Природные ресурсы

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Декабря 2011 в 11:17, реферат

Описание работы

Природопользование выступает как форма связи человеческого общества с природой и может быть рассмотрено как исторический процесс использования природных ресурсов и условий среды.

Содержание

1.Природопользование на различных этапах развития человеческого общества…3
Природопользование в доиндустриальную эпоху……………………………………..3
Природопользование в индустриальную и эпоху (сер. ХVIII - сер.ХХ вв.)……….4
Природопользование в постиндустриальную эпоху (со второй половины ХХ века)……………………………………………………………………………………………...5
2.Классификация природных ресурсов……………………………………………………5


3.Минеральные, водные, земельные, климатические ресурсы …………………..7
4.Ресурсы Мирового океана и рекреационные ресурсы………………………………12
Климатические рекреационные ресурсы…………………………………………….14
Водные рекреационные ресурсы……………………………………………………...15
Лесные рекреационные ресурсы………………………………………………………15
Бальнеологические и грязелечебные рекреационные ресурсы…………………..15
Ландшафтные рекреационные ресурсы………………………………………………15
Ресурсы познавательного туризма…………………………………………………….16
Общие характеристики рекреационных ресурсов…………………………………..16
Всемирное природное наследие………………………………………………………17
Вывод…………………………………………………………………………………………..18
Литература……………………………………………………………………………………19

Работа содержит 1 файл

природопользование.docx

— 56.52 Кб (Скачать)

Санкт-Петербургский  государственный  университет сервиса  и экономики

Тихвинский  филиал 
 
 
 

                                             

Реферат по природопользованию. 

«Природные ресурсы». 
 
 
 
 

                                                                                      Выполнила:

                                                                                     студентка 2 курса

                                                                                      специальность 080502

                                                                                      Русакова О.И.

                                                                                      Проверила:

                                                                                
 

Тихвин

2009

Содержание:

1.Природопользование на различных этапах развития человеческого общества…3

   Природопользование в доиндустриальную эпоху……………………………………..3

     Природопользование в индустриальную и эпоху (сер. ХVIII - сер.ХХ вв.)……….4

     Природопользование в постиндустриальную эпоху (со второй половины ХХ века)……………………………………………………………………………………………...5

2.Классификация природных ресурсов……………………………………………………5

   
 

3.Минеральные, водные, земельные, климатические ресурсы …………………..7

4.Ресурсы Мирового океана и рекреационные ресурсы………………………………12

     Климатические рекреационные ресурсы…………………………………………….14

     Водные рекреационные ресурсы……………………………………………………...15

     Лесные рекреационные ресурсы………………………………………………………15

    Бальнеологические и грязелечебные рекреационные ресурсы…………………..15

    Ландшафтные рекреационные ресурсы………………………………………………15

    Ресурсы познавательного туризма…………………………………………………….16

    Общие характеристики рекреационных ресурсов…………………………………..16

     Всемирное природное наследие………………………………………………………17

Вывод…………………………………………………………………………………………..18

Литература……………………………………………………………………………………19 
 
 
 
 
 
 
 

Природопользование  на различных этапах развития человеческого  общества   

 

