Территориальная структура РФ

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Ноября 2011 в 16:41, контрольная работа

Описание работы

Целью рассматриваемого вопроса является основания освобождения от уголовной ответственности.
Задачей является исследование причин по которым человек, совершивший какое-либо преступление может быть освобожден от наказания.

Работа содержит 1 файл

Министерство образования и науки Российской Федерации.docx

— 50.19 Кб (Скачать)
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ВВЕДЕНИЕ

     Территориальное устройство государства является сложным конституционно-правовым институтом, который связан со многими вопросами в политической, административной, экономической и географической сферах. В связи с чем данный институт в значительной степени связан с иными государственными и общественными институтами. Вопрос территориального  устройства российского государства приобретает особое значение ввиду происходящих в нашей стране общественно-политических преобразований, масштабности ее территории, природных условий, многонационального состава Российской Федерации и ее субъектов, исторической, этнической и духовной самобытности российского народа. 

     Целью данного вопроса в контрольной  работе состоит в том, чтобы рассмотреть  территориальное устройство РФ, а также определить ключевые проблемы и выявить пути их решения.

     Задачей является исследование территориального устройства государства, различие по национально-территориальному устройству.

     Уголовная ответственность есть такая мера государственного принуждения, когда в результате реализации прав и обязанностей участников охранительных уголовных правоотношений и применения норм уголовного права конкретное деяние и лицо. Его совершившее, подвергаются судом отрицательной государственно-правовой и морально-политической оценке, выраженной во вступившем в законную силу обвинительном приговоре суда, в целях обеспечения охраны наиболее ценных общественных отношений от преступных посягательств, исправления правонарушителя, предупреждения совершения преступлений.

     Целью рассматриваемого вопроса является основания освобождения от уголовной  ответственности.

     Задачей является исследование причин по которым человек, совершивший какое-либо преступление может быть освобожден от наказания.

1 Территориальное  устройство Российской  Федерации (РФ)

     В настоящее время  территориальное   устройство  Российской Федерации включает в себя множество уровней, в частности:  территориальный  уровень субъектов Российской Федерации; различного рода ведомственные территориальные  уровни;  территориальные  уровни в субъектах  РФ, в том числе, уровень так называемых административно-территориальных единиц субъекта  РФ;  территориальный  уровень муниципальных образований.

     Территориальное устройство — способ, которым отдельные территориальные единицы интегрируются в общую структуру организации государства.

     Внутреннее  деление государства, правовое положение  его частей, их взаимоотношение друг с другом и с центральными органами власти охватываются понятием «территориальное устройство государства». Территориальное  устройство - историческое следствие  той предпосылки государства, которая  сформировалась в результате замещения  кровнородственных связей с соседскими и эволюционировала в принцип  разделения людей не по их происхождению, а по проживанию на определенной территории. Естественно, что по тому же принципу должны были строиться и государственные  органы, управляющие людьми.

    1. Формы территориального устройства
 

     Форма территориального устройства отражает территориальную структуру государства, характер взаимоотношений центральных, региональных и местных органов власти. По национально-территориальному устройству государства делятся на унитарные и федеративные.

     Унитарное государство отличают единая конституция, признаваемая на всей территории, единое гражданство, единая система права и судебная система, отсутствие самостоятельности у административно-территориальных единиц. В ряде унитарных государств некоторые регионы пользуются административной автономией, рамки которой определяет центральная власть.

     Федерация отличается от унитарного государства тем, что входящие в нее территориальные единицы (штаты, провинции, кантоны, республики) являются субъектами государственного суверенитета. Это устойчивый союз государств, самостоятельных в пределах распределенных между ними и центром компетенции и имеющих собственные органы власти.

     Федеративный  принцип призван обеспечить равноправное взаимодействие общностей, обладающих значительными этническими, историко-культурными, религиозными, лингвистическими и другими особенностями; создать оптимальные возможности для выражения региональных и иных интересов.

     Критериями  федерализма являются: единая государственная политика и контроль правительства над всеми территориями, входящими в федерацию; исключительное право федеративного правительства на проведение внешней политики; отсутствие у субъектов федерации права на выход из нее; отсутствие у центрального правительства права на изменение границ государств — членов федерации; возможность изменения конституции государства только с согласия членов федерации; возможность субъектов федерации иметь свои конституции, которые не должны противоречить федеральной; наличие двухпалатного парламента с равным представительством государств-членов по крайней мере в верхней палате; двойная система законодательных и исполнительных органов, судебная, правовая, гражданства, разделение власти и полномочий федерации и государств-членов.

     Известный исследователь федерализма Дэниел Элейзер полагал, что понятие  «федерализм» имеет два значения: «В узком смысле оно обозначает взаимоотношения  между различными правительственными уровнями, в более широком –  сочетание самоуправления и долевого правления через конституционное соучастие во власти на основе децентрализации».[10] Таким образом, федерализм предполагает демократическую децентрализацию, т.е. автономность, самостоятельность территориальных государственных образований, имеющих собственные конституции (уставы), законодательные, исполнительные и судебные органы. Федеральная система государственного правления способствует широкому развитию местного самоуправления.

