управления;

• снижение процентной ставки и создание благоприятных  условий для инвестирования.

Либеральная налогово-бюджетная  реформа, предусматривающая упрощение  налоговой системы и смягчение  налогового бремени, имеет противников во многих властных структурах, в частности в регионах, и их позиции по-прежнему сильны.

Достаточно вспомнить  длительную и упорную борьбу руководителей  регионов против отмены налогов с  выручки предприятия, лишь сравнительно недавно завершившуюся не в их пользу. Чтобы создать действительно привлекательный для производителей налоговый климат, нужно радикально изменить налоговый режим в сторону уменьшения совокупного уровня налогового изъятия и упрощения процедуры уплаты налогов. Только после этого можно, требовать повсеместного и неукоснительного исполнения налоговой дисциплины. Важным моментом являются налоговая амнистия на весь период действовавшего до настоящего момента налогового законодательства и гарантии неприменения механизма обратной силы закона в области налоговых правоотношений.

К числу важнейших  черт бюджетно-налоговой системы  относятся стабильность и предсказуемость, позволяющие планировать хозяйственную  деятельность, правильно оценивать  эффективность принимаемых решений  на текущий момент и перспективу.

Представляется, что в области налогового регулирования  упор следует сделать помимо снижения ставок и сокращения общего числа  налогов на двух основных моментах: во-первых, на реальном выравнивании условий  хозяйствования во всех сферах деятельности, что потребует, видимо, некоторой дифференциации ставок в зависимости от конкретного экономического сектора; во-вторых, на совершенствовании базы налогообложения по всем основополагающим налогам. К их числу относятся налог на прибыль, налог на добавленную стоимость, подоходный налог с физических лиц, акцизы, налоги на имущество, платежи за землю. 
 
 

Органы  исполнительной власти в организации  бюджетной системы. 
 
 

Органы исполнительной власти осуществляют контроль за использованием предприятиями, учреждениями и иными организациями выделенных им бюджетных ассигнований. 
Вышестоящие органы исполнительной власти контролируют использование субвенций, выделенных бюджетам нижестоящего территориального уровня. И в случае их использования не по целевому назначению либо неиспользования в установленные сроки субсидирование прекращается, а выделенные средства подлежат возврату в бюджет, из которого они были получены. 
Контрольные полномочия органов исполнительной власти неразрывно связаны с их функцией по исполнению бюджета, т.е. они контролируют бюджет, исполняя его. 
Иное содержание имеет контроль за исполнением бюджета со стороны органов представительной власти. Эти органы не осуществляют исполнения бюджета, они лишь контролируют его исполнение. Поэтому функция контроля за исполнением бюджета законодательно закреплена именно за органами представительной власти. 
Полномочия органов представительной власти по контролю за исполнением бюджета можно подразделить на две группы: 
во-первых, это полномочия по организации контроля, а во-вторых — собственно контрольные полномочия. 
Представительный орган власти и его постоянные комиссии и комитеты в процессе исполнения бюджета вправе потребовать от соответствующего органа исполнительной власти, его финансовых и других органов управления любую информацию, связанную с исполнением бюджета. 
Требование органов представительной власти о предоставлении им необходимых сведений по исполнению бюджета для органов исполнительной власти и других органов является обязательным для выполнения. 
Представленные сведения и информация тщательно анализируются, обсуждаются, после чего органами представительной власти принимаются по ним соответствующие решения, вплоть до введения механизма секвестра на утвержденные бюджетные расходы. 
Кроме того, представительные органы власти в необходимых случаях вправе давать соответствующим органам исполнительной власти поручение о срочном внесении отдельных изменений доходной и расходной частей бюджета с последующим утверждением этих изменений представительным органом власти. 
Участниками бюджетного процесса являются:

  • Президент;
  • органы законодательной и представительной власти;
  • органы исполнительной власти: финансовые органы, органы, осуществляющие сбор доходов бюджетов, другие уполномоченные органы;
  • органы денежно-кредитного регулирования;
  • органы государственного и муниципального финансового контроля; государственные внебюджетные фонды; главные распорядители и распорядители бюджетных средств;
  • другие органы, на которые законодательством возложены бюджетные, налоговые полномочия.

