Отчет о прохождении учебной практики по ботанике в Гомельском Государственном университете им. Франциска Скорины

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Июня 2012 в 23:14, отчет по практике

Описание работы

Целью учебной практике по ботанике является закрепление знаний, полученных в процессе теоретического обучения, формирование целостного представления о единстве живых организмов и среды их обитания, многообразии форм взаимоотношений и взаимосвязей на примере представителей местной флоры, восприятия каждого биогеоценоза как экосистемы, структура и свойства которой определяются тесным взаимодействием живых организмов между собой и с важнейшими абиотическими факторами.

Содержание

Введение ………………………………………………………………………….3
1 Физико-географическая характеристика района практики………………….4
2 Методика полевых исследований и обработки результатов………………...6
2.1 Теоретические основы геоботаники……………………………………….6
2.2 Геоботанические исследования……………………………………………14
3 Результаты исследований……………………………………………………..25
3.1 Систематический список видов растений собранных во время
практики………………………………………………………………….…25
3.2 Эколого-биоморфологический анализ растений собранных во время
проведения практики………………………………………………………30
Заключение………………………………………………………………………33
Список использованных источников…………………………………………..34
Приложение А……………………………………………………………………35
Приложение Б……………………………………………………………………36
Приложение В……………………………………………………………………37

Работа содержит 1 файл

Отчет по практике_2012_22.doc

— 2.05 Мб (Скачать)

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ 

Учреждение образования

«Гомельский государственный университет

имени Франциска Скорины» 

Биологический факультет

Кафедра ботаники и физиологии растений 
 
 

ОТЧЕТ

о прохождении учебной практики по ботанике студентов 2 курса

(группа БИ-21) биологического факультета специальности

1-31 01 01-02 Биология (научно-педагогическая деятельность) 
 

Исполнители:  ______________________ А.В. Абыходова

                  ______________________ А.И. Балако

                  ______________________ К.Е. Богушевич

                  ______________________ В.И. Бондарь

                  ______________________ О.С. Варганова

                  ______________________ Ю.А. Гайдук

                  ______________________ А.Э. Гарусова

                  ______________________ К.С. Гатальский

                  ______________________ В.Н. Гулевич

                  ______________________ Е.В. Дайлида

                  ______________________ К.Ю. Дворник

                  ______________________ Р.Л. Дегтярев

                  ______________________ Н.Г. Дейчик

                  ______________________ Н.А. Денисенко

                  ______________________ В.Д. Дульцева

                  ______________________ А.В. Емельянов

                  ______________________ К.Н. Ефименко

                  ______________________ А.С. Заева

                  ______________________ М.В. Землянская

                  ______________________ А.В. Исаенко

                  ______________________ А.Н. Медведков  
 

Руководитель практики

ассистент   ______________________ А.М. Будов 
 

Гомель 2012

Содержание 

Введение ………………………………………………………………………….3

1 Физико-географическая характеристика района практики………………….4

2 Методика полевых исследований и обработки результатов………………...6

  2.1 Теоретические основы геоботаники……………………………………….6

  2.2 Геоботанические исследования……………………………………………14

3 Результаты исследований……………………………………………………..25

  3.1 Систематический список видов растений собранных во время

        практики………………………………………………………………….…25

  3.2 Эколого-биоморфологический анализ растений собранных во время

        проведения практики………………………………………………………30

Заключение………………………………………………………………………33

Список использованных источников…………………………………………..34

Приложение А……………………………………………………………………35

Приложение Б……………………………………………………………………36

Приложение В……………………………………………………………………37 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

      Введение 

      Целью учебной практике по ботанике является закрепление знаний, полученных в процессе теоретического обучения, формирование целостного представления о единстве живых организмов и среды их обитания, многообразии форм взаимоотношений и взаимосвязей на примере представителей местной флоры, восприятия каждого биогеоценоза как экосистемы, структура и свойства которой определяются тесным взаимодействием живых организмов между собой и с важнейшими абиотическими факторами.

