Арабская биология в Средневековье

Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Марта 2013 в 19:56, реферат

Описание работы

Западная Европа в эпоху раннего средневековья представляла унылую картину. Редкие деревушки и еще более редкие помещичьи усадьбы были отдельными мирками, слабо связанными между собой, феодал получал все необходимое от своих крепостных, съестные припасы, одежду, обувь, оружие. Не было городов, подобных древнему Риму, Афинам, Александрии, оживленных гаваней, шумных рынков, театров и цирков. Мир средневекового человека ограничивался узкими рамками его деревушки и усадьбы. Немудрено, что и мировоззрение этого человека было столь же ограниченным и сильно уступало мировоззрению образованного афинянина или александрийца. Вся духовная жизнь средневековья, просвещение, искусство, наука — была подчинена церкви.

Содержание

Введение………………………………………………….3
Изобретения востока………………..…………………...4
3. Медицина и биология………………….………………6
4. Хирургия, офтальмология, анатомия…….……….….7
5. Абу Бакр Мухаммад ибн Закарийа Ар-Рази..…….….9
6. Медицинское дело…….………………………………10
7. Абу Али ибн Сина…………………………….………11
8. Ибн аль-Байтар - величайший ботаник и фармацевт
Средневековья…………………………………………..14
9. Список литературы…………………………………..15

Работа содержит 1 файл

реферат Арабская биология.doc

— 94.50 Кб (Скачать)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Медицинское дело

 

Организация больничного  дела получила в халифатах значительное развитие. Название больницы – бимаристан – персидское; это лишний раз подтверждает, что больничное дело в халифатахиспытало значительное влияние иранских и византийских традиций.

 
Больницы, основанные мусульманами, были трех видов. 
К первому виду относились больницы, учрежденные халифами или известными мусульманскими деятелями и рассчитанные на широкие слои населения. Они финансировались государством, имели штат врачей и немедицинского обслуживающего персонала. При больницах создавались библиотеки и медицинские школы. Обучение было теоретическим и практическим: учащиеся сопровождали учителя во время его обхода в больнице и посещали вместе с ним больных на дому. В Египте первая большая больница была основана в 873 г. правителем Ахмадом ибн Тулуном. Одна из самых крупных была больница «ал-Мансури» в Каире, открытая в 1284 году.

 
Больницы второго вида финансировались  известными врачами и религиозными деятелями и были небольшими.

 
Третий вид больниц составляли военные лечебные учреждения. Они передвигались вместе с армией и размещались в палатках, замках, цитаделях.

 
Высокий уровень организации медицинского дела на средневековом Востоке тесно связан с развитием гигиены и профилактики заболеваний. Запрет производить вскрытия, с одной стороны, ограничил исследования строения тела и его функций, а с другой – направил усилия врачей на поиск иных путей сохранения здоровья и привел к разработке рациональных мероприятий гигиенического характера. Многие из них закреплены в «Коране» (пятикратные омовения и соблюдения чистоты тела, запрет пить вино и есть свинину, нормы поведения в обществе, семьеи т. п.).

 
Таким образом, арабские врачи положили начало научной медицине. Исследования, к которым поддерживался интерес в арабоязычной культуре, оставили свой след на последующемразвитии и углублении естественных наук в странах Европы.

 

 

 

 

 

 

Абу Али ибн Сина (980-1037)

 

Творческое наследие великого ученого, философа, врача и поэта Абу Али ибн Сины, получившего широкую известность в Европе под именем Авиценны, огромно. Труды Ибн Сины принадлежат к числу выдающихся творений, обогативших сокровищницу мировой культуры.

Родился Ибн Сина в 980 г. в небольшом укрепленном селении Афшана близ Бухары, где прошла его молодость, где он сформировался как ученый и врач. В Бухаре еще и сейчас можно услышать о нем поучительные легенды.