Органы исполнительной власти и местного самоуправления осуществляют составление проекта бюджета, внесение его на утверждение законодательного и представительного органа государственной  власти, представительного органа местного самоуправления, исполнение бюджета, управление государственным, муниципальным долгом, ведомственный контроль за исполнением бюджета, представляют отчет об исполнении бюджета на утверждение законодательных и представительных органов государственной власти, представительных органов местного самоуправления. Аналогичные полномочия органы исполнительной власти осуществляют по отношению к государственным внебюджетным фондам.

Органами государственного или муниципального финансового контроля являются:

Счетная палата ;

контрольные и  финансовые институты исполнительной власти; контрольные учреждения законодательных  и представительных органов субъектов ;

представительные  органы местного самоуправления.

Реализация законодательных функций всех ветвей власти позволяет осуществлять единый подход к регулированию государственных и муниципальных финансов. Они во многом зависят от успешного функционирования исполнительных ветвей власти.  
 
 

Социально-ориентированный  бюджет. Его значение. 
 

Социальная сфера, финансируемая в основном государством, обеспечивает удовлетворение базовых  жизненных потребностей человека. По мнению экспертов, наиболее оптимальные: социально-ориентированные реформы. Они подразумевают повышение  бюджетирования  в ключевых секторах экономики.

На протяжении последних 20 лет социальная сфера  остается второстепенной по отношению  к экономике, хотя на словах признается ее главенствующая роль в обеспечении  процессов жизнедеятельности населения  и социальном воспроизводстве.

Социальная составляющая бюджетов, называемая социальным бюджетом, рассматривается специалистами  в качестве важнейшего инструмента  социальной политики государства. Основные его функции - организация сбора  и распределения финансовых ресурсов на оплату труда работников бюджетной сферы (работников здравоохранения, образования, социального обслуживания, культуры), предоставление гражданам социальных трансфертов в натуральном выражении (медицинская помощь, образование, социальное обслуживание), а также финансирование публичных благ, направляемых на функционирование инфраструктуры, необходимой для жизнедеятельности населенных пунктов.

Бюджетное недофинансирование социальной сферы отрицательно влияет на развитие человеческого потенциала и экономику страны. Напротив, сбалансированное бюджетное обеспечение социальной политики способствует прогрессу, позволяет достигать социальной стабильности и сплоченности общества, приверженного общечеловеческим ценностям - социальной справедливости, солидарности, заботе об уязвимых слоях населения.

Введение новой  классификации бюджетных учреждений декларируется как необходимая  мера, направленная на повышение эффективности  использования ими бюджетных  средств. Сегодня потребляемые на содержание той или иной организации ассигнования практически не увязываются с размерами и качеством предоставляемых населению социальных услуг. В то же время многие бюджетные учреждения расходуют и значительные внебюджетные средства, которые в конечном счете достаются узкому кругу их руководящих работников. Для ликвидации теневого характера деятельности бюджетных организаций государство в последние годы предприняло ряд шагов по упорядочиванию расходования средств бюджетными учреждениями: введены процедуры государственных закупок, денежные потоки переведены казначейство и т.д. Однако многие эксперты считают, что эти усилия носят формальный характер - недобросовестные руководители без особого труда их обходят.

Реформа бюджетных  учреждений преследует следующие цели:

  • обеспечить переход значительной части государственных и муниципальных организаций от сметного финансирования, признанного низкоэффективным и высокозатратным, к финансированию, ориентированному на конечные результаты;
  • создать условия для развития деловой активности и финансовой самостоятельности государственных учреждений бюджетной сферы, разрешив им предоставлять дополнительные социальные услуги населению на платной основе;
  • повысить контроль за бюджетными организациями с помощью механизмов публичного раскрытия финансовой информации по всем источникам доходов и расходов организаций.

Информация о работе Бюджетная система и ее обеспечение