Ресурсы власти

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Января 2012 в 19:59, контрольная работа

Описание работы

Власть - это одно из самых древних понятий, которое до сих пор не имеет всеми признанного однозначного определения. Существует определение власти, как возможность наказывать или вознаграждать. Но есть и другие точки зрения. Так, по мнению немецкого социолога Макса Вебера, власть А над Б - это способность А добиться от Б того, что было бы невозможно без вмешательства А.

Работа содержит 1 файл

ресурсы власти.doc

— 84.00 Кб (Скачать)

Невозможно  и  полностью избежать и взаимного вмешательства ветвей власти в дела друг друга.  

4. Ресурсы  и виды власти, их классификация.

Важнейшей социальной причиной подчинения одних  людей другим является неравномерное распределение ресурсов власти. Сам этот термин употребляется как в широком, так и в узком значениях. В широком смысле ресурсы власти представляют собой «все то, что индивид или группа могут использовать для влияния на других».Ресурсы власти – это все те средства, использование которых обеспечивает влияние на объект власти в соответствии с целями субъекта.

Одну  из наиболее распространенных в западной политологии классификаций ресурсов власти предложил американский социолог итальянского происхождения, последователь  Макса Вебера Амитай Вернер Этциони. Он предложил выделять три группы ресурсов:

— утилитарные;

— принудительные;

— нормативные.

Утилитарные ресурсы – это материальные и социальные блага, связанные с повседневными интересами людей. С их помощью власть, особенно государственная, может «покупать» не только отдельных политиков, но и целые слои населения.

Принудительные  ресурсы – это меры административного наказания, судебного преследования, силового принуждения. Они используются обычно в тех случаях, когда не срабатывают ресурсы утилитарные. Например, судебное преследование участников забастовки, не побоявшихся экономических санкций.

Нормативные ресурсы включают средства воздействия на сознание человека, на формирование его убеждений, ценностных установок, на мотивацию его поведения. Они призваны убедить подчиненных в общности интересов граждан и власти, обеспечить одобрение действий субъекта власти, принятие его требований.

В отечественной  политологии наиболее распространенной является классификация ресурсов власти в соответствии со сферами общественной жизни. Соответственно выделяются экономические, социальные, культурно-информационные и политико-силовые ресурсы.

Экономические ресурсы – это материальные ценности, необходимые для общественного производства и потребления: средства производства, земля, полезные ископаемые, продукты питания, деньги как их всеобщий эквивалент.

Социальные  ресурсы – это понижать или повышать социальный статус человека, его место в социальной стратификации. Это возможность воздействовать на такие показатели, как должность, престиж, образование, медицинское обслуживание, социальное обеспечение, льготы и т.д.

Культурно-информационные ресурсы – это знания и информация, а также средства их производства и распространения: институты науки и образования, СМИ и др. Как считает известный американский социолог О. Тоффлер, в 21 веке традиционные ресурсы власти, такие как сила и богатство, утрачивают свое влияние, хотя и не исчезают полностью. Истинную же власть приобретают знания и информация. Они становятся важнейшим ресурсом власти.

Силовые ресурсы – это оружие и средства физического принуждения, а также специально подготовленные для их применения люди. Их ядро составляют армия, полиция, службы безопасности, суд и прокуратура с их вещественными атрибутами: зданиями, снаряжением, тюрьмами и т.п. Этот вид ресурсов традиционно считается наиболее эффективным источником власти, поскольку его использование способно лишить человека высших ценностей: жизни, свободы и имущества.

Ресурсы власти могут использоваться для  наказания, для поощрения, для убеждения  и для принуждения. Наказание, поощрение, убеждение, принуждение – это методы осуществления власти.

Специфическим ресурсом власти является сам человек  — демографические ресурсы. Люди — это универсальный, многофункциональный ресурс, который производит другие ресурсы. Человек — создатель материальных благ (экономические ресурсы), солдат и член партии (политико-силовые ресурсы), обладатель и распространитель знаний и информации (культурно-информационные ресурсы) и т.д. Личность выступает ресурсом власти лишь в одном из своих многочисленных измерений — будучи использована как средство реализации чужой воли. В целом же человек — не только ресурс власти, но и ее субъект и объект.  
 
