Контрольная работа по "Ботанике"

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Августа 2013 в 17:08, контрольная работа

Описание работы

Пластиды это органеллы, характерные исключительно для растительных клеток. В них происходит первичный и вторичный синтез углеводов. Формы, размеры, строение и функции пластид различны. По окраске (наличию или отсутствию пигментов) Различают три типа пластид:
1. Зеленые хлоропласты – это органеллы фотосинтеза, относительно крупные структуры (5-10 мкм. в длину при диаметре 2-4 мкм.) овальной или дисковидной формы. Содержимое пластид называют стромой (матрикс). В строме содержатся белки, липиды, ДНК (кольцевая молекула), РНК, рибосомы и запасные вещества (липиды, крахмальные и белковые зерна). Кроме того, в строме содержатся также ферменты, участвующие в фиксации диоксида углерода.

Содержание

I. ПЛАСТИДЫ И ИХ ПИГМЕНТЫ, ФОТОСИНТЕЗ, НЕОБХОДИМЫЕ ДЛЯ НЕГО УСЛОВИЯ, ДЕЛЕНИЕ КЛЕТКИ
I.1 Пластиды и их пигменты
I.2 Фотосинтез, необходимые для него условия
I.3 Деление клетки
II. ВЫДЕЛИТЕЛЬНЫЕ СИСТЕМЫ РАСТЕНИЙ (железистые волоски, выделительные ходы, млечники и т.д.). ОХАРАКТЕРИЗУЙТЕ БАЛЬЗАМЫ, ЭФИРНЫЕ МАСЛА, СМОЛЫ, КАМЕДИ
II.1 Выделительные системы растений (железистые волоски, выделительные ходы, млечники и т.д.)
II.2 Характеристика бальзамов, эфирных масел, смол, камеди
III. ПОЧКИ, ТИПЫ ПОЧЕК ПО ПРОИСХОЖДЕНИЮ. ПРИВЕДИТЕ РИСУНОК ВЕГЕТАТИВНОЙ ПОЧКИ В ПРОДОЛЬНОМ РАЗРЕЗЕ IV. В КРУПНОМ МАСШТАБЕ НАРИСУЙТЕ СЕМЯЗАЧАТОК С ЗАРОДЫШЕВЫМ МЕШКОМ В ПРОДОЛЬНОМ РАЗРЕЗЕ. ИЗ КАКИХ ЧАСТЕЙ СЕМЯЗАЧАТКА РАЗВИВАЮТСЯ ТЕ ИЛИ ИНЫЕ ЧАСТИ СЕМЕНИ
V. СПОСОБЫ РАСПРОСТРАНЕНИЯ ПЛОДОВ И СЕМЯН. ПРИВЕДИТЕ ПРИМЕРЫ. БИОЛОГОИЧЕСКАЯ РОЛЬ РАСПРОСТРАНЕНИЯ ПЛОДОВ И СЕМЯН
VI. ПОНЯТИЕ О ВИДЕ РАСТЕНИЙ. СОСТАВЛЕНИЕ ВИДОВЫХ НАЗВАНИЙ РАСТЕНИЙ СОГЛАСНО БИНАРНОМУ МЕТОДУ К. ЛИННЕЯ. ВЫПИШЕТЕ ИЗ «СПИСКА ОСНОВНЫХ СЕМЕЙСТВ И ВИДОВ» 6 ВИДОВ (ИЗ НИХ 2 ОДНОГО РОДА) ИЗ РАЗНЫХ СЕМЕЙСТВ
VII. ЖИЗНЕННЫЙ ЦИКЛ ПЛАУНА БУЛАВОВИДНОГО И СЕЛАГИНЕЛЛЫ НАРИСУЙТЕ КОЛОСКИ И ЗАРОСТКИ ЭТИХ РАСТЕНИЙ
VIII. ХАРАКТЕРИСТИКА СЕМ. БОБОВЫЕ (МОТЫЛЬКОВЫЕ). УКАЖИТЕ ВАЖНЕЙШИЕ ДИКОРАСТУЩИЕ И КУЛЬТУРНЫЕ РАСТЕНИЯ ИЗ ЭТОГО СЕМЕЙСТВА (НЕ МЕНЕЕ 15 ВИДОВ)
IX. ПОНЯТИЕ О ЗОНАЛЬНОЙ И ИНТРАЗОНАЛЬНОЙ РАСТИТЕЛЬНОСТИ. ПРИВЕДИТЕ ПРИМЕРЫ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Работа содержит 1 файл

