Радиотехнический информационно-управляющий комплекс системы низкоорбитальных малых космических аппаратов наблюдения

Автор: Пользователь скрыл имя, 31 Мая 2013 в 06:18, дипломная работа

Описание работы

Целью дипломного проекта является определение минимально необходимых значений технических параметров, при которых обеспечивается стабильная устойчивость функционирования всех средств ИУК. Результаты дипломного проекта могут быть использованы в проектных материалах промышленной организации при создании радиотехнической системы управления космическими аппаратами в совмещенных режимах измерения дальности, радиальной скорости и передачи информации

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...8
1 Принципы построения информационно- управляющего комплекса космической системы наблюдения………………………9
1.1 Обзор существующих информационно- управляющего комплексов и проблемные вопросы их современного развития……9
1.2 Структурно-функциональные схемы информационно-управляющих комплексов (аналоги и прототипы)………………13
1.3 Обзор существующих радиотехнических средств управления космическими аппаратами.................................21
2 Основные тактико-технические требования к радиотехнической системе управления низкоорбитальных малых космических аппаратов……………...34
3 Структурные и функциональные схемы подсистем и устройств радиотехнической системы управления и обработки информации в составе информационно управляющего комплекса……………………………………37
3.1 Структурная схема наземной станции……………………………………..37
3.2 Функциональная схема приемного устройства…………………………...42
4 Обоснование и оценка основных характеристик радиолиний информационно – управляющего комплекса………….43
4.1 Постановка задачи и исходные данные……………………………………43
4.2 Обоснование характеристик радиолиний…………………………………44
4.3 Результаты анализа требований по информативности каналов ИУК…..47
4.4 Синтез структуры и оценка энергетических характеристик каналов ИУК…………………………………………49
5 Блок-схема канала моноимпульсного сопровождения и описание работы моноимпульсного наведения антенной системы КИС…………………….…62
6 Принципиальная схема и конструкция ЦПС моноимпульсной системы наведения, описание технических параметров 75
7 Организационно – экономическая часть……………………………………..80
7.1 Аннотация……………………………………………………...……….…....80
7.2 Общее описание компании……………………………………………….....80
7.2.1 Исследование и анализ рынка…………………………………………...…81
7.2.2 Оценка риска……………………………………………………………….81
7.2.3 План маркетинга…………………………………………………………...81
7.2.4 Организационное обеспечение работ…………………………………….82
7.3 Этапы разработки………………………………………………………...…83
7.3.1 Определение трудоемкости выполнения этапов разработки………...…84
7.3.2 Определение затрат на создание комплекса……………………………..85
7.3.3 Материалы и комплектующие изделия…………………………………..86
7.3.4 Расчет основной заработной платы…………………………...………….87
7.3.5 Дополнительная заработная плата………………………………………..88
7.3.6 Отчисления в фонды………………………………………………………88
7.3.7 Расчет накладных расходов…………………………………………….…88
7.3.8 Цеховые расходы…………………………………………………………..89
7.3.9 Общезаводские расходы…………………………………………………..89
7.3.10 Цеховая себестоимость……………………………………………..……89
7.3.11Заводская себестоимость………………………………………………....89
7.3.12 Определение договорной цены проектирования изделия……………..91
7.3.13 Определение договорной цены изготовления изделия………………...91
7.3.14 Договорная цена изделия………………………………………………...91
7.4 Технико-экономическое обоснование целесообразности выполнения проекта………………………………91
7.5 Используемое программное обеспечение и компьютерные устройства………………………………………..93
8 Экологичность и безопасность проекта……………………………………94
8.1 Цели и задачи……………………………………………..……..……...……94
8.2 Оптимальное рабочее место……………………………………………..….94
8.3 Карта условий труда……………………………….……………….…..…..105
8.4 Проектирование комбинированного освещения…………………………111
8.5 Механическая вентиляция………………………………………………....120
8.6 Электобезпасность…………………………………………………………124
8.7 Вывод к разделу……………………………………………………………133
Заключение……………………………………………………………………...134
Список использованных источников……………………………….…………136
Приложения……………………………………………………………………..139

Работа содержит 1 файл

ДИПЛОМ №1.docx

— 6.39 Мб (Скачать)

 

Рекомендуемые размеры рабочего стола для взрослого  человека:

- ширина  стола - 1500 мм ;

- глубина  стола - 800 мм ;

- высота  - 725 мм.

 

Одно  рабочее место включает в себя (рис. 8.3 , рис.8.4):

    • системный блок;
    • монитор;
    • клавиатура;
    • мышь;
    • принтер;
    • настольная лампа;
    • стол;
    • рабочее кресло.

