Социально политические идеи Мо-цзы

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Января 2012 в 17:26, реферат

Описание работы

Политические и правовые учения в специальном смысле этого понятия появились в ходе долгого существования раннеклассовых обществ и государств.

В теоретико-познавательном плане генезис политических и правовых теорий проходил в русле постепенной рационализации первоначальных мифических представлений.

У древних египтян, индусов, китайцев, греков, римлян, политико-правовая мысль опирается на мифологические представления.

Древний мыслитель Геродот в своем труде «История» сообщает, что согласно источникам, со времени первого египетского царя до времени геродотовского посещения Египта (V в. до н. э.) прошло 341 поколение верховных жрецов и царей и в течение всего этого времени в Египте правили только смертные люди. До этого в Египте царствовали Боги, которые жили совместно с людьми.

Работа содержит 1 файл

Экзамен по ИПУ. Краткие ответы до Аль Фараби и пр. пидарасов.docx

— 36.77 Кб (Скачать)

    Третий  период (вторая половина IV–II в. до н. э.) – период эллинизма, время начавшегося упадка древнегреческой государственности, подпадание греческих полисов под власть Македонии и Рима.

    Возникнув в условиях деления людей на свободных  и рабов, античная политико-правовая мысль оформилась и развивалась  как идеология свободных.

    Свобода – фундаментальная ценность, главная цель усилий и основной предмет забот древнегреческой политической теории и практики.

    Политика  и связанные с ней духовные занятия выступают как дело свободы  и сфера усилий свободных людей, а труд – как удел рабов. Вся  производственно– трудовая сфера, как и сфера семьи, находится, по тогдашним представлениям, в принципе вне сферы свободы, и, следовательно, вне политики как отношений свободы. Отношения господина и раба, главы семьи и остальных ее членов как отношения господства и подчинения трактуются как неполитические отношения. С этим связано и традиционное противопоставление эллинской полисной формы жизни деспотическому правлению у варваров.

    УДемокрита (ок. 460–370 г. до н. э.) встречается одна из первых попыток рассмотреть возникновение и становление человека, человеческого рода и общества как часть естественного процесса.

    В государстве представлены общее благо и справедливость. Интересы государства превыше всего, и заботы граждан должны быть направлены к его лучшему устройству и управлению.

    Появление софистов связано с укреплением  и расцветом античной демократии. Софисты были платными учителями  мудрости, в том числе в вопросах государства и права.

    Различают два поколения  софистов:

    1) старшие (Протагор, Горгий, Продик, Гиппий, Антифонт)  – придерживались демократических воззрений.

    2) младшие (Фрасимах, Калликл, Ликофрон)  – были как сторонниками демократии, так и приверженцами иных форм правления (аристократия, тирания).

    Основное  положение Протагора, разделявшееся  многими софистами, звучит так: «Мера  всех вещей – человек, существующих, что они существуют, а несуществующих, что они не существуют».

    Демократическая идея Протагора состоит в том, что существование государства  предполагает причастность всех его  членов к человеческой добродетели, к которой он относит справедливость, рассудительность и благочестие.

    Естественно-правовые представления развивал софист Антифонт (ок. 400 г. до н. э.).

    Обосновывая положение о равенстве всех людей  по природе, он ссылается на то, что  у всех людей – эллинов и  варваров, благородных и простых  – одни и те же естественные потребности. Неравенство же людей проистекает  из человеческих законов, а не из природы.

    С точки зрения младшего софиста Фрасимаха, политика – область проявления человеческих сил и интересов, сфера человеческого, а не божественного действования.

    В каждом государстве власть устанавливает  законы в свою пользу: демократия –  демократические законы, тирания – тиранические и т. д. Установив подобные законы, власти объявляют их справедливыми. Обладание властью дает большие преимущества. Несправедливость в политических отношениях оказывается целесообразнее и выгоднее справедливости. 

11. Политико-правовые теории Древней Греции (Платон, Аристотель, эллинизм)

 

    Основные  труды Платона: трактат «Государство» , диалоги «Законы», «Политик».

    Платон  подразделяет все существующие государства  на четыре разновидности.

    1. Тимократия – власть честолюбцев, по мнению Платона, еще сохранила черты «совершенного» строя. В государстве такого типа правители и воины были свободны от земледельческих и ремесленных работ.

    2. Олигархия . В олигархическом государстве уже имеется четкое разделение на богатых (правящий класс) и бедных, которые делают возможной совершенно беззаботную жизнь правящего класса.

    3. Демократия . Демократический строй еще более усиливает разобщенность бедных и богатых классов общества, возникают восстания, кровопролития, борьба за власть, что может привести к возникновению наихудшей государственной системы – тирании.

    4. Тирания . По мнению Платона, если некое действие делается слишком сильно, то это приводит к противоположному результату.

    Платон  считает, что трем основным сословиям  соответствует три из четырех основных добродетелей:

    · мудрость добродетель правителей и  философов;

    · храбрость добродетель воинов;

    · умеренность – народа.

    Четвертая справедливость не относится к отдельным  сословиям, но является «над сословной», некоей «державной» добродетелью.

    Аристотель

    Аристотель  исследует добродетели в контексте  общественной жизни античного общества. Особое место занимает у него справедливость. Справедливое – середина между двумя родами несправедливости: нарушением закона и неодинаковым отношением к равным. Сопоставление справедливости с законом и равенством приводит к заметному делению ее на уравнивающую и распределяющую. Цель первой – способствовать возданию равным за равное; второй – распределение благ согласно достоинству лиц, вступающих в общество.