Контрольная по биологии код55.docx

— 57.99 Кб (Скачать)

К бобовым принадлежит  крупнейший в мире род цветковых  растений - астрагал (Astragalus) – около 2200 видов; широко известны виды рода клевер (Trifolium), объединяющего 320 видов; акация (Acacia) 1200 тропических и субтропических видов; мимоза (Mimosa) 500 американских тропических  видов и другие. После злаков бобовые - важнейшая по практической значимости для человека группа цветковых растений. В пределах своего ареала бобовые  занимают очень разнообразные местообитания.

Среди бобовых известны почти  все жизненные формы, исключая паразитов  и эпифитов. Некоторые древесные  представители достигают 60-80 метров высоты и в тоже время существуют крохотные, всего в несколько  сантиметров однолетние травы. На корнях значительной части бобовых имеются  клубеньки, которые возникают как  разрастания паренхимной ткани  их корней вследствие внедрения и  эндогенного расселения азотфиксирующих  бактерий рода ризобиум.

Листья бобовых разнообразны, но всегда сложные. Прилистники всегда имеются, однако часто рано опадают, либо иногда сильно разрастаются (горох). Листья и отдельные листочки способны совершать разного рода круговые движения или складываться на ночь.

Цветки обоеполые, нередко  довольно крупные яркие. У мотыльковых  и цезальпиниевых они зигоморфные. Околоцветник всегда двойной. Чашечка  состоит из 5, реже из 4 срастающихся чашелистиков, правильная или неправильная. Лепестков 5 (всё подсемейство мотыльковых, часть цезальпиниевых и мимозовых). Венчик мотыльковых устроен характерно. Верхний, наружный по своему положению  в почке и обычно самый крупный  лепесток получил название флага (паруса). Он способствует привлечению насекомых  опылителей. Рис. 6

 

 
 
 
 
 

Рисунок 6 1. Флаг (парус) 2. Крылья (весла) 3. Лодочка

 

Боковые лепестки называются крыльями (веслами) и используются насекомыми в качестве посадочной площадки. Самые  внутренние по положению в почке  лепестки обычно срастаются вдоль нижнего  края, образуя лодочку (киль). Лодочка  подобно защитному футляру, предохраняет тычинки и пестик и препятствует посещению цветков мелкими насекомыми, которые поедают пыльцу или нектар, но не являются эффективными опылителями.

Андроцей у всех бобовых  состоит из 10 тычинок и может  быть одно- и двубратственным. Для  определения родов в рамках рассматриваемого семейства важное значение имеет  строение андроцея. У одних родов  андроцей многобратственный, когда  все 10 тычинок свободные (роды: софора, термопсис). У других — однобратственный, когда все 10 тычинок срастаются, между собой тычиночными нитями, образуя так называемую тычиночную трубку внутри которой располагается пестик (роды люпин и др.). Наконец, большинство родов семейства имеет двубратственный андроцей: 9 тычинок срастаются тычиночными нитями в трубку, а одна тычинка свободная (роды: горох, люцерна, вика, чина). Форма тычиночной трубки также бывает разнообразной. В одних случаях она срезана прямо и свободные концы тычиночных нитей одинаковой длины (чина), в других случаях она срезана косо. Мотыльковые очень часто имеют гипантий (специфичная деталь цветка, возникшая в результате срастания оснований чашелистиков, лепестков и тычинок с тканями цветоложа). Гинецей почти всегда монокарпный, с верхней одногнездной, редко двугнездной завязью.

