Мониторинг земельных ресурсов

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Февраля 2011 в 19:24, реферат

Описание работы

Термин «мониторинг» образован от латинского слова monitor (напоминающий, надзирающий) и обозначает процесс слежения за какими-то объектами или процессами. Мониторинг - комплексная система наблюдения, оценки и прогноза состояния среды, основа планомерного улучшения экологической ситуации. Мониторинг можно проводит с использованием специальных приборов, а также средств биологической индикации. Цель мониторинга - информационное обеспечение управления природоохранной деятельностью и экологической безопасностью.

Работа содержит 1 файл

Мониторинг.doc

— 87.00 Кб (Скачать)

       Степень опасности сноса пестицидов в  период обработки сельскохозяйственных угодий зависит от способа применения и формы препарата. При наземной обработке опасность загрязнения водоемов меньше. При авиаобработке препарат может сноситься потоками воздуха на сотни метров и осаждаться на необработанной территории и поверхности водоемов.

       Практически все поверхностные источники  водоснабжения в последние годы подвергаются воздействию вредных антропогенных загрязнений, особенно такие реки, как Волга, Дон, Северная Двина, Уфа, Тобол, Томь и другие реки Сибири и Дальнего Востока. 70% поверхностных вод и 30% подземных потеряли питьевое значение и перешли в категории загрязненности - «условно чистая» и «грязная». Практически 70% населения РФ употребляют воду, не соответствующую ГОСТу «Вода питьевая».

За последние 10 лет объемы финансирования водохозяйственной  деятельности в России сокращены  в 11 раз. В результате этого ухудшились условия водообеспечения населения.

       Нарастают процессы деградации поверхностных  водных объектов за счет сбросов в них загрязненных сточных вод предприятиями и объектами жилищно-коммунального хозяйства, нефтехимической, нефтяной, газовой, угольной, мясной, лесной, деревообрабатывающей и целлюлозно-бумажной промыш-ленности, а также черной и цветной металлургии, сбора коллекторно-дренажных вод с орошаемых земель, загрязненных ядохимикатами и пестицидами. Продолжается истощение водных ресурсов рек под влиянием хозяйственной деятельности. Практически исчерпаны возможности безвозвратного водоотбора в бассейнах рек Кубань, Дон, Терек, Урал, Исеть, Миасс и ряда других. Неблагополучным является состояние малых рек, особенно в зонах крупных промышленных центров. Значительный ущерб малым рекам наносится в сельской местности из-за нарушения особого режима хозяйственной деятельности в водоохранных зонах и прибрежных защитных полосах, приводит к загрязнению рек, а также смыву почвы в результате водной эрозии.

       Из-за повышенного загрязнения водоисточников традиционно применяемые технологии обработки воды в большинстве  случаев недостаточно эффективны. На эффективность водоподготовки отрицательно влияет дефицит реагентов и низкий уровень оснащенности водопроводных станций, автоматикой и приборами контроля. Положение усугубляется тем, что 40% внутренних поверхностей трубопроводов поражены коррозией, покрыты ржавчиной, следовательно, при транспортировке качество воды дополнительно ухудшается.

       Водоотводящие системы и сооружения - это один из видов инженерного оборудования и благоустройства населенных пунктов, жилых, общественных и производственных зданий, обеспечивающих необходимый санитарно-гигиенические условия труда, быта и отдыха населения. Системы водоотведения и очистки состоят из комплекса оборудования, сетей и сооружений, предназначенных для приема и удаления по трубопроводам бытовых производственных и атмосферных сточных вод, а также для их очистки и обезвреживания перед сбросом в водоем или утилизацией.

       Сточные воды - это воды, использованные на бытовые, производственные или другие нужды  и загрязненные различными примесями, изменившими их первоначальный химический состав и физические свойства, а также воды, стекающие с территории населенных пунктов и промышленных предприятий в результате выпадения атмосферных осадков или поливки улиц.

       В результате экспериментальных исследований и производственных испытаний. Разработана технологическая схема сверхглубокой очистки сточных вод, которая включает в себя следующие процессы и сооружения: биологическая очистка в двухступенчатых аэротенках-отстойниках, доочистка от фосфатов, органики и взвешенных веществ на фильтрах-биореакторах, тонкая очистка на фильтрах с активным углем и озоном, обессоливание на ионообменных или на мембранных фильтрах, обеззараживание воды озоном, обработка осадка в аэробных стабилизаторах и обезвоживание на фильтр прессах или на иловых площадках. Наличие двух групп микроорганизмов с разными скоростями размножения обусловливает целесообразность осуществления ступенчатых процессов в аэротенке, когда в первой ступени происходит окисление углеродсодержащих загрязнений и аммонификация, а во второй - осуществляется нитрификация сточных вод. Одновременно процесс очистки сточных вод в аэротенках интенсифицирован за счет повышения рабочей концентрации активного ила.

