Витамины и их роль в жизни растений

Дата добавления: 10 Декабря 2011 в 14:39
Автор: Пользователь скрыл имя
Тип работы: курсовая работа
Скачать полностью (65.09 Кб)
Работа содержит 1 файл
Скачать  Открыть 

Документ Microsoft Office Word (2).docx

  —  68.21 Кб

ВВЕДЕНИЕ

      

  В 1912г. К. Функ и Ф. Г. Гопкинс впервые сформулировали понятие о витаминах. В связи с тем, что первое изученное из этой группы вещество, излечивающее полиневрит, являлось амином и относилось к жизненно необходимым соединениям, по предложению К. Функа такие вещества стали называть Vitamine (vita - жизнь). И хотя в дальнейшем были открыты вещества данного класса, не имеющие аминных группировок, в своей основе

название  витамины сохранилось (Vitamin). Поэтому в данной работе мы попробуем доказать значимость сохраненного издавна понятия «Vitamin».  

        Целью работы явиляется изучение физиологической роли витаминов в различных классах растений.

        Для реализации цели были поставлены  следующие задачи:

  1. Изучить витамины как жизненно важные элементы растений;
  2. Изучить принципы классификации витаминов на примере двух групп (жирорастворимые и водорастворимые);
  3. Изучить физиологическую и биохимическую роль витаминов;
  4. Изучить растения, которые способны сами синтезировать необходимые для них витамины;
  5. Определить содержание витаминов в растительных материалах;
  6. Определить влияние отдельных витаминов на жизнедеятельность растительной клетки;
  7. Определить накопление витаминов в растениях к моменту спелости;
  8. Определить причину накопления витаминов в растительных материалах в период онтогенеза.

        Витамины не используются в  качестве источника энергии, но  они необходимы для обеспечения  правильного обмена веществ. Ведь  обмен веществ – это физиологический  процесс, без которого невозможна  жизнь не только человеческого  организма, но и животного и  растительного. В этом и заключается  актуальность данной темы.

ГЛАВА 1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ВИТАМИНОВ

    1. Витамины как особая группа органических соединений

           Витамины – особая группа органических веществ, выполняющая важные биологические и биохимические функции в живых организмах. Эти органические соединения различной химической природы синтезируются главным образом растениями, а также микроорганизмами.

     Витамины  требуются в небольшом количестве, они не используются организмом как  строительный материал и не увеличивают  имеющуюся в организме энергию, но основная задача их состоит в  налаживании правильного обмена веществ.

     В животный организм витамины поступают  извне, синтезируясь в большинстве  случаев в растительных клетках. В отдельных случаях растения синтезируют не готовые витамины, а полупродукты, которые в организме  животных превращаются в витамины; эти полупродукты носят название провитаминов. В последнее время  установлена необходимость витаминов  не только для животных организмов, но и для жизнедеятельности высших растений и микроорганизмов.

         Витамины представляют собой группу разнообразных по строению химических веществ, принимающих участие во многих реакциях клеточного метаболизма. Они не являются структурными компонентами живой материи и не используются в качестве источников энергии. Большинство витаминов не синтезируется в организме человека и животных, но некоторые синтезируются микрофлорой кишечника и тканями в минимальных количествах, поэтому основным источником этих весьма важных для процессов жизнедеятельности веществ является пища. Потребность человека и животных в витаминах неодинакова и зависит от таких факторов, как пол, возраст, влияние среды обитания.

        Нарушение нормального процесса обмена часто связаны с недостаточным поступлением витаминов в организм, полным отсутствием их в потребляемой пище или нарушением их всасывания. В результате развиваются авитаминозы – болезни, возникающие на почве полного отсутствия в пище или полного нарушения усвоения какого-либо витамина, и гиповитаминозы, обусловленные недостаточным поступлением витаминов с пищей. Многие расстройства обмена при авитаминозах обусловлены нарушениями деятельности или активности ферментных систем. Поскольку многие витамины входят в состав простетических групп ферментов.

