Религия и её основные институты в современной Беларуси

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Декабря 2011 в 20:29, реферат

Описание работы

В новом тысячелетии в эволюции Республики Беларусь все более заметную роль играет религиозный фактор. Это обусловлено политическими и экономическими реформами, которые способствовали пересмотру взглядов на политику, культуру и религию. Обращение к религии и ее институтам является закономерным процессом в условиях трансформирующегося общества. Религиозные принципы воспринимаются современным обществом в качестве ориентиров нравственного возрождения.

Работа содержит 1 файл

Религия и её институты в современной Беларуси.docx

— 30.39 Кб (Скачать)

Министерство  образования РБ

Гомельский  Государственный технический университет  имени П.О. Сухого 
 
 
 
 
 
 
 
 

Кафедра: «История и политология» 

Реферат на тему: «Религия и  её основные институты  в современной  Беларуси» 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Выполнила студентка группы УА-22

Пинчук  Юлия

Принял  преподаватель

Елизаров  С.А. 
 
 

Гомель, 2009 г

В новом тысячелетии  в эволюции Республики Беларусь все  более заметную роль играет религиозный фактор. Это обусловлено политическими и экономическими реформами, которые способствовали пересмотру взглядов на политику, культуру и религию. Обращение к религии и ее институтам является закономерным процессом в условиях трансформирующегося общества. Религиозные принципы воспринимаются современным обществом в качестве ориентиров нравственного возрождения.

В настоящее  время целый комплекс объективных  условий и субъективных факторов обуславливают актуальную потребность раскрывать вопросы, связанные с положением религии в современном мире, активизацией ряда ее организаций, суть различных подходов к религиозному феномену. Все это определяет теоретическую и практическую актуальность научного анализа современных отношений государства и религии в Республике Беларусь.

В настоящий  период произошла переоценка принципов  взаимоотношений государства и религиозных организаций. И это закономерное явление, так как в период социально–политических перемен, когда многие люди оказываются выбитыми из привычной колеи жизни, они находят утешение в религии. Религиозные процессы напрямую соприкасаются с политической, экономической, социокультурной сферами жизни общества. Религия является одним из важных системообразующих компонентов политической культуры.

В современной  Беларуси развитие религиоведения как  науки осуществляется преимущественно  в рамках истории религии, в то время как другие подходы –  социология религии, психология религии, феноменология еще самостоятельно не заявили о себе. Можно назвать  отдельных исследователей, научные  центры, но не самостоятельные школы  и научные традиции в этих областях в Беларуси. Более того, в новом  образовательном стандарте по религиоведению для студентов-историков социология религии вовсе исключена из обязательной учебной программы.  

Взаимоотношения государства и  церкви                

Последнее десятилетие  является периодом становления новых  подходов во

взаимоотношениях  государства, церкви, религиозных объединений. Эти отношения развиваются в принципиально новых общественно-политических условиях. Это требует новых подходов к осуществлению взаимодействия государства, государственных органов с религиозными объединениями и предполагает необходимость разработки концепции вероисповедной политики в Республике Беларусь, которая представляла бы собой целостную систему механизмов для обеспечения свободы совести и вероисповедания в Республике Беларусь. Появляется всё большее число ученых, исследующих эту проблематику. Вопросы взаимодействия государства и церкви выведены на уровень научных исследований. Проблемы этноконфессиональных отношений в современный период разрабатывались многими отечественными учеными. Появляются монографии, посвященные

исследованию  государственно –конфессиональных  отношений в Республике

Беларусь. Одной из наиболее значимых работ, посвященных проблеме взаимодействия государства и религиозных конфессий дающей детальный анализ современному периоду государственно–церковных отношений в Республике Беларусь, является докторская диссертация Л.Е.Землякова «Государственно–конфессиональные отношения в Республике Беларусь». В указанной работе раскрывается содержание и структура государственно–церковных отношений как специфической сферы политики государства и церкви, ее конституционно–правового закрепления в современный период.

Л.Е.Земляков является также автором монографии «Религиозные процессы в

Беларуси. Проблемы государственно–правового регулирования» в которой

рассматриваются религия и ее институты в социально–политической жизни

белорусского  общества в последнее десятилетие  ХХ века. Большое место в ней уделено рассмотрению проблемы религиозной ситуации в Республике Беларусь на современном этапе, выявляются противоречивые тенденции в религиозной сфере. Кандидатская диссертация по социологии А.И. Тиханского содержит комплексный анализ особенностей становления этноконфессиональных отношений в период трансформации белорусского общества. Раскрывает принципы взаимоотношений между государством, религиозными и национальными структурами, роль государства в сохранении этноконфессиональной стабильности в республике. Монография выдающегося русского мыслителя Л.А. Тихомирова «Монархическая

государственность»  и «Религиозно–философские основы истории» объединены общей темой «Христианство и политика». В работе он подчеркивал, что христианское мировоззрение имеет особенность поддерживать здоровый ход развития общества. Монография написана в начале века, но она в настоящий момент не утратила своей актуальности.

Последнее десятилетие  характеризуется тем, что резко  возрос объем литературы, издаваемой религиозными центрами и издательствами. Церковные институты различной конфессиональной направленности являются одной из сторон во взаимоотношениях государства и религиозных объединений, и поэтому точка зрения их представителей на происходящие процессы весьма интересна для исследования. В работе использованы публикации Митрополита Минского и Слуцкого Филарета, социальная доктрина Русской Православной Церкви, сделавшей попытку авторитетного соборного ответа на вызовы нового времени, материалы из системы Интернет. Вместе с тем, анализируя источники, следует отметить, что проблема взаимоотношений государственных и религиозных институтов в Республике Беларусь имеет место, но она не достаточно исследована. В Республике Беларусь нет крупных научных работ, за исключением работ Л.Е. Землякова, которые раскрывали бы многообразие государственно-церковных отношений на современном этапе. Исследование взаимосвязи и взаимопроникновения политики и религии пока находится вне поля зрения белорусских ученых, в их работах нет сравнительного анализа воздействия христианской религии на политические процессы Востока и Запада.