 

 

       

 

    Рис. 8.3 – Эскиз рабочего места инженера программиста (вид спереди)

 

 

 

Рис. 8.4 – Эскиз рабочего места инженера программиста (вид сверху и сбоку)

 

              1) Необходимая документация расположена в зоне легкой досягаемости ладони - (слева) - литература и документация, необходимая при работе;

2) дисплей размещается в центре;

3) принтер находится справа;

4) подставка для ног;

5) системный блок размещается в нижней зоне (справа);

6) клавиатура;

7) В выдвижных ящиках стола – документация и литература.

 

Из краткого описания рабочих условий видно, что оформление рабочего помещения подобрано удачно. Выдержаны предельно допустимые условия, например, по количеству рабочей площади на человека. Значительное преобладание в интерьере светлых тонов с наличием оконных проемов и присутствие ламп дневного освещения, обеспечивают достаточное освещение помещения в целом и рабочих мест в частности. Рабочая мебель спроектирована по высочайшим эргономическим требованиям европейских стандартов – обеспечены требования к рабочей позе человека по всем его антропометрическим параметрам [СанПиН 2.2.2/2.3.1340-03[13,14]].

Поддержка оптимальной температуры в помещении обеспечивается кондиционером с зимним и летним режимами работы. С его помощью можно добиться любой – в пределах нормы – комнатной температуры и обеспечить комфортную температуру в 22 градуса. Помимо этого зимой работает центральное отопление .

Предел  допустимых условий по частоте мерцания монитора равен 95 Гц. В настоящее время мониторы выпускают с частотой в пределах допустимых нормы.

Также отвечают эргономическим требованиям стандартов клавиатура и мышь. Клавиатура стандартная  прямоугольная 101/102 клавиши. Размещение основных, вспомогательных и функциональных клавиш, основанное на частоте их использования, не меняется уже несколько десятилетий.

 

При проектировании письменного стола следует учитывать  следующее:

  • высота стола должна быть выбрана с учетом возможности сидеть свободно, в удобной позе, при необходимости опираясь на подлокотники;
  • нижняя часть стола должна быть сконструирована так, чтобы инженер мог удобно сидеть, не был вынужден поджимать ноги;
  • поверхность стола должна обладать свойствами, исключающими появление бликов в поле зрения инженера;
  • конструкция стола должна предусматривать наличие выдвижных ящиков.

Высота  рабочей  поверхности   рекомендуется   в   пределах 680-760 мм. Высота рабочей поверхности, на которую устанавливается клавиатура, должна быть 650 мм.

Большое значение  придается характеристикам  рабочего кресла. Так,  рекомендуемая  высота сиденья над уровнем пола должна быть в пределах 420-550 мм. Поверхность сиденья рекомендуется делать мягкой, передний край – закругленным, а угол наклона спинки рабочего кресла – регулируемым.

Необходимо  предусматривать при проектировании возможность различного размещения документов: сбоку от монитора, между  монитором и клавиатурой и  т.п.  Кроме того, в случаях, когда  монитор имеет  низкое качество изображения,  например заметны мелькания,  расстояние от глаз до  экрана делают больше (около  700 мм), чем расстояние от глаза до документа (300-450 мм). При высоком качестве изображения на мониторе расстояние от глаз пользователя до экрана, документа и клавиатуры может быть равным.

Положение экрана определяется:

  • расстоянием считывания (0.60 + 0.10 м);
  • углом считывания, направлением взгляда на 20  ниже горизонтали к центру экрана, причем экран перпендикулярен этому направлению.

Должна  предусматриваться возможность  регулирования экрана:

  • по высоте: +3 см;
  • по наклону: от 10  до 20  относительно вертикали;
  • в левом и правом направлениях.

Зрительный  комфорт зависит от:

  • четкости на экране, клавиатуре и в документах;
  • освещенности и равномерности яркости  между  окружающими условиями и различными участками рабочего места;

Большое значение также придается правильной  рабочей  позе пользователя. При  неудобной рабочей позе могут  появиться боли в мышцах, суставах и сухожилиях.  Требования к рабочей  позе пользователя видеотерминала следующие: шея не должна быть наклонена более  чем на 20° (между осью "голова-шея" и осью туловища), плечи должны  быть расслаблены, локти – находиться под углом 80° - 100° , а предплечья и кисти рук – в горизонтальном положении.

Характеристики  используемого рабочего места:

  • высота рабочей поверхности стола 750 мм;
  • высота пространства для ног 650 мм;
  • высота сиденья над уровнем пола 450 мм;
  • поверхность сиденья мягкая с закругленным передним краем;
  • предусмотрена возможность размещения документов справа и слева;
  • расстояние от глаза до экрана 500-700 мм;
  • расстояние от глаза до клавиатуры 400 мм;
  • расстояние от глаза до документов 500 мм;
  • возможно регулирование экрана по высоте, по наклону, в левом и в правом направлениях;

Создание  благоприятных условий труда  и правильное эстетическое оформление рабочего места имеет большое  значение как для облегчения труда, так и для повышения его привлекательности, положительно влияющей на производительность (рис. 8.5). Окраска помещений и мебели должна способствовать созданию благоприятных условий для зрительного восприятия, хорошего настроения. В служебных помещениях, в которых выполняется однообразная умственная работа, требующая значительного нервного напряжения и большого сосредоточения, окраска должна быть спокойных тонов – малонасыщенные оттенки холодного зеленого или голубого цветов.