        Многие витамины представляют собой исходный материал для биосинтеза коферментов и простетических групп ферментов. В этом состоит одна из основных причин необходимости витаминов для нормального протекания обменных процессов. Структура каждого коферментного витамина уникальна и, как правило, характеризуется наличием сопряженных связей, четко выраженных электрон-акцепторных или электрон-донорных

свойств. Эти свойства обычно усиливаются, когда  витамин становится коферментом. Ряд  витаминов обладает регуляторными  функциями, в частности участвует  в регуляции проницаемости мембран, прохождения через них катионов. [11] 

    1. История открытия витаминов

       Ко второй половине 19 века было выяснено, что пищевая ценность продуктов питания определяется содержанием в них, в основном, следующих веществ: белков, жиров, углеводов, минеральных солей и воды.

       Считалось общепризнанным, что если в пищу человека входят в определенных количествах все эти питательные вещества, то она полностью отвечает биологическим потребностям организма. Это мнение прочно укоренилось в науке и поддерживалось такими авторитетными физиологами того времени, как Петтенкофер, Фойт и Рубнер.

        Однако практика далеко не всегда подтверждала правильность укоренившихся представлений о биологической полноценности пищи.

      

          Практический опыт врачей и клинические наблюдения издавна с несомненностью указывали на существование ряда специфических заболеваний, непосредственно связанных с дефектами питания, хотя последнее полностью отвечало указанным выше требованиям. Об этом свидетельствовал также многовековой практический опыт участников длительных путешествий. Настоящим бичом для мореплавателей долгое время была цинга; от нее погибало моряков больше, чем, например, в сражениях или от кораблекрушений. Так, из 160 участников известной экспедиции Васко де Гама, прокладывавшей морской путь в Индию, 100 человек погибли от цинги.

        История морских и сухопутных путешествий давала также ряд поучительных примеров, указывавших на то, что возникновение цинги может быть предотвращено, а цинготные больные могут быть вылечены, если в их пищу вводить известное количество лимонного сока или отвара.

        Таким образом, практический опыт ясно указывал на то, что цинга и некоторые другие болезни связанны с дефектами питания, что даже самая обильная пища сама по себе еще далеко не всегда гарантирует отсутствие подобных заболеваний и что для предупреждения и лечения таких заболеваний необходимо вводить в организм какие-то дополнительные вещества, которые содержатся не во всякой пище.

        Экспериментальное обоснование и научно-теоретическое обобщение этого многовекового практического опыта впервые стали возможны благодаря открывшему новую главу в науке исследованию русского ученого Николая Ивановича Лунина, изучавшего в лаборатории Г. А. Бунге роль минеральных веществ в питании. [16]

        Н. И. Лунин проводил свои опыты на мышах, содержавшихся на искусственно приготовленной пище. Эта пища состояла из смеси очищенного казеина (белок молока), жира молока, молочного сахара, солей, входящих в состав молока, и воды. Казалось, налицо были все необходимые составные части молока; между тем мыши, находившееся на такой диете, не росли, теряли в весе, переставали поедать даваемый им корм и, наконец, погибали. В то же время контрольная партия мышей, получавшая натуральное молоко, развивалась совершенно нормально. На основании этих работ Н. И. Лунин в 1880 г. пришел к следующему заключению: "... если, как вышеупомянутые опыты учат, невозможно обеспечить жизнь белками, жирами, сахаром, солями и водой, то из этого следует, что в молоке, помимо казеина, жира, молочного сахара и солей, содержатся еще другие вещества, незаменимые для питания. Представляет большой интерес исследовать эти вещества и изучить их значение для питания".

        Это было важное научное открытие, опровергавшее установившееся положения в науке о питании. Результаты работ Н. И. Лунина стали оспариваться; их пытались объяснить, например, тем, что искусственно приготовленная пища, которой он в своих опытах кормил животных, была якобы невкусной.

        Блестящим подтверждением правильности вывода Н. И. Лунина стало установление причины болезни бери-бери, которая была особенно широко распространена в Японии и Индонезии среди населения, питавшегося, главным образом, полированным рисом.

        Врач Эйкман, работавший в тюремном госпитале на острове Ява, в 1896 году подметил, что куры, содержавшиеся во дворе госпиталя и питавшиеся обычным полированным рисом, страдали заболеванием, напоминающим бери-бери. После перевода кур на питание неочищенным рисом болезнь проходила.

