Развитие социологической мысли в России

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Марта 2012 в 23:15, контрольная работа

Описание работы

На протяжении всей истории общественного развития каждого мыслящего человека интересовали проблемы его места в этом мире. Извечными останутся вопросы: что есть человек? В чем заключается смысл жизни? Как прожить свою жизнь достойно и в гармонии с обществом?

Работа содержит 1 файл

контрольная работа по социологиии политологии.doc

— 205.01 Кб (Скачать)

Генетическая социология Ковалевского, основанием которой служила этнография, была направлена на изучение эволюции социальных институтов в этническом «облике», в частности в России. «Вопросы генетической социологии, науки о происхождении общественных институтов, - писал он, - имеют особый интерес для русских, ввиду чрезвычайно богатого этнографического материала...». Таким образом, она включает в себя сочетание этнографических и социологических методов и представляет своеобразный вид социокультурной антропологии, направления, которому в последние годы уделяется большое внимание в нашей стране.

 

 

Таким образом, развитие социологии в России стимулировалось:

 

   -социальным интересом интеллектуальных слоев к социальному устройству и социальным                проблемам общества;

-              развитием капитализма, усложнением социальной структуры общества, и ростом социальной мобильности населения;

-развитием теорий гуманистической направленности, стремящихся помочь угнетенным людям; последнее, как мы уже отмечали, особенно наглядно проявляется в отечественной литературе конца XIX века, жадно впитывающей всю социальную проблематику.

Хотя социология в России выступала с рядом оригинальных идей, имела большое число научных школ и направлений,у социологов долгое время не было специальных иисследовательских учреждений, обязательных учебных курсов, научных журналов.В начале XX века ситуация существенно меняется.

В интеллектуальных кругах общества социология ассоциировалась с наукой, дающей возможности разбираться «в               общественных положениях и отношениях». Поэтому возрастающий к ней научный интерес не случаен.

В 1908 году была открыта первая кафедра социологии при Психоневрологическом институте. Возглавляли ее профессора М.М. Ковалевский, Е. Роберти, а затем П. Сорокин и К. Тахтарев. После этого ряд учреждений объявляют себя социологическими. Так, в 1919 году Социобиблиологический институт был преобразован в Социологический институт. Таким образом, в России шли активные процессы институциализации нового научного направления — социологии.

Российская социология этого периода характеризуется явно выраженным критико-методологическим               направлением — во-первых, в ней идет процесс критического пересмотра гипотез и научных школ; во-вторых, выявляются взаимодействия между творческой эволюцией и биографией ученого и его творческими идеями. В связи с этим история социологии в России предстает перед нами как серия индивидуальных вкладов ученых, являющихся наличными данными, первичными фактами. Как и во всей мировой социологии после О. Конта, в российской социологии идут процессы дифференциации социального знания, поисков его места в системе других наук. В социологической теории этого периода преобладали редукционизм и натурализм различных оттенков, объединенные общей идеей, что детерминантой общественных отношений является психика человека.

Различия в этом постулате возникали лишь тогда, когда речь заходила о том, что определяет психическую природу человека. Представители субъективной школы вслед за Контом считали, что социальная среда лишь пассивно воздействует на природу человека. Объективизм стоял на позициях специфики природной среды при взаимодействии с личностью и возможности влияния человека на среду. Постепенно все биологические факторы стали рассматриваться в зависимости от социальных условий. Такой точки зрения придерживались М. Ковалевский и Е. Роберти. Дальнейшее движение в рамках позитивизма требовало отказа от некоторых контовских традиций.Е. Роберти, стоявший у истоков новых идей, назвал их неопозитивистскими.

Питирим Сорокин считал, что социальный мир — часть природы, и то, что называют разумом, составляет конечную трансформацию космической энергии. Поэтому законы социальности и нормы культуры входят в ряд законов вселенной и нисколько не исключают и не изменяют их. Отсюда задачу социологии он видел не в отражении и разложении конкретного мира как совокупности отношений и функциональных связей, а в факте взаимодействия, взаимоотношений особей .

Эпоха неопозитивизма в России была связана прежде всего с решением общих методологических проблем, дискуссией вокруг предмета науки.

Понятие «социальное взаимодействие» использовалось многими русскими учеными: Н. Кареевым, Е. Котляковским, Е. Роберти и другими. Однако именно П. Сорокин подводит концептуальную базу под его собственно социологические интерпретации. Он рассматривает социальное взаимодействие как родовое понятие различных проявлений общественной жизни,которая представляет собой «системные комбинации взаимодействий разного толка». Именно это факт позволил П. Сорокину считать социальное взаимодействие универсальной моделью группы и общества в целом.

