Эволюция и эволюционизм. Современная теория эволюции

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Февраля 2012 в 15:46, реферат

Описание работы

Эволюция присуща объектам любого рода: материальным и идеальным, вещественным, психическим и психологическим, физическим и социокультурным, и т.п. Эволюция – одна из общих форм или видов движения вообще, поэтому нередко отождествляется с понятием развития. В социальных теориях с эволюцией отождествляют понятие прогресса. Обычно понятие эволюции противопоставляется понятию «революции» как радикальному качественному изменению объекта, скачку, перевороту в ходе его изменения, а эволюция понимается как процесс «постепенный», неторопливый, лишенный резких движений.

Содержание

1. Введение……………………………………………………………………….... 3
2. Глобальный эволюционизм
2.1 Общие положения……………………………………………………….......4
2.2 Антропный принцип с позиции глобального эволюционизма…………..5
2.3 К общей теории глобального эволюционизма…………………………….7
3. Современные теории эволюции………………………………………………..9
3.1 Основы генетики…………………………………………………………….10
3.2 Синтетическая теория эволюции…………………………………………..13
4. Заключение………………………………………………………………………17
5. Список литературы………………………………………………………….......18

Работа содержит 1 файл

ВОРОНЕЖСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ (восстановлен).docx

— 49.81 Кб (Скачать)
 

                ВОРОНЕЖСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ 
 
 
 
 

 

             Реферат (контрольная работа)

           По дисциплине: «Концепции современного  естествознания»

  На тему: «Эволюция и эволюционизм. Современная теория эволюции» 
 
 
 
 
 
 

                                                                                         
 
 
 
 
 
 

                                                         Воронеж   2011г

Содержание

  1. Введение……………………………………………………………………….... 3
  2. Глобальный эволюционизм

    2.1 Общие положения……………………………………………………….......4

    2.2 Антропный  принцип с позиции глобального  эволюционизма…………..5

            2.3 К общей теории глобального  эволюционизма…………………………….7

       3.  Современные теории эволюции………………………………………………..9

              3.1 Основы генетики…………………………………………………………….10

         3.2 Синтетическая теория эволюции…………………………………………..13

      4.   Заключение………………………………………………………………………17

      5.   Список литературы………………………………………………………….......18 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ВВЕДЕНИЕ

Эволюция - объективно происходящее во времени изменение, проявляющееся как неукоснительное, непрерывное совершенствование, ведущее  к повышению качественного уровня и степени организации объектов, а на основе этого - их успешной адаптации и эффективного функционирования в рамках определенных условий. Это изменение осуществляется как направленное развитие и развертывание количественных и качественно различных форм и состояний этих объектов, их структур, свойств, внутренних и внешних параметров и процессов, их функций, взаимодействий и т.п. Все это реализуется на основе механизмов превращения количественных и структурных изменений в объекте в новое качество, преодоления возникающих при этом противоречий разного рода, а происходит в формах последовательных отрицаний и также отрицаний отрицания.

Условия для  появления эволюции были раскрыты в  науке XIX – XX вв. Исторически, понятие  эволюции возникло в космологии, биологии и геологии Нового времени, хотя идеи эволюционизма в разных видах  появились уже в древности («лестница  существ» у Аристотеля и др.). Само понятие «эволюция» появилось в  науке благодаря английскому  ученому М.Хейлу в 1677 г. в его  описании жизнедеятельности организма.

Эволюция присуща  объектам любого рода: материальным и  идеальным, вещественным, психическим  и психологическим, физическим и  социокультурным, и т.п. Эволюция –  одна из общих форм или видов движения вообще, поэтому нередко отождествляется  с понятием развития. В социальных теориях с эволюцией отождествляют  понятие прогресса. Обычно понятие  эволюции противопоставляется понятию  «революции» как радикальному качественному  изменению объекта, скачку, перевороту в ходе его изменения, а эволюция понимается как процесс «постепенный», неторопливый, лишенный резких движений. В старину военные определяли простое перемещение войск при  перестроениях из одного боевого  порядка в другой, маневры, тактические  учения как эволюцию.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ГЛОБАЛЬНЫЙ ЭВОЛЮЦИОНИЗМ  
общие положения

Возникновение концепции глобального эволюционизма (ГЭ), во многом связано не только с  проблемой обоснования антропного принципа, но и, конечно, с расширением  границ эволюционного подхода, принятого  в биологической и социальных науках. Сам факт исторического появления  и эволюции этих видов движения заставляет усомниться в абсолютной статичности  и вечности других видов движения. Загадочность качественных скачков  к биологическому и от биологического к социальному миру, наверняка  можно постичь только исходя из допущения  необходимости подобных переходов  между другими видами движения. То есть, исходя из факта наличия эволюции Мира на последних этапах его истории, можно сделать предположение, что  Мир в целом является эволюционной системой, то есть и все другие виды движения (помимо биологического и  социального) сформировались в результате эволюции. Это высказывание и есть самая общая формулировка парадигмы  Глобального эволюционизма.