Природопользование  в доиндустриальную эпоху   

     Природопользование  выступает как форма связи  человеческого общества с природой  и может быть рассмотрено как  исторический процесс использования  природных ресурсов и условий  среды.  
   Доиндустриальная эпоха - взаимодействие с природой древних собирателей и охотников, земледельцев и скотоводов. Собирательство и охота - это самый длительный по времени этап воздействия человека на природу. На заре становления цивилизации сравнительно малочисленные человеческие племена были рассеяны по широким пространствам Земли, и воздействие их на природу ограничивалось собирательством, рыболовством и охотой на диких животных, мясо которых использовалось в пищу, а шкуры и сухожилия - для пошива одежды  
     Первый тип человека – человек – собиратель. Человек воздействует только на флору, поедая плоды, листья, побеги и корни растений. Воздействие на фауну, атмосферу, литосферу, гидросферу имеется, но мизерно. Сбор наиболее доступных и излюбленных видов приводит к их истощению и уничтожению (неосознанно) - ведь человек поедал, в основном, части растений, необходимые для их жизни и размножения. Человеку начинает не хватать растительной пищи, наступает голод и первый продовольственный кризис.  
        Второй тип человека - человек- охотник. Человек начинает воздействовать на фауну, уничтожая в первую очередь малоподвижные и массовые виды, крупных особей. Существует мнение, что именно первобытными людьми был уничтожен мамонт. Изначально орудия убийства и методы охоты были примитивны - камень, дубина, копьё, западня. После изобретения лука охота на животных облегчается. Дальность полета брошенного рукой копья -30-40 м, а стрелы, выпущенной из лука, -100 м, из тяжелого лука -450 м. Сила удара лука такова, что стрела пробивала насквозь человека с расстояния 300 шагов, а скорострельность была до 20 выстрелов в минуту. С использованием лука влияние охоты на окружающую среду становится значительным. И все же влияние человека-охотника на окружающую среду продолжает оставаться сходным с простым влиянием на нее животного-хищника.  
   Способы охоты совершенствуются - начинают возникать устойчивые пирогенные: (пир - огонь) изменения отдельных участков. Использование огня в охотничьей практике (поджигали степь или лес для выгона животных) приводило к формированию пирогенных ландшафтов. Экологические последствия этой деятельности можно представить в виде цепочки причинно-следственных связей: использование огня - обеднение растительного покрова - усиление эрозии - снижение уровня грунтовых вод - обнажение массива песков - опустынивание.  
   Увеличение потребностей людей (вследствие увеличения их количества) и сокращение численности доступных видов животных и растений приводит ко второму продовольственному кризису (6 - 8 тыс. лет назад). И здесь происходит революция во взаимоотношениях человека и природы - целенаправленный переход от присваивающего типа хозяйства (охота, собирательство) к производящему (скотоводство, земледелие).  
   Развитие земледелия привело к интенсивному освоению литосферы, деградации земель (по разным данным человек своей с/х деятельностью уничтожил 30-70% почвы), угнетению и уничтожению естественных ПК (природных комплексов) на обрабатываемых территориях. Неумелая распашка и орошение способствовали интенсивному развитию водной и ветровой эрозии. В эту эпоху наиболее сильно пострадали леса (Европа) и лугостепные ландшафты (Африка). Воздействие человека на природу усиливается не только качественно. Численность населения Земли начинает резко увеличиваться, ареал его обитания значительно расширяется, потребности возрастают. Увеличение урожая достигается экстенсивным путём (за счёт расширения обрабатываемых площадей).  
   Аналогична ситуация складывается и в скотоводстве. "Расползаясь" по планете, расширяя свою деятельность, человек культивировал лишь удобные для себя виды, неосознанно угнетая тем самым все другие. Сознательно он уничтожал, в основном, хищников, этим затрудняя естественный отбор остальных (опять таки неосознанно) и способствуя их вырождению, а порой и гибели (эпидемии).  
   Отличительной чертой данной эпохи стало зарождение и широкое распространение городов, которые полностью уничтожали естественные ПК на занятой и прилегающей территории. Появляется различная техника, облегчающая жизнь человеку (чего нельзя сказать о природе). Катастрофой для животных обернулось гениальное открытие пороха и совершенствование орудий убийства.
 

Природопользование  в индустриальную и эпоху (сер. ХVIII - сер.ХХ вв.) 

     Наступление  индустриальной эпохи характеризуется  нарастающими темпами развития  и концентрацией производительных  сил, развитием частного предпринимательства,  постоянными захватническими войнами.  Она ознаменовалась, прежде всего,  активным освоением минерально-сырьевых  ресурсов, развитием горного дела, металлургии и добычи угля, потеснившего  такой энергетический источник, как дерево.  
   Расширение и совершенствование производства протекали на фоне непрерывной его концентрации в промышленных районах и роста населения в городах, обслуживающих эти промышленные предприятия. Использование угля в качестве топлива, отсутствие дымоулавливающих и водоочистных сооружений приводили к быстрому загрязнению воздушного бассейна, речных систем, а местами - к деградации растительного покрова. Это пагубное воздействие испытали на себе в первую очередь горнопромышленные районы Великобритании, Центральной Европы (Рурская область, Силезия) и Соединенных Штатов Америки.  
   От рубежа промышленной революции XVIII в. начинается новая ступень развития материальной культуры - техническая цивилизация. Именно в этот период древний культ природы заменяется культом техники. Самое широкое распространение получает идеология покорения природы, предельно высокой эксплуатации природных богатств Земли. Человек глубоко проникает во все сферы.
 
 
 

Природопользование  в постиндустриальную эпоху (со второй половины ХХ века)   

После второй мировой  войны, в результате научно-технической  революции (что такое НТР?), человечество вышло на совершенно новый постиндустриальный уровень нагрузки на природные комплексы. Особое влияние на состояние окружающей природной среды оказали такие  тенденции НТР , как  
   -  резкое увеличение объема потребления природных ресурсов,  
   -  рост энерговооруженности человечества, расщепление атома,  
   -  освоение космоса,  
   -  создание новых веществ,  
   -  интенсификация сельского хозяйства,  
   -  рост численности населения и высокие темпы урбанизации,  
   -  низкий уровень экологической культуры, попрание природы ради сиюминутной выгоды,  
   -  резкий рост производства и, как следствие, резко возросшие нагрузки на все сферы Земли.  
   Природа начинает не справляться с предложенными (а правильнее сказать навязанными) человеком нагрузками, возникает огромное количество экологических проблем, для решения которых требуется непосредственное вмешательство человека.  
   Если в прошлом главным был вопрос о состоянии земельных и биологических ресурсов, то теперь поле воздействия человека на природу захватывает водные ресурсы, воздушную среду, леса, почвы, животный мир, озоновый слой Земли, Мировой океан, климат. Но и на этом человеческий разум не останавливается, он начинает "покорять" Вселенную.  
   Парниковый эффект, озоновые дыры, наводнения, засухи, лесные пожары, погодные сюрпризы, истощение водных ресурсов и острая нехватка питьевой воды, эпидемии, новые болезни, … К чему ещё приведут достижения человеческого разума ?
 