Питирим Сорокин отмечал, что вся общественная жизнь и все социальные процессы могут быть разложены на явления и процессы взаимодействия двух или большего числа индивидов, и наоборот — комбинируя различные процессы взаимодействия, мы можем получать любой сложнейший из сложнейших общественный процесс, любое социальное событие, начиная от увлечения танго и футуризмом и кончая мировой войной и революциями. Процессы взаимодействия являются теми нитями, из совокупности которых создается ткань человеческой истории. На отношения взаимодействия распадаются все социальные отношения, начиная с отношений производственных и экономических и кончая отношениями религиозными, правовыми и научными. Он рассматривает три важных взаимосвязанных вопроса:              структуру социального взаимодействия, его типологию и критериии; а также социальную интеграцию; обосновывает главное положение своей теории о том, что вся общественная жизнь состоит из взаимодействий индивидов.

Оценка индивидов дается Сорокиным с точки зрения их возможностей в приспособлении к внешней среде, т.е. наличия нервной системы и способности реагировать на стимулы-раздражения, их физического, психического и социального полиморфизма, наличия потребностей, обеспечивающих контакты, и т.п. Так как в социальной жизни людей существует бесчисленное множество различных взаимодействий, то встает вопрос их классификации, необходимой для их изучения.Эти теоретико-методологические идеи были изложены в двух томах «Системы социологии», которые являлись начальным этапом задуманной Сорокиным многотомной работы. Он предполагал написать еще шесть томов, посвященных внутригрупповой дифференциации и расслоению социального пространства,              т.е. стратификации и мобильности в процессе революций, когда структура общества серьезно перестраивается. К сожалению, эти тома появились за границей, так как П. Сорокин был изгнан из России. Эти работы принесли русскому ученому мировую известность и долгое время служили учебниками, прежде всего в американских университетах, были переведены на многие языки мира и способствовали оформлению и развитию социологии в разных странах. К середине 30-х годов он приходит к выводу о пересмотре своих прежних подходов и меняет научную ориентацию. Сорокин стремился синтезировать все ценное, что, по его мнению,заключалось в позитивизме и антипозитивистских концепциях, но с ориентацией на «понимающую социологию», сосредоточивающуюся на анализе значимых, смысловых моментов социальной жизни. Понимающая социология, берущая начало от идей философии жизни и неокантианства, превращается в одно из основных теоретико-методологических направлений западной социологии.

Каждый из этапов развития социологии отличался своими воззрениями, в той или иной мере отражающими социально-экономические отношения и духовный мир общества.

 

Основными работами, в которых отражены социологические воззрения В.И.Ленина, являются:  «Экономическое содержание народничества и критика его в книге г. Струве» (1894-1895 гг.), «Что такое друзья народа и как они воюют против социал-демократов?» (1894 г.), «Развитие капитализма  в России» (1896-1899 гг.), «Империализм как высшая стадия капитализма» (1916-1917 гг.), «Государство и революция» (1917-1918 гг.) и др.

По мнению Ленина, К.Маркс «впервые поставил социологию на научную основу, установив понятие общественно-экономической формации, как совокупности данных производственных отношений, установив, что развитие таких формаций есть естественно-исторический процесс. Теперь со времени появления «Капитала» - материалистическое понимание истории уже не гипотеза, а научно доказанное положение, и пока мы не будем иметь другой попытки научно объяснить функционирование и развитие какой-нибудь общественной формации - именно формации, а не быта какой-нибудь страны или народа, или даже класса и т.п. - другой попытки, которая точно также сумела внести порядок в «соответствующие факторы», как это сумел сделать материализм, точно также сумела дать живую картину известной формации при строго научном объяснении ее, до сих пор материалистическое понимание истории будет синонимом общественной науки». Величайшая заслуга К.Маркса состоит в том, что он бросил все рассуждения об обществе и прогрессе вообще дал научный анализ одного общества и одного прогресса - капиталистического.

Защищая теорию марксизма, Ленин задает вопрос: «но где Вы читали у Маркса или Энгельса, чтобы они говорили непременно об экономическом материализме? Характеризуя свое миросозерцание, они называли его просто материализмом. Их основная идея... состояла в том, что общественные отношения делятся на материальные и идеологические. Последние представляют собой лишь надстройку над первыми, складывающимися помимо воли и сознания человека, как (результат) форма деятельности человека, направленной на поддержание его существования».

Анализируя современное себе общество, Ленин определяет ряд важных особенностей в развитии капиталистической формации в начале ХХ века, в которых проявились результаты действия закона, сформулированного Марксом, сущность которого заключалась в том, капиталистическое общество движется в направлении обобществления средств производства. В работе «Империализм как высшая стадия капитализма» отмечается, что громадный рост промышленности  и замечательно быстрый процесс сосредоточения производства во все более крупных предприятиях является одной из наиболее характерных особенностей капитализма, конкуренция превращается в монополию. Получается гигантский процесс обобществления производства.

