СМИ как элемент политической системы общества современной России

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Декабря 2011 в 21:57, реферат

Описание работы

Целью данного реферата является изучение реальной роли и положение средств массовой информации в системе государственной политики Российской Федерации, места СМИ в структуре властных институтов и принципы их взаимодействия с современным гражданским обществом.
Исходя из поставленной цели, выявим задачи работы:
Рассмотреть понятие политической системы;
Рассмотреть связь между политической системой и СМИ;

Содержание

Введение
1. Политическая система и СМИ.
2. Понятие, признаки и структура СМИ.
Функции СМИ.
Влияние СМИ на общество.
Заключение.

Работа содержит 1 файл

сми.docx

— 74.94 Кб (Скачать)

    Образовательная функция. Эта функция проявляется в сообщении гражданам знаний, позволяющих адекватно оценивать и упорядочивать сведения, получаемые из СМИ и других источников. Масс-медиа, сопровождая человека в течение всей его жизни, в том числе и после завершения учебы, в значительной мере влияют на восприятие им политической и социальной информации. При этом под видом политического образования у людей могут формироваться и псевдорациональные структуры сознания, искажающие реальность при ее восприятии.

    Функция социализации. Образовательная роль СМИ тесно связана с их функ-цией социализации и по существу перерастает в нее. Однако, если политическое обра-зование предполагает систематическое приобретение знаний и расширяет познавательные и оценочные возможности личности, политическая социализация означает интернализацию, усвоение человеком политических норм, ценностей и образцов повеления. Она позволяет личности адаптироваться к социальной действительности.

    Функция критики. Эту функцию в политической системе осуществляют не только масс-медиа, но и оппозиция, а также специализированные институты прокурорского, судебного и иного контроля. Однако критика СМИ отличается широтой или даже неограниченностью своего объекта, который составляют и президент, и правительство, и суд, и различные направления государственной политики, и сами СМИ.

    Контрольная функция. Эта функция основывается на авторитете общественного мнения. Хотя СМИ, в отличие от государственных и хозяйственных органов контроля, не могут применять административные или экономические санкции к нарушителям, их контроль часто не менее эффективен и даже более строг, поскольку они дают не только юридическую, но и моральную оценку тем или иным событиям и лицам.

    Артикуляция и интеграция. СМИ не только критикуют недостатки в политике и обществе, но и выполняют конструктивную функцию артикуляции различных общественных интересов, конституирования и интеграции политических субъектов. Они обеспечивают представителям различных общественных групп возможность публично выражать свое мнение, находить и объединять единомышленников, сплачивать их общностью целей и убеждений, четко формулировать и представлять в общественном мнении свои интересы.

    Круг  политических функций СМИ не исчерпывается  вышеназванными. Некоторые ученые, подходя к этому вопросу с  других позиций, выделяют такие функции  СМИ, как инновационная, проявляющаяся в инициировании политических изменений путем широкой и настойчивой постановки определенных общественных проблем и привлечения к ним внимания властей и общественности; оперативная - обслуживание СМИ политики определенных партий и ассоциаций; формирование общественного мнения.

    Все рассмотренные выше политические функции  СМИ объединены мобилизационной функцией, или же прямо или косвенно способствуют ее осуществлению. Эта функция выражается в побуждении людей к определенным политическим действиям (или сознательному бездействию), в их вовлечении в политику. СМИ обладают большими возможностями влияния на разум и чувства людей, на их образ мыслей, способы и критерии оценок, стиль и конкретную мотивацию политического поведения. Ведь без радио, телевидения, газет и журналов даже хорошо образованный человек не сможет правильно ориентироваться в сложной мозаике противоречивых политических процессов, принимать ответственные решения. СМИ позволяют ему выйти за узкие рамки непосредственного индивидуального опыта, делают обозримым весь мир политики, но! - через призму своего собственного видения политической реальности.

    Следовательно, можно сделать  вывод о наличии  практически неограниченных возможностей СМИ  в области политического  влияния. 
 
 
 

    1. Влияние СМИ  на общество.
 

