Шарль Луи Монтескье

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Марта 2012 в 18:09, реферат

Описание работы

Шарль Луи Монтескье (Monteskquieu) 1689-1755 - выдающийся политический мыслитель и правовед. Его правовые и политические взгляды изложены в таких работах, как "Персидские письма" (1721), "Размышления о причинах величия и падения римлян" (1734), "О духе законов" (1748).

Работа содержит 1 файл

Шарль Луи Монтескье.docx

— 18.68 Кб (Скачать)

Шарль Луи Монтескье.

admin - Posted on 19 February 2010

Шарль Луи Монтескье (Monteskquieu) 1689-1755 - выдающийся политический мыслитель и правовед. Его правовые и политические взгляды изложены в таких работах, как "Персидские письма" (1721), "Размышления о причинах величия и падения римлян" (1734), "О духе законов" (1748).

Политико-правовая теория Монтескье - это первое систематическое  изложение огромного исторического  материала, приобретенного в XVIII в. Собственно, он систематизировал все раздроблено существующие политико-правовые знания, рассмотрев их, как единое целое, составные части которого находятся в исторической взаимосвязи и взаимодействия.

Рассматривая государство, он был одним из первых, кто разграничил  понятия общества и государства. Исходя из этого, он связывал появление  государства с определенным этапом исторического развития общества. Согласно Монтескье, главная цель государства - примирить противоречия, возникшие  между людьми в обществе, и направить  их в русло правовой формы разрешения споров между частными лицами, используя  общую силу, если отдельные индивиды не захотят подчиняться созданном правопорядка. Разделяя концепцию общественного договора, мыслитель, вместе с тем, рассматривает государство не как произвольное, а как исторически необходимое условие, что определяется объективными факторами общественного развития. В целом, следует отметить, что для Монтескье характерно понимание физического мира, как имеющего в своей основе естественных причин и частью которого является и социальные явления. Вместе с тем, он выделял качественное отличие общества и природы. Он не соглашался с идеями французских материалистов, которые утверждали, что общество развивается на законах, аналогичных законов развития природы, то есть общественные явления являются прямым продолжением природных явлений, только в других проявлениях и качествах. Монтескье указывал для более сложную организацию социального мира, по сравнению с миром природы, отрицал фатальное влияние действия общественных законов и обращал внимание на свободную волю в поступках людей. Закономерности социального мира получают в Монтескье концентрированное воплощение в категории общего духа нации каждого исторически данного общества, которое является результатом взаимодействия физических и моральных причин, влияющих на общество и определяют его развитие или упадок. По мнению мыслителя, именно общий дух является основой государственной власти. Монтескье отрицал договорные теории, которые рассматривали образование государства, как своеобразную гражданскую соглашение, где две стороны (правители и народы) определяют свои взаимные права и обязанности. Разумную соглашение между народами и правителями Монтескье трактовал, как акт принятия основных законов государства, регулирующих их взаимоотношения. То есть, он обосновывал идею правления законов, а не людей, идею конституционного правления. Суверен, в концепции Монтескье, обязан выполнять не только природные, но и позитивные законы в государстве.

Значительное внимание мыслитель уделял формам правления. Он обосновал теорию множественности  природных форм правления, которые  отвечают общему духу нации. В истории  государства он выделял четыре типовые  формы правления: демократию, аристократию, монархию и деспотию. Центральное  место в понимании ученым государственного строя занимает противопоставление умеренных и неумеренно форм правления. Демократия, аристократия и монархия, где отношения между правителями и гражданами осуществляются в правовой форме, а государственная власть разделена и распределена между различными социальными силами, учреждениями и должностными лицами, осуществляющими взаимный контроль и сдерживание от злоупотребления властью и нарушении законов, относятся к умеренных форм правления. В неумеренно формах правления государственная власть осуществляется произвольно, там нет разделения и распределения позиций власти, и она, чаще всего, концентрируется в одном лице, органе или состоянию. Неумеренно формы правления Монтескье характеризует как деспотию. Идеал государства для мыслителя - это свободное государство, базирующаяся на концепции разделения власти. Цель теории разделения властей - гарантировать безопасность граждан от произвола и злоупотребления власти, обеспечить их политическую свободу, сделать право подлинным регулятором отношений между гражданами и правительством.