Замечу, что словосочетание “глобальная эволюция” не обозначает никакого другого понятия отличного  от просто “эволюция” (о котором  мы говорили в предыдущем параграфе). Эвристичность введения дополнительного  термина заключается в распространении  эволюционного взгляда на все  виды движения, на всю Вселенную, на все этапы ее истории, включая  момент ее Начала. При этом отдельные  эволюционные процессы (например, биологический  или социальный) не являются подчиненными элементами глобальной эволюции, они  и есть суть эволюция, ее частные  реализации на конкретных этапах истории  Вселенной.

Эволюционный  подход к существующим видам движения не подразумевает, что все они  находятся в постоянном процессе эволюции, а наоборот констатирует необходимость их последовательного  формирования на определенных этапах истории Мира. Вообще эволюция, как  процесс, относящийся ко всей Вселенной  в каждый момент времени реализуется  локально только в одном виде движения. То есть всегда существует только одна локальная система (то есть не тождественная  всему Миру), которую можно назвать  эволюционной, в которой происходит появление принципиально новых, уникальных определений Мира. Чтобы  отличить эту систему от других, уже прошедших эволюцию, можно  ввести термин “авангард эволюции”. Естественно, что авангардом эволюции всегда является последнее по времени  появившееся в Мире форма движения (сейчас социальная система). Все предыдущие виды движений, пройдя эволюционный этап и достигнув равновесного состояния (не статичного, а, скорее всего состояния  медленного изменения параметров, либо повторяющегося процесса развития отдельных  элементов) служат основой для формирования и эволюции нового движения. Возможны появления и новых характеристик  у “предыдущих” движений, но они  необходимо связаны с эволюцией  последнего по времени появления  типа движения (системы) – авангарда  эволюции.

Итак, в каждый момент истории Вселенной можно  выделить только две эволюционные системы  – весь Мир и вид движения, являющийся на данный момент авангардом эволюции. Сам эволюционный процесс  в них абсолютно совпадает, то есть появление новых характеристик  в частной системе есть конкретная реализация эволюции Мира. Глобальный эволюционизм Мира отличается от эволюции отдельных систем лишь своей временной непрерывностью, переносом процесса эволюции с одного вида движения на другой. В то время как эволюционный процесс в отдельной системе необходимо заканчивается при достижении некоего равновесного состояния, а эволюция продолжается в последующем виде движения.

В каждой эволюционной системе (в каждом виде движения в  момент, когда он являлся авангардом эволюции) можно выделить эволюционный параметр – параметр, который безусловно, непрерывно изменяется и связан с  появлением принципиально новых  определений данного типа движения. Так в социальном движении это  процесс научно-технического развития - он непрерывен, необратим и определяет изменения других параметров социального  движения. Также, говоря об эволюционных процессах в отдельной системе, следует обратить внимание на то, что  они относятся ко всей системе  целиком и недопустимо механистически переносить их на элементы системы. Так, исследуя социальную эволюцию следует  иметь в виду социальную систему  в целом, а не развитие и упадок отдельных государств и т.д. (хотя, конечно, все процессы в социальной системе функционально значимы, их совокупность и составляет само социальное движение, но следует четко  отделять эволюционную составляющую движения, от частных изменений и развития отдельных элементов).

Один из моментов критики ГЭ связан с абсолютной несхожестью  процессов эволюции в биологической  и социальной системах и проистечением  космологических и геологических  процессов. Отмечается их разное направление  и результат - одни движутся в сторону  усложнения структурной организации, что не скажешь о последних. (Я  уже обращал внимание на эту проблему, при обсуждении терминологических  вопросов, но думаю, что необходимо еще раз взглянуть на нее, уже  с позиции ГЭ.) Наиболее обще на эту  критику можно ответить исходя из понимания временности эволюционного  развития той или иной системы. Геологическая  система была авангардом эволюции на вполне определенном этапе эволюции Мира. Именно в этот период происходили  эволюционные процессы образования  новых для Мира геологических  объектов и структур. А дальнейшие процессы распада геологических  объектов не имеют ничего общего с  процессом эволюции. Тоже можно сказать  и о космологических объектах. Образование астрономических элементов  структуры Мира происходило на ранних этапах эволюции Вселенной, а современные  процессы видоизменения астрономических  объектов не носят эволюционного  характера. И только в исторически  последнем типе движения (авангарде  эволюции) ГЭ реализуется в конкретном эволюционном процессе. (Имея в виду выше приведенные аргументы, можно  сделать предположение, что современные  научные эксперименты по синтезу  живых систем безусловно обречены на неудачу. Возникновение первичных  признаков биологических систем было возможно лишь на конкретном этапе  эволюции Вселенной, при конкретных физических параметрах, которые естественно  не реализуемы в данный момент.)