Более глубокий анализ содержания и соотношения  таких понятий как государство, политика, идеология, а также религия, церковь, религиозная идеология, вероисповедная политика, религиозные объединения позволит приблизиться к пониманию места и роли церкви в современной жизни общества.

Религия в переводе с лат. religio означает благочестие, набожность, святыня,

предмет культа. Существуют два подхода к определению  религии: содержательный и функциональный. Первый рассматривает религию как социальное действие, которое отличается от других тем, что направлено на священный объект. Функциональный подход определяет религию как деятельность, в которой вырабатывается основополагающий смысл, та главная руководящая мысль, на основе которой та или иная группа или общество индивидов «организует» свою жизнь. Способность направить человеческие действия, определять их общую тенденцию среди возможных альтернатив, допускаемых условиями человеческого существования, – вот что рассматривается в качестве наиболее существенной отличительной черты религии сторонниками функционализма. Религия – сложная социальная система, в которую входят религиозное сознание, религиозный культ и религиозные организации. Она может выполнять смыслополагающую (мировоззренческую) функцию в обществе, и в этом случае уровень религиозного сознания называют религиозной идеологией.

Церковь – это  тип религиозной организации со сложной строго централизованной системой взаимодействий между священнослужителями и верующими. Основными признаками церкви являются: иерархический

строй духовенства, его руководящая роль и привилегированное  положение при подчинении и иногда бесправном положении верующих, наличие общего вероучения, культа, обрядности, священной и богослужебной литературы. Ее элементами являются: общее вероучение (идеология), религиозная деятельность (культовая и некультовая), церковная структура (система управления жизнью, деятельностью, поведением верующих).

Отношения государства  и религиозных объединений это  совокупность исторически складывающихся и изменяющихся форм взаимосвязей и взаимоотношений, с одной стороны, институты государства, с другой – институциональных образований конфессий. В отношениях государства с религиозными объединениями получает практическую реализацию его вероисповедная политика. Задачи политики и религии на первый взгляд разные, но в то же время они решают целый ряд общих задач. Если религиозное направление создает свою систему учреждений, свою церковную организацию, то его роль в жизни общества становится более заметной, а влияние на политическую жизнь превращается в прямое участие в ней.

Реально складывающаяся система взаимоотношений между  государством и религиозными объединениями в Республике Беларусь постепенно приобретают характер сотрудничества на основе четкого разделения их функций. Подобное сотрудничество предполагает совместную деятельность в различных областях социального служения и обеспечения прав и свобод человека. В Республике Беларусь значительно возросла сеть религиозных организаций. Наряду с религиозными общинами появилось значительное количество монастырей, духовных образовательных учреждений, братств, сестричеств. Значительно изменилась конфессиональная картина: растет число конфессиональных новообразований. Изменился сам характер религиозной деятельности. Сегодня это не только исповедание веры, но и активная социальная, миссионерская, предпринимательская и иная деятельность.

Сам факт существования  религий и верующих требует от государства выработки и реализации определенной религиозной политики по отношению к ним.  Религиозная политика является одним из специфических и приоритетных направлений деятельности государства, ее органов с целью создания условий и социальных гарантий для религиозного развития социума.

Из вышеизложенного  следует, что проблема вероисповедной политики в

государстве требует  глубокого и вдумчивого осмысления. Политика относится к той форме интеллектуальной и духовной практики, которая стремится регулировать отношения между людьми, принадлежащими к различным классам или странам. Религия, в свою очередь, так же непосредственно формирует эти отношения. Следовательно, при кажущейся автономии религии и политики общим является человек, его благо, их обоюдное стремление к поддержанию порядка и стабильности в обществе. Церковь должна уделять главное внимание не системе внешней организации государства, а внутреннему сплочению общества.

В предвыборной программе 2001 года Президента Республики Беларусь А.Г.

Лукашенко в  пункте, касающемся свободы вероисповеданий, говорится о том, что «каждый человек вправе выбрать свою дорогу к своему храму. Никому не будет позволено навязывать гражданам Беларуси ту или иную веру. В Беларуси нет и не будет дискриминации человека по религиозным, этническим и политическим

убеждениям».

В реализации конфессиональной политики в Республике Беларусь необходимо учитывать, что произошедшие на протяжении 90–х годов ХХ столетия коренные социально–экономические, социокультурные преобразования качественно повлияли на характер государственно–конфессиональных отношений: государство прекратило какое бы то ни было вмешательство в деятельность религиозных организаций и объединений, протекающую в рамках закона, гарантирует полную свободу совести

и вероисповеданий, равноправия всех религиозных деноминаций, благодаря чему резко возросла миссионерская и общественная активность религиозных

организаций, значительная их часть приобретает все более  важную роль в

решении не только религиозных, но и социальных, нравственных и иных проблем, затрагивающих интересы широких масс граждан республики.

Белорусское государство  не вмешивается в деятельность религиозных

организаций, не возлагает на них государственных  функций, вместе с тем

религиозные организации  всех конфессий участвуют в общественной жизни,

используют средства массовой информации. Анализ многочисленных публикаций белорусских ученых в научных журналах, республиканских, местных газет, программ радио и телевидения свидетельствуют, что никогда за всю историю белорусского государства в них не отводилось сколько места вопросам, связанным с религией.

Информация о работе Религия и её основные институты в современной Беларуси