 

                

            

Рис. 8.5 – Оптимальное место разработчика

                                    

 

 

 

8.3 Карта условий труда

 

Для выявления  биологически значимых элементов условий  труда следует составить карту  условий труда на рабочем месте. Карта условий труда разработчика  представлена в таблице 8.3.

Таблица 8.3 – Карта условий труда

Показатели условий  труда. Единицы измерения.

ПДУ, ПДК

Оценка показателя

Длительность воздействия (экспозиция)

Балл с учетом экспозиции

Абсолютная

В баллах

Мин.

В долях смены, %

1

2

3

4

5

6

7

8

А. Психофизиологические нагрузки.

1

Напряжение зрения:

Освещенность рабочего места, лк

400

На уровне санитарных

норм

3

480

100

3

Размеры объекта, мм

 

0,5

2

400

83

1

Разряд зрительной работы

 

1

3

400

83

2,5

Энтропия зрительной информации, бит/сигнал

 

8

1

400

83

0,7

Число информационных сигналов в час

 

100

1

400

83

0,7

2

Напряжение слуха:

Уровень шума, дБ

50

ПДУ

2

480

100

2

Соотношение сигнал-шума, %

 

80

1

480

100

1

Энтропия слуховой информации, бит/сигнал

 

8

1

480

100

1

3

Напряжение внимания:

Длительность сосредоточенного наблюдения, % времени смены

 

50

2

240

50

1

Число важных объектов наблюдения

 

<25

1

160

33

0,3

Темп – число движения пальцев в час

 

700

2

300

60

1,2

4

Напряжение памяти:

Необходимость помнить  об элементах работы свыше 2-х часов (кол-во эл.)

 

5

6

100

21

1,2

Поиск рассогласований, в % от числа регулируемых параметров

 

30

2

360

75

1,5

5

Нервно-эмоциональное  напряжение. Экспертная оценка.

 

-

2

360

75

1,5

6

Интеллектуальное напряжение. Экспертная оценка.

 

-

3

240

50

1,5

7

Физическая нагрузка:

Энергозатраты, Вт

 

<172

1

420

0,875

0,875

Внешняя механическая работа, Вт

 

-

-

-

-

-

8

Статическая нагрузка в течение смены, кгс.сек:

На одну руку

 

<180

1

240

0,5

0,5

На обе руки

 

<430

1

120

0,25

0,25

На весь корпус

 

610

1

120

0,25

0,25

9

Рабочее место, рабочая  поза, перемещение в пространстве. Экспертная оценка.

 

Поза статическая, сидячее  положение.

2

480

100

2

10

Сменность

 

Одна

1

480

100

1

11

Продолжительность работы в течение суток, час

 

8

2

480

100

2

12

Монотонность:

Число приемов в операции

 

3-5

3

240

50

1,5

Длительность повторяющихся  операций, с

 

5-9

5

200

39

1,95

13

Режим труда и отдыха

 

Без гимнастики и музыки

2

480

100

2

Б. Санитарно-гигиенические  условия труда

14

Температура воздуха на рабочем месте:

Теплый период, С

Ниж. 23

Верх. 25

22

2

480

100

2

Холодный период, С

Ниж. 22

Верх. 24

22

1

480

100

1

15

Вредные химические в-ва, кратность превышения ПДК

 

ПДК

2

240

50

1

16

Промышленная пыль, кратность  превышения ПДК

 

ПДК

2

240

50

1

17

Вибрация, ПДУ плюс превышение, дБ

 

<ПДУ

-

480

100

-

18

Ультразвук в воздухе, ПДУ плюс превышение, дБ

 

<ПДУ

-

480

100

-

19

Тепловое излучение, Вт/см2

 

-

-

-

-

-

20

Электромагнитные излучения:

С.в.ч., мкВт/см2

 

<ПДУ

1

480

100

1

В.ч., В/м

 

<ПДУ

1

480

100

1

Оптический диапазон, мкВт/см2

 

<ПДУ

1

360

75

0,75

21

Ионизирующие излучения, мр/ч

 

<ПДУ

1

360

75

1

В. Оценка условий труда

 

Число факторов, формирующих  тяжесть труда, n

7

 

Сумма баллов Ксум

15,5

 

Усредненный балл Кср

2,21

 

Показатель интегральной оценки условий труда, K

35,72

 

Категория тяжести труда, КТ

III


 

Из таблицы 8.3 видно, что один фактор имеет балл выше двух - интеллектуальное напряжение – 3. Под воздействием этих показателей формируется более неблагоприятная категория тяжести труда. Поэтому в расчет принимаются только этот фактор, так как прочие факторы, имеющие оценку в 1 – 2 балла в расчет категории тяжести труда не принимаются, так как они составляют обычный фон жизнедеятельности человека.