       Количество  производственных сточных вод определяется в зависимости от производительности предприятия по укрупненным нормам водопотребления и водоотведения для различных отраслей промышленности. Норма водопотребления - это целесообразное количество воды, необходимого для производственного процесса, установленная на основании научно обоснованного расчета или передового опыта. В укрупненную норму водопотребления входят все расходы воды на предприятии. Большое внимание уделяется вопросам предупреждения и устранения загрязнений прибрежных районов морей. Нормативы качества морской воды, которые должны быть обеспечены при спуске сточных вод, относятся к району водопользования в отведенных границах и к створам на расстоянии 300 м в стороны от этих границ. При использовании прибрежных районов морей в качестве приемника производственных сточных вод содержание вредных веществ в море не должно превышать ПДК, установленные по санитарно-токсикологическому, обще санитарному и органолептическому лимитирующим показателям вредности. При этом требования к спуску сточных вод дифференцированы применительно к характеру водопользования. Море рассматривается не как источник водоснабжения, а как лечебный оздоровительный, культурно бытовой фактор. Нормы расхода производственных сточных вод применяют при проектировании вновь строящихся и реконструкции действующих систем водоотведения промышленных предприятий. Укрупненные нормы позволяют дать оценку рациональности использования воды на любом действующем предприятии. 
 

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

      3. ОСОБО ОХРАНЯЕМЫЕ ПРИРОДНЫЕ ТЕРРИТОРИИ  ИХ РОЛЬ В СОХРАНЕНИИ БИОЛОГИЧЕСКОГО РАЗНООБРАЗИЯ НА ЗЕМЛЕ. СОЗДАНИЕ КРАСНОЙ КНИГИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ.

       К особо охраняемым землям, в первую очередь, относятся земли природоохранного и заповедного значения. Земли природоохранного и природно-заповедного назначения выделяются для охраны и изучения уникальных и типичных природных комплексов, сохранения генетического фонда живых организмов. Их территории представляют собой малоизмененные человеком природные комплексы с богатой и разнообразной растительностью и животным миром, уникальными природными ландшафтами, здоровым климатом, красотой пейзажа, историческими и культурными достопримечательностями. Сохранение полезности их естественных свойств для нужд общества требует установления для земель данной категории специального порядка использования природных ресурсов, хозяйствования и пребывания. На их территории ограничиваются или запрещаются такие виды деятельности и поведение, которые вызывают снижение или уничтожение экологической, лечебной, рекреационной, эстетической ценности природных комплексов и объектов исторического и культурного наследия. Для нейтрализации антропогенного влияния режим регулируемой деятельности может распространяться и на участки, прилегающие к этим землям.

       Высшей  формой особо охраняемых природных  территорий являются государственные природные заповедники. Ими объявляются природные комплексы и объекты (земля, воды, недра, растительный и животный мир), имеющие природоохранное, научное, эколого-просветительное значение как образцы естественной природной среды, типичные и редкие ландшафты, места сохранения генетического фонда живых организмов. Земля, воды, недра территории государственного природного заповедника со всеми находящимися в их пределах ресурсами растительного и животного мира, историко-культурными и другими объектами передаются заповедникам в бессрочное (постоянное) пользование. На территории государственного природного заповедника устанавливается строгий природоохранительный режим. Здесь полностью исключается хозяйственное использование природных ресурсов (земель, вод, недр, растительного и животного мира) и запрещается всякая деятельность, нарушающая природные комплексы и угрожающая состоянию природных объектов. Организация территории заповедника определяется поставленными перед ним задачами. Для научно-исследовательской работы здесь могут быть выделены участки, где запрещается всякое вмешательство в природные процессы.

Национальными парками объявляются территории (акватории), природные комплексы  которых имеют особую экологическую, эстетическую, историческую ценность. В отличие от государственных природных заповедников, представляющих собой научные учреждения и закрытую для посторонних лиц территорию, национальные парки наряду с природоохранной и научно-исследовательской работой занимаются экологическим просвещением. Их территории открыты для организации регулируемого туризма, при котором определяется «рекреационная емкость» территории и устанавливаются правила посещения национальных парков.

