Становление института президентства в Российской Федерации

Автор: Ольга Мастерова, 21 Июля 2010 в 22:36, курсовая работа

Описание работы

На протяжении всей истории России её государственно-политическое устройство было представлено преимущественно централизованными формами управления, что обуславливалось размером страны, неоднородным этническим составом населения, различием уровня и характера экономического потенциала и развития регионов. В 17-начале 20 вв. такой формой управления являлась абсолютная монархия, на смену которой пришла также централизованная структура органов власти Советского Союза.

Содержание

Введение
Понятие института президентства.
Опасности президентства
Предпосылки возникновения института президентства в России и его эволюция.
Президенты России. Значение политических реформ Ельцина и Путина.
Прогноз развития института президентства в России.
Заключение
Термины и определения
Список литературы

Работа содержит 1 файл

Становление института президентства в РФ.doc

— 147.00 Кб (Скачать)

      Конституция 1993 г. установила новую систему органов государственной власти. Была отвергнута американская модель президентской республики, где президент совмещает в одном лице пост главы государства и главы правительства. Выбор был сделан в пользу французской модели смешанной, полупрезидентской республики, в которой существует разграничение функций между двумя должностными лицами главой государства и главой правительства.

      По  Конституции РФ 1993 г., Президент —  ключевой институт государственного механизма  при соблюдении принципа разделения властей. Назвав Президента главой государства, Конституция наделила его широким кругом полномочий, соответствующих этому институту: представительство Российской Федерации внутри страны и в международных отношениях, охрана суверенитета страны, ее независимости и целостности, обеспечение взаимодействия органов государственной власти, решение вопросов гражданства, награждение государственными наградами, право помилования и др. Президент РФ является Верховным Главнокомандующем Вооруженными Силами РФ (это также традиционное полномочие главы государства), он может в определенных законом случаях вводить на территории страны или в ее отдельных местностях военное или чрезвычайное положение (с немедленным уведомлением об этом парламента). Усилена в пользу Президента РФ по сравнению с прошлым система сдержек и противовесов в отношениях Президента с парламентом. Президент, в частности, получил право роспуска Государственной Думы — нижней палаты парламента в особых, предусмотренных законом случаях (см. роспуск парламента). Усложнен порядок преодоления отлагательного вето Президента.

      В отличие от ранее действовавшей  Конституции Президент не является главой исполнительной власти. Вместе с тем он сохранил достаточно широкие  возможности воздействия на исполнительную власть и всю систему управления: он назначает с согласия Государственной Думы премьер-министра, определяет состав Правительства (по предложениям премьер-министра), может председательствовать на его заседаниях, утверждает структуру федеральных органов, формирует и возглавляет Совет Безопасности РФ, осуществляет руководство внешней политикой РФ. Президент реализует свою компетенцию в значительной мере путем указов, носящих нормативный характер: Конституция РФ не содержит закрытого перечня вопросов, по которым они могут быть изданы.

      В целом, однако, полномочия Президента РФ отнюдь не шире, чем полномочия президентов  в таких странах, как США и  Франция. Как и президенты указанных  государств, Президент РФ относится  к числу “сильных”, что соответствует сложным условиям переходного периода и историческим традициям страны. Сильные позиции Президента уравновешены принципом разделения властей, системой сдержек и противовесов, ответственностью правительства перед Федеральным Собранием, возросшей ролью самого Правительства, возможностью оспаривания нормативных указов Президента в Конституционном Суде.

      Согласно  Конституции, президентом может быть избран гражданин Российской Федерации не моложе 35 лет, постоянно проживающий в стране не менее 10 лет. Избранный Президент вступает в должность с момента принесения им присяги.

      Конституция РФ 1993 г. уменьшила срок пребывания на посту президента с 5 лет до 4. Однако в соответствии с переходными  положениями Конституции РФ в 1991 г. Президент оставался на посту  до истечения срока, на который был избран. Очередные президентские выборы состоялись в 1996 г. Это были вторые по счету, но первые в России как независимом государстве президентские выборы. Победу на них снова одержал Б.Н. Ельцин, который по Конституции мог быть переизбран еще на один срок.

