Проблемы развития Гражданского общества в Беларуси

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Января 2012 в 09:59, реферат

Описание работы

Объектом контрольной работы является гражданское общество в современной Беларуси. В качестве предмета выступают особенности процесса становления и проблемы развития гражданского общества в Беларуси.
Целью является рассмотрение проблем становления и развития гражданского общества в современной Беларуси.

Работа содержит 1 файл

Проблемы развития Гражданского общества в Беларуси.doc

— 80.00 Кб (Скачать)

 

      2. Проблемы становления  гражданского общества  в Беларуси.

     На  пути формирования гражданского общества в Республике Беларусь в настоящее  время существует ряд трудностей, и, прежде всего, устойчивые стереотипы, система ценностей, сформированные коммунистическим режимом, которые отторгают многие экономические, социальные и культурные предпосылки гражданского общества. У значительной части, если не у большинства, населения вызывают психологический дискомфорт такие фундаментальные, базовые ценности, на которых строится гражданское общество, как частная собственность, экономическое и социальное неравенство, конкуренция, а также отсутствие многих социальных гарантий, которые были прежде. 

     Глубочайший отпечаток на социальное поведение белорусского населения наложили такие факторы, как тяжелое наследие русско-советского имперского господства, надолго остановившего процесс формирования белорусской нации, патриархальные особенности менталитета и политической культуры большинства населения, отсутствие влиятельного среднего класса и, наконец, режимные изменения в 1996 году. По этим причинам белорусское общество отличает довольно низкий уровень социальной активности. Как и в советские времена, она протекает в основном в пространстве их частной жизни и почти не выражена в публичной сфере.

     Согласно официальной трактовке белорусская государственность начинается лишь с образования в 1919 году БССР. Славная, сколь же и трагичная, история Великого княжества Литовского и Белорусской Народной Республики, роль которой в политической ресоциализации граждан, формировании белоруской идентичности, гражданственности и патриотизма трудно переоценить, практически не культивируется как предмет национальной гордости. Поэтому неудивительно, что у подавляющего большинства населения все еще отсутствует развитое национальное самосознание, т.е. сознание принадлежности к Беларуси не только на основе сходного жизненного опыта, объективной общности «крови» или «почвы», но и на основе общей системы национальных ценностей. Отсутствие в массовом сознании вдохновляющей национальной идеи является, пожалуй, самым главным фактором гражданской и политической индифферентности граждан.

     Ментальные  основы общественной пассивности и  апатии большинства белорусов обусловлены их относительно недавним крестьянским прошлым и исторической усталостью от изнурительной борьбы за элементарное физическое выживание, которую белорусский народ был вынужден вести с иноземными захватчиками и местными угнетателями на протяжении нескольких столетий. Это – витальная целесообразность, приземленный прагматизм, неверие в возможность изменить общественные условия жизни и, более того, страх перед общественными переменами. Поэтому для таких людей характерны сосредоточенность на пространстве собственной частной жизни, ориентация на индивидуальное приспособление к окружающим условиям, обособленность частного существования, заниженный уровень социальных запросов и ожиданий.

     Советская эпоха сформировала у большинства  белорусов сильную подданническую привязанность к «большому» патерналистскому государству, которое сделало гражданскую инициативу и самоорганизацию просто не нужной. Они воспринимают как само собой разумеющееся, что практически все социальные обязанности, которые обычно лежат на самих гражданах и их локальных сообществах (например, школьное попечительство, благотворительность, забота о пожилых людях, организация дополнительного образования или досуга по месту жительства), государство взяло почти целиком на себя и не желает делиться ими с обществом.

     Органы  государственной власти Беларуси сейчас не только стараются взять под  контроль гражданское общество и  его развитие в стране, но и создать  структуры, программы псевдогражданского общества, сильная президентская вертикаль власти.