В одной из таких легенд рассказывается, что, состарившись, Ибн  Сина приготовил сорок лекарств, которые могли воскресить умершее тело. Он взял со своего ученика слово, что тот после смерти Ибн Сины оживит его, применяя эти сорок лекарств в определенной последовательности. Вскоре Ибн Сина умер, и ученик приступил к врачеванию. Лекарства оказывали необычайное действие. Тело старца не только не разлагалось, но становилось все более юным и свежим. Когда же осталось применить содержимое последнего сосуда с лекарством, тело Ибн Сины напоминало прекрасного, сияющего юношу - казалось, готового проснуться и заговорить. Это глубоко потрясло ученика. И только он стал подносить к телу последнее, сороковое лекарство, как из-за сильного волнения не смог удержать в руках сосуд с чудесным составом. Сосуд выскользнул из его рук и разбился...

В этой поэтической легенде выражена вера в могущество знаний Ибн Сины, обрисованы черты, свойственные ему как ученому; о них свидетельствуют и его автобиография, и многочисленные труды. Это - пытливость и упорство в преодолении стоящих перед ним препятствий, стремление разгадать тайны природы, овладеть знанием ее законов, чтобы победить недуги, сделать все для облегчения участи людей. Эти присущие Ибн Сипе черты хорошо выражены в одном из его четверостиший (рубаи), которое перекликается с приведенной легендой:

 

От праха черного  и до небесных тел  
Я тайны разгадал мудрейших слов и дел.  
Коварства я избег, распутал все узлы,  
Лишь узел смерти я распутать не сумел.

 

Как же протекала жизнь  и развивалось творчество Ибн  Сины? Отец Ибн Сины был податным чиновником, служившим династии Саманидов. Родители хотели дать сыну возможно лучшее образование; переехав в Бухару - город, являвшийся в то время одним из выдающихся центров культуры, - они поручили обучение Ибн Сины ученым педагогам. Но знания бухарских учителей вскоре уже не могли удовлетворять пытливого юношу, и он стал самостоятельно изучать философию, лирику и другие науки.

Работоспособность Ибн  Сины была исключительной. "В то время, - говорит он о своем шестнадцатилетнем  возрасте, - я недосыпал ни одной  ночи, да и в течение дня не занимался ничем иным, кроме наук. Возвращаясь к ночи в мое жилище, я ставил перед собой светильник и погружался в чтение или письмо... Когда же сон окончательно одолевал меня, то и во сне продолжал я обдумывать те вопросы, которыми занимался наяву... Такую жизнь вел я, пока не усвоил твердо всех наук и не овладел ими настолько, насколько это вообще доступно человеку". В числе этих наук была и медицина, которой Ибн Сина посвятил затем 16 из своих многочисленных (всего около 300) сочинений. К семнадцати годам Ибн Сина был уже зрелым ученым и занимался врачебной практикой. Успешность его врачевания открыла перед ним сокровища знаменитой библиотеки Бухары.

После завоевания Саманидского государства Караханидами Ибн Сина вынужден был уехать из Бухары в  Ургенч, а затем в Иран. Почти вся дальнейшая жизнь Ибн Сины прошла в скитаниях по разным городам прикаспийской области и Ирана. Условия, в которых он находился, часто были тяжелыми; не раз он подвергался преследованиям, был заключен в тюрьму. И только благодаря огромной силе воли и изумительной памяти, даже лишенный возможности пользоваться необходимой литературой, Ибн Сина не прекращал научной, литературной и врачебной работы. Приходилось ему заниматься и административной, и государственной деятельностью. Все это рано подорвало его силы. Умер Ибн Сина в 1037 году в возрасте 57 лет, в Хамадане (Иран), где и сейчас находится его могила.

 

Основные медицинские  произведения Ибн Сины:  
 
