Анализ финансирования сфер науки и образования на основании Законов «О федеральном бюджете»

Дата добавления: 21 Декабря 2010 в 14:51
Автор: Пользователь скрыл имя
Тип работы: реферат
Скачать полностью (18.79 Кб)
Работа содержит 1 файл
Скачать  Открыть 

Пример контрольной работы от Горбачевой О.Ю..doc

  —  96.00 Кб

      Анализ  финансирования сфер науки и образования  на основании Законов «О федеральном  бюджете» в период с 2005 г. по 2007 г. и  проекта  Федерального закона «О федеральном  бюджете на 2008-2010 г.» 

      Расходы на образование и науку являются частью расходов федерального бюджета, обеспечивающих инвестиционную и инновационную деятельность, направленную на реализацию стратегических целей развития страны. Особенностью периода 2005 – 2007 г. является, то, что 2005 год был последним годом финансирования многих  Федеральных Целевых Программ (ФЦП). Этим объясняется уменьшение объемов финансирования в 2005 году некоторых программ. Например, в 2005 году закончилась ФЦП «Развитие образования в 2000 – 2005 годах». В рамках данной программы осуществлялось, финансирование прикладных научных исследований  и выполнение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ по государственным контрактам в сумме 81 600 млн. руб. В 2006 году стартовала новая ФЦП «Развитие образования в 2006 –2012 годах», которая предусматривала выделение на те же цели 200 000 млн. руб. в 2006 году и 886 000 млн. руб. в 2007 году. 

    Формирование  основных характеристик федерального бюджета на 2008-2010 годы, к которым  относятся расходы на образование  и науку, основывалось, прежде всего, на бюджетном послании  Президента РФ «О бюджетной политике на 2008-2010 годах». Базовые показатели содержались в перспективном финансовом плане РФ на 2007 – 2009 годы, утвержденном распоряжением Правительства РФ от 30 декабря 2006 года №1860-р. Положения бюджетной стратегии, закрепленные в данных документах, направлены на содействие социальному и экономическому развитию РФ при безусловном учете критериев эффективности и результативности бюджетных расходов.

    Отличительными  особенностями подготовки проектировок федерального бюджета на 2008- 2010 годы является их планирование и утверждение на трехлетний период в форме закона. Таким образом, ранее утвержденные проектировки второго и третьего годов становятся базой для следующего бюджета с ежегодным добавлением к ним проектировок нового третьего года. При этом утверждение законом проектировок на второй и третий год не означает запрета на их корректировку в следующем бюджетном цикле. Однако, эти изменения не должны ухудшать положение главных распорядителей бюджетных средств и получателей межбюджетных трансфертов. Что касается расходной части, то в первый и второй годы планового периода определяется нераспределенная часть доходов в объеме эквивалентном 2,5 и 5 процентам от расходной части, позволяющих в режиме «скользящей трехлетки» переходить к более эффективному планированию новых  обязательств.

    Разработка  прогноза социально-экономического развития Российская Федерация на 2008 год и  параметров прогноза на период до 2010 года осуществлялась по двум основным вариантам, основывающимся на гипотезе о единых ценах на нефть. Варианты отличаются, прежде всего, различной динамикой конкурентоспособности российского бизнеса, а так же масштабами и интенсивностью реализации инвестиционных проектов, направленных на ускорение экономического роста.

    Первый вариант развития экономики – инерционный. Согласно данному варианту развитие российской экономики осуществляется в условиях стабилизации объемов экспорта углеводородов при продолжающемся ухудшении ценовой конкурентоспособности отечественной продукции и замещении ее импортной. Темпы роста ВВП снижаются с 106,7% в 2006 году до 105,2% в 2009-2010 г.г.

    Второй  вариант – умеренно оптимистичный. Предполагается относительное улучшение  конкурентоспособности российского  бизнеса, и активизация структурных сдвигов за счет реализации комплекса мер по ускорению экономического роста. При такой же, как и в первом варианте, конъюнктуре на мировых рынках энергоносителей темпы роста ВВП составят в 2008-2010 г. г.  106%-106,2%. Данный вариант прогноза принят за основу при подготовке проекта федерального бюджета на 2008 – 2010 г.г.