    Учение  о справедливости образует прямой переход  к государству. В «Политике» Аристотеля общество и государство по существу не различаются. Государство предстает  в его сочинении как естественный и необходимый способ существования  людей – «общение подобных друг другу людей в целях возможно лучшего существования».

    Ограничения частной собственности направлены на достижение той же цели, что и  у Платона – сделать так, чтобы  свободные не разделялись на враждующие лагеря.

    Представителями эллинизма являются Эпикур, Полибий, Зенон.

    Эпикур (341–270 гг. до н. э.) –  был продолжателем атомистического учения Демокрита.

    Основные  идеи эпикуровской этики: удовольствия, свобода, «атараксия».

    Свобода человека – это, согласно Эпикуру, его ответственность за разумный выбор своего образа жизни. Сфера человеческой свободы – сфера его ответственности за себя, она – вне и необходимости, поскольку «необходимость не подлежит ответственности», и непостоянного случая.

    Главная цель государственной  власти – обеспечение взаимной безопасности людей, преодоление их взаимного страха, непричинение ими друг другу вреда.

    Зенон (336–264 гг. до н. э.) основатель стоицизма.

    Мироздание  в целом, согласно стоицизму, управляется  судьбой. Судьба как управляющее  и господствующее начало «есть одновременно разум мироздания или закон всего  сущего в мироздании, управляемом  провидением, или разум, сообразно  с которым ставшее стало, становящееся становится и предстоящее станет».

    Полибий (210–123 гг. до н. э.)  – греческий историк, основной труд которого – «История в сорока книгах».

    Историю возникновения государства Полибий связывает с естественным процессом, совершаемом по «Закону природы».

    Полибий выделяет шесть форм государства:

    1) царство;

    2) тиранию;

    3) аристократию;

    4) олигархию;

    5) демократию;

    6) охлократию. 

12. Политико-правовые теории Древнего Рима

 

    В истории Древнего Рима выделяют три  периода:

    · царский (754–510 гг. до н. э.).

    · республиканский (509-28 гг. до н. э.).

    · императорский (27 г. до н. э. -476 г. н. э.).

    Существенную  роль в истории Древнего Рима сыграла  борьба плебеев за уравнение своего положения с патрициями, т. е. с «собственно римским народом», члены которого монополизировали в своих руках политические и гражданские права.

    Основные  идеологи плебеев – братья Тиберий  и Гай Гракхи, выступавшие за ограничение крупного землевладения, конфискацию излишков земли и их раздачу безземельным гражданам.

    Значительное  влияние на древнеримских авторов  оказали взгляды Сократа, Платона, Аристотеля, эпикурейцев, стоиков и  Полибия.

    Тит Кукреций Кар (99–55 гг. до н. э.) . Основной труд – поэма «О природе вещей ». В своих общетеоретических построениях использовал естественно-правовые идеи греческих мыслителей, их учения о политике и политической справедливости, о формах государства, о «смешанной» форме правления и т. д.

    Основное  достижение древнеримской  мысли – создание юриспруденции как самостоятельной науки. Римские юристы тщательно разработали обширный комплекс политико-правовой проблематики в области общей теории государства и права и отдельных юридических дисциплин (гражданского права, административного права, уголовного права).

    Древнеримские авторы теоретически отразили новую  социально-историческую и политико-правовую реальность, в обстановке которой  они жили и действовали:

    · высокое развитие отношений частной  собственности и права;

    · кризис полисного устройства государства  и старой полисной идеологии;

    · переход от республики к империи;

    · переход от традиционных форм правления  к новым формам единоличной власти – к принципату и доминату, кризис рабского труда и становление  домината.

    Марк  Туллий Цицерон (106-43 гг. до н. э.) . Основные труды: «О государстве», «О законах», «Об обязанностях».

    Основные  концепции Цицерона:

    1. Государство Цицерон определяет как дело, достояние народа. «Народ не любое соединение людей, собранных вместе каким бы то ни было образом, а соединение многих людей, связанных между собой согласием в вопросах права и общностью интересов».

    2. Основная причина происхождения государства не в слабости людей, а в их врожденной потребности жить вместе.

    3. Семья трактуется как первоначальная ячейка общества.

    4. Государство и право носят божественный характер и основаны на всеобщем разуме и справедливости.

    5. Разум – высшая и лучшая част души, «царский империй», обуздывающий все низменные чувства и страсти в человеке.

    6. В зависимости от числа правящих выделяются три формы правления:

    1) царская власть – все прочие люди устранены от участия в принятии решений и законов, народ не пользуется свободой и отстранен от власти;

    2) власть оптиматов (аристократия) – власть находится в руках у выборных;

    3) народная власть (демократия) – такая община, в которой все находится в руках народа.

    Концепцию наилучшей (смешанной) формы государства  Цицерон считал реально осуществимой, подразумевая при этом практику римской  республиканской государственности  в лучшую пору ее существования («при предках»).

    Смысл «срединного» характера политической позиции Цицерона состоял в том, что он, отстаивая республиканские  традиции и систему республиканских  учреждений, выступал под лозунгом «всеобщего согласия» всех социальных слоев римских граждан в рамках «общего правопорядка». Данная позиция отчетливо проявилась в политическом лавировании Цицерона между «оптиматами» и «популярами» – приверженцами, условно говоря, двух линий политической ориентации соответственно на верхи и низы общества. 

Информация о работе Социально политические идеи Мо-цзы