      Для достижения поставленной цели в ходе практики решаются следующие задачи:

     - изучение многообразия всех групп растительных организмов района практики, их эколого-ценотической  приуроченности, приспособлений к условиям существования;

      - освоение методов сбора, лабораторной обработки (идентификации, фиксации, гербаризации, этикетирования) и хранения коллекционных материалов растительных организмов различных систематических групп.

     - одной из существенных задач учебной практики, является освоение методики выполнения геоботанических описаний, являющихся основой любого геоботанического исследования. Изучение наземных фитоценозов проводится методом пробных площадей - специально выделенных участков.

     Сроки практики: 04.06.2012 - 16.06.2012.

     Место проведения практики: 04.06-09.06.2012 - УНБ «Ченки», 11.06.-16.06.2012 - окрестности г. Гомеля, лаборатории кафедры ботаники и физиологии растений биологического факультета университета. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     1 Физико-географическая характеристика района практики 

      Район практики, согласно ландшафтному районированию территории Республики Беларусь [1], входят в подзону Полесских (широколиственнолесных) ландшафтов; Полесскую провинцию аллювиальных террасированных, озёрно-болотных и вторичных водно-ледниковых ландшафтов; Днепровско-Сожский аллювиальный террасированный с сосняками, широколиственно-сосновыми, дубовыми лесами ландшафтный район.

      По агроклиматическому районированию [2], фитоценозы района практики относятся к Южной - теплой, неустойчиво влажной области, восточной подобласти и Гомельскому району.

      Среднегодовая температура воздуха составляет 6,0-6,5 °С. Самый холодный месяц года - январь (-7 °С), абсолютный минимум равен -36 °С. Самый тёплый месяц года - июль (+19 °С) с абсолютным максимумом +38 °С. Переход среднесуточной температуры воздуха через 0 °С весной происходит между 21-26 марта, переход через +10 °С - 26-27 апреля. Период с температурой выше +10 °С - 154-158 суток. Сумма температур выше +10 °С составляет 2400-2500 ˚С. Весенние заморозки в воздухе прекращаются с 26 апреля по 5 мая. В некоторые годы заморозки могут наблюдаться значительно позже - в конце мая и даже в первых числах июня. Оттаивание супесчаных и легкосуглинистых почв до глубины 10 см происходит  между 20 -27 марта, полное оттаивание наступает 9-12 мая. Прогревание почвы на глубину 10 см до +5 °С наблюдается 10-12 апреля, до +10 °С - 25-27 апреля, до +15 °С - 21-22 мая. В июле супесчаные и легкосуглинистые  почвы на глубине 5 см прогреваются до 20,5-22,0 °С, на глубине 10 см - на 0,5°С и 20 см - на 1,0 °С ниже. Переход среднесуточной температуры воздуха через +10 °С в сторону понижения происходит 25-30 сентября. Вегетационный период прекращается 20-22 октября, его продолжительность - 195-200 дней. Безморозный период составляет 160-165 дней.

      Первые осенние заморозки в воздухе обычно начинаются 4-5 октября, однако они возможны во второй декаде сентября и в виде исключения - в конце августа. Зима начинается с середины ноября. Устойчивый снежный покров образуется 18-25 декабря, мощность его достигает 18-20 см. Максимальная глубина промерзания супесчаных и легкосуглинистых почв наблюдается в феврале и составляет 60 см. В зимнее время довольно часты оттепели в один - три дня. Сходит снежный покров в третьей декаде марта. Содержание воды в снеге составляет 30-35 мм. Годовая сумма атмосферных осадков равна 500-550 мм. За теплый период (с температурой выше 0 °С) выпадает 350-400 мм, а за период вегетации - менее 300 мм. Наиболее сухие месяцы в году - февраль и март (по 20-25 мм осадков), наиболее влажные - июнь и июль (по 70-90 мм). Коэффициент увлажнения, по Иванову, за теплый период составляет 0,85-0,90. Эта территория относится к типу лесостепного увлажнения, т.к. приход и расход атмосферных осадков равновелик.

      Согласно геоморфологическому районированию [3, 4], район проведения практики входит в физико-географическую область низина Полесья, геоморфологический район Гомельское Полесье.