      Президент РФ досрочно прекращает исполнение своих  полномочий в случае отставки по собственному желанию или стойкой неспособности  по состоянию здоровья выполнять принадлежащие ему полномочия. Он может быть отрешен от должности Федеральным Собранием путем особой процедуры — импичмента — за государственную измену или совершение других тяжких преступлений (см. отрешение от должности Президента). Официальная резиденция Президента РФ — Кремль, Москва. Символом президентской власти служит штандарт (флаг), представляющий собой квадратное полотнище цветов Государственного флага Российской Федерации с золотым изображением Государственного герба в центре. На древке штандарта (флага) крепится серебряная скоба с выгравированной фамилией, именем и отчеством Президента и датами его пребывания на этом посту. Еще один символ — орденский знак “За заслуги перед Отечеством”, вручаемый вновь избранному Президенту при вступлении в должность. 

      4. Президенты России. Итоги реформ Ельцина и Путина.

      27 февраля 1990 года Верховным Советом  СССР учреждена должность президента  СССР. После чего на III внеочередном Съезде народных депутатов СССР 15 марта 1990 года М.С.Горбачев  был избран президентом СССР. А уже 25 декабря 1991 года, в связи с прекращением существования СССР как государственного образования, Горбачев объявил о своей отставке с поста Президента и подписал Указ о передаче управления стратегическим ядерным оружием Президенту России Ельцину.

      Первый  президент России, тогда еще РСФСР, Б.Н. Ельцин был избран 12 июня 1991 года всенародным голосованием. Ельцин победил в первом туре (57,3% голосов).

      В связи с истечением срока полномочий Президента России Б.Н. Ельцина и  в соответствии с переходными положениями Конституции РФ  на 16 июня 1996 года были назначены выборы Президента России. Основными конкурентами считались действующий Президент России Б.Н. Ельцин и лидер Коммунистической партии Российской Федерации Г.А. Зюганов. По результатам выборов  Борис Ельцин получил 40,2 миллиона голосов (53,82 процента, значительно опередив основного конкурента, который получил 30,1 миллиона голосов (40,31 процента). 3,6 миллиона россиян (4,82%) проголосовали против обоих кандидатов.

      31 декабря 1999 года Б.Н. Ельцин добровольно прекратил исполнение полномочий президента Российской Федерации и передал полномочия президента председателю правительства В.В. Путину. 

      Период  нахождения Ельцина на посту Президента РФ ознаменовался многочисленными  событиями и реформами во всех отраслях жизни государства:

      1. Принятие новой Конституции, которая  гарантировала бы основные демократические права и свободы граждан, а также давала бы законодательную базу для продолжения демократических реформ.

      2. Перевод государства с плановой экономики на рыночную. Приватизация - перераспределение государственной собственности в пользу народа. Основным минусом процесса приватизации явилось отсутствие механизма управления и контроля за приватизацией. Несмотря на провал приватизации, страна плавно переходила к новой экономической системе, где основой становится частная собственность. Развитие рыночной экономики: появление частного бизнеса, конкуренции, улучшение ассортимента предлагаемых товаров и услуг

      Переход России к рыночной экономике повлек за собой ряд негативных явлений в жизни общества. Это, прежде всего, безработица и социальная незащищенность таких слоев общества, как пенсионеры, бюджетная сфера, армия, разгул преступности и внедрение ее в экономическую жизнь общества, как невыплата заработной платы.

      3. Чеченская война - пожалуй, одна  из самых страшных страниц в жизни 
России. Проблемы на Кавказе - границе православия и ислама - существовали всегда, и не в первый раз Россия была втянута в столь кровопролитную, жестокую и ненужную войну. 
Поддавшись влиянию своего ближайшего окружения и поверив военному командованию, которое убедило президента в быстрой и малоболезненной победе, Ельцин издает указ о вводе войск в Чечню. Вероятно, это была самая грубая из ошибок, которая обернулась огромным количеством тяжелейших последствий: погибло много людей, среди которых не только российские военнослужащие, но и гражданское население, в том числе дети, женщины и старики (до сих пор не установлено точное число погибших); Россия понесла большие материальные потери

      4. Придя к власти, Борис Ельцин, как президент страны, решил одну из важнейших внешнеполитических проблем - вернул России ее вес в мировой политике. К 1998 году внешнеполитический курс России заслужил уважения и признания во всем мире. К мнению России стали прислушиваться и решения большинства мировых проблем не обходятся без ее участия. Из других внешнеполитических достижений как Ельцина, так и МИДа России, следует отметить процесс принятия России в Европейское Сообщество.