     В результате активность гражданского общества почти не сказывается на повседневной жизни основной массы людей, от чего и уровень общественной поддержки гражданских организаций и инициатив остается очень низким. Люди предпочитают прибегать к отработанным за многие десятилетия механизмам индивидуальной адаптации к условиям своей жизни. Высокая степень индивидуального приспособления к любой общественной системе, в том числе и к ныне существующей – основная черта традиционной поведенческой модели белорусов и одна из основных причин общественной пассивности.

     Белорусы  не имели возможности сформировать представление о том, что такое  гражданское общество. Период относительной  политической и гражданской свободы  был всего несколько лет, сразу  после развала Советского Союза  и до конца 1996 года. Именно в этот период в стране прошли относительно свободные выборы, наблюдалась свобода слова, активно создавались политические и общественные организации. Затем наступил период восстановления авторитаризма в политике и гражданской сферах и централизованной плановой экономики. Он продолжается до сих пор.

     Отсутствие  частной собственности, или прототипов ее, понизило уровень самодисциплины у населения и не вызвало необходимости  объединения в «группы по интересам» внутри государства. Собственность была прерогативой государства. Это создавало сначала определенную атмосферу зависимости человека от государства, в последствие привело к рефлексорному иждивенчеству: создавался миф о государстве-отце, который за послушание и покормит и оденет. Не было необходимости стремиться, крутиться, повышать свой профессиональный уровень, ибо человек уже работал не на свои интересы, а на интересы мифического государства-отца.

     Перераспределение собственности через приватизацию не привело, как ожидалось, к созданию многочисленного среднего класса. Негативным моментом является и то, что имевшие место обесценивание денежных вкладов, достаточно высокий уровень инфляции, сильный налоговый пресс, ограничивающий предпринимательскую деятельность, отсутствие развитой частной собственности на землю не позволяли делать серьезные вложения средств в производство, в землю, не способствовали становлению зрелого гражданина с неотъемлемыми правами и обязанностями.

 

     Заключение

 

     Подводя итого, можно выделить фундаментальные  причины низкого уровня организации гражданского общества в Беларуси:

     1) Низкий процент частного сектора  в экономике. Т.е. отсутствие  большой независящей от государства  социальной группы с весомым  капиталом и собственностью, способной  на серьезную защиту своих  интересов, а главное имущества, на политическом и законодательном уровнях.

     2) Неразбитый миф государства-отца, а также продолжающийся «деструктивный  саботаж». Работаем меньше, получаем  больше – зачем куда-то лезть? 

     3) Отсутствие политической элиты,  осуществляющей национально ориентированную внешнюю и внутреннею политику.

     4) Наличие репрессивного аппарата  и страх перед расправой за  социальную и политическую активность. Очень четко отпечаталось на  сознании большинства белорусских  людей еще со времен СССР. Обжегшись на молоке – дуем на воду.

     Существует  ряд проблем и возможных способов их решения, которые были рассмотрены  в реферате. Круг проблем довольно широк – развитие частной собственности, рыночных отношений на уровне макроэкономики, правового государства, плюрализма идеологий, толерантности людей с разными культурными и политическими установками, их умение договариваться. Самое важное, это заниматься активно проблемами гражданского общества и рассматривать процесс создания основ гражданского общества в современной Беларуси в контексте формирования гражданской политической культуры, становления гражданского самосознания и укрепления в массовом сознании гражданских ценностей общественной солидарности.

 

      Список использованной литературы 

  1. Левин И.Б. Гражданское общество на Западе и в России // Полис, 1996
  2. Мамут Л.С. Гражданское общество и государство: проблема соотношения // Общественные науки и современность, 2002, № 5
  3. Мотрошилова Н.В. О современном понятии гражданского общества // Вопросы философии, 2009, № 5
  4. Соловьёв А.И. Три облика государства – три стратегии гражданского общества // Полис, 1996, № 6.
  5. Хорос В. Гражданское общество: общие подходы // МЭиМО, 1996, № 1.
  6. Шмиттер Ф. Размышления о гражданском обществе и консолидации демократии // Полис, 1996, № 5.

Информация о работе Проблемы развития Гражданского общества в Беларуси