Роль дипломатического протокола в международных отношениях

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Ноября 2011 в 18:49, реферат

Описание работы

В средние века под термином «протокол» понимались правила оформления документов и ведения архивов.

Работа содержит 1 файл

дип протокол.docx

— 27.35 Кб (Скачать)

     Прежде  чем говорить о роли дипломатического  протокола в современной дипломатии, необходимо разобраться с этим понятием и составляющими его частями.

    В средние века под термином «протокол» понимались правила оформления документов и ведения архивов.

     Позже  слово «протокол» стало употребляться  применительно к дипломатии и дипломатической службе. Расширялось и его содержание: помимо правил оформления дипломатических документов к дипломатическому протоколу стали относить вопросы этикета и церемониала. И теперь, дипломатический протокол из года в год претерпевает изменения под воздействием политических причин, достижений науки, техники и факторов международной жизни.

     Дипломатический протокол и его правила являются историческими категориями, которые возникли и развивались одновременно со всем комплексом дипломатической службы.

     Они возникли и развиваются не в результате решений каких-то лиц и их желаний, а как необходимость, обязательное условие реализации успешной дипломатической практики.

Дипломатический протокол включает в себя этикет и  церемониал.

  • Этикет-совокупность правил, поведение дипломатов и других официальных лиц в ходе различных дипломатических мероприятий (переговоры, визиты, приемы). Включает в себя нормы и обычаи, связанные с культурой поведения, культурой быта, общения.
  • Церемониал-установленный порядок проведения торжественного официального акта (встречи глав государств)

     В труде под названием «Современная дипломатия» В.И. Попов обращает внимание читателя на то, что дипломат должен быть прекрасным переговорщиком. Автор объясняет это тем, что дипломатическое сообщество носит закрытый характер, и то, как ведет себя дипломат, представляется весьма существенным».  Необходимо несколько углубиться в этикет ведения переговоров, чтобы лучше понять роль дипломатического этикета во внешнеполитической деятельности. Если вы хозяин приема, то прежде всего необходимо определить, где и как встречать гостя. Стоит отметить, что чем выше его положения, тем с большим почетом его необходимо встречать. Существенную роль играет обращение к собеседнику. Чем значительней человек, тем больше внимания он обращает на свое имя и титул. К бывшим премьер-министрам и министрам обычно обращаются без приставки «экс»: «Господин министр», «Господин премьер-министр». К послам принято обращаться «Ваше превосходительство». Стоит отметить, что цель любой беседы (переговоры это также беседа) не получение, а обмен информацией. Огромную роль играет начало дискуссии. Не стоит начинать ее с того, что разъединяет Вас и собеседника, а наоборот, следует выяснить то, что вас объединяет. Таким образом, с самого начала следует создать приятную атмосферу. Следующий этап беседы – вопросы. Надо иметь в виду, что многие люди неохотно отвечают на прямые вопросы, поэтому сначала следует объяснить, почему для Вас важен тот или иной аспект. Стоит избегать «закрытых» вопросов, то есть вопросов, в которых собеседник должен отвечать определенно «да» или «нет». «Открытые» вопросы («Каково Ваше мнение?») облегчают партнеру ответы на них. Если в диалоге Ваша цель убедить партнера, то стоит помнить, что «убедить» не значит «сломать». Доказательства правоты позиции должны быть объективными и проверенными,  если они поставлены партнером под сомнение, то убедить его будет сложно или невозможно. Стоит акцентировать внимание и на выгодности представленной позиции для обеих сторон, а не только для Вашей.  Беседа – это не боксерская схватка, и главное отличие дипломатической беседы от деловых бесед иных профессий – отношение к спору. Если бизнесмены могут позволить себе спорить до ожесточения, ибо, в крайнем случае, они могут найти для сделки другую фирму, то спор для дипломата может обернуться ухудшением отношений, а дело ему придется вести с тем же партнером. Дипломат – представитель своего государства, его мнение – это мнение правительства. Поэтому нанесенная дипломатом обида оскорбительна вдвойне. От спора лучше уклониться, используя подобные формулировки: «Ваша точка зрения любопытна, но, к сожалению, я не могу с ней согласиться».  Огромным недостатком дипломата является раздражительность и вспыльчивость. Дипломат может рассердиться, лишь если он заранее обдумал свое поведение, решив, что для дела необходимо «выйти из себя». Обычно же в критических ситуациях дипломаты намеренно холодны.

     Сказав немного о специфике дипломатических бесед, обратим внимание на то, как следует организовывать дипломатические приемы. В данном случае соблюдать протокол обязательно.

     Приемы  проводятся в связи с важными  событиями и в порядке повседневной  деятельности, как центральных органов  внешних сношений, так и дипломатических  представительств.

     В дипломатическом протоколе приёмы делятся на дневные и вечерние, приемы с рассадкой и без рассадки за столом, с супругами и без них. Сегодня наиболее широкое распространение получили следующие виды приемов: завтракобедужин, обед-буфет (шведский стол), а также приемы типа фуршет и коктейль.

Завтрак

    Завтрак обычно устраивают для ограниченного числа лиц и на него приглашают, как правило, одних мужчин. Завтрак устраивают между 12 и 15 часами..

   Прибывших гостей по возможности встречают в помещении, отдельном от того, где накрыт стол. Там предлагаются соки,минеральная водаорешкимаслины и другие лёгкие закуски.