       Памятниками природы объявляются уникальные, невосполнимые, ценные в экологическом, научном, культурном и эстетическом отношении объекты, а также объекты естественного и искусственного происхождения.

       Статус  особой охраны установлен для территорий, объявленных лечебно-оздоровителъными местностями и курортами. Уникальность и особая ценность их обусловлены тем, что на их территориях и акваториях имеются природные лечебные ресурсы, используемые для лечения и профилактики заболеваний и отдыха.

       Землями историко-кулътурного назначения признаются участки земли и территории, на которых располагаются памятники истории и культуры, достопримечательные места, а также занятые учреждениями культуры, с которыми связано существование традиционных народных художественных промыслов, ремесел, иного прикладного искусства.

Основанием для  создания Красной Книги РФ сейчас являются Закон «О животном мире» 1995 г. и Постановление Правительства РФ № 158 от 19.02.1996 года. В нем, в частности, декларируется, что Красная книга Российской Федерации является официальным документом, содержащим свод сведений о редких и исчезающих видах животных и растений, а также необходимых мерах по их охране и восстановлению.

       Решение о создании Красной книги РСФСР  было принято в 1982 г., а опубликована она была в 1983 г. В нее было занесено 65 видов млекопитающих, 107 видов птиц, 11 видов рептилий, 4 вида амфибий, 9 видов рыб, 15 видов моллюсков и 34 вида насекомых.

       Сейчас, органом, отвечающим за ведение и  издание Красной книги России, является Госкомэкология РФ, научное  обеспечение возложено на Всероссийский  научно-исследовательский институт охраны природы. Большую роль в подготовке нового издания сыграла организованная в 1992 г. комиссия по редким и исчезающим видам животных и растений. В которой работают специалисты института проблем экологии и эволюции, а так же зоологического института РАН, и других научных учреждений.

       В 1997 г. Госкомэкология РФ утвердила новый  Перечень объектов животного мира, занесенных в Красную книгу России. В него вошли новые типы и классы животных: кольчатые черви 13 видов, Мшанки 1 вид, Плеченогие 1 вид, Круглоротые 4 вида. Число видов редких млекопитающих увеличилось на 7, птиц - на 14, рептилий - на 10, земноводных - на 4, список редких рыб и рыбообразных стал больше в 4 раза, а беспозвоночных животных - в 3 раза. Само по себе увеличение или уменьшение числа видов в Перечне еще не отражает качественных изменений в состоянии редких видов.

В результате тщательной проработки новейших данных из Перечня 1983 г. были исключены 38 таксонов. В том числе:

- по причинам  отсутствия угрозы исчезновения, пересмотра природоохранного статуса или роли территории России в сохранении генофонда - 31 вид;

- как восстановившиеся - 3 вида (европейский сурок-байбак, белощекая казарка, белый гусь);

- как вымерший  в пределах территорий, контролируемых  страной - 1 вид (тюлень-монах);

-как вымерший  в пределах территорий, контролируемых  страной - 1 вид (тюлень-монах);

-в связи с  совершенствованием таксономии - 3 вида.

В перечень внесено 212 новых видов. Из них:

- по причинам  методологического характера - все 109 видов беспозвоночных и 47 видов позвоночных животных;

- в связи с  получением новых данных об  ухудшении состояния природных  популяций - 30 видов позвоночных животных;

- в связи с  уточнением природоохранного статуса - 23 вида;

- в связи с  уточнением таксономии - 4 вида.

       Утверждение нового Перечня видов животных Красной  книги России - серьезный позитивный акт, обеспечивающий новый импульс  всей природоохранительной деятельности в области сохранения редких видов, самой критической части биоразнообразия  в нашей стране. Однако, анализ показывает все-таки низкую эффективность практических мер, осуществляемых в рамках сохранения и восстановления редких и исчезающих видов. Из 240 видов и подвидов животных, взятых под охрану и контроль на федеральном уровне, за 15 лет, прошедших с момента публикации Красной книги РСФСР, восстановлено только 3, состояние популяций улучшилось - у 11, осталось стабильным - у 126 видов. Единственный путь повышения результативности природоохранной деятельности в рассматриваемой области - это переход от декларации к прямым практическим работам. Наиболее реально и перспективно в этом направлении было бы разработать для каждого объекта или их группы стратегию сохранения, которая должна внедряться в жизнь под государственным контролем и при бюджетном финансировании.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Информация о работе Мониторинг земельных ресурсов