Полевое исследование почв

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Сентября 2011 в 16:48, отчет по практике

Описание работы

Задание 1. Изучить рельеф местности и описать морфологические признаки растений и почвы на изучаемой территории.


Порядок выполнения:


- дать краткую характеристику рельефу местности;

- определить формы макро и микрорельефа (овраги, заболотни и Т.Д.).

- описать внешний вид обследуемой территории;

- определить ботанический состав и густоту травостоя;

- указать влияние деятельности человека на природное св-во почвы;

Работа содержит 1 файл

Занятие 1.doc

— 127.50 Кб (Скачать)
lign="justify">   - на противоположной стороне разреза   сделать ступеньки  через 30-40см.

   От  правильности   выбора места для  разреза зависит и правильность определения почвы целого участка. Руководящими моментами при выборе места для почвенного разреза  служат , в основном, рельеф участка, механизированные свойства почвы, растительность и характер опыта  особенно большое значения при это имеет рельеф местности. Как  правело , почвенные разрезы должны равно мерно располагаться на всех элементах рельефа: на водоразделах  в начале  кого –либо склона, в середине склона, на равнине, в доли реки и т.д.  Таким образам будут охвачены самые различные почвенные разновидности. Чтобы свести к минимуму количество разрезов нужно стремиться к тому, чтобы каждый из них характеризовал как можно большую площадь и был расположен  в наиболее характерном для данной местности почвенной разновидности. Чем сложнее рельеф и сильнее пересечения кости, тем более пестр и сложен почвенный покров и тем следовательно , Больше разрез нужно закладывать  на единицу площади. Количество почвенных ресурсов зависит так от масштабов картографической основы, на которую составляется карта.

   Примерное количество почвенных разрезов на 1000га в зависимости от масштаба составляемой карты и категории сложности местности следующее: соотношение между основными, контрольными разрезами и прикопками  при использовании  топографической основы рекомендуется 1:4:5, а при роботе с использованием топографической основы с материалами фотосъемки -1:4:2. Каждый почвенный разрез привязывают на местности по естественным ориентациями- инструментом ( лентой, рулеткой циркульной 2 – х метровой), обозначают условным знаком на почвенной карте, номеруют порядковым номером и фиксируют в полевом журнале . После этого приступают к изучению и описанию почвенного разреза. Выбрав место, размечают лопатой на поверхности почвы треугольник для почвенного разреза

   Обычно  размеры почвенного разреза такие: длинна 150-200см, ширина 80см, глубина 150-200. Одну из сторон разреза почвы, делаю отвесно, а противоположную ее ступенька или через 30-50см,чтобы было удобно спускаться вниз и подниматься обратно, при вскапывании почву рекомендуется  выбрасывать на длине стороны разреза. А ниже лежащую почвенную массу –на другую.

   А когда яма готова, освежают лопатой лицевую ее стенку, устанавливают отдельные генетические  горизонты почвы, измеряют и описывают. При описании размеров и особенно при выделении почвенных горизонтов , а затем описать морфологические признаки и свойства каждого из них используя некоторые кач-нные р-и 9определение закисных форм, гипс, растворимость солей).

   В нашем почвенном районе мы увидим, что это лесная почва. 
 

   Задание 3. Изучить и описать участки пораженные эрозией. 

   Порядок выполнения работы:  

   - описать характер эрозии почвы;

   - описать виды водной и ветровой эрозии.

   Эрозией почвы называют механическое разрушение почвы движущийся водой (водная и  ветровая эрозия).

   Ветровую  эрозию называют ещё дефляцией.

   Водная  эрозия вызывается временными водными потоками. Она разделяется на поверхностною (смыв почвы равномерно) и линейную эрозию, образуются либо-серые и сильно смытые почвы, а линейные пропашни и овраги. На эрозионные процессы в первую очередь влияют климат, рельеф, тип почвы и растительный покров. Из климатических условий на развитие водной эрозии существенное влияние оказывают осадки и режим их выпадений.

   В нечернозёмной, центрально-чернозёмной  и др. зонах возникает эрозия почвы  от стока талых вод. Средний многолетний запас воды в снежном покрове может достичь 100мм и более. Огромная масса воды, весной за 7-10 дней стекает с полей, разрушая почву. К одной из важнейших характеристик развития водной эрозии относится рельеф местности установлено, что смыв почвы увеличивается прямопропорционально уклону с увеличением уклона почвы, от 2 до 4 смыв почвы возрастает в 1.8 раза.

   Значительное  влияние на водную эрозию оказывает  протяженность склона с 400 до 500м  смыв почвы усиливается на 30%, а  с 300 до 450 на 50%. 

   Контрольные вопросы: 

   1)Что  называется почвенным профилем?