 

Ресурсы представляют собой либо важные для  объекта ценности (деньги, предметы потребления и т.п.), либо средства, способные повлиять на внутренний мир, мотивация человека (телевидение, пресса и т.п.), либо орудия (инструменты), с помощью которых можно лишить человека тех или иных ценностей, высшей из которых обычно считается жизнь (оружие, карательные органы в целом).

Слияние политической, экономической, социальной и культурно - информационной властей  при командной роли политики наблюдается  в тоталитарный государствах. Демократический  же строй предполагает разделение, как самих этих властей, так и  каждой из них: в экономике - наличие множества конкурирующих центров влияния, в политике - разделение власти между государством, партиями и группами интересов, в духовной сфере - доступность образования, культурно-информационный плюрализм (принцип устройства и функционирования политической системы, предполагающий многообразие и свободное соревнование политических идей, партий и других институтов, наличие легально действующей оппозиции, различных политических субъектов и их конкурентную борьбу за власть в рамках закона).  
 

Заключение. 

Изучив материал по всей данной теме, можно обобщить его и сделать следующие выводы: Власть и есть та основа, которая определяет политику; власть существует везде, где есть совместная деятельность; это необходимый атрибут общественных отношений, суть которого заключается в переводе материальных и духовных интересов и сил в совместное действие. Для того чтобы обеспечить совместность в любом деле, кто-то должен взять на себя инициативу распоряжения. Эта инициатива либо принимается, либо оспаривается. Такова абстрактная модель функционирования власти: господства, доминирования и согласия и подчинения. В реализации же действительного властного акта дело обстоит гораздо сложнее. Подчинение и сопротивление оказываются переплетенными между собою весьма сложным и для каждого отдельного случая специфическим образом.

Категория власти является центральным понятием политической науки. Обобщая различные подходы к выявлению ее сущности, можно определить власть как один из важнейших видов социального взаимодействия, специфическое отношение, по крайней мере, между двумя субъектами, один из которых подчиняется распоряжениям другого, в результате этого подчинения властвующий субъект реализует свою волю и интересы.

Классическая  постановка вопроса о власти исходит из того, что она представляет собою совокупность политических институтов, посредством функционирования которых одни социальные группы получают возможность навязывать свою волю другим и действовать в соответствии с так называемыми общими (общенародными общегосударственными) интересами. Центральное место среди этих институтов занимает государство, которое имеет право и обязанность говорить от имени народа или всего организуемого им сообщества. Государство — необходимый общественный институт. Специфика государства в том, что оно претендует на монополию легитимного политического насилия в пределах своей юрисдикции. Более того, сущностное определение государства, согласно Веберу, состоит в том, что это единственная инстанция, которая имеет право на применение насилия по отношению к своим гражданам и в пределах своей территории.

Политическая  власть, охватывая все сферы жизни  и моделируя человеческие отношения, предает им статус политических является источником и основой этой политики, т.е власть - первооснова политики…

Использованная  литература:

1. Барнс. Б. Природа власти. Политология вчера и сегодня. М., 1990

2. Белов. Г. А. Политология. М., ЧеРо 1996

3. Политология. Учебное пособие для Высших Учебных Заведений. Под ред., Г. В. Полуниной. М., «Акалис» 1996.

4. Пугачев В. П., Соловьев А. И. Введение в политологию. М., 1995.

http://politology.h18.ru

http://piorme.narod.ru/polit.htm

Введение  в политологию: Учебник для студентов вузов / В.П.Пугачев, А.И.Соловьев. – 4 – е изд., перераб. И доп. - М.: Аспект Пресс, 2005. – 477с.

Политология: Учебник / Под ред. М.А.Василика. М.: Гардарики, 2008. – 588с.: ил.

Политология: Учебник для вузов / Под ред. В.И.Буренко, В.В.Журавлева. – М.: Издательство «Экзамен», 2004. – 320с.

Политология (основной курс): учебник / Под ред. К.С. Гаджиева. – М.: Высшее образование, 2008. – 460с. – ( Основы наук).

Политология: Учебник. Изд. 2-е, доп. и перераб. / Под  общ. ред. В.С.Комаровского. – М.: Изд-во РАГС, 2006. – 600с. (Учебники Российской академии государственной службы при Президенте РФ). 
 
 

 

Информация о работе Ресурсы власти