Внешняя политика Казахстана с Россией

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2012 в 16:24, реферат

Описание работы

После распада Советского Союза на его бывшей территории образовались новые независимые государства. Для осуществления сотрудничества в политической, экономической, экологической, гуманитарной и культурной областях, для содействия гражданам некогда единой страны в свободном общении, контактах и передвижении, для сохранения экономически однородного поля хозяйственной деятельности предприятий руководители вновь образовавшихся стран договорились о создании Содружества Независимых Государств. Однако, вместо следования заявленным целям на постсоветском пространстве развернулся "парад7"

Содержание

Введение
Россия — Казахстан: партнерство XXI века
Этнический вопрос сотрудничества
Заключение
Контрольные вопросы
Список используемой литературы

Работа содержит 1 файл

Внешняя политика Казахстана с Россией.docx

— 34.08 Кб (Скачать)

В октябре 2006 года Казахстан  и Россия подписали документы, учреждающие  три совместных предприятия: по добыче урана на территории Казахстана, по обогащению урана на территории России и по разработке и продвижению  на рынок Казахстана, России и третьих  стран инновационных проектов энергоблоков с атомными реакторными установками  малой и средней мощности. Как  представляется, объединение усилий наших стран в атомной сфере  будет не только способствовать мировой  энергетической стабильности, но и  служить ярким примером перспективности  мирного использования атома.

Отдельного рассмотрения заслуживает активное участие Казахстана и России в интеграционных проектах, созданных на постсоветском пространстве. Во многом благодаря курсу, ориентированному на стратегическое партнерство, нашим странам удалось быстро адаптироваться к условиям глобализации и достичь серьезных экономических успехов. В результате сегодня ставшее уже привычным определение тандема Казахстана и России в качестве "локомотивов интеграции" как нельзя лучше соответствует реалиям.

Многосторонняя дипломатия прочно укоренилась в качестве системообразующего вектора внешнеполитической деятельности Астаны и Москвы. Казахстан и Россия внесли значительный вклад в разработку Концепции дальнейшего развития СНГ и плана по ее реализации, утвержденных недавно в Душанбе. Тем самым заложена практическая основа для постепенного выведения  Содружества на новый уровень  взаимодействия.

Создание других, более  узких по составу участников организаций  показывает, что идея "разноуровневой" интеграции в полной мере оправдывает  себя.

Организация Договора о коллективной безопасности сегодня видится основным гарантом обеспечения стабильности в зоне ответственности, включая  Центральную Азию. В этом отношении  представляется чрезвычайно важным развитие военно-политического сотрудничества, имеющего целью создать единую, эффективную  систему безопасности. Речь идет о  развертывании Объединенной группировки  войск Центрально-Азиатского региона  коллективной безопасности, формировании объединенных систем военного назначения и в конечном счете — Коллективных сил организации.

ОДКБ, установив полезное взаимодействие с ООН, вносит весьма заметный вклад в усилия, направленные на борьбу с терроризмом. Не секрет, что в Центрально-Азиатском регионе, учитывая близость Афганистана, сосредоточены  и иные современные вызовы и угрозы: незаконная торговля наркотиками, нелегальная  миграция, религиозный экстремизм. Это предопределяет необходимость  комплексного взаимодействия разных интеграционных структур — СНГ, ЕврАзЭС, ОДКБ и ШОС. Конструктивным шагом в этом направлении  стало подписание накануне саммита  в Душанбе Меморандума о взаимопонимании  между секретариатами ОДКБ и ШОС.

Планомерно эволюционирует экономическая составляющая интеграции, главным образом в рамках ЕврАзЭС. На днях в ходе проведения Межгосударственного  совета этой организации состоялось подписание первоочередных международных  договоров, являющихся частью правовой базы Таможенного союза. Президенты Беларуси, Казахстана и России скрепили своими подписями Договор о создании единой таможенной территории и формировании Таможенного союза, а также Протокол о порядке вступления в силу международных договоров, фиксирующих договорно-правовую базу Таможенного союза, выхода из них и присоединения к ним. Кроме того, утвержден перечень соответствующих международных договоров и План действий по формированию Таможенного союза в рамках ЕврАзЭС до окончательного завершения работы в 2010 году.