      Рельеф представляет собой сочетание водноледниковой аллювиальной равнины с участием остаточных озерных котловин. По М.М. Цапенко [5], изучаемые луговые экосистемы относятся к шестому району - песчаных равнин второй и первой надпойменной террас крупных рек и современных пойм.

      По почвенно-географическому районированию [6], район практики входит в Южную (Полесскую) провинцию, Юго-Восточный округ, Любанско-Светлогорско-Калинковичско-Ельский район, Любанско-Светлогорско-Калинковичский подрайон дерново-подзолистых заболоченных песчаных, супесчаных и торфяно-болотных почв низинного типа.

      Изучаемые фитоценозы относятся к Полесскому (Южному) флористическому району (левобережный восточный подрайон) [7]. Это самый богатый по видовому составу растительности район Беларуси [8].

      По данным И.Д. Юркевича и В.С. Гельтмана [9, 10], район практики относят к южной подзоне широколиственно-сосновых лесов, Полесско-Приднепровскому геоботаническому округу и Гомельско-Приднепровскому геоботаническому району. Полесско-Приднепровский геоботанический округ занимает первое место в Беларуси по распространению пойменных лугов [11].

      Пойма реки Сож в районе практики, по классификации Р.А. Еленевского [12] относится к типу равнинно-гривистых развитых пойм. По классификации Б.М. Миркина [13] её следует отнести к типу сегментно-гривистых, подтипу развитых пойм. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     2 Методика полевых исследований и обработки результатов 

     2.1 Теоретические основы геоботаники 

     Флорой (от лат. Flora - богиня цветов и весны в древнеримской мифологии) называется совокупность видов растений, встречающихся в данной области (местности, стране). К совокупности видов растений отдельного лесного массива, болота, луга и т.п. понятие «флора» лучше не применять - традиционно этот термин подразумевает именно географический аспект. Совокупности же видов, выделенные по признаку связанности с определенным типом местообитания, являются частями флоры.

     Анализ флоры в первую очередь включает в себя ее инвентаризацию, т.е. составление списка видов, встречающихся в районе проведения практики, а также перечисления и других вышестоящих таксономических категорий, к которым эти виды относятся. Далее анализ флоры предусматривает разделение ее на группы видов в соответствии с их географическими, экологическими, хозяйственными или какими-либо иными свойствами.

     Анализ географического элемента предполагает выделение видов, имеющих более или менее одинаковые ареалы (области распространения), приуроченные к основным ботанико-географическим зонам. В пределах средней полосы Европейской России встречаются представители следующих географических элементов.

     Гипоарктические (субарктические) виды - характерные представители лесотундры, заходящие в тундру и тайгу. Эта немногочисленная в средней полосе группа включает в себя такие виды, как багульник болотный, подбел, дубровник, мирт болотный, толокнянка обыкновенная, морошка, клюква мелкоплодная и некоторые другие.

     Бореальные виды распространены в пределах таежной зоны, частично заходят в тундру на севере или в смешанные и широколиственные леса на юге. Их роль в сложении сообществ средней полосы намного больше, чем представителей предыдущего элемента флоры. Из древесных пород широкое распространение имеют сосна, ель, пихта, березы (повислая и пушистая), осина, ольха черная, черемуха, ивы (козья, ломкая, пятитычинковая, чернеющая, пурпурная), из кустарников - лещина, крушина ломкая, малина. Среди травянистых растений бореальными являются большинство наших папоротников (щитовники, кочедыжник женский, телиптерис болотный), хвощей (болотный, зимующий, лесной, луговой, полевой), плауны (сплюснутый, годичный), многие виды осок (например, острая, пузырчатая, вздутая, дернистая, просяная), а из представителей разнотравья - такие характернейшие растения, как вероника лекарственная, грушанки, кислица обыкновенная, майник двулистный, рамишия однобокая, седмичник европейский, линнея северная, лесные и болотные полукустарнички (брусника, голубика, черника), лапчатка прямостоячая, лютик ползучий, пижма обыкновенная, золотая розга, иван-чай, вахта трехлистная, калужница болотная, незабудка болотная, гравилат речной, сабельник болотный и многие другие.

Информация о работе Отчет о прохождении учебной практики по ботанике в Гомельском Государственном университете им. Франциска Скорины