    Формирование  расходов на образование и науку  на 2008-2010 годы, осуществляется согласно бюджетной стратегии, ориентированной  на содействие социальному и экономическому развитию  РФ при безусловном учете критериев эффективности и результативности бюджетных расходов.

                                          ОБРАЗОВАНИЕ

      В  2006 году образование было объявлено  национальным приоритетом, что наложило отпечаток на распределение бюджетных  ассигнований на образование и науку. Тенденция к увеличению сохранялась в федеральном бюджете на  2007 год и в проекте федерального бюджета на 2008-2010 годы.

  2005 г. 2006 г. 2007 г. 2008-2010 г.г.
Образование (всего) 160468316,1 млрд.руб. 211976793,3 млрд.руб. 277939330,1 млрд.руб. 301,0 млрд.руб. 306,6 млрд.руб. 331,7 млрд.руб.
Начальное профессиональное образование 5032027,5 млрд. руб. 7061066,4 млрд.руб 8838877,9 млрд.руб 11,7 млрд.руб. 12,4 млрд.руб. 11,7 млрд.руб
Среднее профессиональное образование 18381966,2 млрд.руб 21992158,9 млрд.руб. 25354029,1 млрд.руб. 29,2 млрд.руб. 31,2 млрд.руб. 33,6 млрд.руб.
Высшее  профессиональное образование 116951409,8 млрд.руб. 159940927,4 млрд.руб. 214049589,8 млрд.руб. 232,7 млрд.руб 226,3 млрд.руб. 247,1 млрд.руб.

      Органами  государственной власти субъектов Российская Федерация обеспечивается предоставление дошкольного, общего образования и дополнительного образования (путем выделения субвенций местным бюджетам в размере, необходимом для реализации основных общеобразовательных программ, в части финансирования расходов на оплату труда работников общеобразовательных учреждений, расходов на учебные пособия, технические средства обучения, расходные материалы и хозяйственные нужды, в соответствии с нормативами, установленными законами субъекта РФ), а так же начального профессионального и среднего профессионального образования (за исключением образования, получаемого в федеральных образовательных учреждениях).

      К полномочиям органов местного самоуправления отнесен вопрос предоставления общедоступного дошкольного образования на территории муниципального образования.

      Полномочия  по предоставлению профессионального  образования, главным образом высшего  и послевузовского высшего профессионального  образования закреплены за федеральными органами государственной власти в сфере образования. Бюджетные ассигнования на высшее профессиональное образование занимают в  структуре расходов основное место (в процентах к общему объему расходов по разделу). Непосредственно высшим учебным заведениям  в 2005 году выделялось 112 533 896,8 млрд. руб. в 2006 – 141 311 605,8 млрд. руб., в 2007 – 178 615 925,2 млрд. руб. В пределах выделенных средств реализовывалось право граждан на получение высшего профессионального и послевузовского профессионального образования в федеральных государственных высших учебных заведениях. Так же высшими учебными заведениями осуществлялась  образовательная деятельность в рамках ФЦП «Культура России», «Социальная поддержка инвалидов», «Здоровый ребенок», «Социальное развитие села», «Жилище», «Модернизация транспортной системы» «Развитие образования » и других.  При реализации данных программ высшие учебные заведения выступали распорядителями бюджетных средств, обеспечивая деятельность подведомственных учреждений.

      В пределах средств, выделенных из бюджета на высшее профессиональное образование, с 2006 года предусматривались мероприятия по развитию сети национальных  университетов и других образовательных учреждений. В 2006 году было выделено 2 850 000 млрд.руб., в 2007 году – 6 000 000 млрд. руб. и 1000 000 млрд. руб. дополнительных бюджетных ассигнований. Федеральным бюджетом на 2008-2010 годы  предусмотрено  выделение средств  в 2008 году в размере 4,7 млрд. руб.(данных о финансирование данной программы в 2009 году и  2010 году проект федерального бюджета не содержит ).  С 2006 года  началось выделение средств на внедрение инновационных образовательных программ и внедрение современных образовательных технологий. Данные программы реализовывались не только  в сфере высшего профессионального образования, но и начального и среднего профессионального образования. Федеральным бюджетом  на 2006 год предусматривалось на конкурсной основе выделение субсидий из федерального бюджета на внедрение инновационных образовательных программ для образовательных учреждений высшего профессионального образования (за исключением бюджетных учреждений). Бюджетам субъектов Российская Федерация предоставлялись субсидии на внедрение инновационных образовательных программ в государственных и муниципальных общеобразовательных школах. В проекте федерального бюджета на 2008-2010 годы, в расходах 2008 года планируется  выделение 13,0 млрд. руб. на внедрение инновационных образовательных программ. Так же с 2006 года по разделу «мероприятия в области образования» началось финансирование программы по внедрению современных образовательных технологий. В 2006 году было перечислено 1 500 000 млрд. руб., в 2007 – 4 000 000 млрд. руб. Проектом бюджета на 2008-2010 годы намечается выделение в 2008 году – 1,1 млрд. руб. и в 2009 году – 1,1 млрд. руб.