Монтескье различает  естественную и политическую свободу. Природная свобода существует только в досуспильному состоянии; как и равенство, она - "предмет заботы дикарей" и обеспечивается обычаями. На смену досуспильному сословные приходит общество, как результат естественного желания людей жить в коллективе. Но в обществе люди теряют естественную свободу и равенство, поскольку между ними начинаются войны, раздоры, борьба за власть. Чтобы положить этому конец люди вынуждены принимать законы, регулирующие отношения между людьми и создают государство для управления обществом. Законы в государстве восстанавливают свободу и равенство, но последние неизбежно приобретают политический характер и находятся в тесной связи с правом. "В естественном состоянии люди рождаются равными, - писал Монтескье, - но они не могут сохранить этого равенства - общество забирает эту равенство в них - и они снова становятся равными только благодаря законам." Руководствуясь таким представлениям, Монтескье так определял политическую свободу: "Свобода есть право делать то, что применять их. Если бы гражданин мог делать то, что этими законами запрещается, то у него не было бы свободы, поскольку то же самое могли бы делать и прочие граждане ". Связь политической свободы с правом и его реальным осуществлением мыслитель подчеркивал, определяя также свободу, как безопасность гражданина, которая обеспечивается наличием в государстве справедливых уголовных законов. Таким образом, Монтескье не связывал политическую свободу с какой-то определенной формой правления, в частности с демократией, подчеркивая, что политическая свобода может быть только в государстве, где все отношения регулируются правом и где законы господствуют над волей правителей. В деспотии нет законов, а значит, нет и политической свободы, там царит произвол и рабство. То есть, мерой свободы в Монтескье неизменно выступает право.

Произвол, злоупотребление  властью вытекает из человеческой природы. "Любой человек, наделенный властью, склонен злоупотреблять ею, и она  идет в этом направлении, пока не достигнет  установленной для нее границы", - писал мыслитель. Потому верховенство права, в концепции Монтескье, может  быть обеспечено лишь распределением власти на законодательную, исполнительную и судебную, с тем чтобы "различные власти могли бы взаимно сдерживать друг друга". Законодательная власть в свободном государстве есть только выражением общей воли. Ее главное предназначение - сформулировать право в виде положительных законов, обязательных для всех граждан. Лучшим Монтескье считал принадлежность законодательной власти народу, там, где это не может быть реально осуществлено за большого количества народа, эти функции должен брать на себя представительный орган. Исполнительная власть, согласно Монтескье, выступает как исполнительный орган общей воли государства, и распространяется на всех ее граждан. Ее функции - выполнять законы, установленные законодательной властью. В этом смысле, она ограничена по самой своей природе.

Исполнительная  власть должна сосредотачиваться в  одних руках, поскольку эта "сторона  правления, почти всегда требует  быстрых действий, выполняется лучше  одним, чем многими". Эту власть могут осуществлять и другие люди, но только не члены законодательного органа, так как, в противном случае, возможна полная потеря политической свободы. Судебная власть "карает преступников и разрешает споры частных  лиц", тогда как две предыдущие власти регулируют и выполняют общие  дела государства. Таким образом, свобода  и безопасность граждан зависит, прежде всего, от функционирования судебной власти.

Учитывая принцип  верховенства права в концепции  Монтескье, следует иметь в виду, что речь не идет о равновесии властей, поскольку законодательная власть играет доминирующую роль - она создает  законы, которые выражают общую волю, две другие власти только реализуют  и выполняющим установленные  законы.

Правопонимания Монтескье - одна из ключевых проблем его концепции. Он был первым, кто во Франции начал разрабатывать систему правовых взглядов, базировавшейся на идеалах Просвещения и была светской по своему характеру. Право, по его мнению, имеет общечеловеческую ценность, поскольку его цель заключается в свободе, равенства, безопасности и счастье всех людей. Для правопонимания Монтескье характерным является принцип историзма - сравнительно-исторического изучения и трактовки правовых явлений. Это обстоятельство отличает учение Монтескье от других естественно-правовых концепций, которые выводили право с абстрактно понятной природы человека, вечной и неизменной. Кроме того, Монтескье четко отмечал, что положительные законы государства не результат своевольной деятельности законодателя, не простая проекция природных законов, вытекающих из разумной и вечной природы человека, а результат закономерного влияния факторов общественного развития на правотворческий процесс. Эти факторы обусловливают поведение законодателя и проявляются в том, что Монтескье назвал "духом законов". То есть, концепции Монтескье присущ и социологический подход. Для успешной законодательной деятельности правильное определение "духа законов" - необходимое условие создания разумных позитивных законов, которые адекватно отражают справедливое право. Законодатель, в концепции Монтескье, - это, прежде всего, ученый, исследователь, который руководствуется в процессе создания законов объективными закономерностями, которые действуют в обществе. Отрицая произвол в установлении законов, Монтескье считал, что законодатель должен выражать в позитивных законах общественные отношения, сложившиеся в обществе. Мыслитель подчеркивал, что только образованный законодатель, наделенный достаточно развитыми умственными способностями и имеющий знания о цели, принципы и правила нормотворчества, может адекватно отразить в своей деятельности справедливое право в государстве.

В целом, творческое наследие Монтескье имеет определяющее влияние на формирование новой и  новейшей европейской и мировой правовой и политической мысли.


Информация о работе Шарль Луи Монтескье