Цветки собраны в простые  соцветия кисть, зонтик, головку. 

 

Рисунок 7 Диаграммы  цветка

 

Faboideae

Плод — монокарпий: одно-, дву- или многосемянный боб, вскрывающийся, невскрывающийся или членистый. Может быть опушенным или нет. У мотыльковых семена относительно крупные, с эндоспермом или без  него, зародыш с хорошо развитыми  семядолями, согнутый.

У большинства мотыльковых  опыление перекрестное, осуществляется крупными насекомыми — шмелями и  пчелами, которых привлекают обильные запасы нектара или пыльцы. Встречаются  самоопыляющиеся виды, например горох. Плоды распространяются под действием  собственной тяжести, ветром, водой. Семена вскрывающихся бобов разбрасываются силой раскручивающихся створок.

В семенах бобовые содержат в качестве запасного вещества белок, а также крахмал и жирное масло, что определяет их большую пищевую  и кормовую ценность. У значительного  числа видов найдены алкалоиды, тритерпеновые гликозиды, антраценпроизводные  и т. д. В качестве пищевых продуктов  широко используются семена сои (Glycine max), фасоли (Phaseolus vulgaris), гороха (Pisum sativum), чечевицы (Lens culinaris), арахиса, или земляного  ореха (arachis hypogaea), и др. Лучшими кормовыми  травами считаются люцерна посевная (Medicato sativa), люцерна серповидная, или  желтая (M/ falcata), и разные виды клеверов. Одновременно бобовые заметно улучшают плодородие почвы. Ежегодно виды бобовых, живущих в симбиозе с бактериями, возвращают в почву не менее 100—140 кг/га азота.

 
 

 

 

  

 

 

  

 

Примеры плодов бобовых (рисунок 8): 1 –  типичный плод вики, 2 – разламывающийся  боб копеечника, 3 – спирально  закрученный боб люцерны, 4 – односемянной боб эспарцета, 5 – крылатый одно–двусемянной боб красного сандалового дерева.

 

Многие бобовые — ценные лекарственные растения, например солодки  голая и уральская (С1усуrrhiza glabra и  С. uralensis), корни и корневища которых  содержат тритерпеновые сапонины и  флавоноиды. Кассии остролистная и  узколистная (Cassia acutifolia и С. angustifolia ) дают так называемый «александрийский лист» — классическое слабительное средство. Многие акации и астрагалы  выделяют камеди (полисахариды), используемые в технике и медицине. Софора японская (Styphnolobium japonicum) — промышленный источник получения флавоноида рутина, обладающего  Р-витаминной активностью. Многие бобовые  высоко декоративны и культивируются как в тропиках, так и в странах  умеренного климата.

В дополнение к вышеназванным  видам семейства мотыльковые:

Клевер луговой -Trifolium pratense L.

Клевер гибридный -Trifolium hibridum L.

Клевер ползучий -Trifolium repens L.

Люцерна посевная, или синяя -Medicago sativa L.

Горошек мышиный -Vicia cracca L.

Лядвенец рогатый -Lotus corniculatus L.

Чина посевная -Lathyrus sativus L.

Фасоль обыкновенная -Phasoeolus vulgaris L.

фотосинтез плод растение биологический

IX. ПОНЯТИЕ  О ЗОНАЛЬНОЙ И ИНТРАЗОНАЛЬНОЙ  РАСТИТЕЛЬНОСТИ. ПРИВЕДИТЕ ПРИМЕРЫ

 

ИНТРАЗОНАЛЬНАЯ РАСТИТЕЛЬНОСТЬ, естественная растительность, которая  не образует самостоятельной зоны, а входит в состав одной, нескольких или всех основных растительных зон. Напр., растительность речных наносов, различных водоемов, береговых дюн. Иногда интразональная растительность преобладает над зональной, напр., болота Западной Сибири в таежной  подзоне.