Перед тем как  приступить к тезисному изложению  моего понимания, какой должна быть общая теория глобального эволюционизма, вернусь к проблеме АП, взглянув на нее уже с позиции ГЭ.

АНТРОПНЫЙ ПРИНЦИП  С ПОЗИЦИИ ГЛОБАЛЬНОГО ЭВОЛЮЦИОНИЗМА 

Сильный АП с  точки зрения ГЭ лишь констатирует, постулирует эволюцию Вселенной. То есть сильный АП, выдвинутый Картером в формулировке: “Вселенная (и, следовательно, фундаментальные параметры, от которых  она зависит), должна быть такой, чтобы  в ней на некотором этапе эволюции допускалось существование наблюдателей”  равносилен утверждению, высказанному с позиции ГЭ: “Вселенная находится в непрерывном процессе эволюции, необходимо приводящем на определенном этапе к возникновению социальной формы движения”.

АП высказанный  в терминах ГЭ лишен существенного  проблемного момента – в нем  ничего не говорится о параметрах Вселенной. Во-первых, распространение  процесса эволюции Вселенной в прошлое  до ее начала снимает вообще вопрос о начальных параметрах - в начальный  момент отсутствуют какие-либо определения  Мира, а все виды движения и, следовательно, их параметры появляются в процессе эволюции. Во-вторых, ГЭ, констатируя  появление социального движения, как необходимого этапа развития Мира, совершенно не регламентирует форму  воплощения разума, чем абсолютно  снимает проблему соответствия физических параметров Вселенной некой конкретной форме реализации “наблюдателя”. То есть при постулировании принципа ГЭ разум во Вселенной возникает  необходимо и независимо от конкретных физических параметров “предыдущих” видов движения, при любых их отклонениях (если таковы возможны). И более того с точки зрения обусловленности  реализации конкретной формы социальное движение ничем не отличается от других “предыдущих” видов движения (биологического, химического и т.д.).

Следовательно, АП должен быть сформулирован не как  принцип соответствия физических и  прочих условий возможности появления  наблюдателя, а наоборот, как соответствие конкретной формы реализации разума имеющимся условиям. И в этом АП сводится лишь к самой общей форме  высказывания принципа глобального  эволюционизма.

Для лучшего  понимания трактовки АП в рамках ГЭ рассмотрим, к примеру, соответствие окраски некоего вида животного  цвету геологических пород в  некоторой местности. Можно обсуждать  проблему реализации конкретного цвета  породы, без которого не возможно было бы существование данного животного - и с какой вероятностью мог  бы появиться именно такой цвет, и выдвинуть гипотезу множественности  местностей и, что только одна из них  совершенно случайно такова, что соответствует  окраске животного… Или просто констатировать, что это соответствие есть результат  развития вида в условиях данной местности.

Развивая Слабый и Сильный АП, провозглашающие  обусловленность существования  разума физическими параметрами  Вселенной Ф.Типлер дополнительно  выдвинул Финалистический АП в следующей  формулировке: "Во Вселенной должна возникнуть разумная обработка информации, и, раз возникнув, она никогда  не прекратится" [2]. То есть финалистический  АП утверждает не только взаимосвязь  появления разума с историей Вселенной, но и безусловное влияние его  на дальнейшую ее эволюцию.

Как и в случаях  слабого и сильного АП, Финалистический  АП, рассматриваемый с позиции  ГЭ, является лишь констатацией последовательной эволюции отдельных видов движения. Он только обращает внимание не на обусловленность  появления конкретной эволюционной системы (в частном случае социальной) предыдущими видами движения, а на необходимое влияние этой системы  на последующий процесс эволюции Мира. И с этой позиции финалистический  принцип естественно применим ко всем видам движения в равной степени.

Но можно выдвинуть  и Сильный Финалистический АП: с появлением разума, с развитием  социального движения Мир вступил  в новый этап эволюции, характеризуемый  активным влиянием одной из форм движения на всю систему (в рамках этих заметок  я не буду давать определения этапов эволюции мира). Конец Мира с позиции  ГЭ можно понимать как некий акт синкретического единства всех видов движения и он должен осуществиться именно в результате развития разума, как акт абсолютного самопознания Мира. (Это утверждение не несет ни теологического, ни катастрофического оттенка, более подробно оно будет раскрыто в последующих работах).

Информация о работе Эволюция и эволюционизм. Современная теория эволюции