   2)Какие  факторы влияют на почвообразовательный процесс?

   3)Какие  требования предъявляются к закладке  почвенного разреза? 

   Совокупность  генетических горизонтов идущих от поверхности  почвы до нетронутой почвообразовательным материнской пароды и последовательно сменяющих один другого, называют почвенным профилем. Каждая почва имеет определённые строения и мощность.

   Главные факторы влияющие на образование  почв это почвообразующие породы, живые и отмершие организмы (зелёные  растения, микроаргонизмы, животные), климат, рельеф, возраст почв и продуктивная деятельность человека.

   Значение  первых 5 факторов было показано впервые  В.В. Докучаевым, который назвал их факторами  почвообразования. 
 
 
 
 

   Заключение:__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ 
 
 

   Оценка:_______                                          ____________________

                                                                                                        (подпись преподавателя) 
 
 
 
 
 
 

   Занятие 2.

   «______»_____________20____г. 

   Название  работы. Взятие почвенных монолитов почвы из различных генетических горизонтов. 

   Цель  работы. Научиться делать закладку разрезов и брать почвенные монолиты и образцы почв в полевых условиях. 

   Умения  и навыки. Уметь отбирать почвенные монолиты и образцы почв. 

   Время работы – 12 часов. 

   Материалы и оборудования. Лопаты, ящики для монолитов, ножи, линейка, бумага, пакеты. 

   Задание 1.  Изучить методику взятия монолита и отобрать его. 

   Порядок выполнения задания: 

   - изучить методику взятия монолита  и отобрать его;

   - подготовить ящики для монолита;

   - выровнять лицевую сторону профиля  почвы и нанести на нём контуры размера ящика;

   - по отмеченным контурам вырезать  почву (100*20*80), надеть ящик и прижать его к стенке разреза;

   - находящуюся почву в ящике  отрезать капроновой ниткой или  ножом, выровнять и закрыть  крышкой; 

   Задание 2. Отобрать почвенные образцы из различных генетических горизонтов. 

   Порядок выполнения задания: 

   - изучить методику отбора почвенных образцов;

   - отобрать образцы почвы по  различным генетическим горизонтам (по 500г);

   - при определении места взятия  образца найти середину каждого генетического горизонта и по отношению к этой линии отсчитать в верх и вниз 5см, нанести на стенке границу слоя, из которого будет отбираться образец;

   - образец брать лопатой по всей  мощности горизонта, из пахотного  слоя берётся несколько образцов;

   - каждый образец переносится на  лист бумаги рассыпается, для  первичного проецирования при ссыпании образца в пакет вложить предварительную этикетку следующего образца; 

Область_______________________район______________________Предприятие_______________№образца,горизонт______________        Дата «_______»_______________________20_____г. 

   Этикетку сложить надписью внутрь и вложить её в пакет (плотно к стенке пакета и к почве). Пакет с почвой перевязать шпагатом крест-накрест и под шпагатом положить дубликат этикетки. 

   Контрольные вопросы: 

   1)Какова  методика взятия почвенных монолитов?

   2)Какова  методика взятия образцов почвы из различных генетических горизонтов? 

   Монолиты берут в деревянных ящиках определённых размеров. На вертикальной стенке ямы вырезают прямоугольную колонку по размерам ящика. На неё одевают рамку ящика и привинчивают дно. Затем её подкапывают. Счищают избыток почвы ножом.

   Каждый  отдельный горизонт помещают в ящики  определённых размеров. Каждый образец  снабжают этикеткой. 

   Заключение:__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ 

   Оценка________                                            ___________________

                                                                                                    (подпись преподавателя)  

Рисунок почвенного профиля Индекс  и мощность горизонта Влажность

%

Цвет Механический  состав Структура Сложение (плотность  и пористость) Новообразования Включения Переход от горизонта к  горизонту
  А0 лесн. Подс.

А0А13-5см 

А2 подзол.

А2В 

В-иллюв. 

ВС 
 
 
 
 

С мат. порода

20-30% Глинистый Песчаная и  глинистая Бесструктурный Рассыпчатое, плотное Карбонат, плесень, кротовины Камни, уголь, стекло Постепенный

 

Дерново-подзолистые  почвы 

Рисунок почвенного профиля Индекс  и мощность горизонта Влажность

%

Цвет Механический  состав Структура Сложение (плотность  и пористость) Новообразования Включения Переход от горизонта к  горизонту
  А0 лесн. Подс.

А0А13-5см 

А2 подзол.

А2В 

В-иллюв. 
 
 
 
 

С мат. порода

20-30% Светло-серые Суглинки Не ясно выраженная Рыхлое и  плотное Карбонат, плесень, кротовины Камни, уголь, стекло Постепенный

Информация о работе Полевое исследование почв