     В это время приглашенные знакомятся друг с другом, между ними завязываются знакомства, намечаются темы бесед. Затем гостей приглашают к столу.

     Меню завтрака составляют с учетом национальных вкусов приглашенных. Обычно оно включает в себя: одну-две холодные закуски, одно горячее рыбное блюдо, одно мясное и десерт. Первые блюда (супы) на завтрак подавать не принято. Иногда в ходе завтрака подают сухие вина, а в конце — шампанскоекофечай.

     Завтрак обычно продолжается час-полтора, из них за столом гости проводят около часа, и только 30 минут за кофе и чаем, который подают после основной части. Инициатива завершения завтрака (также как обеда и ужина) принадлежит хозяину приёма. Но в некоторых странах она может исходить от старшего (по положению) из гостей.

Обед

     Обед считается одним из самых торжественных и почетных видов приема. Он подчеркивает важность события, по поводу которого он устраивается. Обед проводится между 19 и 21 часами. Часто на обед мужчин приглашают с женами.

     Меню обеда обычно более обильно по сравнению с завтраком. В нем обязательно присутствует первое блюдо. Подача напитков та же, что и на завтраке. Обед обычно длится два-три часа и даже дольше. После стола, за которым гости находятся примерно полтора часа, все переходят в другое помещение, где подают чай и кофе и ведутся беседы. Иногда чай и кофе могут быть поданы и за обеденным столом.

Ужин

     Ужин начинается в 21 час и позднее. От обеда он отличается, главным образом, временем начала. Первое блюдо может не подаваться.

Обед-буфет, фуршет и коктейль

    Это наиболее распространенные виды приемов, их устраивают по самым различным поводам. В зависимости от помещения, которыми располагают устроители, на них обычно приглашают большое число гостей. Организуют эти приемы между 17 и 21 часами.

    Фуршет и коктейль проводятся без рассадки, а обед-буфет предполагает свободную рассадку за небольшими столами по 4-6 человек. Гости набирают закуски и берут напитки со специальных столов и буфетов и садятся по своему усмотрению за один из небольших столов. В приглашениях на такие приемы указывают время их начала и окончания.

     Если на обед, завтрак, ужин принято прибывать точно в назначенное время, то на эти виды приемов некоторое опоздание вполне допустимо, и не считается нарушением этикета. Но покидать прием раньше второго часа после его начала не рекомендуется. Если же при определенных условиях необходимо покинуть прием гораздо раньше, то гость выражает хозяину сожаление по поводу того, что он не может остаться дольше, извиняется, благодарит за прием и уходит.

     Нельзя  не обратить внимания на процедуру  нанесения визита. Соблюдение дипломатического  протокола обязательно и в  этом случае.

    Нанесение  визитов, поддержание контактов,  связей является профессиональной  обязанностью дипломата. Визиты  являются активной формой дипломатической  работы.

Все визиты делятся  на:

  • протокольные
  • деловые

     Протокольные визиты наносят как главы дипломатических представительств, так и все остальные дипломатические работники, а также их жены. Формально считается, что в ходе протокольных визитов не обсуждаются конкретные деловые вопросы. Он длится около 20 минут.

     Случаи и порядок проведения визитов определяются и регулируются правилами дипломатического протокола.

     Деловой визит может иметь место как по инициативе дипломата, так и представителя страны пребывания. В ходе этого визита обсуждаются деловые вопросы. Деловой визит может длиться несколько часов.

     Основные правила нанесения дипломатических визитов можно свести к следующему:

  1. О дне и часе визита уславливаются заранее. Обязательным и строгим протокольным правилом является точное соблюдение времени приезда на визит.
  2. Необходимо строго выполнять протокольные нормы формы одежды
  3. В ходе визита ведется беседа, к которой необходимо готовиться. Инициатива в беседе принадлежит хозяину.
  4. Важно правильно посадить гостя. Почетным местом считается диван. Хозяин садится в кресло, стоящее слева от дивана, так, чтобы гость от него был по правую руку. Можно сесть на диван с гостем, но опять-таки слева от него. Гость садится после того, как сел хозяин.
  5. В зависимости от местных условий во время визита подается кофе, чай, вино, легкое угощение.
  6. Инициатива ухода с любого визита — протокольного или делового — всегда остается за гостем.

     При нанесении протокольных визитов с точки зрения дипломатического этикета большую роль имеют обеспечение должностных лиц транспортными средствами, распределение в них мест и порядок их занятия.

Вывод.

     Рассказав  немного о наиболее важных, на мой взгляд, основах дипломатического протокола, попробую сделать вывод о его значимости. Благодаря телевидению, сегодня многое можно увидеть собственными глазами: торжественные встречи глав государств, правительственные приемы, беседы, пресс-конференции. Но все это — «сцена». А вот о том, что происходит «за кулисами» дипломатического протокола, знает лишь небольшой круг специалистов.

    Нынешняя тенденция к сотрудничеству государств, общению людей приняла поистине глобальный характер. А это в свою очередь усиливает значение соблюдения определенных церемониальных и протокольных обычаев и правил. На мой взгляд, соблюдение дипломатического протокола «облегчает» дипломатическую деятельность. Унифицированные нормы дипломатического протокола должны соблюдаться всеми, вне зависимости от религиозных взглядов или же исторически сложившихся в стране обычаев. 
 

Информация о работе Роль дипломатического протокола в международных отношениях