Цитологическая наследственность. Генетическое определени пола

Автор: Людмила Безрукова, 05 Октября 2010 в 11:04, отчет по практике

Описание работы

Тема урока: Цитоплазматическая наследственность. Генетическое определение пола.
Цели урока: Продолжить формировать знания о цитоплазматической наследственности и хромосомном определении пола, сцепленном с полом наследовании признаков, за которые отвечают гены, локализованные в половых хромосомах; продолжить формирование навыков решения генетических задач; сформировать у учащихся познавательный интерес к изучению научных проблем, связанных с генетикой пола.
Задачи урока:
1. Образовательные. Продолжить формировать знания о цитоплазматической наследственности. Продолжить формирование понятийного аппарата в области генетики и умения им пользоваться. Продолжить формирование знаний о хромосомном механизме определения пола организма, об аутосомах, о соотношении полов у животных и человека, причинах этого соотношения. Продолжить формирование навыков решения генетических задач, работы с книгой. Дать представление об использовании знаний по определению пола в различных областях жизни.
2. Развивающие. Развитие умения самостоятельной работы с текстом. Развитие внимания при решении генетических задач. Развитие памяти и умения применять полученные знания (входе решения задач). Развитие умения обращаться к ранее изученному материалу. Развитие умения анализировать материал темы. Продолжить формировать умения читать и понимать научный текст, пользоваться терминами и символами генетики.
3. Воспитательные. Воспитание ответственного отношения к самостоятельной работе. Воспитание критической оценки результатов одноклассников. Воспитание критического отношения к своим способностям и знаниям в ситуации выбора. Формировать научно – материалистическое мировоззрение собственных убеждений. Формировать трепетное отношение к своему организму как носителю уникального генотипа. Развивать представление о влиянии среды на формирование фенотипа.
Тип урока: комбинированный.
Вид урока: раскрывающий содержание темы.
Оборудование: таблица «Определение пола у мушки дрозофилы», рисунки «Кариотип человека», «Родословная потомков английской королевы», сборники задач.

Работа содержит 1 файл

Учитель.docx

— 337.25 Кб (Скачать)

     Признаки, сцепленные с X – хромосомой, могут быть рецессивными и доминантными.

     Рецессивные: атрофия зрительного нерва, гемофилия, дальтонизм…

     Доминантные: врожденный рахит, темная эмаль зубов…

     Помимо  X – сцепленных, у мужчин имеется Y – сцепленные признаки – голандрические. Они локализованы в тех районах Y – хромосом, которые не имеют аналогов в X – хромосоме.

     Так как голандрические признаки определяются геном, который находится только в Y – хромосоме, то выявляются они только у мужчин и передаются от отца ко всем сыновьям (это волосатость ушей, ихтиоз – наличие перепонок между пальцами ног…). 

     Рассмотрим  наследование генов, расположенных  в Х – хромосоме. Так Х- хромосома человека содержит ген, определяющий свертывание крови (Н). Его рецессивная аллель (h) вызывает тяжелое заболевание, характеризующиеся пониженной свертываемостью крови, -  гемофилию. Женщина может являться носителем этого признака (ген этого признака находится в участке X-хромосомы), но проявляется он только у мужчины.

      Один  из наиболее известных примеров наследования гемофилии мы находим в родословной  потомков английской королевы Виктории. Предполагают, что этот ген возник в результате мутации у самой  королевы Виктории или у одного из ее родителей. 

 

     Давайте с вами решим следующие задачи.

Задача 1. Женщина- носительница гемофилии  выходит  замуж за  здорового  мужчину. Какие дети будут в первом поколении?  

H – норм. крови

h – гемофилия 

P   ♀          ×   ♂

G 

F1 
 

Задача 2. Мужчина, больной гемофилией вступает в брак с нормальной женщиной, отец которой страдал гемофилией. Определите вероятность рождения здоровых детей? (50:50) 

P   ♀          ×   ♂

 

F1 
 

    1. Обобщение и закрепление (5 мин)

    Фронтальная беседа по терминам урока.

- Что такое цитоплазматическая наследственность?

- Что  такое аутосомы и гетерохромосомы?

- Какой  пол называют гомогаметным, какой  гетерогаметным?

- Что  такое наследование сцепленное  с полом? 

Домашнее  задание (2 мин)

§ 44,45 вопросы после параграфа, термины. 
 
 
 
 
 
 
 

Оценка                                                                   Методист: Буренина Т.П.

Информация о работе Цитологическая наследственность. Генетическое определени пола