* «Канон врачебной науки» («Китаб ал-Канун фи-т-тибб») — сочинение энциклопедического характера, в котором предписания античных медиков осмысленны и переработаны в соответствии с достижениями арабской медицины. В «Каноне» Ибн Сина предположил, что заболевания могут вызываться какими-то мельчайшими существами. Он первый обратил внимание на заразность оспы, определил различие между холерой и чумой, описал проказу, отделив её от других болезней, изучил ряд других заболеваний. Существует множество переводов «Канона врачебной науки» на латинский язык.  
* «Лекарственные средства» («Ал-Адвият ал калбия») — написан во время первого посещения Хамадана. В произведении подробно приведены роль сердца в возникновении и проявлении пневмы, особенности диагностики и лечения заболеваний сердца.  
* «Удаление вреда от разных манипуляций посредством исправлений и предупреждений ошибок» («Дафъ ал-мазорр ал куллия ан ал-абдон ал инсония би-тадорик анвоъ хато ан-тадбир»).  
* «О пользе и вреде вина» («Сиёсат ал-бадан ва фазоил аш-шароб ва манофиъих ва мазорих») — самый короткий трактат Ибн Сины.  
* «Поэма о медицине» («Урджуса фит-тиб»).  
* «Трактат о пульсе» («Рисолайи набзийа»).  
* «Мероприятия для путешественников» («Фи тадбир ал-мусофирин»).  
* «Трактат о сексуальной силе» («Рисола фил-л-бох») — описаны диагностика, профилактика и лечение сексуальных нарушений.  
* «Трактат о уксусомёде» («Рисола фи-с-сиканджубин») — описаны приготовление и лечебное применение различных по составу смесей уксуса и мёда.  
* «Трактат о цикории» («Рисола фил-хиндабо»).  
* «Кровеносные сосуды для кровопускания» («Рисола фил-урук ал-мафсуда»).  
* «Рисола-йи жудия» — описываются лечение заболеваний уха, желудка, зубов. Кроме этого в нём описаны проблемы гигиены. Некоторые исследователи оспаривают авторство Авиценны. 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Ибн аль-Байтар - величайший ботаник и фармацевт Средневековья.

 

 Абу Абдаллах Мухаммад  ибн Ахмад ибн аль-Байтар Дия  аль-Дин аль-Малакъи -  был одним из величайших ученых мусульманской Испании и был величайшим ботаником и фармацевтом Средневековья.    
 
Он родился в испанском городе Малакъа (Малага) в конце 12 века. Он учился ботаники у Абу аль-Аббас аль-Набати, ученого ботаника, с которым он начал собирать растения  на территории всего Аль-Андалусе.     
 
В 1219 году он уехал из Испании в экспедицию по сбору растений для своей коллекции и отправился в путешествие вдоль северного побережья Африки вплоть до Малой Азии. Точно не известно как он путешествовал (по суше или морем), но основными местами, которые он посетил были Бугия, Константинополь, Тунис, Триполи, Барка и Адалью. 
 
После 1224 года он поступил на службу к аль-Камилю, египетскому губернатору, и был назначен главным травником.   В 1227 аль-Камиль переехал в Дамаск, и Ибн аль-Байтар сопровождая его переехал с ним, это дало дало ему возможность собрать растения в Сирии и теперь его коллекция исследованных и собранных растений включала в себя огромную территорию: в том числе Аравии и Палестину, территории которых он посетил для сбора растений, а отуда куда он не смог попасть растения ему присылали,  назначенные собирать растения от станций, расположенных там. Он умер в Дамаске в 1248 году. 
 
Основной научный труд Ибн Байтара, "Китаб аль-Джами фи аль- Адвия аль-Муфрада", является одним из крупнейших ботанических компиляций лекарственных растений на арабском языке. Этот труд высоко ценился среди ботаников вплоть до 16 века и представляет собой систематическое собрание трудов по ботанике, включая  в себя и ранные работы. 
 
Энциклопедия содержит около 1400 различных наименований, в основном лекарственные растения и овощи, из которых около 200 растений не были известны ранее.  Книга ссылаеться на труды около 150 авторов в основном арабских, и также приводит работы около 20 ранних греческих ученых.  Она была переведена на латинский язык и опубликована в 1758 году. 
 
Его второй монументальный трактат  "Китаб аль-Млугъни фи аль-Адвия аль-Муфтада" -  является энциклопедией медицины.  В нем описанны различные лекарства, перечисленные в соответствии с их терапевтической ценностью . В его 20 различных главах собраны описания растений по видам заболеваний которые они лечат:  болезни головы, уха, глаза и т.д. По вопросам хирургии он несколько раз процитировал известного мусульманского хирурга  Абу аль-Касим аль-Захрави.  Кроме, арабских,  Ибн аль-Байтар дал греческие и латинские названия для  собранных растений. 
 
Вклад  Ибн аль-Байтара в ботанику характеризуеться исследованиями, анализом и классификацией растений на огромной территории и  этот вклад оказал глубокое влияние на ботаников Востока и Запада и на медицину в целом.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 




Информация о работе Арабская биология в Средневековье