      В рассматриваемый период времени  привлекались средства в форме  внешних  займов РФ. В первую группу, привлекаемых средств входили займы,  предоставляемые  правительствами иностранных государств, банками и фирмами, а во вторую – займы, предоставляемые международными финансовыми организациями. В 2005 году, за счет средств, выделяемых правительствами иностранных государств, банками и фирмами реализовывался проект «Инновационный проект развития образования». Целью данного проекта было повышение качества преподавания общественных наук и повышение эффективности управления в ВУЗах, а так же повышение качества и доступности школьных учебников. Непосредственно выделенные средства шли на покупку компьютеров, учебников, программных продуктов, а так же на оплату консультационных услуг. В рамках данной программы ВУЗам выделялись денежные средства в размере 40,3 млн. долларов США. Средства международных финансовых организаций в 2005-2006 годах направлялись Московскому Государственному Университету им. М.В. Ломоносова на производство ремонтно-реставрационных работ и благоустройство зданий университета. В 2006 году и 2007 году, средства международных финансовых организаций привлекались для реализации проектов по реформированию системы общего и профессионального образования, а так же внедрению информатизационных и коммуникационных технологий в средней школе и начальном профессиональном образовании. Финансирование высших учебных заведений в рамках данных программ не предусматривалось. Федеральным бюджетом 2007 года привлечения внешних займов правительств иностранных государств, банков и фирм на нужды образования не запланировано.

    Федеральная целевая программа  « Развитие образования».  В соответствии с данной программой осуществлялось финансирование начального, среднего и высшего образования, прикладных научных исследований в области образования, выделялись средства на выплату заработной платы, содержание и строительство общежитий,  выполнение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ по государственным контрактам, предоставлялась государственная поддержка в сфере образования. В 2005 году закончилась программа «Развитие образования 2000-2005 г.г.» и стартовала программа «Развитие образования 2006-2012 г.г.» этим объясняется малый объем выделяемых средств в 2005 году и увеличение финансирования в 2006 и 2007 годах. Целью политики в сфере образования на данный период будет модернизация российского образования (повышение качества профессионального образования, обеспечение доступности качественного общего образования, развитие современной системы непрерывного профессионального образования), обеспечение инновационного развития. Реализация данной программы должна обеспечить переход на принципы «подушевого финансирования» для формирования эффективного рынка образовательных услуг. Бюджетные ассигнования на данный проект составят в 2008 году – 42,8 млрд. руб., в 2009 году – 21,1 млрд. руб. На государственную поддержку в сфере образования в 2005 году было выделено 1 660 600 млрд. руб., в 2006 году – 3 600 000,0 млрд.руб. в 2007 году – 4 711 710 млрд. руб.  В федеральном бюджете на 2008-2010 годы на государственную поддержку в сфере образования запланировано: 2008 год – 6 731 300,1 млрд. руб., 2009 год – 7 375 730,0 млрд.руб. 2010 год – 8 733 660,0 млрд.руб. В рамках данной программы в 2008 году 50 вузам будет предоставлена государственная поддержка на внедрение инновационных образовательных программ, завершится создание Южного (Ростов-на-Дону) и Сибирского (Красноярск) национальных университетов, будет осуществляться поддержка талантливой молодежи, а так же методическое обеспечение и информационная поддержка. Выделяются средства на укрепление материально-технической базы федеральных образовательных учреждений. В 2008-2010 годах на эти цели будет дополнительно направлено почти 15 млрд. рублей, что позволит провести капитальный ремонт 1,5 тысяч объектов и обеспечить противопожарным оборудованием 3 тысячи учебных корпусов и 1,4 тысячи студенческих общежитий, что полностью решит проблему противопожарной безопасности в отрасли. В федеральных бюджетах 2005 года, 2006 года и 2007 года капитальный ремонт и обеспечение противопожарным оборудованием средств не выделялось.