Не претендуя на всеобщий охват связей и явлений в развитии капитализма, Ленин выделяет пять его основных признаков:

           концентрация производства и капитала, дошедшая до такой высокой ступени развития, что   она создала монополии, играющие решающую роль в хозяйственной жизни;

           слияние банковского капитала с промышленным и создание на базе этого              «финансовогокапитала», финансовой олигархии;

           вывоз капитала в отличие от вывоза товаров, приобретает особое значение;

 

          образуются международные монополистические союзы капиталистов, делящими мир;

          закончен территориальный раздел земли между крупнейшими капиталистическими державами.

Империализм, по Ленину, есть капитализм на той стадии развития, когда сложилось господство монополий и финансового капитала, приобрел выдающееся значение вывоз капитала, начался раздел мира между международными трестами и закончился раздел всей территории земли крупнейшими капиталистическими странами. Империализм есть монополистическая стадия капитализма. Монополия есть переход от капитализма к более высокому общественно-экономическому укладу, к более высокому строю.

Особое место в социологических воззрениях Ленина занимают вопросы разработки и реализации на практике теории социалистической революции. Основными направлениями революционной теории являлись: теория классовой борьбы и теория силового (в т.ч. и вооруженного) захвата власти. Конечной целью, которая ставилась в теории классовой борьбы, было уничтожение классов, что значило «поставить всех граждан в одинаковое отношение к средствам производства всего общества, это значит - все граждане имеют одинаковый доступ к работе на общественных средствах производства, на общественной земле, на общественных фабриках и так далее». Ленинский план вооруженного восстания, отраженный в работе «Апрельские тезисы», военно-боевая работа в РСДРП(б) и деятельность по строительству социалистического государства являются «пособием» подготовки захвата власти вооруженным путем и ее удержания.

Кроме того, в работах Ленина разработаны вопросы теории государства: соотношение, классовая сущность и функции различных видов демократий и диктатуры; анализ особенностей Советов как государственной формы диктатуры пролетариата; определение перспектив и условий «отмирания государства». Рассматривая государство как продукт и проявление непримиримости классовых противоречий, Ленин отмечал, что оно возникает там и тогда, где, когда и поскольку классовые противоречия объективно не могут быть примирены; и наоборот: существование государства доказывает, что классовые противоречия непримиримы. При этом он критиковал позицию социал-революционеров и меньшевистского направления в РСДРП, которые в государстве видели орган примирения классов. В качестве социальных институтов, характерных для буржуазного государства, выделял чиновничество и армию. Смена буржуазного государства пролетарским невозможна без насильственной революции. По мнению Ленина, все предшествующие революции усовершенствовали государственную машину, а ее надо сломать и на основе диктатуры пролетариата перейти к бесклассовому обществу. С исчезновением классов исчезнет неизбежно государство.

Важное значение для методологии определения социально-классовой структуры общества имеет значение определение классов, данное Лениным в работе «Великий почин». Классами называются большие группы людей, различающиеся :

 по их месту в исторически определенной системе общественного производства,

 по их отношению (большей частью, закрепленному и оформленному в законах) к средствам производства,

 по их роли в общественной организации труда, и, следовательно,

 по способам получения и размером той доли общественного богатства, которой они располагают.

Классы это такие группы людей, из которых одна может присваивать труд другой, благодаря различию их места в определенном укладе общественного хозяйства.

Большая заслуга принадлежит развитию Лениным положений марксизма о войне как продолжении политики средствами вооруженного насилия, как продолжение политики конкретных заинтересованных держав и разных классов внутри них в данное время.    

 

В.И.Ленин вошел в историю не только как ученый, но и как практик, политик. Под его руководством осуществилась в России Великая Октябрьская социалистическая революция, было построено первое в мире социалистическое государство, в котором все средства производства были национализированы, обобществление средств производства доведено до максимума. Тем самым всему миру был продемонстрирован пример, в котором проявилась тенденция в развитии капиталистических обществ к обобществлению. Благодаря этой революции процесс обобществления в развитых странах получил широкое распространение в форме акционерных обществ, изменилась система распределения благ и ценностей, повысилась роль государства в регулировании общественных отношений с целью их оптимизации, получили развитие и применение на практике научные теории управления общественными процессами.                Капитализм              трансформировался                в                 государственно-монополи-              стическую форму с элементами планового развития и регулирования рыночных отношений, как его называют в настоящее время «капитализм с человеческим лицом».

Информация о работе Развитие социологической мысли в России