Весьма симптоматично, что  построение казахстанско-российского  сотрудничества на симметрично-прагматичной основе, ориентация, прежде всего, на взаимовыгодные, деполитизированные проекты привлекает и другие государства. В совместные проекты вовлекаются новые страны, новые партнеры. С этой точки зрения можно рассматривать результаты визита В. Путина в Астану в мае  текущего года, а также договоренности трехстороннего саммита в Туркменбаши.

 Этнический вопрос сотрудничества

Казахстан представляет интерес  для России и с гуманитарно-этнической точки зрения в силу полурусского состава населения. Из примерно 15,5 млн. жителей казахи составляют около 48%, а 52% - это русские (6,5 млн. человек), украинцы, белорусы, немцы, татары и другие говорящие по-русски граждане. Русское население абсолютно преобладает в шести северных областях Казахстана: Карагандинской, Кустанайской, Кокчетавской, Семипалатинской, Усть-Каменогорской, Целиноградской, где численность казахов не превышает 20%.

Многие века русские и  казахи жили бок о бок. Общеизвестен вклад россиян в становление и развитие казахстанской экономики, науки, культуры, буквально всех сфер жизни. К сожалению, после распада Советского Союза свыше одного миллиона русских эмигрировали из Казахстана в Россию, хотя и здесь их ждали весьма серьезные проблемы, прежде всего экономические. Эта миграция продолжается. Благополучие русских в Казахстане и казахов в России послужило бы созданию условий благополучия российско-казахстанских отношений, а межнациональное согласие — это важнейший фактор безопасности и стабильности любого многонационального государства. Отсюда то внимание, которое придается этому вопросу и на правительственном, и на общественном уровне в России и Казахстане.

Межгосударственные переговоры и документы, подписанные в последнее  время, ознаменовали заметное движение вперед в плане решения ряда консульских, миграционных, культурных и других проблем русских в Казахстане и казахов в России. Начали совместную работу по урегулированию возникающих проблем комиссии по правам человека при президентах России и Казахстана. Практика показывает, что такие массовые мероприятия, как выборы, перепись населения, предстоящие вскоре и в Казахстане, стимулируют повышение внимания властей к положению не только титульной, но и других национальностей. Тем более, когда речь идет о таких многочисленных диаспорах, как русская в Казахстане. Большинство из русских здесь видят свое будущее на этой земле, выступают за продолжение рыночных реформ с социальной направленностью, процесса демократизации, за поступательное политическое и экономическое развитие независимого Казахстана в тесном содружестве с Россией.

Это содружество — залог  безопасности, стабильности и развития наших двух государств. Одновременно это вклад в дальнейший прогресс обширного евразийского региона, единство и взаимодействие государств этого  суперконтинента.

Российско-казахстанская  граница

Российско-казахстанская  граница — современная государственная  граница между Российской Федерацией и республикой Казахстан, ранее  административно-территориальная граница  между РСФСР и Казахской ССР. Современные очертания приобрела  в 1930-е годы, а межгосударственный статус после распада СССР в 1993 году.При этом граница не совпадает с территорией проживания народов региона — русские, казахи, а также другие национальности (немцы, татары, украинцы) проживают по обеим сторонам границы, хотя после обретения суверенитета доля и численность всех нетитульных народов на казахстанской стороне быстро сокращается. При этом доля и численность казахов в российском приграничье растёт.

Протяженность сухопутной границы — 7 512,8 км , что делает российско-казахстанский участок самой длинной границей России и одной из самых длинных границ мира (для сравнения граница Канады и США составляет 8 891 км). Российско-казахстанская граница практически полностью сухопутна. Протяженность морской границы — 85,8 км. Большая её часть проходит по безлюдным степям и пустыням, что делает её охрану крайне затруднительной. Демаркация границы имеет место лишь в местах пересечения её основными транспортными магистралями.