        Наблюдения Эйкмана, проведенные на большом числе заключенных в тюрьмах Явы, также показали, что среди людей, питавшихся очищенным рисом, бери-бери заболевал в среднем один человек из 40, тогда как в группе людей, питавшихся неочищенным рисом, ею заболевал лишь один человек из 10000.

        Таким образом, стало ясно, что в оболочке риса (рисовых отрубях) содержится какое-то неизвестное вещество, предохраняющее от заболевания бери-бери. В 1911 году польский ученый Казимир Функ выделил это вещество в кристаллическом виде (оказавшееся, как потом выяснилось, смесью витаминов); оно было довольно устойчивым по отношению к кислотам и выдерживало, например, кипячение с 20%-ным раствором серной кислоты. В щелочных растворах активное начало, напротив, очень быстро разрушалось. По своим химическим свойствам это вещество принадлежало к органическим соединениям и содержало аминогруппу. Функ пришел к заключению, что бери-бери является только одной из болезней, вызываемых отсутствием каких-то особых веществ в пище.

        Несмотря на то, что эти особые вещества присутствуют в пище, как подчеркнул ещё Н. И. Лунин, в малых количествах, они являются жизненно необходимыми. Так как первое вещество этой группы жизненно необходимых соединений содержало аминогруппу и обладало некоторыми свойствами аминов, Функ (1912) предложил назвать весь этот класс веществ витаминами (лат. vita — жизнь, vitamin — амин жизни). Впоследствии, однако, оказалось, что многие вещества этого класса не содержат аминогруппы. Тем не менее термин "витамины" настолько прочно вошел в обиход, что менять его не уже имело смысла. [4]

        После выделения из пищевых продуктов вещества, предохраняющего от заболевания бери- бери, был открыт ряд других витаминов. Большое значение в развитии учения о витаминах имели работы Гопкинса, Степпа, Мак-Коллума, Мелэнби и многих других учёных.

        В настоящее время известно около 20 различных витаминов. Установлена и их химическая структура; это дало возможность организовать промышленное производство витаминов не только путём переработки продуктов, в которых они содержатся в готовом виде, но и искусственно, путём их химического синтеза. Общее понятие об авитаминозах; гипо- и гипервитаминозы.

        Болезни, которые возникают вследствие отсутствия в пище тех или иных витаминов, стали называть авитаминозами. Если болезнь возникает вследствие отсутствия нескольких витаминов, её называют поливитаминозом. Однако типичные по своей клинической картине авитаминозы в настоящее время встречаются довольно редко. Чаще приходится иметь дело с относительным недостатком какого-либо витамина; такое заболевание называется гиповитаминозом. Если правильно и своевременно поставлен диагноз, то авитаминозы и особенно гиповитаминозы легко излечить введением в организм соответствующих витаминов.

        Чрезмерное введение в организм некоторых витаминов может вызвать заболевание, называемое гипервитаминозом.

        В настоящее время многие изменения в обмене веществ при авитаминозе рассматривают как следствие нарушения ферментных систем. Известно, что многие витамины входят в состав ферментов в качестве компонентов их простетических или коферментных групп.

        Многие авитаминозы можно рассматривать как патологические состояния, возникающие на почве выпадения функций тех или других коферментов. Однако в настоящее время механизм возникновения многих авитаминозов ещё неясен, поэтому пока ещё не представляется возможности трактовать все авитаминозы как состояния, возникающие на почве нарушения функций тех или иных коферментных систем.

Страницы:12345следующая →
Описание работы
Целью работы явиляется изучение физиологической роли витаминов в различных классах растений.

Для реализации цели были поставлены следующие задачи:
Изучить витамины как жизненно важные элементы растений;
Изучить принципы классификации витаминов на примере двух групп (жирорастворимые и водорастворимые);
Изучить физиологическую и биохимическую роль витаминов;
Изучить растения, которые способны сами синтезировать необходимые для них витамины;
Определить содержание витаминов в растительных материалах;
Определить влияние отдельных витаминов на жизнедеятельность растительной клетки;
Определить накопление витаминов в растениях к моменту спелости;
Определить причину накопления витаминов в растительных материалах в период онтогенеза.
Содержание
содержание отсутствует