      С 1991 года Россия удерживала пальму первенства в делах СНГ, - при содействии России была остановлена война в Приднестровье и в Абхазии, при непосредственном участии России и ее вооруженных сил удается сдерживать расширение вооруженного конфликта в Таджикистане. Произошла интеграция России с республикой Беларусь.

      31 декабря 1999 года  В.В. Путин стал исполняющим обязанности президента РФ. В соответствии с Конституцией Совет Федерации РФ назначил датой проведения внеочередных президентских выборов 26 марта 2000 года.

      26 марта 2000 года в выборах приняли  участие 68,74 процента избирателей, включенных в списки голосования, или 75,2 млн. человек. Владимир Путин получил 39,7 млн.голосов избирателей, что составило 52,94 процента, то есть более половины голосов избирателей. 5 апреля 2000 года Центризбирком РФ постановил признать выборы президента Российской Федерации состоявшимися и действительными, считать избранным на должность президента России В.В. Путина.  
7 мая 2000 года Путин официально вступил в должность главы российского государства.

      14 марта 2004 года - Владимир Путин был избран Президентом Российской Федерации на второй срок. За пост Президента России боролись шесть кандидатов. За Путина проголосовали 71,3 процента от общего числа избирателей. Вступил в должность 7 мая 2004 года.

      По  мнению подавляющего большинства исследователей практически все реформы, начатые Путиным так или иначе завершились неудачно, либо не были доведены до логического конца. К таким реформам политологи причисляет в первую очередь пенсионную реформу, реформу государственного медицинского страхования и льготного лекарственного обеспечения, судебную реформу, реформу местного самоуправления, военную реформу, реформу ЖКХ. Сложившийся окончательно в президентство В. Путина общественно-политический строй характеризуется как власть чиновничьей олигархии, имеющий черты крайне правой диктатуры — господство государственно-монополистического капитала в экономике, силовых структур в управлении, клерикализма и государственничества в идеологии.

      Помимо  бушующего во всем мире экономического кризиса страна находится на пороге масштабных кризисов:

- Энергетический  кризис. Начиная с 2005 года Россия  зависит от импорта среднеазиатского  газа. Крупнейшие месторождения  газа и нефти близки к исчерпанию, свежие месторождения за 8 лет  правления В.В. Путина остались  неразработанными. По оценкам ряда экспертов к 2012 году России не будет хватить нефит и газа для обеспечения потребления.

- Крупные  техногенные катастрофы и системный  кризис коммуникаций из-за отсутствия  серьёзных инвестиций в инфраструктуру  в ближайшем будущем.

- Российская бюрократия – и гражданская, и силовая – насквозь поражена коррупцией. Н  одно масштабное решение, на каком бы уровне оно ни было принято, не будет претворено в жизнь без дополнительного коррупционного стимулирования чиновника, отвечающего за исполнение решения.

- Кризис  в вооруженных силах. На лицо  сокращение военного потенциала, разложение морального духа армии.

      - Геополитический статус России. В мировой политической культуре  сформировались два полярных  мнения о геополитическом статусе  России в период правления Путина. Согласно одному из них статус существенно снизился, что вытекает из следующих суждений. До прихода Владимира Путина к власти РФ была полноценной региональной державой, воспринимаемой всеми странами СНГ в качестве «старшего брата». Важнейшие стратегические решения согласовывались главами союзных республик с Кремлём. Другую точку зрения наглядно отразил журналист Марк Симпсон в «The Guardian»: «Путина ненавидят на Западе так же сильно, как обожали Ельцина, не потому, что он против демократии (Ельцин тоже шел против демократии, когда ему это было выгодно), но потому, что он возродил российское государство, российскую мощь, российское чувство собственного достоинства и не боится отстаивать российские интересы. <...> Резкий всплеск русофобии на Западе в последние годы вызван скорее не тревогой либералов по поводу московского авторитаризма, а неприкрытыми корыстными интересами: Запад обнаружил, что русский медведь еще жив, несмотря на все наши усилия отравить его „ельциным-210“ в 1990-е годы, и хочет получить назад свою нефть и газ».

Информация о работе Становление института президентства в Российской Федерации