Основной современной  проблемой российко-казахстанского приграничья является резко усилившиеся транcграничные миграции и наркотрафик. После распада СССР в Россию устремились многомиллионные потоки репатриантов европейского происхождения (русские, украинцы, немцы, татары и проч.) В Казахстан также переселилось небольшое количество казахов-оралманов. В последнее время через Казахстан в Россию устремилось значительное количество как легальных так и (преимущественно)нелегальных трудовых мигрантов (узбеки, таджики, цыгане-люли, киргизы, афганцы, вьетнамцы, китайцы и др.). Нелегальная трудовая иммиграция осложняется другими преступлениями (контрабанда, наркотрафик, наркоторговля, мошенничество и прочее).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

Как показывает опыт, важно  налаживать отношения, в первую очередь, со странами-соседями. Знать и понимать друг друга - вот самая прочная  основа для взаимного учета интересов  государств-соседей.

Россия и Казахстан  имеют все необходимые предпосылки, чтобы стать для других стран  СНГ примером тесной интеграции в  новых условиях самостоятельности  и независимости. Этнороссияне в  Казахстане - это составное звено  и влиятельная часть исторической Родины, важнейший фактор политики России по укреплению российско-казахстанских  отношений. Помимо успешного сотрудничества России и Казахстана, в российско-казахстанских  отношениях много и нерешенных еще  проблем, но они, как представляется, решаемы. С учетом заинтересованной зависимости наших стран друг от друга, в силу географического  расположения, этнической близости, общего огромного военно-экономического, энергетического  потенциала сотрудничество России и  Казахстана должно определять ситуацию в центральноазиатском регионе.

И сегодня огромные просторы России и Казахстана, их человеческий потенциал, богатые природные ресурсы  оказывают важнейшее влияние  на развитие всего обширного евразийского континента, а следовательно, имеют и немалое международное значение.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Контрольные вопросы

  1. Когда были установлены дипломатические отношения между Российской Федерацией и Республикой Казахстан ?
  2. Назовите базовые российско-казахстанские документы.
  3. В каком году начал действовать Таможенный союз Белоруссии, Казахстана и России?
  4. 1 июля 2011 года на границе России и Казахстана отменён…
  5. Назовите основные посольства России в Республике Казахстан.
  6. В 1994 космодром с городом Ленинск (ныне Байконур) передан в аренду России. До какого года он арендуется Россией?
  7. В 2007 году казахстанская сторона предложила России рассмотреть возможность создания прямого воднотранспортного соединения. Как он называется и какие его цели?
  8. Какой документ заложил основы обеспечения стабильности на евразийском пространстве, а также открыл горизонты для дальнейшего совершенствования механизмов поддержания мира?
  9. Россия представлена на нефтяном рынке Казахстана двумя крупными компаниями. Назовите их.
  10. Какие открылись новые перспективы с принятием в Казахстане государственной программы "Развитие космической деятельности в Республике Казахстан на 2005—2007 годы" ?

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список используемой литературы

1. Казахстанско-российские  отношения 1991-2002 годы: Сборник документов  и материалов. Астана — Москва, 2001

2. Клепиков Н. Казахстан  не станет Кувейтом // Независимая  газета. 1999 3апреля; Экономика и политика  России и государств ближнего зарубежья. М., 1999

3. Кушкумбаев С. К. Центральная  Азия на путях интеграции: Геополитика,  этничность, безопасность. Алматы, 2004

4. Мансуров Т. Казахстанско- российские отношения в эпоху перемен. М., 2001

5. Мансуров Т.А. Казахстан  и Россия: суверенизация, интеграция, опыт стратегического партнерства.  М., Русский раритет, 1997

6. Морозов Е. Геополитика  в её историческом развитии // Армия. 1998 № 3

7. Наринский М. М. Южный  фланг СНГ: Центральная Азия - Каспий - Кавказ. М., 2003

8. Наумкин В. В. Центрально-азиатский  фактор в отношениях России. М., 2004

9. Сорокин К. Э. Геополитика  современности и геостратегия  России. М, 2006

10. Султанов Б. К. ШОС.  Алматы, 2001

11. www.kazembassy.ru \ Посольство  Республики Казахстан в Российской  Федерации, 2004 — 2007

 

 

 

 

 

 

 

 

Казахстанско  – Российский Медицинский Университет

 

 

 

 

 

CРС

На тему:

«Внешняя политика Казахстана с Россией»

 

Кафедра общественных дисциплин

 

 

 

 

 

Выполнила:

Конысбаева Диана

114 «Б» группа

Проверил:

Джилысбаев Д.Д.

Алматы 2011


Информация о работе Внешняя политика Казахстана с Россией