    Хотя  масс-медиа призваны решать определенные задачи в политической системе и  обществе, в реальной жизни они  достаточно самостоятельны, имеют собственные, часто расходящиеся с потребностями  общества цели деятельности и используют для их достижения различные методы.

Основные направления деятельности СМИ:

1. Удовлетворение информационных интересов общества;

2. Обеспечение гласности;

3. Изучение и формирование общественного мнения;

4. Организация обсуждения, дискуссий по важным проблемам жизни общества;

    5. Воспитание политической культуры, морали и др. качеств у граждан.

6. Поддержка или критика программ и деятельности государства, партий, общественных организаций и движений, отдельных лидеров; [5]

    Рассматрим  последний пункт. Влияние на политику СМИ осуществляют, прежде всего, через воздействие на информационный процесс, что, в свою очередь, позволяет определенным образом формировать общественное мнение. Основными этапами информационного процесса являются получение, отбор, препарирование, комментирование и распространение сведений. От того, какую информацию, в какой форме и с какими комментариями получают субъекты политики, очень во многом зависят их последующие действия. "Иметь важную информацию значит иметь власть; уметь отличать важную информацию от неважной означает обладать еще большей властью; возможность распространять важную информацию в собственной режиссуре или умалчивать ее означает иметь двойную власть", - пишут авторы одного из самых известных учебных пособий по политологии ФРГ .

    Непосредственное  обладание такой властью - прерогатива  СМИ. Они не только отбирают сведения, поставляемые информационными агентствами, но и сами добывают и оформляют  их, а также выступают их комментаторами и распространителями.

    Поток информации в современном мире настолько  разнообразен и противоречив, что  самостоятельно разобраться в ней  не в состоянии ни отдельный человек, ни даже группа специалистов. Поэтому  отбор наиболее важной информации и  ее представление - важная задача всей системы СМИ, что, естественно, открывает  широкие возможности для манипулирования  массовым сознанием.

    Таким образом, информированность граждан, в том числе политиков, прямо  зависит от того, как, с какими целями и по каким критериям отбирается информация, насколько глубоко она  отражает реальные факты после ее препарирования и редукции, осуществленных газетами, радио и телевидением, а также от способа и форм подачи информации.

    СМИ, как правило, пользуются двумя основными способами распространения информации - последовательным и фрагментарным. Первый способ чаще используют печатные СМИ, последовательно и разносторонне освещая в статьях и других публикациях ту или иную политическую проблему. Второй способ - фрагментарная подача информации - особенно распространен на телевидении и имеет ряд особенностей, порождая для слушателей или зрителей ряд трудностей в познании сути того или иного события или процесса.

    Фрагментарность, или дробление, информации, создавая видимость ее разносторонности и  оперативности подачи, препятствует непрофессионалам (подавляющему большинству  граждан) сформировать целостную картину  политических явлений или событий. Это дает коммуникаторам дополнительные возможности манипулировать аудиторией, акцентируя ее внимание на одних сторонах события и умалчивая или затемняя другие. Фрагментарность подачи информации в конечном счете дезориентирует слушателей и либо гасит их интерес  к политике и вызывает политическую апатию, либо вынуждает полагаться на оценки комментаторов.

    Фрагментарный способ подачи информации многие исследователи  считают спецификой телевизионного жанра, следствием присущего ему  свойства, называемого "давлением  визуальности". Суть этого свойства состоит в том, что в силу своих  аудиовизуальных возможностей телевидение  ориентировано на передачу, главным  образом, визуализируемой, т.е. имеющей  зрительный образ, информации. Поскольку  же научная и другая серьезная  информация обычно плохо совместима с экранным изображением, то она  оставляется для печатных коммуникационных средств и радио. Однако современная  тенденция, бесспорно, выделяет телевидение  среди других СМИ, поскольку люди обычно склонны больше верить увиденному, чем услышанному или прочитанному.

    СМИ обладают большими возможностями активного  влияния не только на восприятие гражданами отдельных политических явлений  и событий, но и на их отношения  к политике в целом. Как политическая пассивность населения в каком-либо вопросе, так и его массовая активность непосредственно связаны с позицией СМИ в этом вопросе. Особенно велика роль СМИ в переходные периоды  общественного развития, поскольку  без их активной деятельности невозможно изменить политическое сознание, ценностные ориентации и цели широких слоев  населения и добиться массовой поддержки  политики социальных преобразований.