 

Классификация природных ресурсов 

     Природные ресурсы - компоненты природы, которые используются (актуальные) или могут быть использованы (потенциальные) как средства производства и предметы потребления. К природным ресурсам относятся: благоприятные климатические условия (энергия Солнца, ветра, воды), почвы, растения, животные, минеральное сырье , воды. Природные ресурсы делятся на минеральные, энергетические, водные, земельные, биологические (растительные, животные), климатические, рекреационные.

     Планета Земля имеет большие водные, растительные, минеральные и другие ресурсы. Но они не безграничны. Потребности человека в сырье, топливе непрерывно возрастают. Промышленные предприятия используют воду, сырье, топливо, кислород воздуха в увеличивающихся объемах. Степень использования природных ресурсов определяется не столько их природными свойствами, сколько социально-экономическими потребностями.

     Различают исчерпаемые и неисчерпаемые природные ресурсы.

     Исчерпаемые ресурсы делятся на возобновляемые и невозобновляемые.

     К возобновляемым природным ресурсам относятся плодородные почвы, растительность и фауна. При использовании они непрерывно возобновляются самой природой, однако их естественное возобновление (восстановление плодородия почв, древесной и травяной массы, численности животных и т. п. ) часто не совпадает с темпами использования. Представление о неисчерпаемости ресурсов этой группы все чаще вступает в противоречие с действительностью. Потребление возобновляемых ресурсов (вырубка леса, вылов рыбы и т. п. ) начинает превышать размеры их естественного возобновления. Для того чтобы этого не было, необходимо:

а) рациональнее добывать и обрабатывать природные ресурсы

б) заблаговременно вовлекать в эксплуатацию новые неистощенные ресурсы и за счет этого ослабить использование истощенных

в) искусственно возобновлять ресурсы, что можно делать более интенсивно, чем это делает природа

г) находить искусственные заменители.

     К не возобновляемым ресурсам относится большая часть полезных ископаемых. Их использование приводит к постепенному исчерпанию запасов. Поэтому чтобы это произошло не так скоро, надо искать новые месторождения и технически правильно использовать уже найденные, то есть максимально извлекать ценные вещества из месторождений.

     К неисчерпаемым природным ресурсам относятся водные и климатические. Водные ресурсы воды, используемые как источник водоснабжения населения, промышленности и сельского хозяйства, а также как источник энергии. Климатические ресурсы  солнечная радиация как источник света, тепла и энергии, энергия ветра. Атмосферные осадки можно относить к водным и климатическим ресурсам. Использование неисчерпаемых природных ресурсов не приводит к общему уменьшению их запасов на Земле. Только загрязнение вод и атмосферы может стать серьезной помехой дальнейшего развития производства, привести к ухудшению условий жизнедеятельности населения.

     Минеральные ресурсы после завершения их разведки и добычи, а также биологические ресурсы и даже вода и воздух становятся сырьем для разнообразных отраслей хозяйства. Сырьевые материалы, использующиеся в производстве, преобразуются уже в экономические ресурсы общества (другие экономические ресурсы - капитал, трудовые, интеллектуальные ресурсы и возможности менеджмента). Наконец использованные природные ресурсы после определенной технологической обработки предстают перед нами в виде орудий и средств труда и разнообразных материальных благ.

     Распределены природные ресурсы (а отсюда и сырьевая база формирования экономических ресурсов) на Земле крайне неравномерно. Не только отдельные страны, но и крупные регионы различаются уровнем обеспеченности определенными ресурсами.

     Но и в случае, когда природных ресурсов в той или иной стране мало, это не означает, что страна обречена на бедность, ведь экономические ресурсы каждой страны измеряются не только количеством имеющейся нефти, газа или даже плодородных почв. Большое значение имеют людские ресурсы, трудоспособность населения, уровень его подготовки и мастерства, наличие научно-технических идей, опыт менеджмента и, наконец, наличие в стране капитала. Как пример можно назвать прежде всего Японию, которая достигла блестящих экономических результатов, имея крайне ограниченную природно-ресурсную базу.     
 

 
 
 
 
 
 
 
   
 

Информация о работе Природные ресурсы