Бюджетирование деятельности предприятия на примере ОАО "Волгоградская бисквитная фабрика"

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Марта 2012 в 21:09, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы – на основе исследования теоретических основ финансового планирования дать оценку эффективности системы бюджетирования ОАО "Волгоградская бисквитная фабрика" и дать рекомендации по её совершенствованию. Достижение поставленной цели потребовало решения следующих задач:
исследование сущности и методов финансового планирования и бюджетирования, а также их взаимосвязи с системой бухгалтерского учёта на предприятии;
построение классификации статей доходов и расходов планового бюджета;

Содержание

Ведение 3
Глава 1. Теоретические основы бюджетирования деятельности предприятия 5
1.1.Бюджетирование: сущность, основные проблемы и методики 5
1.2. Классификация статей расходов и доходов как основа составления планового бюджета предприятия 10
Глава 2. Годовой бюджет ОАО "Волгоградская бисквитная фабрика" 17
2.1. Экономическая характеристика ОАО "Волгоградская бисквитная фабрика" 17
2.2. Формирование годового бюджета ОАО "Волгоградская бисквитная фабрика" на 2008 г. как бюджета развития 25
Глава 3. Рекомендаций по совершенствованию бюджетирования на предприятии ОАО "Волгоградская бисквитная фабрика" 33
Заключение 41
Список литературы 43

Работа содержит 1 файл

Катя курсовая У.У!.docx

— 100.82 Кб (Скачать)

Для поддержания высокого качества продукции строго соблюдается  технологический процесс, ведётся  тщательный контроль на всех стадиях  производства. Вся продукция сертифицирована  и соответствует требования государственных  стандартов, имеет продолжительные  сроки хранения (от одного до трёх месяцев). На предприятии не используются консерванты  и заменители, чем гарантируется высокое качество и безопасность продукции, вырабатываемой из натурального сырья.

Вместе с тем, в последние  годы по мере развития рыночных отношений  в России произошло существенное ужесточение внешних условий  хозяйствования. Следует выделить три  основных фактора.

Во-первых, появление и  развитие в отрасли множества  мелких и средних производителей аналогичной продукции. На рынке  г. Волгограда и Волгоградской области, а также рынках соседних регионов появилось достаточно много продукции конкурентов, как местных, так и из других регионов. В число местных конкурентов входят: ООО "Пчёлка" (основной конкурент), ООО "Парадокс", ООО "Эталон" и ряд других производителей. Причём продукция мелких производителей, выигрывая по цене, часто характеризуется неудовлетворительным качеством. Более того, работа на мелких производствах часто ведётся подпольно, с неофициальной выплатой зарплаты работникам и неофициальным оборотом сырья и продукции. Это определяет более высокий размер расходов анализируемого предприятия на оплату труда и закупку сырья и вспомогательных материалов.

Во-вторых, самостоятельным  фактором ухудшения позиций производителей стало появление и развитие торговых сетей, вытеснивших из сферы торговли, по разным оценкам, от 45 до 70% мелких и  средних предпринимателей. Работа с  сетями при сегодняшней структуре  магазинов как точек конечных продаж является обязательной для любого пищевого предприятия, поскольку обеспечивает большие продажи продукции собственного производства. Минусами работы с сетями выступают низкие цены, что приводит к снижению рентабельности производства, и большие отсрочки платежа (до 60 дней), увеличивающие потребность  производителей в оборотных средствах.

Третий фактор – инфляционные процессы в экономике, когда рост цен на сырьё и энергоносители опережает рост цен на готовую  продукцию предприятия. Повышение  тарифов на газ и электроэнергию происходило ежегодно, по сырью рост наблюдался практически постоянно плюс имело место несколько скачкообразных повышений. В конце 2007 г. вообще произошёл беспрецендентный за предыдущие четыре года рост цен на основное сырьё, используемое в кондитерском производстве: мука, сахар, масложировая группа и прочее. В Таблице 5 приведены изменения цен по основным видам сырья во второй половине 2007 г.

Таблица 5

Изменение цен на основные виды сырья в сентябре-декабре  2007 г.7

Наименование

Ед. изм.

Цена в сентябре, руб.

Цена в декабре, руб.

Изменение, руб.

Изменение, %

Мука в/с

кг

9,50

10,00

0,50

5,26

Мука 1/с

кг

9,00

9,60

0,60

6,67

Сахар

кг

15,00

18,00

3,00

20,00

Маргарин

кг

28,20

38,00

9,80

34,75

Яйцо

шт.