    Однако  нельзя не учитывать огромные возможности  СМИ в сфере политических манипуляций  и воздействии на массовое сознание через формирование у населения  определенного общественного мнения о том или ином событии, человеке, явлении. Особенно актуальной эта проблема стала для России, страны, в которой  грамотность населения в сфере  массовых коммуникаций низка, а темпы  развития информационных и политических технологий значительно опережают  развитие законодательной базы в  области информационной политики, ограничивающей возможности использования СМИ  в манипулятивных целях.

    Итак, выражая и формируя общественное мнение, СМИ, с одной стороны, аккумулируют опыт и волю миллионов, с другой - воздействуют не только на сознание, но и на поступки, коллективные действия людей. 
 

    Проблема  аккумуляции социального опыта, как одна из важнейших культурообразующих факторов, сегодня целиком и полностью  зависит от эффективности работы средств массовой информации. Это  говорит о том, что с течением времени на определённой стадии развития общества роль СМИ в социально-политических процессах возрастает. Если говорить об усилении влияния СМИ на формирование и течение социально значимых процессов, то для этого не хватает следующих предпосылок:

- Реальных представлений населения о роли СМИ, как независимого института, как инструмента общественного контроля и механизма осуществления свободы слова и волеизъявления народа.

- Наличия политически неангажированной, экономически независимой, объективной «касты» журналистов с высокими моральными и профессиональными качествами, которые были бы также реально защищены законом и государством.

  - Наличия достаточной политической, экономической и социально-правовой базы для возникновения и эффективного развития независимых СМИ.

    Таким образом, существует целый ряд институциональных  проблем, которые мешают восприятию СМИ в качестве агентов социально-общественных процессов. Первостепенной задачей участия средств массовой информации в социальных процессах – это освещение СМИ наиболее актуальных и злободневных проблем. СМИ как социальный институт наравне с другими конструктами общества играют свою специфическую роль в деле оздоровления и развития российского общества. Но в определённых культурно-историческоих условиях СМИ могут в той или иной степени утратить свои ролевые функции, что может привести к возникновению дисфункционального или афункционального эффекта.

    В своей деятельности СМИ направлены на целенаправленное распространение  в массе людей сведений, оказывающих  на них идейно-психологическое воздействие  и побуждающих аудиторию к  определённого рода действиям и  мотивам, т.о. каждое СМИ должно иметь  миссию, цели и задачи, которые тем  или иным образом должны быть обнародованы. И если то или иное СМИ не имеет  явно выраженных целевых установок  или скрывает свои истинные цели, то их существование вряд ли может быть направлено на создание блага для  общества. Общественными потребностями  и базовыми ценностями общества в  первую очередь определяется наличие  социально значимых СМИ. Номинально такие СМИ есть и у нас, в  российском обществе, но в наших  условиях часто СМИ является лишь политическим или, в лучшем случае, экономическим придатком своих  учредителей, а не активными авторами на арене социальных действий и процессов, в деятельности СМИ присутствует конфликт локально-экономических или  личных интересов. [6] 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Заключение.

 

       Поскольку СМИ играют в политической, общественной, социальной, культурной жизнях современного российского общества существенную роль, имея самое непосредственное отношение к его жизнедеятельности и выполняя репродуктивную и продуктивную (творящую) функции, то они в той же степени, что и творцы политики, несут ответственность за происходящие в обществе процессы. А если это так, то они должны руководствоваться в первую очередь интересами общества и государства. 

       Проникновение СМИ в политическую жизнь современного общества чрезвычайно многоаспектно. Средства массовой информации, взятые как целое и являясь важной составной частью массовой коммуникации общества, несут в себе различные социально-политические, культурно-просветительские роли, те или иные из которых - в зависимости от определенного числа типичных социально-политических ситуаций - приобретают особую общественную значимость. Это могут быть роли организатора, объединителя, консолидатора общества, его просветителя. Но они могут играть и дезинтегрирующую, разъединительную роль.

Информация о работе СМИ как элемент политической системы общества современной России