ЗОНАЛЬНАЯ РАСТИТЕЛЬНОСТЬ, естественная растительность,

характеризующая соответствующую  растительную зону (тундра, лес, степь, пустыня).

Зональная растительность занимает наиболее типичные местообитания: ровные, возвышенные, хорошо дренированные  водораздельные плато (плакоры). Обычно зональная растительность преобладает  над другими (незональными) типами растительности. Лишь в некоторых случаях, например в обширных, слабо дренированных  понижениях с изолированными возвышенностями  или при резких сменах условий  увлажнения в зависимости от микрорельефа, зональная растительность выражена слабо или отсутствует.

Зональная растительность включает большое число растительных формаций и ассоциаций, сменяющихся в пределах зоны с С. на Ю. соответственно изменению  климата (на этом основании зоны, имеющие  большую протяжённость, делят на подзоны). Большую часть земель, занятых  прежде зональной растительностью (главным образом в степи и  лесостепи), используют теперь как с.-х. угодья.

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

 

1. Общая биология, учебник  для 10-11 классов образовательных  учреждений. Под редакцией Д.К.Беляева,  профессора Г.М.Дымшица и профессора  Рувинского. Москва "Просвещение" 1996.

2. Общая биология, учебник  для 10-11 классов образовательных  учреждений. Под редакцией члена-корреспондента  Ю.И.Полянского. Москва "Просвещение" 1998.

3. Общая биология. Мамонтов  С.Г., Захаров В.Б. Москва, "Высшая  школа" 2002 г.

4. Биологический энциклопедический  словарь. Главный редактор М.С.Гиляров.  Москва, научное изда-тельство "Большая  Российская энциклопедия" 1995.

5. "Биология для поступающих  в вузы" под редакцией академика  РАМН, профессора В. Н. Ярыгина.  Мо-сква "Высшая школа" 1995 г.

6. Анастасова Л.П. Самостоятельные  работы учащихся по общей биологии. Москва, просвещение 1978 г.

7. Воронцов Н.Н., Сухорукова  Л.Н. Эволюция органического мира. Факультативный курс, учебное пособие  для 10-11 классов средней школы.  Москва "Наука" 1996 г.

8. Гончаров О.В., Пименов  А.В. Пособие по биологии для  поступающих в вузы. Саратов, 2001 г.

9. Грин Н., Стаут У., Тейлор  Д. "Биология" в трех томах.  Москва, "Мир" 1996 г.

10. Гуляев Г.В. Генетика. - Москва, Колос, 1984 г.

11. Киселева Э.А. Книга  для чтения по дарвинизму. Москва, "Просвещение", 1970 г.

12. Корсунская В.М., Мироненко  Г.Н., Мокеева З.А., Верзилин Н.М.  Уроки общей биологии. Пособие  для учителей. "Просвещение", 1977 г.

13. Миркин Б.М., Наумова  Л.Г. Экология России. Москва, АО  МДС, Юнисам 1995 г.

14. Пехов А.П. Биология  с основами экологии. Санкт-Петербург  "Лань" 2000 г.

15. Приходченко Н.Н., Шкурат  Т.П. Основы генетики человека. - Ростов н/Д, "Феникс", 1997 г.

16. Радкевич В.А. Экология. Минск, "Вышэйшая школа", 1983 г.

17. Рейвн П., Эверт Р., Айкхорн  С. Современная ботаника. В 2 т.  Пер. с англ. - М.: Мир, 1990 г.

18. Чернова Н.М., Былова  А.М. Экология. Москва, "Просвещение", 1981 г.

19. Яковлев Г.П., Аверьянов  Л.В. Ботаника для учителя. В  2 ч. - М.: Просвещение, 1996, ч.1; 1997 г, ч.2.

20. Ярыгин В.Н. Биология  для поступающих в вузы. Москва "Высшая школа" 1995 г. 

 


Информация о работе Контрольная работа по "Ботанике"