2,10

3,20

1,10

52,38

Масло растительное

кг

25,00

35,00

10,00

40,00

Ядро подсолнечника дроблёное

кг

20,00

25,00

5,00

25,00

Ядро подсолнечника целое

кг

30,00

40,00

10,00

33,33

Изюм

кг

37,00

45,00

8,00

21,62

Молоко сгущённое 
варёное

кг

39,43

45,42

5,99

15,19

Орех арахис

кг

42,00

58,00

16,00

38,10

Хлопья овсяные

кг

13,00

13,35

0,35

2,69


 

Повышение цен на готовую  продукцию в пищевой отрасли  происходит, как правило и в лучшем случае, с запаздыванием в 2-3 месяца. При этом у предприятия могут отсутствовать резервы для длительного сдерживания роста цен на готовую продукцию и позиционного выдавливания конкурентов с данного рынка, в этом случае будет иметь место обратная ситуация.

Далее необходимо дать качественные характеристики следующим ключевым факторам внутренней среды работы предприятия  в 2006-2007 гг.:

- состояние основных производственных  фондов;

- обеспеченность оборотными  средствами;

- официальный характер  хозяйственной деятельности.

Техническое состояние линий  по производству печенья сахарного  и пряника, несмотря на длительные сроки  эксплуатации, можно было оценить  как удовлетворительное, существовало свободные мощности. При этом принципиально  новых технологий производства этой продукции сегодня не существует, а предлагаемое современное оборудование отличается меньшей численностью занятого персонала без радикального изменения  энерго- и сырьеёмкости продукции.

Линия по производству вафель устарела и морально, и физически, являлась энерго- и сырьеёмкой. Современные технологии вафель предполагают другую рецептуру, процесс изготовления и внешний вид изделия. Выпускаемые ОАО "Волгоградская бисквитная фабрика" пятислойные вафли имели жировую основу, были намного тяжелее представленных на рынке семи- и девятислойных и поэтому не могли конкурировать по цене. Кроме того, традиционные вафли не поддаются распространённой сегодня мелкой нарезке. Перспективы развития вафельного производства на базе имеющегося оборудования отсутствовали.

Производство печенья  сдобного происходило на оборудовании малой производительности (отсадная машина) с ручной склейкой и декорированием примерно 30-40% выпускаемых объёмов. Имело место нехватка мощностей по выпуску данной продукции и недостаточность ассортимента.

Выпуск лукума осуществлялся с минимальной механизацией (варка продукта – паровые котлы, отливка, выстойка и резка – вручную). При этом данный технологический процесс в принципе с трудом поддаётся автоматизации, поскольку предполагает длительное (до 24 часов) отстаивание продукта перед его резкой, в силу чего невозможен его поточный (безостановочный) выпуск на автоматизированной линии.

Котельная предприятия выполняла  две функции – технологическую  и отопительную. Оборудование и здание котельной были изношены и требовали единовременных вложений в поддержание состояния (замена котлов и экспертиза здания) в размере до 1,5 млн. руб. Единственным теплоносителем на выходе являлся пар, поэтому в холодное время года в связи с направлением части пара на отопление возникали ограничения по выпуску продукции, в частности, лукума.

Общее состояние основных производственных фондов оценивалось  в этот период как нормальное с  точки зрения работоспособности, однако оборудование являлось большей частью морально устаревшим по своей ресурсоёмкости в плане потребления газа, электроэнергии и объёма ручного труда (численности  занятого персонала).

Дефицит оборотных средств стал самостоятельным фактором неэффективной деятельности и достиг такой степени, что "вытаскивание" предприятия на безубыточный уровень за счёт управленческих усилий (активизация в части сбыта, наведение организационного порядка, оптимизация транспортных маршрутов и ценовой политики) уже не представлялось возможным. Недостаток средств не позволяет сформировать запас по основным видам сырья (сахар, мука, маргарин и пр.) хотя бы на один-два месяца с целью сглаживания негативного влияния роста цен на сырьё. Неритмичность поставок сырья и упаковки в силу проблем с оплатой приводило к ежемесячной потере 5-7% объёма производства.