    Бюджетные средства на строительство общежитий  и жилых домов для нужд образовательных  учреждений выделялись в рамках Федеральной целевой программы «Жилище 2002-2010 г.г.». В 2005 году они не имели адресного назначения, тогда как в федеральных бюджетах 2006 года и 2007 года была выделена подпрограмма «Мероприятия по обеспечению жильем отдельных категорий граждан», в рамках которой средства на строительство общежитий и жилых домов средства выделялись Брянскому Государственному Университету, Костромскому Государственному Технологическому Университету, Московскому Государственному Социально-гуманитарному Университету, Московскому Государственному Институту Стали и Сплавов, Дагестанскому Государственному Педагогическому Университету, Ингушскому государственному Университету, Кабардино-Балкарскому Государственному Университету им. Х.М. Бербекова, Северо-Кавказскому Государственному Техническому Университету, Донскому Государственному Университету, Ростовскому Государственному Университету, Нижегородскому Государственному Техническому Университету, Самарскому Государственному Аэрокосмическому Университету им. Академика С.П. Королева, Саратовскому Государственному техническому Университету, Алтайскому Государственному Техническому Университету им. И.И. Ползунова, Сибирскому Государственному Технологическому Университету, Иркутскому Государственному Техническому Университету, Бурятскому Государственному Университету, Дальневосточному Государственному Техническому Университету (ДВПИ им. В.В. Куйбышева).

    Относительно  заработной платы в сфере образования, проект федерального бюджета на 2008-2010 годы предполагает ее увеличение в среднем в 1,5 раза. В 2010 году предполагается, что размер оплаты труда работников бюджетной сферы сравняется с прожиточным минимумом  трудоспособного населения. Предусматривается индексация заработной платы работников бюджетной сферы с учетом прогнозируемых темпов инфляции, а так же рост фондов оплаты труда на долгосрочную перспективу по уровню роста потребительских цен, соответственно с 1 сентября 2008 года до 7%, с 1 августа 2009 года до 6,8 %, с 1 января 2010 года до 6,5%. На повышение заработной платы работников в сфере образования будут направлены дополнительные бюджетные ассигнования (2008 г. – 9,7 млрд. руб., 2009 г.- 7,4 млрд. руб., 2010г.- 3,8 млрд. руб.).

          Московский Государственный Университет им. М.В.Ломоносова в 2005 – 2007 годах как наиболее значимое бюджетное учреждение науки и образования являлся главным распорядителем средств федерального бюджета. В этом качестве Университет имел право распределять средства федерального бюджета по подведомственным распорядителям и получателям бюджетных средств. На фундаментальные исследования  предоставлялись средства в размере: 2005 год- 304 933,0 млрд.руб., 2006 год – 394 848,3 млрд. руб., 2007 год – 585 106 млрд.руб. В пределах этих средств осуществлялась поддержка организаций, осуществляющих фундаментальные исследования и обеспечивалась деятельность особо ценных объектов культурного наследия народов РФ. Университету выделялись средства в рамках Федеральной целевой научно-технической программы «Исследования и разработки по приоритетным направлениям развития науки и техники», которые были направлены на строительство объектов для нужд Университета. Для выполнения функций по предоставлению высшего профессионального образования в 2005 году было выделено 3 262 054, 0 млрд.руб., в 2006 году – 3 873 691,0 млрд.руб., в 2007 году – 4 113 882 млрд. руб. В 2005году и 2006 году Университету для производства ремонтно-реставрационных работ был предоставлен кредит в рамках внешних заимствований.

Страницы:12следующая →
Описание работы
Расходы на образование и науку являются частью расходов федерального бюджета, обеспечивающих инвестиционную и инновационную деятельность, направленную на реализацию стратегических целей развития страны. Особенностью периода 2005 – 2007 г. является, то, что 2005 год был последним годом финансирования многих Федеральных Целевых Программ (ФЦП). Этим объясняется уменьшение объемов финансирования в 2005 году некоторых программ. Например, в 2005 году закончилась ФЦП «Развитие образования в 2000 – 2005 годах».
Содержание
содержание отсутствует