Баллы рассматриваемых  факторов ki суммируют и находят усредненный балл по формуле:

, где

n – число факторов;

ki – балл i-го показателя.

 

Определяем  интегральный показатель воздействия  на человека всех факторов по формуле:

 

Отсюда

 

По интегральному  показателю из таблицы находим категорию  тяжести труда.

Согласно  полученному показателю можно сделать  вывод, что данная работа относится  к третьей категории тяжести  труда.

3 категория  - условия на грани допустимых. Если по расчету категория тяжести труда окажется выше 2 категории, то необходимо принимать технологические решения по рационализации наиболее тяжелых факторов и доводить их до нормальных условий.

Показатель  работоспособности вычисляется  по формуле:

 

 

 

 

Чтобы понизить категорию тяжести труда по факторам, превышающим балл 3, необходимо следующее:

для снижения интеллектуального напряжения –  нужно делать каждые 2 часа перерывы на 15-20 минут. Чередование работы и  отдыха является важным условием плодотворной интеллектуальной деятельности. Отдыхом  может быть не только прекращение  на время целенаправленной деятельности, но и чередование занятий.

 

 

 

 

Таблица 8.4 – Оценка условий труда

Число факторов, формирующих тяжесть  труда, n

34

Усредненный балл, kср

1,5

Показатель интегральной оценки условий  труда, kсигма

26,0

Категория тяжести труда, kср

2


 

Показатель работоспособности  вычисляется по формуле:

 

 

 

Следовательно, производительность труда  увеличится на 29,25%.

 

Тепловыделения  от людей

 

Тепловыделение человека зависит от температуры, тяжести  работы  и скорости движения окружающего  воздуха.

При работе, температуре  окружающего воздуха 24°С и скорости движения воздуха не более 0,2 м/с количество тепла, выделяемое одним человеком, составит 70 Вт. Для 4  человек суммарное выделение тепла составит 280 Вт.

В расчётах используется явное тепло, т.е. тепло, которое воздействует на изменение температуры воздуха  в помещении.

 

Тепловыделения  от солнечной радиации

 

                    Расчет тепла, поступающего в помещение от солнечной радиации Qост, через остекление, производится по формуле:

       

,

где Fост=6 кв.м. - площадь поверхности остекления;

qост=185 Вт/кв.м. - удельное тепловыделение от солнечной радиации при юго-западной ориентации остекления (окна с двойным остеклением с металлическим переплетами) и географической широте 55 градусов;

Аост=0,8 - коэффициент учета характера остекления.

 

Вт.

 

Тепловыделение  от оборудования

 

Один  паяльник в среднем выделяет порядка 40 Вт тепла, в цехе используется 4 паяльника:

Qоб=60*4=240 Вт.

 

Суммарное выделение тепла

 

Qобщ = Qчел+Qост+Qоб

Qобщ = 280 + 888 +240= 1408 Вт.

8.4 Проектирование комбинированного освещения

 

Рациональное освещение рабочего места является одним из важнейших  факторов, влияющих на эффективность  трудовой деятельности человека, предупреждающих травматизм и профессиональные заболевания. Правильно организованное освещение создает благоприятные условия труда, повышает работоспособность и производительность труда. Освещение на рабочем месте должно быть таким, чтобы инженер мог без напряжения зрения выполнять свою работу. Утомляемость органов зрения зависит от ряда причин:

  • недостаточность освещенности;
  • чрезмерная освещенность;
  • неправильное направление света.

Недостаточность освещения приводит к напряжению зрения, ослабляет внимание, приводит к наступлению преждевременной  утомленности. Чрезмерно яркое освещение  вызывает ослепление, раздражение и  резь в глазах. Неправильное направление  света на рабочем месте может  создавать резкие тени, блики, дезориентировать работающего. Все эти причины  могут привести к несчастному  случаю или профзаболеваниям, поэтому  столь важен правильный расчет освещенности.

Проведем расчет комбинированного освещения, т.е. совокупности общего освещения и местного освещения.

При расчете общего освещения используется метод коэффициента использования  светового потока. В качестве источников искусственного освещения будем  использовать люминесцентные лампы.

Информация о работе Радиотехнический информационно-управляющий комплекс системы низкоорбитальных малых космических аппаратов наблюдения