     Децентрализация осуществляется в трех основных формах: деконцентрация, делегирование и  передача власти. Деконцентрация - это административная договоренность, согласно которой функции центрального правительства передаются региональным представительствам федеральных органов власти. Делегирование - это агентское соглашение, по которому функции перемещаются к организациям, действующим вне центральных правящих структур с определенной степенью административной и финансовой самостоятельности. Передача власти означает перевод полномочий от центра к субъектам федерации, т.е. автономным, демократически избираемым единицам регионального правления, таким как край, область, округ, город и т.д.

     Благодаря децентрализации субъекты федеративного  государства самостоятельно реализуют власть в регионе. Однако они обладают лишь ограниченным суверенитетом, не имеют права одностороннего выхода из союзного государства. Центральное правительство может вмешаться во внутренние дела членов федерации в случае возникновения там чрезвычайных ситуаций: стихийных бедствий, массовых беспорядков и др.

 

  1.2 Конституционные основы российского федерализма

     Федеративное  устройство России закреплено в Конституции 1993 года. Оно основывается на принципах государственной целостности, единства системы государственной власти, разграничения предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и ее субъектов, равноправия и самоопределения народов.

     Конституция России закрепляет конкретный численный, видовой и именной состав субъектов  Федерации. В соответствии с Основным Законом государства в состав Российской Федерации входит 89 субъектов, в том числе: 21 республика, 6 краев, 49 областей, 2 города федерального значения, 1 автономная область и 10 автономных округов. Исторически они появлялись и видоизменялись в разное время как внутренние образования РСФСР (за исключением Тувы), что получало отражение в Конституциях РСФСР 1937 и 1978 гг., а в последующем было оформлено Федеративным договором от 31 марта 1992 года (Договор о разграничении предметов ведения и полномочий между федеральными органами государственной власти Российской Федерации и органами власти суверенных республик в составе Российской Федерации). Количественное изменение субъектов Федерации в последние годы связано с укрупнением некоторых из них. Так, Пермская область и Коми-Пермяцкий автономный округ с 1 декабря 2005 г. объединены в Пермский край, Камчатская область и Корякский автономный округ с 1 июля 2007 г. образуют Камчатский край1, Красноярский край, Эвенкийский и Таймырский (Долгано-Ненецкий) автономные округ до 31 декабря 2007 г. создадут новый субъект2, в апреле 2006 г. провели референдум об объединении Иркутская область и Агинский Бурятский автономный округ.

     Отношения центра и субъектов Федерации  в России поставлены на правовую основу. Конституцией разграничены предметы ведения и полномочия каждого субъекта Федерации: определено, какие вопросы решают только центральные органы правления (внешняя политика, оборона, федеральные энергетические системы, транспорт, связь и др.), какие относятся к совместному ведению Федерации и ее субъектов (природопользование, образование, культура, здравоохранение и т.п.).

     Регламентация прочих вопросов составляет область  исключительного ведения субъектов Федерации. По этим вопросам региональные органы правления обладают всей полнотой государственной власти. При принятии федерального закона по вопросам, не входящим в компетенцию центральных органов правления, действуют нормативно-правовые акты субъекта Федерации.

     В Конституции заложен принцип  сохранения целостности государства, который, однако, может сочетаться с  правом наций на самоопределение  в Российской Федерации. Подчеркивается, что право одной нации на самоопределение  всегда ограничено правом другой нации, а право отдельной нации на самоопределение ограничено правом всего многонационального народа на сохранение целостного государства. Наряду с национальным, правовым и экономическим  регулированием отношений между  субъектами и центром в пределах ведения Российской Федерации и  совместного ведения центральные  органы исполнительной власти субъектов  Федерации образуют единую систему  государственной исполнительной власти в стране.

     Таким образом, конституционные основы российского  федерализма создают предпосылки для совершенствования управления огромной страной, упрочения государственности, территориальной и социальной целостности, развития демократии посредством соблюдения прав и законных интересов различных национальностей, обеспечения необходимого баланса экономических, политических, этнических и социальных сторон общественной жизни.

     1.3 Особенности российского федерализма

 

     В 1990-х гг. в российской политической практике серьезно нарушались основы федеративного устройства. Так, например, из конституции двадцати одной республики девятнадцать содержали положения, прямо противоречащие Конституции Российской Федерации. Основные законы Татарстана, Башкортостана, Якутии (Саха), Тувы, Ингушетии устанавливали конфедеративный тип связей между республиками и центром. В конституции Республики Татарстан констатировалось, что она - суверенное государство, субъект международного права, ассоциированное с Российской Федерацией на основе договора о взаимном делегировании полномочий.

     Конституции Якутии, Башкортостана, Тувы, Коми в  одностороннем порядке устанавливали право приостановления действия законов Российской Федерации, если последние противоречат конституциям этих республик. Восемь республик относили к своей компетенции порядок введения чрезвычайного положения на своей территории, а Тува даже самостоятельно принимала решения по вопросам войны и мира. Конституции ряда республик (Коми, Башкортостана, Якутии) предусматривали возможность самостоятельного проведения внешней политики, заключения международных договоров и соглашений. Конституции Ингушетии, Якутии и Тувы объявляли природные ресурсы, находящиеся на их территории, своей собственностью.

Информация о работе Территориальная структура РФ