Особо следует отметить полностью  официальный характер деятельности предприятия, что в современной  российской экономике, к сожалению, выступает одним из неблагоприятных  факторов внутренней среды компании. В случае ОАО "Волгоградская бисквитная фабрика" полностью официальная работа, в отличие от многих конкурентов регионального уровня, обусловлена принципиальной позицией собственников и руководства предприятии – работать в строгом соответствии с налоговым и иным законодательством Российской Федерации. Такой подход в сочетании с масштабом деятельности (месячный оборот – на уровне 10 млн. руб.) делает невозможным налоговую "оптимизацию": при работе на обычном режиме налогообложения применяются разные ставки НДС на входе и выходе, а также повышенный размер ЕСН; упрощённый режим имеет ограничения по выручке и не устраивает всех клиентов предприятия.

Сочетание внешних факторов и внутренних характеристик привело  к тому, что деятельность предприятия  в течение двух анализируемых  лет стала убыточной. Сказанное  находит своё отражение и подтверждение  в результатах анализа технико-экономических  показателей ОАО "Волгоградская  бисквитная фабрика" за 2006-2007 гг. (см. Таблицу 6):

Таблица 6

Основные технико-экономические  показатели 
ОАО "Волгоградская бисквитная фабрика" в 2006-2007 гг.8

 

Наименование  показателя

2006 г.

2007 г.

Абсолютное изменение

Темп 
роста, %

Выручка от реализации, тыс. руб.

38 983

48 454

9 471

124,3

Численность работников, чел.

165

85

-80

51,5

Выручка на одного работника, тыс. руб./чел.

236,26

570,05

333,79

241,3

Фонд  оплаты труда, тыс. руб.

6 640

9 380

2 740

141,3

Среднегодовая зарплата работника, тыс. руб.

40,24

110,35

70,11

274,2

Себестоимость продукции, тыс. руб.

39 051

52 180

13 129

133,6

Валовая прибыль, тыс. руб.

-68

-3 726

-3 658

5 479,4

Чистая  прибыль, тыс. руб.

-1 914

-9 231

-7 317

482,3

Рентабельность  текущей 
деятельности, %

-0,17

-7,69

-7,52

4 408,4

Затраты на 1 руб. выручки, руб.

1

1,08

0,08

107,5


 

По данным Таблицы 6 видно, что финансовые результаты предприятия  в период с 2006 г. по 2007 г. представлены убытками в размере 1 914 тыс. руб. в 2006 г. и 9 231 тыс. руб. в 2007 г. При том, что выручка от реализации увеличилась в 2007 г. по сравнению с 2006 г. на 9 471 тыс. руб. или 24,3%, рост выручки не смог перекрыть рост себестоимости на 13 129 тыс. руб. (33,6%) в аналогичных периодах. В результате валовой убыток предприятия увеличился на 3 658 тыс. руб. в 2007 г. по сравнению с 68 тыс. руб. убытка в 2006 г. и составил 3 726 тыс. руб.

Дефицит оборотных средств предприятия, рассчитанный по описанной выше методике, во второй половине 2007 г. достиг 9 057 тыс. руб. Расчёт дефицита приведён в Таблице 7.

Таблица 7

Экономический баланс ОАО "Волгоградская бисквитная фабрика" 
по состоянию на 1.09.2007 г.

Наименование статьи (раздела)

Сумма, руб.

Норма, руб.

Отклонение, руб.

 

АКТИВ

     

1

Сырье

2 460 444

3 556 250

-1 095 806

2

Упаковка и тара

888 651

888 651

0

3

Готовая продукция, товары

1 126 657

1 126 657

0

4

Дебиторская задолженность

8 241 862

5 300 000

2 941 862

5

Денежные средства

318 917

333 333

-14 416

6

Займы выданные

0

0

0

7

Авансы выданные

0

0

0

Всего - актив ликвидный (с  НДС)

13 036 532

11 204 892

1 831 640

 

ПАССИВ

     

9

Задолженность по налогам  и сборам

908 026

0

-908 026

10

Задолженность по зарплате

0

0

0

11

Задолженность по коммунальным 
платежам

27 569

0

-27 569

12

Задолженность по муке

1 899 855

750 000

-1 149 855

13

Задолженность по сырью прочему

7 225 877

0

-7 225 877

14

Кредиторская задолженность  прочая

6 078 003

4 500 000

-1 578 003

15

Займы полученные

0

0

0

16

Авансы полученные

0

0

0

17

Всего - пассив (с НДС)

16 139 328

5 250 000

-10 889 328

18

Сальдо ликвидное (с НДС)

-3 102 797

5 954 892

-9 057 688

Информация о работе Бюджетирование деятельности предприятия на примере ОАО "Волгоградская бисквитная фабрика"